Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: «О жизнь! Я все тебе прощаю…»
Тема: Литературная композиция в 9 – 11 классах, посвященная творчеству поэта Анатолия Жигулина
Раздел: полное образование
«
О жизнь! Я все тебе прощаю…»
(литературная композиция в 9 – 11 классах,
посвященная творчеству поэта
Анатолия Жигулина )
Исполнитель:
Лепешкина Лариса Елизаровна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан
Цели:
1.
познакомить учащихся с личностью поэта;
2.
познакомить
учащихся с произведениями
Анатолия Жигулина,
посвященными лагерной тематике, другим темам;
3.
стимулировать
развитие
художественного
мировоззрения,
нравственного сознания учащихся
4.
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости и любви к
своему краю;
Оборудование:
выставка фотоматериалов из семейного архива А.В.Жигулина;
иллюстрации А.Кузнецова к стихотворениям А.Жигулина ;
книжная выставка произведений А. Жигулина;
кинофрагмент хроники Великой Отечественной войны;
карта ГУЛАГа, слайды – кадры с изображением лагеря Бутугычага ;
… И кровью алою -
Калина красная.
И горькой памятью –
Калина чёрная…
А.Жигулин
Учащийся: В Доме литераторов в Москве висит мемориальная доска в
память о тех писателях, кто погиб на войне, всего - 70 имен. Если бы была
установлена такая же доска с именами репрессированных поэтов и писателей
(а она до сих пор не установлена), то, конечно, среди этих имен было бы имя
и Анатолия Владимировича Жигулина. Одного из редких русских людей и по
творческому дару, и по обостренному чувству совести. Он прожил жизнь
чисто и честно, по законам “любви и отваги ”.
Учащийся: (слайды) :
Мать Жигулина, Раевская Евгения Митрофановна – из знаменитого
дворянского рода Раевских… – правнучка первого декабриста Владимира
Федосеевича Раевского…
Отец – Жигулин Владимир Федорович – из богатой крестьянской семьи
села Монастырщина близ границы Воронежской губернии. В гражданскую
войну старшие братья отца воевали в армии А.И. Деникина. Отец как
младший попал в Красную армию… И Раевских, и Жигулиных люто
преследовали. Ни одна беда их не миновала. Родился Анатолий Жигулин
(как он сам себя называл “потомок двух разгромленных сословий”) в г.
Воронеже 1 января 1930 года. Раннее детство будущего поэта прошло в селе
Подгорное.
Учащийся: Школа. Война. Беспризорные скитания. (слайды с
кадрами
военной хроники ). Голод 1946 – 1947 гг. Еще в школе в 9 классе Володя
Жигулин
вступил в подпольную антисталинскую организацию КПМ,
Коммунистическую партию молодежи. Наивные дети тех времен, молодые
люди искали идейную опору в борьбе со сталинским режимом в марксизме,
и у них не было альтернативы. Живя в наглухо закрытой, с тираническим
режимом стране, они просто не знали другой реальной философии. И они
изо всех сил сопротивлялись ненавистной диктатуре.
Учащийся:
В 1949 году
В. Жигулин
поступил в Воронежский
лесохозяйственный институт. 17 сентября того же года был арестован,
просидел в тюрьме около года. И все это время жестокие избиения и пытки.
В.Жигулина
и
его товарищей (всего 24 человека) судило Особое
Совещание при МГБ СССР. Срок - 10 лет… Осужден я был по статье –
террор. 7 августа 1949 года он расстрелял из нагана портрет Сталина и ему
полагалась высшая мера наказания. А в это время на краткий период
смертная казнь в СССР была отменена. Но, находясь в тюрьме, Жигулин не
знал об этом и ожидал расстрела.
Учащийся:
Начинаю поэму
Я у правды в долгу.
Я решить эту тему
По частям не смогу.
Только в целом и полном
Это можно понять.
Только в целом — не больно
Эту правду принять.
