Напоминание

Урок внеклассного чтения по литературе в 9 классе


Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: г. Магадан
Наименование материала: Судьбы детей в послевоенное время (по произведениям русских писателей) .
Тема: Урок внеклассного чтения по литературе в 9 классе
Раздел: среднее образование





Назад




1

Урок внеклассного чтения

по литературе в 9 классе

Исполнитель:

Лепешкина Лариса Елизаровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

Т Е М А У Р О К А : Судьбы детей в послевоенное время (по произведениям

русских писателей)

Т и п у р о к а: урок открытия нового знания

Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я : познакомить

учащихся

с

произведениями

о

послевоенном

детстве

писателей,

их

содержанием, выяснить, в чем их особенности.

З а д а ч и:

Образовательная – формировать системность, оперативность, прочность

знаний, совершенствовать речевые навыки, умение вести беседу.

Развивающая

формировать

интерес

к

предмету,

мотивацию

к

дальнейшему изучению литературы, учить анализировать текст, выделять в

нем главное, сравнивать, обобщать полученные знания, развивать память,

внимание.

Воспитательная –

воспитывать уважение к отечественной литературе,

любовь к жизни, веру в торжество добрых начал, учить уважительно

общаться друг с другом.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

Приветствие учителя, настрой учащихся на позитивную работу.

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на экран. На презентации

изображены счастливые

мгновения начала человеческой жизни – детства. Детство – не просто этап

развития человека, а пора, имеющая очень важное значение для его

дальнейшей жизни.

Люди всегда с теплотой вспоминают свое детство, потому что именно в эту

пору маленький человек открывает для себя мир, каждый день познает что –

2

то новое. Он о чем – то мечтает и его мечты воплощаются в реальность. Над

его головой светит солнце, небо безоблачно. Его жизнь пока еще беззаботна,

спокойна.

Но все может измениться в одночасье. В один миг. Тогда, когда на твою

Родину нападает враг, когда начинается война. Тогда дети, как и взрослые,

принимают на себя удар, на их жизнь обрушиваются горе, страдания.

В 6 классе мы изучали произведение «Уроки французского» Валентина

Григорьевича Распутина, в этом году вы познакомились с рассказом «Судьба

человека» Михаила Александровича Шолохова. В них, как вы помните,

идет речь о судьбах детей, на долю которых выпали тяжелые испытания

послевоенного времени: голод, одиночество из – за разлуки с близкими

людьми.

В школьной программе по литературе почти не встречаются произведения на

тему послевоенного детства. И это, на мой взгляд, неправильно. Об этой

трагической странице нельзя не помнить, это нельзя забыть!

Сегодня на уроке внеклассного чтения (его еще можно назвать уроком

презентацией) мы познакомимся с произведениями, которые достоверно

показывают тяжелую жизнь детей в послевоенное время.

При подготовке к этому уроку вам было предложено, разбившись на

группы, выбрать произведение, повествующее о послевоенном времени, и

познакомить присутствующих с его содержанием. Так его интересно

представить, захватывающе о нем рассказать, чтобы у каждого из вас

появилось желание его обязательно прочитать.

В ходе урока мы должны ответить на вопросы:

Какой изображают жизнь детей авторы? Как жили подростки в это

тяжелое время? Что помогло им выжить, сохранить человечность, не

озлобиться, не ожесточиться?

Вам предстоит работа в группах. Вы помните, что надо внимательно

слушать друг друга, не перебивать выступающего. Вам предстоит ответить

на вопросы, ответ ваш должен быть полным, отвечайте непосредственно на

поставленный вопрос. Когда вы обращаетесь к тексту, напоминаю, читайте

его выразительно!

Произведения каких авторов вы выбрали?

1 этап урока

Учащиеся от группы представляют авторов и выбранные произведения:

Альберт Анатольевич Иванов «Глаза» (1 группа), Иван Иванович Евсеенко

3

«Дмитриева суббота»(2 группа), Александр Васильевич Малышев «Снова

пел соловей» (3 группа), Владимир Фомичев «Человек и история. Книга

первая. Послевоенное детство на Смоленщине» (4 группа)

1. Альберт Анатольевич Иванов. «Глаза» (1 учащийся)

Родился 5 июня 1938 года в поселке Ожерелье Московской области в

семье учителей. Первая повесть появилась в 1962 году. С тех пор у писателя

издано много книг. Хорошо известны такие его произведения, как «Билет

туда и обратно», «Деревянный хлеб» и многие другие. По его сценариям

(иные в соавторстве) поставлены кинофильмы. Книги Альберта Иванова

переведены на 11 языков.

