Напоминание

Работа учителя-логопеда с детьми-инофонами в общеобразовательной школе


Автор: Мишина Любовь Андреевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №493
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Работа учителя-логопеда с детьми-инофонами в общеобразовательной школе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа учителя-логопеда с детьми-мигрантами (инофонами) в

общеобразовательной школе.

Тема обучения детей мигрантов очень актуальна. Миграционные

потоки меняются не только количественно, но и качественно, так как

происходит переселение как взрослых, так и детей. Практически все дети

школьного возраста посещают школу.

Всех детей- мигрантов можно разделить на две группы:

- дети-билингвы- это дети, в семьях которых говорят на своём родном языке,

так и на русском. Такие дети коммуникабельны, свободно говорят по-русски,

не испытывают затруднений в общении.

- дети-инофоны- это дети, чьи семьи недавно мигрировали из стран ближнего

зарубежья. Они владеют иными фоновыми знаниями, русским языком на

бытовом уровне. Дети часто не понимают значения многих употребляемых

слов, что вызывает затруднения в обучении.

У школьников- инофонов общая речь нечёткая, дифференциация

некоторых

групп

звуков

затруднена

(как

правило-

глухие/звонкие,

твердые/мягкие,

свистящие/шипящие

согласные).

Тяжело

формируется

звуко-буквенный анализ слова, отмечается искажение слоговой структуры

слова. Устная речь характеризуется бедностью словарного запаса, неточным

употреблением слов, обозначающих родовые и видовые понятия. Учащиеся

допускают ошибки в выборе формы числа, рода, падежа, времени, лица,

нарушены

процессы

словоизменения,

словообразования,

подбор

однокоренных слов и т.д. Часто нарушен порядок слов в предложении,

употребление слов в несвойственном им значении. Самостоятельные

высказывания

характеризуются

фрагментарностью,

недостаточной

связностью, алогичностью.

Цель

коррекционно- развивающих занятий с обучающимися, для

которых русский язык не является родным, состоит в постепенном

формировании всех видов компетенции в новой языковой среде.

Задачи:

1.

Развитие правильного звукопроизношения;

2.

Обогащение и уточнение словарного запаса;

3.

Активизация употребления новых слов в различных синтаксических

конструкциях;

4.

Формирование навыков словообразования и словоизменения;

5.

Обучение правильному согласованию различных частей речи;

6.

Обучение

правильному

грамматическому

оформлению

предложений;

7.

Практическое

овладение

приобретенными

навыками

в

самостоятельной речи;

8.

Формирование коммуникативной функции речи.

Начальный

этап

обучения

содержит

наиболее

употребительный

материал

для

всех

уровней

языковой

системы

и

элементарный

культуроведческий материал. Лексический минимум составляет около 1000

единиц.

Этот

лексический

материал

необходимо

сформировать

в

ассоциативно- тематические ряды. На первом году занятий большое

внимание уделяется осмысленному усвоению слов-предметов и слов-

действий, номинативный и глагольный словарь. Также проводится работа

над звукопроизношением. На протяжении всего периода обучения идёт

запоминание и усвоение родовой принадлежности существительного.

Направления коррекционной работы:

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие схемы тела;

- развитие мелкой моторики;

- развитие речевого восприятия и фонематического слуха;

- развитие интонации и ударения;

- развитие звукопроизношения;

-развитие графо-моторных навыков;

- развитие словарного запаса;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие связной устной и письменной речи.

На занятиях необходима 100% наглядность предметов и действий,

минимальное

употребление

слов

и

многократное

их

повторение.

Синтаксическая структура речи педагога на занятии должна быть простой,

темп и силу голоса тоже необходимо регулировать. Инструкцию следует

дробить на короткие отрезки, формулируя задачу чётко и конкретно. Занятия

строят

с

помощью

дидактических

игр,

игротренингов,

аудирования,

заучивания стихов, речевых игр, рассматривания иллюстраций и картин. С

помощью занимательных игр обучающиеся усваивают новую лексику,

тренируются в звукопроизношении и закреплении в речи определенных слов,

словосочетаний, целых предложений.

Для

успешного

обучения

в

школе

дети-инофоны

должны

получать

комплексное психолого-педагогическое сопровождение.

Заключение: проводить работу с детьми-инофонами необходимо с

учётом социокультурных, языковых норм родного языка обучающегося, с

учётом его индивидуальных особенностей. Работа учителя-логопеда должна

носить дифференцированный подход. Задачей является формирование не

только языковой, но и коммуникативной компетентности.



В раздел образования