Как случилось такое,
Понять не могу:
Я иду под конвоем,
Увязая в снегу.
Не в неволе немецкой.
Не по черной золе.
Я иду по советской,
По любимой земле.
Не эсэсовец лютый
Над моею бедой,
А знакомый как будто
Солдат молодой.
Весельчак с автоматом
В ушанке большой,
Он ругается матом
До чего ж хорошо!
— Эй, фашистские гады!
Ваш рот-перерот!
Вас давно бы всех надо
Отправить в расход!..
И гуляет по спинам
Тяжелый приклад...
А ведь он мой ровесник,
Этот юный солдат.
Уж не с ним ли я вместе
Над задачей сопел?
Уж не с ним ли я песни
О Сталине пел?
Про счастливое детство,
Про родного отца...
Где ж то страшное место,
Где начало конца?
Как расстались однажды
Мы с ним навсегда?
Почему я под стражей
На глухие года?
Ой, не знаю, не знаю.
Сказать не могу.
Я угрюмо шагаю
В голубую тайгу...
Учащийся:
Обо
всем
этом
более
подробно
рассказано
в
моей
автобиографической повести “Черные камни”. И о следствии, и о лагерях, и
о тюрьмах. В начале моей лагерной “одиссеи” был Озерный лагерь
(лесоповал, строительство железной дороги Тайшет – Братск). Близ этих мест
Иркутской губернии находится и село Олонки, где отбывал ссылку мой
знаменитый предок. Такое вот совпадение! И часто виделся мне в солнечном
сиянии над иркутской тайгою кружащийся белый лебедь, словно с герба рода
Раевских.
Учащийся:
Но не хочет всех лелеять
Век двадцатый, век другой.
И опять кружится лебедь
Над иркутскою тайгой.
И легко мне с болью резкой
Было жить в судьбе земной.
Я по матери — Раевский.
Этот лебедь — надо мной.
Даль холодная сияет
Облака — как серебро.
Кружит лебедь и роняет
Золотистое перо.
Учащийся: А потом, после Сибири, была Колыма, особый береговой лагерь
Бутугычаг (демонстрируются слайды). Однажды охотники и племена
оленеводов, кочуя по реке Детрин, натолкнулись на громадное поле,
усеянное человеческими черепами и костями, вскоре олени в стаде начали
болеть странной болезнью - у них выпадала вначале шерсть на ногах, а потом
животные ложились и не могли встать. Это место охотники назвали долиной
смерти- Бутугычагом, и с тех пор это место обходили стороной.
Учащийся: Позже здесь, в годы советской власти, были открыты урановые
рудники, где люди в некоторых местах получали порою смертельную дозу
радиации и умирали в тяжелых мучениях… Рудообогатительная фабрика
была самым вредным производством, и химический, и прессовый цехи, и
сушилка (сушильные печи для обогащенной руды) были чрезвычайно опасны
едкими
вредоносными
испарениями.
Вокруг
не
было
никакой
растительности. Радиация убила все живое. Только мох рос на черных
камнях. У печей, где на металлических подносах выпаривали воду из
уранового концентрата после промывки, заключенные работали одну-две
недели, после чего обычно умирали, а на смену им гнали новых. Мне
посчастливилось остаться в живых.
Учащийся: историческая справка: В Бутугычаге, Колымском лагере, умерло
380 тысяч человек... Здесь добывали уран для советской атомной бомбы.
Здесь же велись строго засекреченные "медицинские эксперименты" на мозге
заключенных, трупы которых потом выбрасывали в районе лагерного
кладбища.
Учащийся: В этом лагере Анатолию Жигулину удалось выжить. Он вернулся
домой
совершенно
больным
физически,
с
подорванным
здоровьем,
тяжелейшими заболеваниями, чтобы успеть до смерти написать свою
"Соловецкую чайку" - вечный реквием по всем погибшим заключенным, как
их называли зэкам.
Учащийся:
Соловецкая чайка
Всегда голодна.
