Напоминание

Методика написания мелодических диктантов


Автор: Сугак Светлана Леонидовна
Должность: преподаватель предметов музыкально-теоретического цикла
Учебное заведение: ОБОУ ДО "Железногорская детская школа искусств"
Населённый пункт: Курская область, г. Железногорск
Наименование материала: Доклад
Тема: Методика написания мелодических диктантов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сугак

Cветлана Леонидовна,

Преподаватель музыкально -

теоретических дисциплин

Железногорской ДШИ,

Курская обл., г. Железногорск

МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ

МЕЛОДИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ

За

последние

несколько

десятилетий

методика

преподавания

сольфеджио подверглась ряду конкретных изменений. Изменились не

только методы преподавания, но и содержание и цели предмета.

Перестройка была во многом связана с выработкой новых, прогрессивных

методов

воспитания

музыкантов,

базирующегося

на

углублении

и

развитии наиболее ценных сторон музыкальной педагогики.

Изначально сольфеджио в качестве предмета обучения понималось как

система упражнений, имеющих целью научить бегло и чисто «читать

ноты». Этому служили упражнения по слуховому усвоению интервалов,

гамм и аккордов. Музыкальный диктант внедрялся в сольфеджио с трудом.

Диктант часто сводился к правильной записи соседних интервалов нота за

нотой.

Музыкальный

материал

для

диктанта

был

далек

от

художественного содержания и обычно сочинялся самим педагогом

соответственно уровня развития учащихся и в основном сводился к

сочетанию мелодических интервалов в различной их последовательности и

комбинации. Но вскоре уже становится понятно, что именно диктант

становится тем заданием, что закрепляет все практические навыки,

приобретённые на уроке сольфеджио. В самом деле, для того, чтобы

записать

исполняемый

в

данную

минуту

отрывок

музыкального

произведения или зафиксировать звучащую в памяти музыку, следует

обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических

знаний. Чтобы ясно и совершенно конкретно проанализировать то, что

слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной речи

данного

отрывка,

надо

уметь

грамотно,

на

основе

полученных

теоретических знаний, записать эту музыку. Здесь вполне уместно

провести аналогию с навыками в обучении чтению и письму на родном

языке. Длительный путь постижения грамоты необходим для того, чтобы

создать

неразрывную

связь

видимого

слышимого,

связи

непосредственной и прямой. В работе над записью музыки установление

такой связи является первой задачей. В музыке эта связь должна быть

особенно сильной потому, что написанное и видимое получает смысл

только тогда, когда оно звучит.

Вторая задача в работе над записью музыки заключается в том, чтобы

способствовать развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти.

Внутренний слух и музыкальная память тесно связаны между собой и

часто рассматриваются как одно и то же. Но на самом деле это две разные

стороны музыкальных способностей ученика. Внутренний слух есть

способность в воображении представлять себе один или ряд звуков.

Причем, это внутреннее слышание может быть вначале интуитивным,

бессознательным, что присуще почти каждому музыкальному человеку, но

в

процессе

работы

должно

стать

осознанным,

целенаправленным.

Музыкальная память проявляется через внутренний слух. Многие авторы

учебников по сольфеджио отмечают, что воспитание слуха будущего

музыканта-профессионала - это, прежде всего, всемерное развитие

музыкальной памяти. Таким образом, музыкальная память - не просто

способность

запоминания

мелодии,

гармонического

сопровождения

музыкального отрывка в целом, а память аналитическая, то есть

запоминание и одновременно понимание структуры горизонтали и

вертикали: мелодии, музыкальной формы, строения, расположения и

функций

аккордов,

их

взаимосвязи,

особенностей

фактуры

и

голосоведения –иначе говоря, тех элементов, которые обычно выявляются

при зрительном анализе нотного текста.

Очевидно, что сложный процесс записи диктанта «слышу – понимаю –

записываю» требует не только определенных знаний, умений и навыков,

но и хорошо развитый слух, и специальную подготовку. Это одна из

важнейших

задач

методики

сольфеджио

показать,

как

писать

мелодический, ритмический, гармонический диктант.

