Автор: Сугак Светлана Леонидовна
Должность: преподаватель предметов музыкально-теоретического цикла
Учебное заведение: ОБОУ ДО "Железногорская детская школа искусств"
Населённый пункт: Курская область, г. Железногорск
Наименование материала: Доклад
Тема: Методика написания мелодических диктантов
Раздел: дополнительное образование
Сугак
Cветлана Леонидовна,
Преподаватель музыкально -
теоретических дисциплин
Железногорской ДШИ,
Курская обл., г. Железногорск
МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ
МЕЛОДИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ
За
последние
несколько
десятилетий
методика
преподавания
сольфеджио подверглась ряду конкретных изменений. Изменились не
только методы преподавания, но и содержание и цели предмета.
Перестройка была во многом связана с выработкой новых, прогрессивных
методов
воспитания
музыкантов,
базирующегося
на
углублении
и
развитии наиболее ценных сторон музыкальной педагогики.
Изначально сольфеджио в качестве предмета обучения понималось как
система упражнений, имеющих целью научить бегло и чисто «читать
ноты». Этому служили упражнения по слуховому усвоению интервалов,
гамм и аккордов. Музыкальный диктант внедрялся в сольфеджио с трудом.
Диктант часто сводился к правильной записи соседних интервалов нота за
нотой.
Музыкальный
материал
для
диктанта
был
далек
от
художественного содержания и обычно сочинялся самим педагогом
соответственно уровня развития учащихся и в основном сводился к
сочетанию мелодических интервалов в различной их последовательности и
комбинации. Но вскоре уже становится понятно, что именно диктант
становится тем заданием, что закрепляет все практические навыки,
приобретённые на уроке сольфеджио. В самом деле, для того, чтобы
записать
исполняемый
в
данную
минуту
отрывок
музыкального
произведения или зафиксировать звучащую в памяти музыку, следует
обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических
знаний. Чтобы ясно и совершенно конкретно проанализировать то, что
слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной речи
данного
отрывка,
надо
уметь
грамотно,
на
основе
полученных
теоретических знаний, записать эту музыку. Здесь вполне уместно
провести аналогию с навыками в обучении чтению и письму на родном
языке. Длительный путь постижения грамоты необходим для того, чтобы
создать
неразрывную
связь
видимого
–
слышимого,
связи
непосредственной и прямой. В работе над записью музыки установление
такой связи является первой задачей. В музыке эта связь должна быть
особенно сильной потому, что написанное и видимое получает смысл
только тогда, когда оно звучит.
Вторая задача в работе над записью музыки заключается в том, чтобы
способствовать развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти.
Внутренний слух и музыкальная память тесно связаны между собой и
часто рассматриваются как одно и то же. Но на самом деле это две разные
стороны музыкальных способностей ученика. Внутренний слух есть
способность в воображении представлять себе один или ряд звуков.
Причем, это внутреннее слышание может быть вначале интуитивным,
бессознательным, что присуще почти каждому музыкальному человеку, но
в
процессе
работы
должно
стать
осознанным,
целенаправленным.
Музыкальная память проявляется через внутренний слух. Многие авторы
учебников по сольфеджио отмечают, что воспитание слуха будущего
музыканта-профессионала - это, прежде всего, всемерное развитие
музыкальной памяти. Таким образом, музыкальная память - не просто
способность
запоминания
мелодии,
гармонического
сопровождения
музыкального отрывка в целом, а память аналитическая, то есть
запоминание и одновременно понимание структуры горизонтали и
вертикали: мелодии, музыкальной формы, строения, расположения и
функций
аккордов,
их
взаимосвязи,
особенностей
фактуры
и
голосоведения –иначе говоря, тех элементов, которые обычно выявляются
при зрительном анализе нотного текста.
Очевидно, что сложный процесс записи диктанта «слышу – понимаю –
записываю» требует не только определенных знаний, умений и навыков,
но и хорошо развитый слух, и специальную подготовку. Это одна из
важнейших
задач
методики
сольфеджио
–
показать,
как
писать
мелодический, ритмический, гармонический диктант.