Замирает над пеною
Жалобный крик.
И свинцовая
Горькая катит волна
На далекий туманный
Пустой материк.
А на белом песке -
Золотая лоза.
Золотая густая
Лоза-шелюга.
И соленые брызги
Бросает в глаза,
И холодной водой
Обдает берега.
И обветренным
Мокрым куском янтаря
Над безбрежием черных
Дымящихся вод,
Над холодными стенами
Монастыря
Золотистое солнце
В тумане встает...
Только зыбкие тени
Развеянных дум.
Только горькая стылая
Злая вода.
Ничего не решил
Протопоп Аввакум.
Все осталось, как было
И будет всегда.
Только серые камни
Лежат не дыша.
Только мохом покрылся
Кирпичный карниз.
Только белая чайка -
Больная душа -
Замирает, кружится
И падает вниз.
Учащийся: А. Жигулин вспоминал: В последнее время мне особенно часто
снится Бутугычаг, рудник, рудообогатительная фабрика, сушилка… Большие
длинные печи, большие стальные противни. Много лет спустя я был с
писательской
делегацией
на
подобной
фабрике
для
обогащения
металлической руды. Кажется, вольфрамовой. Многое похоже. Но работают
там в специальных респираторах. И вообще – техника безопасности, охрана
труда. А на Бутугычаге не было никакой охраны труда. Естественная логика
того времени – зачем зэкам - смертникам охрана труда?… И хоронили
умерших заключенных здесь же, на склонах сопок.
Учащийся: В 1961 году А. Жигулин написал стихотворение «Кладбище в
Заполярье».
Я видел разные погосты.
Но здесь особая черта:
На склоне сопки – только звезды,
Ни одного креста
А выше – холмики иные,
Где даже звезд фанерных нет,
Одни дощечки номерные
И просто камни без примет.
Лежали там под крепким сводом
Из камня гулкого и льда
Те, кто не дожил до свободы
(Им не положена звезда).
…А нас, живых, глухим распадком
К далекой вышке буровой
С утра, согласно разнарядке,
Вел мимо кладбища конвой
Напоминали нам с рассветом
Дощечки черные вдали
Что есть еще позор
Посмертный,
Помимо бед, что мы прошли…
Мы били штольню сквозь мерзлоты.
Нам волей был подземный мрак
А поздно вечером с работы
Опять конвой нас вел в барак…
Спускалась ночь на снег погоста,
На склон гранитного бугра.
И тихо зажигала звезды
Там,
Где чернели
Номера…
Учащийся: Лагерные лишения и мучения не сломили дух писателя, он не
озлобился на весь белый свет, он не проклял предателей, стукачей, коих в
лагерях было великое множество. С мудростью много испытавшего человека
он утверждал, что проходят личные обиды на людей. Позже, в повести
«Черные камни», посвященной судьбе заключенных на Колыме, он изменил
имена, фамилии предателей и сделал это из чувства милосердия, но «не к
ним, а к их детям, их близким».
Учащийся:
Даже
в
невыносимых
условиях
многие
из
заключенных
оставались
настоящими
людьми,
сохранили
человеческие
чувства,
способность радоваться жизни, наслаждаться природой. Показательно в этом
плане стихотворение «Летели гуси за Усть – Омчуг»
Летели гуси за Усть-Омчуг,
На индигирские луга,
И все отчетливей и громче
Дышала сонная тайга.
И захотелось стать крылатым,
Лететь сквозь солнце и дожди,
И билось сердце под бушлатом,
Где черный номер на груди.
А гуси плыли синим миром,
Скрываясь в небе за горой,
И улыбались конвоиры,
Дымя зеленою махрой.
И словно ожил камень дикий,
И всем заметно стало вдруг,
Как с мерзлой кисточкой брусники
На камне замер бурундук…
Учащийся: Синий мир - символ добра, где нет жестокости, зла. К этому
идеалу стремится душа человеческая. Такое просветление душ помогало
всем: и жертвам, и конвою – преобразиться, хоть на время отвлечься от
чудовищных будней.
