Напоминание

Значение формы в искусстве


Автор: Сугак Светлана Леонидовна
Должность: преподаватель предметов музыкально-теоретического цикла
Учебное заведение: ОБОУ ДО "Железногорская детская школа искусств"
Населённый пункт: Курская область, г. Железногорск
Наименование материала: Конспект открытого урока по музыкальной литературе (1 год обучения)
Тема: Значение формы в искусстве
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сугак Светлана Леонидовна,

Курская область,

Железногорская детская школа искусств,

преподаватель высшей категории.

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМЫ В ИСКУССТВЕ

(конспект открытого урока по музыкальной литературе с 4 классом ДПОП (8-

летнее обучение), 1-й год обучения по системе Е. Лисянской)

Железногорск – 2022

В настоящее время всё чаще высказывается мнение, что нельзя

ограничивать обучение детей только рамками одного вида искусства.

Необходимо учить мыслить более широкими категориями, выходя за рамки

только музыки, или живописи. Автор данной работы, исходя из своего

личного опыта общения с художниками и поэтами, решил представить

музыкальные формы через призму живописи и поэзии. В данной работе

представлен фрагмент открытого урока по музыкальной литературе, где была

осуществлена попытка выхода за рамки учебного курса, и сделан акцент на

значение формы в целом - не только в музыке, но и в живописи, архитектуре

и поэзии.

Эта разработка может быть использована преподавателями музыкально-

теоретического цикла в 1-й год обучения музыкальной литературе после того,

когда будут пройдены все темы музыкальных форм (3 четверть). В частности:

форма периода, одночастная форма, двухчастная форма, трёхчастная форма,

форма рондо.

Актуальность данной работы заключается в применении новых современных

компьютерных технологий на уроках музыкально - теоретического цикла в

ДШИ, и выход за рамки учебного курса.

Объект исследования: разные формы в музыке, живописи, архитектуре,

поэзии.

Предмет исследования:

музыкальные сочинения, полотна художников,

архитектурные ансамбли, стихи поэтов.

Цель работы:

- провести параллель с разными видами искусств;

- изучить с помощью мультимедийных технологий особенности формы в

музыке, живописи, архитектуре, поэзии;

- вызвать интерес к художественному

воплощению различных форм в

искусстве;

Задачи:

-

создание

ассоциативных

рядов

с

использованием

музыкальных

произведений, живописных репродукций и стихотворных комбинаций;

- пробуждение интереса к разным видам искусства;

- на основе знаний о музыкальных формах, развитие умения анализировать и

видеть формы не только в музыке, но и в живописи, архитектуре, поэзии.

Новые информационные технологии прочно и навсегда вошли во все

сферы жизни и образования, и сейчас уже невозможно представить

музыкальное и художественное образование без их использования. Расширяя

границы учебных планов, попытаемся взглянуть на музыкальные формы через

призму разных видов искусств. Форма, как известно, присуща произведениям

всех искусств.

В музыке одночастные сочинения, как правило, написаны в форме

периода. Если мы обратимся к поэзии, то легко сможем найти стихотворения в

простой одночастной форме, которую так же можно рассматривать как форму

периода. Например, стихотворение Ирины Волобуевой.

Как многогранна музыка, как юно,

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны,

Любви, печали, памяти, мечты.

Проведём параллель музыки и живописи. И в этом нам поможет

уникальный художник -

Казимир Малевич. Вспомним его всемирно

известный «Чёрный квадрат».

(На экране демонстрируется работа художника)

Каждый зритель видит в этой работе что-то своё: кто-то космическое

пространство, кто-то безбрежную бесконечность. Эта картина художника

обладает какой-то необъяснимой притягательной силой, и некоторые зрители

могут проводить возле неё длительное время. Эту работу можно представить в

одночастной форме.

Малевич позже создал ещё «Красный квадрат», и «Белый квадрат». (На

экране демонстрируются три работы художника)

Если поставить все эти картины рядом, то можно отнести их к трёхчастной

форме, так популярной в музыке и поэзии.

Двухчастная форма в музыке распространена меньше, наверное, благодаря

оттенку незавершенности, недосказанности. Двухчастность употребляется в

отношении малых литературных форм, в первую очередь стихов

.

И в

следующем стихотворении Лев Озеров выразил все свои чувства как раз в

двух куплетах.

Ещё звучит в моих ушах седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок, как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл, в сплетенье нотных строк.

Ещё звучит тот вальс во мне, как облако в голубизне,

Как родничок в траве, как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу с природою в родстве.

В живописи широко применяется термин диптих к парным картинам,

гравюрам, фрескам, объединённым общей идеей или сюжетом.

(Демонстрация работ художников)

Диптих «Адам и Ева» А. Дюрера

демонстрируют

единство

противоположностей.

Батик

В.

Ярмина

«Музыканты» отражает настроение как-будто свингующих

джазовых

музыкантов.

Обратимся к ещё одному самому загадочному композитору и художнику

Микалоюсу Чюрлёнису. Это универсальный творец, который пытался

соединить музыку и живопись. Ему принадлежит следующее высказывание:

«Вселенная представляется мне большой симфонией, люди – как ноты». У

Чюрлёниса-музыканта чудесные и завораживающие композиции, слушая

которые как будто погружаешься в загадочный

и непредсказуемый мир

художника-музыканта. У этого автора есть и особенные художественные

работы на музыкальные темы. Это оригинальные полотна под названием:

«Соната звёзд. Аллегро», «Соната весны. Анданте», «Соната моря. Фуга».