В педагогической практике работа над записью диктанта построена в
большинстве случаев так, что развивается лишь одна сторона памяти:
осознание и затем запоминание того, что слышишь. Недостаточно
тренируется
память музыкальная, так сказать эмоциональная, не
анализирующая, а основанная на внутреннем слышании звучания. Еще
меньше используются творческие возможности учеников, не привлекается
к работе тот музыкальный материал, который накоплен в их практической
музыкальной
деятельностью.
Методически
не
разграничены
и
не
разработаны приемы работы над развитием памяти и внутреннего слуха.
Именно работа над диктантом в классе сольфеджио должна ставить своей
целью развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти.
Третья задача в работе над диктантом – это практическое освоение и
закрепление теоретических понятий и того опыта, который накоплен в
результате практической музыкальной деятельности учащегося. Многие
ошибки говорят о практическом неумении записать музыку, о неумении
применить свои знания на практике. И в этом отношении письменные
работы являются полезной формой для закрепления теоретических знаний
и практических умений. Здесь, прежде всего очень важна тесная связь
между теоретическими предметами и параллельно идущим курсом
сольфеджио. Несомненно, что слуховая проработка теоретических понятий
осуществляется во всех формах работы по сольфеджио, то есть в пении
интонационных упражнений, анализе на слух, чтении с листа. Но именно
форма диктанта, как наиболее самостоятельная и требующая полной
конкретности в анализе слышимого, особенно полезна для закрепления тех
или иных теоретических понятий.
Выработка алгоритма действий – не что иное, как своеобразная памятка по
написанию музыкального диктанта. Основные задачи, которые ставятся в
работе над диктантом:
1. Создавать и закреплять связи видимого и слышимого, то есть научить
слышимое сделать видимым.
2. Развивать память и внутренний слух.
3. Служить средством для закрепления и практического освоения Знаний,
Умений и Навыков, так называемых ЗУНов.
Суммируя всё вышеизложенное, следует сделать вывод, что в
системе занятий по развитию слуха запись музыки является очень важной
и практически полезной формой работы. Так же следует заметить, что
запись музыкального диктанта является самой сложной из всех форм
работы над воспитанием слуха. Конечный результат в области
одноголосного диктанта — воспитание навыков непосредственного
перевода музыкальных образов в четкие слуховые представления и
закрепление их в виде нотной записи. Нужно развивать музыкальный слух,
внимание, музыкальную память детей, учить определять ладовые
интонации и ритмические трудности. Необходимо добиваться от каждого
ученика умения правильно записать диктант любого вида. Однако никогда
не следует забывать, что музыкальная школа — учебное заведение
дополнительного образования. Определенные возникающие трудности не
должны становиться неразрешимыми проблемами. Прежде всего, важно
научить детей любить и правильно слушать музыку. Все формы работы
должны быть увлекательными, приносить удовлетворение, потому что
главная цель педагога — воспитание любви и интереса к музыке,
формирование эстетического вкуса учащихся. Таким образом, письменный
мелодический диктант в компактном виде вбирает в себя практически
всё, над чем ведётся работа на уроках сольфеджио.
Список литературы:
1. Алексеев А., Блюм Н., «Систематический
курс музыкального
диктанта».
2. Барабошкина А.В. Методика преподавания сольфеджио в детской
музыкальной школе. М.: Музыка 1988.
3. Блок В.М. Ладовое сольфеджио. «Советский композитор».1987.
4. Давыдова Е. В. Сольфеджио для 3 класса ДМШ. М.: Музыка 1976.
5. Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка 1986.
6. Кондратьева И.А. Одноголосный диктант: Практические рекомендации.-
СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006.
7. Ладухин Н. М. 1000 примеров музыкального диктанта. М. : Музыка
1980.
8.Металлиди Ж.Л., Перцовская А. И. Музыкальные диктанты для ДМШ.
«Музыка» 1986.
9. Оськина С.Е. Музыкальный слух. Теория и методика развития и
совершенствования С.Е.Оськина, Д. Г. Парнес.- М.: АСТ, 2005.