Сообщение

о произведении «Глаза»,

его особенностях, кратко

содержании (2 учащийся).

2. Иван Иванович Евсеенко «Дмитриева суббота» (3 учащийся)

Прозаик Иван Иванович Евсеенко родился 2 августа 1943 года в селе

Займище, Черниговской области, работал учителем в сельских школах,

корреспондентом районной газеты. Жил в Воронеже. Рассказы и повести

Евсеенко опубликовывались в журналах «Наш современник», «Новый мир»,

«Москва», «Север», «Смена», «Дон», «Роман-газета», а также в журнале

«Подъём», редактором которого он был. Иван Иванович умер 12 декабря

2014 года.

Сообщение о произведении «Дмитриева суббота», его особенностях,

содержании. ( 4 учащийся)

3. Александр Васильевич Малышев «Снова пел соловей» (5 учащийся)

Известный

писатель

Иван

Васильевич

Малышев

посвящал

свои

произведения разным проблемам и темам. Нравственная атмосфера жизни

поколения, опаленного войной, взаимосвязь человека и природы, духовные

искания нашего современника – вот круг проблем, которые стоят в центре

повестей и рассказов ивановского прозаика. Книга «Снова пел соловей» была

написана в 1983 году, в ней идет речь о людях, которые, несмотря на

неимоверные трудности и лишения, сумели сохранить человечность и

доброту, любовь к ближнему и сострадание.

4. Владимир Фомичев «Человек и история. Книга первая. Послевоенное

детство на Смоленщине» (6 учащийся). Об авторе и его книге.

Первая книга автобиографического цикла называется «Человек и история»,

в ней автор рассматривает собственную жизнь в контексте истории нашей

страны. В произведении идет речь об отдельных человеческих судьбах,

истории семей и народов. Рождённый накануне Великой Отечественной

4

войны в деревне Тыкали на Смоленщине, автор начал жизнь в самом пекле

войны, на оккупированной территории. Много времени прошло с тех пор, но

воспоминания писателя не исчезают в прошлом, не утрачивают яркости. Они

дарят тепло и ощущение того, что любой возврат назад, в прошлое, это уже

возвращение домой. А дома не может быть плохо, даже если идёт война.

2 этап урока

Учитель: Спасибо всем, кто выступал. Теперь найдите эпизоды, где авторы

описывают жизнь детей, подростков в послевоенное время.

Возможные отрывки:

«У всех взрослых было нечто общее в жизни, как общая основа в куске

ткани: работа, скорбь о погибших на фронте, ранние болезни, борьба с

нуждой, заботы о детях. Была такая основа и в детстве всех ребят Нижнего

двора. В школу мы бегали кто в чем и не смеялись над тем, что товарищ

пришел на уроки не в валенках, а в бурках с галошами, а вместо ранца у него

сумка, сшитая матерью из аптекарской клеенки.

Наши утра начинались еще до рассвета с очереди за хлебом, с

фиолетового номерка, выведенного химическим карандашом на детской

ладони. Взрослые, вернувшись со смены, переписывали эти номерки на свои

руки и шли в очередь.

Мы, как могли, старались помогать взрослым. Многие наши воскресенья

проходили в поисках щепок, в собирании костей, которые мы потом сдавали

старьевщику и добывали так деньги на кино. Мы ходили в лес не для

прогулок, а чтобы вернуться с вязанкой валежника на спине, и очень

гордились, если этой вязанки хватало на одну топку — так сберегались

дорогие тогда дрова. Наши вечерние набеги на фабричную ветку были чем-то

вроде игры, но куда более рискованной, чем бой на деревянных мечах. Из

набегов мы возвращались с кусочками мерзлого торфа в мешках из-под

картошки.