В педагогической практике работа над записью диктанта построена в

большинстве случаев так, что развивается лишь одна сторона памяти:

осознание и затем запоминание того, что слышишь. Недостаточно

тренируется

память музыкальная, так сказать эмоциональная, не

анализирующая, а основанная на внутреннем слышании звучания. Еще

меньше используются творческие возможности учеников, не привлекается

к работе тот музыкальный материал, который накоплен в их практической

музыкальной

деятельностью.

Методически

не

разграничены

и

не

разработаны приемы работы над развитием памяти и внутреннего слуха.

Именно работа над диктантом в классе сольфеджио должна ставить своей

целью развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти.

Третья задача в работе над диктантом – это практическое освоение и

закрепление теоретических понятий и того опыта, который накоплен в

результате практической музыкальной деятельности учащегося. Многие

ошибки говорят о практическом неумении записать музыку, о неумении

применить свои знания на практике. И в этом отношении письменные

работы являются полезной формой для закрепления теоретических знаний

и практических умений. Здесь, прежде всего очень важна тесная связь

между теоретическими предметами и параллельно идущим курсом

сольфеджио. Несомненно, что слуховая проработка теоретических понятий

осуществляется во всех формах работы по сольфеджио, то есть в пении

интонационных упражнений, анализе на слух, чтении с листа. Но именно

форма диктанта, как наиболее самостоятельная и требующая полной

конкретности в анализе слышимого, особенно полезна для закрепления тех

или иных теоретических понятий.

Выработка алгоритма действий – не что иное, как своеобразная памятка по

написанию музыкального диктанта. Основные задачи, которые ставятся в

работе над диктантом:

1. Создавать и закреплять связи видимого и слышимого, то есть научить

слышимое сделать видимым.

2. Развивать память и внутренний слух.

3. Служить средством для закрепления и практического освоения Знаний,

Умений и Навыков, так называемых ЗУНов.

Суммируя всё вышеизложенное, следует сделать вывод, что в

системе занятий по развитию слуха запись музыки является очень важной

и практически полезной формой работы. Так же следует заметить, что

запись музыкального диктанта является самой сложной из всех форм

работы над воспитанием слуха. Конечный результат в области

одноголосного диктанта — воспитание навыков непосредственного

перевода музыкальных образов в четкие слуховые представления и

закрепление их в виде нотной записи. Нужно развивать музыкальный слух,

внимание, музыкальную память детей, учить определять ладовые

интонации и ритмические трудности. Необходимо добиваться от каждого

ученика умения правильно записать диктант любого вида. Однако никогда

не следует забывать, что музыкальная школа — учебное заведение

дополнительного образования. Определенные возникающие трудности не

должны становиться неразрешимыми проблемами. Прежде всего, важно

научить детей любить и правильно слушать музыку. Все формы работы

должны быть увлекательными, приносить удовлетворение, потому что

главная цель педагога — воспитание любви и интереса к музыке,

формирование эстетического вкуса учащихся. Таким образом, письменный

мелодический диктант в компактном виде вбирает в себя практически

всё, над чем ведётся работа на уроках сольфеджио.

Список литературы:

1. Алексеев А., Блюм Н., «Систематический

курс музыкального

диктанта».

2. Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в детской

музыкальной школе. М.: Музыка 1988.

3. Блок В.М. Ладовое сольфеджио. «Советский композитор».1987.

4. Давыдова Е. В. Сольфеджио для 3 класса ДМШ. М.: Музыка 1976.

5. Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка 1986.

6. Кондратьева И.А. Одноголосный диктант: Практические рекомендации.-

СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006.

7. Ладухин Н. М. 1000 примеров музыкального диктанта. М. : Музыка

1980.

8.Металлиди Ж.Л., Перцовская А. И. Музыкальные диктанты для ДМШ.

«Музыка» 1986.

9. Оськина С.Е. Музыкальный слух. Теория и методика развития и

совершенствования С.Е.Оськина, Д. Г. Парнес.- М.: АСТ, 2005.



В раздел образования