Напоминание

"Проектная и исследовательская работа в начальной школе"


Автор: Прокофьева Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Первомайская СОШ"
Населённый пункт: г.о. Истра
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная и исследовательская работа в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Проектная и исследовательская работа в начальной школе.

Автор: Прокофьева Елена Викторовна, учитель начальных классов

муниципального общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя

общеобразовательная школа» г.о. Истра

Успех современного человека по большей части зависит от того, как он

умеет организовать свою жизнедеятельность. На сегодняшний день жизнь

можно рассматривать в виде множества проектов. Ценится то, умеет ли

человек ставить цели, может ли он правильно планировать работу и находить

нужные ресурсы для реализации своих планов, а также объективно

оценивать, удалось ли задуманное. Современная школа предоставляет

возможности научиться вести проектную деятельность ещё в младших

классах. Проектная работа очень тесно связана, вернее во многом зависит от

исследовательской. (Проект -это работа, в которой четко определен

конечный продукт, результат. Исследование-работа, направленная на

изучение определенного продукта, свойства, явления, с предполагаемым

результатом, но этот результат может быть как положительным, так и

отрицательным. Проектная работа изначально задает предел, глубину

решения проблемы. В то время, как исследование допускает бесконечное

движение вглубь).

Многие считают, что исследовательскую работу можно провести только

тогда, когда человек приобретёт жизненный опыт, будет иметь

определённый запас знаний и умений. Назревает вопрос: «А может ли

младший школьник быть исследователем?».

-Да, может.

Мы забываем, что ведущие черты дошкольника и младшего школьника —

это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и

открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная

поисковая активность. Исследовательская деятельность является врождённой

потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. Подготовка

ребенка к навыкам исследовательского поиска становится важнейшей

задачей современного учителя.

Очень важно нацелить участников проекта на конечный результат. Каким

он должен быть? Что мы хотим получить в результате своих исследований?

Исследовательские проекты уже имеют четкую продуманную структуру,

которая практически совпадает со структурой реального научного

исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования;

цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы

исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов,

выводы и рекомендации.

Задачами проектной и исследовательской деятельности в школе являются:

• обучение планированию (уметь четко определить цель, продумать

основные шаги по достижению поставленной цели);

• формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь

выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

• умение анализировать (креативность и критическое мышление);

• умение составлять письменный отчет (уметь составлять план работы,

презентовать четко информацию, оформлять работу и приложения);

• формирование познавательной активности и позитивного отношения к

работе (проявлять интерес к изучению темы, инициативу, энтузиазм,

стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и

графиком работы).

• приготовиться к ответам на вопросы (научном мире принято, что защита

исследовательской работы – мероприятие открытое и на нём может

присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать

вопросы автору. К ответам на них нужно быть готовым. Для того чтобы это

сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все

вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут

спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки,

определения, также обычно спрашивают о том, как и откуда получена та или

иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод).

Хотя проект подразумевает самостоятельную работу учащегося, но

младшему школьнику все же нужна направляющая помощь педагога и

родителей. Подразумевается помощь в выборе темы (что бы добиться

желаемого результата немаловажным является выбор темы, тема должна

быть интересна ребенку); наводящими вопросами- составление алгоритма

работы и поиска источников информации; незначительная помощь в

оформлении (1-2 класс), ведь это стендовая защита , доклад и презентация;

быть «экспертом», т.е. подготовить ребенка к всевозможным вопросам жюри.

Проектная деятельность и исследовательская работа — прекрасная

возможность научить младших школьников размышлять и находить нужную

информацию, решать сложные задачи, принимать решения, организовывать

сотрудничество с одноклассниками и учителем. Ребёнок учится создавать

идеи и воплощать их в жизнь, презентовать результаты своих исследований.

Введение учителем метода проектной деятельности на раннем этапе

обучения будет способствовать знакомству учеников с первыми шагами

научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию,

научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их

гармонично и в ногу со временем.

Вся наша жизнь-это череда различных проектов и исследований. Задача

учителя научить ребенка планировать и успешно реализовывать свои

жизненные проекты.



В раздел образования