Учащийся: Позже, в 1963 году, А. Жигулин напишет еще одно стихотворение
- удивительно доброе, проникнутое теплыми воспоминаниями от встречи с
представителями живой природы на колымской суровой земле.
Учащийся: « Бурундук»
Раз под осень в глухой долине,
Где шумит Колыма-река,
На склоненной к воде лесине
Мы поймали бурундука.
По откосу скрепер проехал
И валежник ковшом растряс,
И посыпались вниз орехи,
Те, что на зиму он запас.
А зверек заметался, бедный,
По коряжинам у реки.
Видно, думал:
"Убьют, наверно,
Эти грубые мужики".
- Чем зимой-то будешь кормиться?
Ишь ты,
Рыжий, какой шустряк!..-
Кто-то взял зверька в рукавицу
И под вечер принес в барак.
Тосковал он сперва немножко
По родимой тайге тужил.
Мы прозвали зверька Тимошкой,
Так в бараке у нас и жил.
А нарядчик, чудак-детина,
Хохотал, увидав зверька:
- Надо номер ему на спину.
Он ведь тоже у нас - зека!..
Каждый сытым давненько не был,
Но до самых теплых деньков
Мы кормили Тимошу хлебом
Из казенных своих пайков.
А весной, повздыхав о доле,
На делянке под птичий щелк
Отпустили зверька на волю.
В этом мы понимали толк.
Учащийся: И особенно радовались заключенные хрупким северным цветам,
потому что они пробуждали самые светлые воспоминания той счастливой
долагерной жизни, напоминали о родных, любимых, тех, кого они так давно
не видели.
Учащийся: «Полярные цветы»
Сползла машина с перевала.
И в падях,
Что всегда пусты,
Нас будто всех околдовало —
Мы вдруг увидели
Цветы!
И разом ахнули ребята,
Нажал водитель на педаль:
Была светла и розовата
От тех цветов глухая даль.
И через каменные глыбы,
По чахлым ивовым кустам,
Не в силах потушить улыбок,
Мы побежали к тем цветам.
Студент-геолог, умный парень,
Заспорить с кем-то был готов,
Что, дескать, только в Заполярье
Известен этот вид цветов.
Но порешили, кто постарше,
На спор поставив сразу крест,
Что те цветы, конечно, наши —
Из тульских и рязанских мест.
Что просто здесь,
В сторонке дальней,
В просторах вечной мерзлоты,
Они немножечко печальней
И чуть суровей, те цветы.
И под нависшим серым небом
С колымским талым ветерком
Дохнуло вдруг соломой, хлебом,
Коровьим теплым молоком...
Цветы, цветы...
Они — как люди:
Им легче, если много их.
Где мы еще теперь побудем,
Каких путей хлебнем земных?..
Уж пятый час трясется кузов,
И склоны гор опять пусты,
А мы в ладонях заскорузлых
Все держим нежные цветы...
Учащийся: Но не только о любви к природе, умении радоваться жизни
вопреки трагическим обстоятельствам, ценить ее проявления писал А.
Жигулин. Одной из главных в его творчестве была тема человека, его
современника, на долю которого выпало много тяжких испытаний и который
сумел остаться человеком, другом.
Учащийся: «Снег над соснами кружится, кружится».
Снег над соснами кружится, кружится,
Конвоиры кричат в лесу...
Но стихи мои не об ужасах.
Не рассчитаны на слезу.
И не призраки черных вышек
У моих воспаленных глаз.
Нашу быль все равно опишут,
И опишут не хуже нас.
Я на трудных дорогах века,
Где от стужи стыли сердца,
Разглядеть хочу человека -
Современника
И борца.
И не надо бояться памяти
Тех не очень далеких лет,
Где затерян по снежной замети
Нашей юности горький след.