А вокруг длилась монотонная, горькая, трудная послевоенная жизнь, и

тени ее тревожно брезжили сквозь наши детские забавы. Она была жестока,

проста и сводилась к самому насущному».

(А.В. Малышев «Снова пел

соловей»).

«Есть им хотелось всегда и везде. Хотя хлеб был по карточкам, но явного

голода не было. Скоро всем дадут огороды под картошку за городом, а

селедки, хамсы и кильки на шумном базаре и без того завались — целые

ряды коричневых скользких бочек». (А.И. Иванов «Глаза») (Учитель: «Хамса

– это рыба»)

5

«И сколь ни мал был Витька, а по тем ее горючим слезам понял, что нет в

живых ни матери, ни тетки Сони, ни тетки Вали, ни соседских детей, его

сверстников и погодков.

Он тоже заплакал, уткнулся головой в подушку и долго так лежал, глядя на

соседнюю койку, где стонал весь в бинтах и повязках пожилой тяжело

раненный солдат. Когда же опять повернул голову к тетке Анюте, то вдруг

как-то по-мальчишески невпопад, испуганно спросил:

- А я?

- А ты - живой, - обняла его за плечи тетка. - Только ранен в ногу. - Витька

отбросил одеяло и увидел, что левая его нога взята в гипс и что ступни на ней

и половины голени нет. Он попробовал пошевелить укороченной этой ногой,

но все его тело пронизала такая острая, непереносимая боль, от которой

Витька снова едва не потерял сознание.

- Терпи, браток, - перестав стонать, приободрил его сосед по койке. - Главное

- колено цело. Протез сделают - еще в футбол будешь играть.

Утешительные слова старого солдата-сибиряка по имени Пётр (он умер

через несколько дней) тоже навсегда запали в память Витьке». (И.И.

Евсеенко «Дмитриева суббота»)

«На детях войны война отыгралась по полной программе. Плохая пища,

плохая одежда, полная бесконтрольность и забавы со смертоносными

игрушками, как мины, гранаты всех систем и калибров, которые разрывали

на куски и в прах детские тельца по одному и целыми группами. Голодно.

Холодно. Тревожно. Бесприютно. И это в самые счастливые детские годы!

До сих пор коробит душу: «счастливые детские годы…». Стали открывать

школы и первыми учениками этих после оккупационных школ, были ребята

переростки. Пошла в школу и моя старшая сестра. А какие были учебники и

учебные пособия! Для арифметики, для обучения «счёту», тут же нарезались

палочки из ивовых прутьев, а один оригинал приспособил вместо палочек,

обычные винтовочные патроны, чему никто не удивился: лишь бы считать

научился, да выжил, чтобы ему этот счёт пригодился. Что же касается

учебников, так «Букварь» выдавался один на несколько школьников».

«Обгоревшая земля по виду могла сойти за чернозём. Простор для глаз

представляли выгоревшие деревеньки, а оставшиеся печки, своими трубами

показывали, как перстами в небо. То там, то сям из-под земли вырывались

чёрные клубы дыма, сопровождаемые багровыми искрами – это так в

землянках благоустроились погорельцы – жители. И как бы ни был убог и

скромен комфорт этого прибежища, всё же его обитателям завидовали, мимо

проходящие беженцы. Хотя уже и бежать было не от кого, и бежать было

6

некуда, но к ним, оставшимся без кола и двора, тут же прилепились нужда с

нищетой. Так и брели они вместе, куда глаза глядят, и пока ноги идут, и

стимулировала их стремление лишь одна надежда. (В. Фомичев «Человек и

история. Книга первая. Послевоенное детство на Смоленщине»)

Итак, скажите, какое общее впечатление сложилось у вас о том времени? Как

же жили люди в те годы? (учащиеся отвечают)

А теперь давайте ответим на такие вопросы.

Что же помогло детям не просто выжить, а сохранить в себе человечность,

чуткость? Кто был рядом с ребятишками? Кто для них стал поддержкой?

