Автор: Лютова Виктория Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 им.М.И.Неделина
Населённый пункт: города Одинцово Московской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Одиночество в лирике М.Ю.Лермонтова"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
ИМ.М.И.НЕДЕЛИНА
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
«МОТИВЫ ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА»
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ЛЮТОВА ВИКТОРИЯ НИКОЛАЕВНА
2022Г
ТЕМА УРОКА:
МОТИВЫ ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА.
Цель:
Знакомство с мотивом одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам,
умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи
произведения со временем его создания и личностью поэта.
Формирование навыков художественного чтения и анализа
произведения.
Воспитание любви к поэзии, музыке, живописи, чувства национальной
гордости.
Задачи:
Развитие монологической речи учащихся.
Обучение аналитическому чтению.
Развитие навыков анализа разных лирических произведений.
Воспитание нравственных качеств учащихся.
Оборудование:
Тема урока и эпиграфы
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
И как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной.
Автопортрет.
Романс Н.Е.Шашиной «Выхожу один я на дорогу».
Иллюстрации
картины
М.Ю.
Лермонтова
«Парус»
и
картинны И.Шишкина «Сосна на севере диком».
Книги о творчестве М.Ю Лермонтова.
Тип урока:
Урок - исследование (анализ лирических стихотворений).
Формы работы уч-ся:
индивидуальная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Приветствие. Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, уважаемые гости!
- Сегодня на уроке мы с вами проведем урок-исследование и составим литературно-
музыкальную композицию, посвященную творчеству М.Ю Лермонтова.
- Мы будем говорить о жизни Михаила Лермонтова, его творчестве.
- Какие цели поставим перед собой?
Ответы детей.
-Мы постараемся выявить главную мысль творчества-одиночество, проанализируем,
о чем хотел сказать автор в своих стихотворениях.
Слово учителя:
- Итак, мы приступаем к нашему исследованию.
Но прежде давайте вспомним некоторые основные моменты.
На прошлом уроке мы с вами определили основные мотивы в лирике М.Ю.
Лермонтова. Целью сегодняшнего урока будет знакомство с одним из мотивов -
мотивом одиночества.
Запись в тетради темы урока
- Давайте вначале вспомним, на что мы должны обращать внимание при
выразительном чтении стихотворения:
- логическое ударение;
- паузы;
- темп; - интонация.
Проведем блиц-опрос:
Год рождение Лермонтова?
(М.Лермонтов родился в 1814 году.)
Кто занимался воспитанием Лермонтова?
(Воспитанием Лермонтова занималась его бабушка.)
-После какого произведения Лермонтов проснулся знаменитым?
Когда на дуэли погиб А.С. Пушкин по Петербургу стало расходиться стихотворение
«Смерть Поэта». Под ним стояло мало кому известное имя _ Лермонтов. Кто-то из
недоброжелателей Лермонтова с надписью «Воззвание к революции» отослал это
стихотворение в Зимний дворец, самому царю.
Так началась всенародная слава Лермонтова.
-Кто сможет процитировать несколько строк из этого стихотворения?
-Сколько ссылок на Кавказ было у Лермонтова?
( 1 – 1837) (2 – 1840)
-С кем и в каком месте состоялась роковая дуэль?
( С Мартыновым у горы Машук недалеко от Пятигорска 15 июля)
-Где похоронен поэт? (В Тарханах 1842, а изначально в Пятигорске.)
-С каким произведени Лермонтова мы знакомились в 8 классе?
Как только произносится имя М.Ю. Лермонтова, слышатся созвучья его
стихов, перед нами предстаёт образ поэта – человека гордого, с необыкновенно
прекрасным духовным миром, с горячим сердцем патриота, но одинокого, несмотря
на множество друзей.
На мировоззрение личности влияют многие факторы: семья, общественно-
политическая обстановка, исторические события.
Учитель.
Вспомните, какие события личной и общественной жизни оказали влияние на
М.Ю. Лермонтова?
Почему поэт предстаёт перед нами одиноким?
Ученик.
Поэзия Лермонтова – поэзия последекабристской эпохи это по выражению
Герцена-«царство произвола и мглы». Свободолюбивому человеку-патриоту, а
именно таковым был поэт, трудно было жить.
Печально я гляжу на наше поколенье
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Горькая память о декабрьском восстании, о судьбах лучших людей омрачала
жизнь поэта. Также на личность Михаила Юрьевича Лермонтова ещё в раннем
детстве наложила отпечаток смерть матери, сложные
Неприязненные отношения бабушки и отца, преследования, жизнь в
изгнании, личная неприязнь Николая -1-го, которому поэт стал врагом, написав
стихотворение «Смерть поэта».