Я рисую… рисую сонату. Какая радость работать упорно, бешено, без

передышки, почти до потери сознания, забыв обо всём на свете – писал

Чюрлёнис.

В

этих

художественных

композициях

чётко

прослеживается

традиционная

форма сонатного аллегро. Есть экспозиция, разработка,

реприза. Остановимся более подробно на «Сонате Солнца», которая состоит

из 3 картин. Название картин - Аллегро, Анданте, Финал совершенно

аналогичны строению классической 3-х частной сонаты. В первой картине

«Соната Солнца. Аллегро» ясно прослеживается форма сонатного аллегро.

(На экране демонстрируется работа художника)

В картине присутствуют 2 образа: Солнце (по аналогии с главной партией) и

Замок (по аналогии с побочной партией). Они контрастны по цвету (жёлтый и

синий), точно так же, как тонально контрастны 2 темы в музыке: Главная

партия

в

основной

тональности,

Побочная

партия

в

доминантовой

тональности. В картине Чюрлёниса ясно читается, если смотреть снизу вверх,

три части, как и три раздела в экспозиции.

Подобно музыкальной форме сонатного аллегро – экспозиция, разработка,

реприза. Причём разработка, как и в музыке, в два раза больше репризы.

Примечательно и колористическое сближение в репризе 2-х тем (как и в

музыке), где обе темы звучат в первоначальной тональности.

Вторая

картина

«Соната

Солнца.

Анданте»

как

будто

вносит

успокоение. Здесь нет ярких контрастов

и красок. Она выдержана в

пастельных тонах. Так же как и в музыке обычно вторая часть светлая и

умиротворённая. На этой картине солнце изображено в форме полукруга, с

лучами пронизывающими космические облака.

Третья картина «Соната Солнца. Финал» стремительная и яркая, как и

музыка последней части. Цветовая гамма финала в сине-жёлтых тонах роднит

эту часть с 1 частью «Сонаты». В музыке венских классиков финал чаще всего

имел форму рондо. На картине изображен колокол, язык которого вкруговую

окутан паутиной. Вероятнее всего это уже закат солнца.

Микалоюс Константинос Чюрлёнис мечтал о единении и синтезе искусств, и,

глядя на эти работы художника, ему это удалось сполна.

Вспомним в живописи понятие «триптих» (демонстрация на экране

художественных и архитектурных ансамблей)

Архитектурный ансамбль Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге состоит из

трёх разделов. Оригинальная работа Сальвадора Дали четко делится на три

составляющие. Неизвестный нидерландский художник 16 века изобразил три

фигуры юных девушек и назвал работу «Музыкантши». На полотне «Три

времени

года», по краям изображены одинаковые деревья, с разными

цветовыми решениями, а в середине молодой весенний побег, который как

будто тянется ввысь. Всё это можно отнести к трёхчастности в архитектуре и

живописи.

Вспомним форму рондо, которую любили французские клавесинисты и

венские классики. В форме рондо можно представить множество русских

сказок: «О рыбаке и рыбке», «Колобок», «Красная шапочка».

В сказке «О рыбаке и рыбке» старик и рыбка – это рефрен А, а всё, что с ними

происходит, эпизоды - В, С, Д, Е. И форма этой детской сказки образует

замкнутый круг - рондо.

Следующее стихотворение И. Гёте тоже смело можно представить в форме

рондо – А В А С А, где рефреном может служить строка «Я вижу образ

твой».

Я вижу образ твой, когда зари дыханье

С природы дремлющей свивает мрак густой.

И льётся по полям цветов благоуханье,

Я вижу образ твой.

Я вижу образ твой, когда слеза катится

Из глубины очей десницы золотой.

И роза в ручеёк серебряный глядится,

Я вижу образ твой.

В живописи существует популярное направление авангардизм, где

художники применяют различные геометрические фигуры, в том числе круг,

которые образуют интересные художественные композиции. (Демонстрация

художественных произведений авангардиста – В. Кандинского).

Если обратиться к архитектуре, то можно вспомнить единственный в

своём

роде

Международный

дом

музыки

в

Москве.

Это

круглое

десятиэтажное здание из стекла и металла в форме круга. Купол Дома музыки

венчает эмблема в виде скрипичного ключа-флюгера.

(Демонстрация ММДМ)

В заключение следует заметить следующее. Форма в искусстве играет

важнейшую роль. Будь то музыка, живопись, или поэзия. А выход за рамки

стандартного

подхода

и

использование

современных

мультимедийных

технологий обогащают методику обучения, позволяют сделать её более

эффективной, активно вовлекая в процесс восприятия учебной информации

современных детей.

Литература:

1. Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX века / Б.В. Асафьев. - Л.:

Музыка, 1968, 323 с.

2. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке/ Москва «Музыка», 1988.

3. Гозенпуд А.А. Достоевский и музыка / А.А. Гозенпуд. - Л.: Музыка, 1971. -

174 с.

4. История русской литературы XIX века (вторая половина) / С.М. Петров. -

М.: Просвещение, 1978. - 608 с.

5. Способин.И. Музыкальная форма. М.-Л.: Музгиз, 1947;.7-е изд. М. : Музыка

1984.

6.Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. Москва: МГК, 2006.

7. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры.

Первый год обучения.- Ростов н-Д: 2011.

8. Интернет источники



В раздел образования