Возможные варианты ответов:

«Из всего, что нудно и серо жило вокруг, в них по-настоящему вошла только

война, ее железное время, с привкусом ржавчины на зубах, и неподдельная

доброта всех этих невыдуманных соседских тетей Галь, тетей Лен и

мужество одноногих дядей Миш и безруких дядей Вань, которые спасали

страну». (А.А.Иванов «Глаза»)

«Но тут в мастерскую как раз и зашел, опираясь на палочку, доподлинный

фронтовик - степенный мужчина лет тридцати пяти-сорока. Тетка, уже

действительно

вся

в

слезах,

начала

жаловаться

ему

на

обиду

и

несправедливость. Фронтовик быстро разобрался в ее жалобах, вник в

положение деревенских неудачливых просителей и приступил с допросом к

приемщице:

- Ну, и чего ты парня не запишешь?!

- Не положено! - уперлась та.

- Почему это - не положено?! - для начала вроде бы вполне мирно спросил

фронтовик.

- Потому что инструкция! - совсем распоясалась приемщица.

Пиши парня вместо меня. Я уступаю ему свою очередь.

«Из госпиталя Витьку забрала к себе тетка Анюта.

По вдовьей горемычной жизни с целым выводком детей, двумя своими,

сыном и дочерью, и третьим, приемным, Витькой-крестником (муж ее, дядя

Сергей, которого они все так ждали с войны, погиб в начале сорок пятого

года), тетка была женщиной многоопытной и предприимчивой.

Вообще, если бы не тетка, то Витька, наверное, не выжил бы и сразу после

ранения, и в дальнейшей своей инвалидской детской и юношеской жизни

тетка доводилась ему крестной матерью. Она и относилась к нему, как мать,

7

ни в чем не отделяя от своих собственных детей, Николая и Люды, а даже,

наоборот, иной раз заботясь о Витьке больше.

- Вы сироты только наполовину, - назидательно говорила она им, - а он

круглый сирота, и без ноги.

Витька в ответ почитал тетку Анюту тоже, словно родную мать (называть ее

матерью он привык по деревенскому обычаю еще с самого малого возраста).

Будучи старшим в доме среди детей, он опекал Николая и Люду, как родных

своих брата и сестру, всегда уступал им лучший кусочек в еде, берег в

работе, заступался на улице и в школе, если кто-нибудь пробовал их обидеть.

Когда же тетка Анюта постарела, и Николай забрал ее к себе, в город нянчить

внуков, Виктор будто осиротел еще раз». (И.И.Евсеенко

«Дмитриева

суббота»)

3 этап урока:

Каждая группа нашла иллюстрации к произведениям, о которых сегодня шла

речь. Попрошу вас представить презентации и прокомментировать данные

иллюстрации. (От каждой группы один учащийся).

Учитель: Так что же помогло тем самым мальчишкам и девчонкам, которые

недоедали, не имели возможности нормально учиться, вырасти и не

ожесточиться, не затаить обиду в сердце, оттаять душой? Помогло стать

поколением, ценящим в людях искренность, отзывчивость и внутреннее

благородство?

(Уверенность, что ВОЙНА, уже позади, и теперь нужно лишь немного

подождать, когда вернется нормальная жизнь. Поддержка и взаимовыручка,

любовь к ближнему и в то же время, осознание неизбежности временных

трудностей и страданий и, как следствие, терпимого отношения к ним)

Учитель: Ребята, какие эпизоды в выбранном вами произведении вас

особенно поразили? (Учащиеся отвечают)

4 этап урока. Подведение итогов

Как вы думаете, нужны ли нам такие книги? (Конечно, нужны, особенно в

наше непростое время, когда милосердие и доброта отошли на второй план,

когда каждый сам за себя, когда «я» на первом месте. Эти книги учат

помнить свое прошлое, не забывать его трагические страницы, любить

жизнь, бережно относиться к своим близким).

Ребята, вы собрали очень важный материал, вами проделана большая работа.

Я предлагаю создать сайт и опубликовать на нем тексты и информацию об

авторах, а также иллюстрации, найденные вами.

8

Вы сегодня хорошо поработали, оценки получают те из вас, кто был

наиболее активен на уроке, кто качественно подготовил домашнее задание.

В качестве домашнего задания предлагаю прочитать произведение, которое

более всего вам понравилось, и написать на него по желанию рецензию или

отзыв.

Спасибо за урок! Надеюсь, он был вам полезен и запомнится надолго.



В раздел образования