Учитель.
Да,
положение
Лермонтова
было
трагическим.
Он
хотел
учиться
в
университете, а учился в военной школе, хотел заниматься литературой, а стал
воином. Отличался в битвах, был представлен к наградам, а царь собственноручно
вычеркнул его фамилию из списка награждённых. И к сожалению, часто настигала
«друзей
клевета
ядовитая».
Отсюда
стремление
поэта
к
самоуглублению,
нравственно-этическим и философским проблемам, обращение к Всевышнему
Творцу. Мотив одиночества – романтический мотив, а Лермонтов – поэт-романтик.
В каком стихотворении поэта мы впервые встретили слово «одинокий»?
Ученик.
В стихотворении «Парус». Оно написано поэтом, когда он переехал из
Москвы в Петербург. При чтении этого произведения представляешь не только
белеющий парус, но и самого поэта, независимого, гордого мятежного.
Учитель.
Какие стихотворения, поэта, соответствующие теме одиночества вы можете
назвать?
Ученики:
«Одиночество», «Узник», «На Севере диком», «Утёс», «Листок», «И
скушно и грустно», «Выхожу один я на дорогу».
Учитель.
Эти стихотворения написаны в разные годы: «Одиночество» -в самом начале
творческого пути, в 1830 году, «на Севере диком», «Листок», «Выхожу один я на
дорогу»- незадолго до гибели, но они близки по выражению трагедии одинокой
избранной личности. Проследим за лейтмотивом произведений
Ученик читает ст-е «Одиночество», другой ученик анализирует:
ОДИНОЧЕСТВО
Как страшно жизни сей
оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть
делить.
Один я здесь, как царь
воздушный,
Страданья в сердце
стеснены,
И вижу, как судьбе
послушно,
Года уходят, будто сны;
И вновь приходят,
с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над
землей?
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем...
1830
Ученик
«Время создания – время учёбы поэта в пансионе или Московском
университете. Стихотворение написано в форме внутреннего монолога.
Одиночество страшно, но становится
ещё более страшным, так как
лирический герой, сравнивая себя с воздушным царём, видит уходящие годы, свой
конец. Завершается стихотворение пророческими словами:.
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моём.
Учитель.
Оставило ли равнодушными вас это стихотворение?
Ученик
Оно не может оставить равнодушным читателя: равнодушным здесь
предстаёт общество, в котором живёт лирический герой. именно об этом трагическом
одиночестве звучат последние слова.
Учитель.
Ребята, кого мы называем лирическим героем?
Ученик
Лирический герой — это сложно организованная маска биографического
автора, под которой тот выступает в поэтическом тексте или их совокупности,
обладающая как чертами реального автора, так и сконструированными
характеристиками.
Некоторые
исследователи
разграничивают лирического героя и лирическое «я» поэта.
Чтение и сопоставление стихотворений «На Севере диком» и «Утёс».
«Утес»
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
«На севере диком стоит одиноко»
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Учитель:
Что объединяет эти произведения?
Ученик:
Стихотворения «На Севере диком» и «Утёс» об отсутствии отклика на
человеческие
чувства,
о
душевном
одиночестве.
Огромным
пространством
разъединены пальма и сосна (СЕВЕР И ЮГ). Двум стихиям (земле и небу0
принадлежат утёс и тучка. Они внутренне несовместимы.
«На Севере диком» -вольный перевод стихотворения Гейне. Но у Гейне
основные образы воплощены в словах разных грамматических родов6 мужского и
женского. И ведущим является мотив неразделённой любви, а у Лермонтова этот
мотив приобретает большую широту и обобщенность. Ведущей становится мысль об
одиночестве человека в мире.
Физкультминутка.
А теперь все дружно встали,
Плечики скорей подняли.
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Вот и все!
Скорей садитесь, и за дело все беритесь!
Учитель:
Обратите внимание на иллюстрации. Оправдано ли наше обращение к ним?
Что объединяет эти репродукции?
Ученик:
М.Ю. Лермонтов не только поэт, но и художник. Перед нами иллюстрация
его картины «Парус» и картины И. Шишкина «На Севере диком». Тема одиночества
объединяет произведения живописи и поэзии
Работа с картиной И.И. Шишкина
- Русский художник И.И. Шишкин изобразил эту сосну на своей картине. Можно ли
назвать эту картину пейзажем? Почему?