Там, в тайге,
Вдали от селения,
Если боль от обид остра,
Рисовали мы профиль Ленина
На остывшей золе костра.
Там особою мерой мерили
Радость встреч и печаль разлук.
Там еще сильней мы поверили
В силу наших рабочих рук.
Согревая свой хлеб ладонями,
Забывая тоску в труде,
Там впервые мы твердо поняли,
Что друзей узнают
В беде.
Учащийся: Как это ни удивительно, но стихи о сталинских тюрьмах и
лагерях Жигулин печатал, начиная с хрущевской оттепели, почти в каждом
своем сборнике – весь брежневский и дальнейший “догласный” период.
Критики же не могли (не разрешала цензура) называть вещи своими именами
и туманно, и даже несколько загадочно называли его поэтом “трудной темы”.
После выхода сборника стихов “Прозрачные дни” (1970) Александр
Михайлов и другие критики нашли ему место в так называемой “тихой
лирике”. Со временем этот рабочий термин забылся и он стал просто поэтом.
Учащийся: В большую литературу А. Жигулин вошел в середине 60-х годов,
когда вслед за книгой “Память” московские издательства выпустили его
книги “Избранная лирика” (1965) и “Полярные цветы” (1966). Писатель и
критик Вадим Кожинов отметил: “Появление на всесоюзной литературной
арене Анатолия Жигулина изменило нравственную атмосферу всей поэзии”.
Учащийся: Откликнулся из Рязани и Александр Солженицын. Вот отрывок
из его первого письма Жигулину: “…Анатолий Владимирович! Я вообще
отношусь к поэзии XX века настороженно – крикливая, куда-то лезет, хочет
как-то изощриться особенно, обязательно поразить и удивить. Но я рад
сказать, что все это совершенно не относится к Вам. Ваши стихи тронули
меня, что бывает очень редко. Вы человек честный, душевный и думающий.
И все это очень хорошо передают стихи. Без всякого насилия, круто и
аппетитно замешивается у Вас и лагерный колымский быт, и разные виды
работ, и стихи»
Учащийся: Известность Жигулина стремительно росла от книги к книге, что,
впрочем, не сделало его жизнь спокойной и безмятежной. Под постоянным
гнетом болезней, в подцензурное время слежек и запретов, не уезжая из
страны, он создал уникальную поэзию, не подвластную натиску официоза.
Именно он не дал теме ГУЛАГа исчезнуть из нашей литературы. Его
“лагерные стихи останутся памятником сложной и трагической эпохе”, –
писал А.Борщаговский.
Учащийся:
Жигулин
был
ценим
как
лирический
поэт,
как
поэт,
продолжающий традиции русской лирики XIX века. Главное, он нашел свой
стиль, выразил свой XX век в его самых страшных проявлениях (война,
лагерь), нашел в этих традициях опору своему пронзительному лиризму и
милосердию.
Учащийся:
О Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои проселки, перелески –
Все, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной – и утешенье,
И исцеление мое.
Учащийся:
А. Жигулин никогда не обижался на судьбу за то, что ему пришлось
пережить. С благодарностью и уважением он относился и к Колыме,
принесшей ему столько страданий и испытаний. Позже, в 1966 году, он
посвятил Магадану одно из своих стихотворений:
Вспоминаются черные дни.
Вспоминаются белые ночи.
И дорога в те дали - короче,
Удивительно близки они.
Вспоминается мутный залив.
На воде нефтяные разводы.
И кричат,
И кричат пароходы,
Груз печали на плечи взвалив.
Снова видится дым вдалеке.
Снова ветер упругий и жесткий.
И тяжелые желтые блестки
На моей загрубевшей руке.
Я вернулся домой без гроша...
Только в памяти билось и пело
И березы дрожащее тело,
И костра золотая душа.
Я и нынче тебя не забыл.
Это с той нависающей тропки,
Словно даль с голубеющей сопки,
Жизнь открылась
До самых глубин.
Магадан, Магадан, Магадан!
Давний символ беды и ненастья.