(На картине северная природа, небо, скалы, сосна)
- Сосны - любимый художественный образ Шишкина. Вы уже знакомы с его картинами
«Рожь», «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору» (репродукции картин или
слайды). Сосны на них зеленые, с яркими золотистыми стволами. Их много - целая
роща, но каждое дерево неповторимо, окутано тайной.
Так же неповторима и эта сосна на голом утёсе (репродукция картины или слайд).
- Какое впечатление производит картина? (Она необычная, красивая).
- Давайте попробуем её описать. Подберите определения, которые вы будете
использовать , описывая сосну. Запишите их в тетрадь (одинокая, могучая, огромная,
заснеженная; склонённые под тяжестью снега ветви; величественная; прекрасная)
- Как вам кажется, соответствует ли этот пейзаж стихотворению Лермонтова?
Докажите, используя текст. (Видно, что снег сыпучий, потому что мороз сильный;
север дикий – вершина голая, безжизненная; и только сосна стоит одиноко).
- Какие цвета помогли художнику передать величие, торжественность северной
природы, её беспробудный сон? (Это холодные цвета: белый, синий, голубой,
зеленоватый, черный).
- Картина И.И. Шишкина явилась прекрасной иллюстрацией к стихотворению «На
севере диком…» Она помогает нам увидеть ту уединенность, грусть, оторванность от
мира, которыми пронизаны стихи Лермонтова.
4. Стихотворение «Сон».
СОН (В ПОЛДНЕВНЫЙ ЖАР...)
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
1941
Ученик: Это стихотворение написано в трудный для поэта период: дуэль,
вторая ссылка на Кавказ. После некоторого срока прохождения воинской службы,
Лермонтов был оставлен военным врачом в Пятигорске для лечения. И вот когда дни
поэта были уже сочтены, когда его терзали роковые предчувствия, и он как будто
предвидел
приближающую
к нему
смерть,
он пишет
несколько
последних
стихотворений.
Таким,
например,
было
и произведение
«Сон».
Оно не описывает биографических событий из жизни Лермонтова, а рассказывает
о его настроениях на языке поэтических образов. Это как будто взгляд автора в свою
собственную судьбу. Но с уверенностью можно сказать, что основной идеей
произведения
стала
главная
мечта
автора —обретение
душевной
гармонии
и истинной
любви.
6. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу».
( Прослушивание и просмотр видеопрезентации)
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь
блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух
лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
1841
У
ЧИТЕЛЬ
:
-Отчего больно, трудно лирическому герою? В чём для него преодоление
трагедии?
Ученик:
Лирический герой противопоставляет себя окружающему миру и возникает
необычная попытка преодолеть это противостояние: смерть-сон поможет войти в эту
гармонию, стать частью вселенной.
-
У
ЧИТЕЛЬ
:
Почему в этом стихотворении чувствуется утверждение жизни?
Ученик:
В этом стихотворении присутствует вечно зелёный дуб- символ жизни
Учитель:
на слова стихотворения написано несколько романсов, так как оно очень
напевное. Музыкальность достигается особенностью стиха.
Общее задание. Рефлексия.
У
ЧИТЕЛЬ
:
Мы с вами увидели, что стихотворения пронизаны чувством одиночества,
страдания. В ходе исследования мы с вами определили некоторые ключевые
моменты лирики М.Ю. Лермонтова.
Запишите свои выводы в тетради.
Ученики читают свои выводы
1 Тема одиночества остаётся одной из главных в ранней и зрелой лирике
М.Ю. Лермонтова. она связана с личностью поэта его конфликтом с обществом,
властью, романтическим методом.
2.От соприкосновения с данной поэзией читатель испытывает искреннее и
глубокое
сострадание
герою
от
невозможности
преодолеть
одиночество,
вырваться из его трагического круга, обрести родную душу
3Поэзия Лермонтова оказала огромное влияние на живопись и музыку
(Примеры)
У
ЧИТЕЛЬ
:
Всё творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и
назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о
вечности и природе. Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко
и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая
неудовлетворённость
самим
собой,
судьбой,
политической
обстановкой,
обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадёжности.
А мы, современные читатели, должны быть благодарны нашему великому поэту за
то, что его творчество заставляет трепетать наши сердца.
Давайте вспомним, что такое синквейн и составим свои синквейны в
тетрадях.
Ученик:
Синквейн
–
это
своеобразное
стихотворение,
состоящее
из
пяти
нерифмованных строк.
(Примеры синквейнов в презентации, на доске)
Домашнее задание.
Открываем тетради и записываем домашнее задание
Ответить на вопрос:
«Когда человек чувствует себя одиноким? Что делать?»
Написать мини-эссе, дать развернутый ответ.
X. Оценки . (комментировано)