Может быть, не на горе -
На счастье
Ты однажды судьбою мне дан?..
Учащийся:
6 августа 2000 года завершился жизненный путь
поэта Анатолия
Владимировича Жигулина. Тяжело восприняли эту утрату те, кто его знал.
Илья Дадашидзе, его друг, так писал о Жигулине в те дни: «Жигулин
никогда не был человеком состоятельным и особенно сильно бедствовал в
последние годы. Он никогда не был суетным и многословным. Он всегда был
честным и прямым, что, впрочем, подчеркивать излишне».
Юрий Буртин, критик, поэт: «Лирика
А. Жигулина на уровне лучших
достижений той поэтической традиции, которая берет свое начало у Тютчева
и Фета».
Учащийся: Феликс Светов: «Судьба Жигулина-поэта непросто характерна
для судьбы русских поэтов в XX веке вообще, но это именно та самая судьба
поэта, без которой поэт не существует в России. Он был подлинным и
настоящим поэтом».
Учащийся: Евгений Евтушенко: Еще одним поэтом стало меньше, еще одним
живым свидетелем войны против собственного народа, унесшей миллионы
жизней. Ему повезло, потому что он все-таки выжил, выкарабкался в
литературу сквозь штабеля остекленевших трупов, навечно примороженных
друг к другу внутри той самой земли, по которой мы так забывчиво ходим.
«Нет, не “Железного Феликса” надо поставить напротив Лубянки, а Толю
Жигулина, в бронзе и граните. Если бы я был скульптором, то именно с него
я бы слепил неизвестного лагерника».
Учащийся: Лев Анненский: Для того, кто знает, как калечила Анатолия
Жигулина жизнь, его смерть не стала неожиданностью. Эта смерть потрясает
на другом уровне сознания: завершена судьба поэта, масштаб которого был
ясен при жизни. Я многое говорил ему – и когда впервые вчитался в его
стихи в 60-е годы, и когда работал вместе с ним в редакции журнала “Дружба
народов” в 70-е, и когда на пороге 90-х был некоторое время хранителем
рукописи его мемуаров. Я многое говорил ему. Кроме одного. Кроме того,
что имя его никогда не исчезнет из истории русской поэзии и тем будет
причастно вечности. Такие вещи человеку в лицо не говорят. Я говорю это
теперь, над его гробом.
Учащийся:
Жизнь! Нечаянная радость!
Счастье, выпавшее мне.
Здесь вечерняя прохладность,
Белый иней на стерне.
И война, и лютый голод,
И тайга – сибирский бор,
И колючий, жгучий холод
Ледяных гранитных гор.
Всяко было, трудно было
На земле твоих дорог.
Было так, что уходила
И сама ты из-под ног.
Как бы ни было тревожно,
Говорил себе: держись!
Ведь иначе – невозможно,
Потому что это – жизнь.
Всё приму, что мчится мимо
По дорогам бытия…
Жаль, что ты неповторима,
Жизнь прекрасная моя.
Учащийся:
Давно с берёз слетели листья,
И на рябинах у крыльца
Повисли трепетные кисти,
Как обнажённые сердца.
И всюду видится нетвёрдость,
Непостоянство бытия…
И не горит, как мокрый хворост,
Душа притихшая моя.
И сердце бьётся неприметно,
Оно устало на весу
Дрожать от холода и ветра
В пустом неприбранном лесу.
О, жизнь! Я всё тебе прощаю,
И давний голод в недород,
И что увлёк меня, вращая,
Большой войны круговорот.
Прощаю бед твоих безмерность –
Они устроены людьми.
Прощаю, как закономерность,
Измены в дружбе и любви.
Для всех утрат, былых и близких,
Я оправданий не ищу.
Но даже горечь дней колымских
Тебе я всё-таки прощу.
И только с тем, что вечно стынуть
Придётся где-то без следа,
Что должен я тебя покинуть, –
Не примирюсь я никогда.