Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: г. Магадан
Наименование материала: «Можно ли назвать В.Г. Распутина православным писателем?»
Тема: Учебные материалы к урокам литературы, тематическим классным часам в 10 -11 классах
Раздел: полное образование
Учебные материалы
к урокам литературы,
тематическим классным часам в 10 -11 классах
«Можно ли назвать В.Г. Распутина православным писателем?»
Исполнитель:
Лепешкина Лариса Елизаровна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан
«Нет, надо верить… И праведники еще остаются, и не выжили совершенно
люди из бескорыстия, благоразумия, веры. Да, издержался, издерзился,
окунулся в срамной балаган человек — да ведь не всякий же! И пусть он, не
поддавшийся, осмеян нынче, затравлен, загнан в молчание и одиночество…
Но стоит неколебимо он, ни за какие пряники не способный расстаться с
совестью.» - писал в своей книге «Сибирь, Сибирь…» русский писатель,
публицист и общественный деятель Валентин Григорьевич Распутин.
На вопрос: «Можно ли назвать В.Г. Распутина православным писателем?»
историк и лингвист Сергей Перевезенцев отвечает: «Думаю, он был им с
самого начала своего творческого пути. Образы его героев даже в самых
ранних повестях и рассказах были христианскими. Больше того, авторские
рассуждения были глубоко православными. Не тот настоящий православный,
кто соблюдает все внешние формы религиозности, но тот, кто думает и
поступает так, как заповедал Господь. Валентин Распутин олицетворял собой
нравственную чистоту – в литературе, в жизни, в политических исканиях.
Наверное, именно эта нравственная чистота и его литературный гений, та
искра Божия, которая в нем сильно и ярко разгорелась, позволяют называть
его совестью русского народа. Осознавая, что он имеет моральное право
оценивать, мы его слушали и старались исправить то, что он, как писатель,
обличал. А говорил он, в сущности, евангельские истины: живите честно,
любите друг друга, прощайте обиды.»
«Меня всегда привлекали, — рассказывал писатель, — образы простых
женщин,
отличающихся
самоотверженностью,
добротой,
способностью
понимать другого... В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с
сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться,
жаловаться, просить поддержки...»
Сила характеров любимых героинь Распутина — в мудрости, которая
представляет
собой
гармоническое
единство
всех
граней
народного
миропонимания и мироотношения. Это женщины, как золотые самородки в
рудной породе, они создают мощное силовое поле моральных принципов и
норм, они задают тон, накал духовной жизни народа.
Именно в творчестве В.Г. Распутина выявляются мотивы христианского
народного сознания и миропонимания. Почти все героини его произведений -
праведницы.У него мы не находим прямого цитирования из Евангелия, но
видим скрытые параллели, углубляющие характер его героинь, освещающие
их поступки и помыслы библейской моралью, особым образом мыслей и
отношением к миру и человеку.
Тип героя-праведника входит в русскую классическую литературу во второй
половине XIX в. Этот образ занимает важное место в художественном
сознании эпохи. Герои-праведники становятся воплощением национально-
традиционных ценностей. В религиозно-философской литературе понятие
«праведность» нередко используется как синоним «святости», но имеет при
этом более широкое значение. Не ограничиваясь сферой божественного, оно
охватывает
также
земной
путь
человека
и
подразумевает
ведение
благочестивого образа жизни, следование религиозным предписаниям. Яркие
примеры героев – праведников можно найти в произведениях «деревенской
прозы» В.Г. Распутина. Высокая совестливость отличает его «мудрых
старух»– Анну из «Последнего срока» и Дарью из «Прощания с Матерой».
Повесть «Последний срок» стала одним из самых значительных явлений
русской
прозы
1970-х
годов.
Все
содержание
«Последнего
срока»
просвечивается через тему противоборства жизни и смерти.Праведность
героини, старухи Анны, проявляется прежде всего в ее мудром отношении к
смерти. Ее уход сопровождается естественным «изживанием» всех связей с
миром и полным приятием происходящего. Анна, в начале повести
находившаяся «то ли в самом конце жизни, то ли в самом начале смерти» и
«воротившаяся» посмотреть на детей, верит, что связь умерших с живыми не
прерывается никогда. Воспринимая уход из жизни как переход, Анна видит в
своей смерти необходимую помощницу, проводника в иной мир. «Ей есть к
кому уходить и есть от кого уходить», — писал Распутин о старухе Анне.
Критики
единодушно
подчеркивают
в
ее
характере,
прежде
всего,
евангельское долготерпение. По утверждению В. Влащенко, «в старухе Анне
выражены
такие
черты
народного
характера,
как
терпение,
радость,
благодать». Мотив евангельской радости является основополагающим в
образе Анны. А мотив «благодати» (действенное снисхождение Бога к
человеку) в повести выражен в способности Анны слышать колокольный звон,
видеть и излучать сияние, что является составляющим радостного созерцания
мира. Необходимо заметить, что понятия «радость» и «благодать» имеют еще
и общий духовный, евангельский смысл. Это радость «здравия души», радость
внутреннего согласия с Богом.
Предстоящая встреча со своей смертью является радостью для Анны. Она
уверена, что ее смерть предстанет перед ней в образе старухи, похожей на нее
саму. Старуха эта протянет навстречу Анне свою руку, «… в которую она
должна будет вручить свою ладонь. Немея от страха и радости, которых
никогда не испытывала, старуха (Анна) мелкими шажками начнет подвигаться
к протянутой руке». Смерть станет радостной встречей для Анны, как некогда
таковой она стала для Богородицы при Ее Успении. Характер Анны
сформирован из вековечных народных традиций и представлений о зле и
добре. Готовясь уйти, она не докучает детям, не читает им наставлений.
Единственная ее цель напомнить им кто они есть, объединить и опять сделать
семьей.
В «Последнем сроке» автор проверяет отношением к смерти детей героини-
праведницы. Хотя сама старуха воспринимает свое «возвращение» лишь как
отсрочку, данную ей свыше, ей никого не удается в этом убедить. Люся
отгораживается резкой сентенцией: «Мама, мне уже надоели эти разговоры
<…> Тебе еще жить да жить». Илье нравится думать, что Анна «обманула
свою смерть»: «Мать у нас еще та фокусница!» И лишь Михаил, который с
рождением первого сына осознал свою причастность к нескончаемой цепи
поколений,
постепенно
приближается
к
более
глубокому
пониманию
происходящего.
Умирая, Анна наталкивается на равнодушие своих взрослых детей, которые
собрались проводить ее в последний путь. В «Последнем сроке» сталкиваются
прежде всего два типа мировоззрения. Валентин Распутин ищет корни той
душевной толстокожести, которая обнаружилась в сыновьях и дочерях Анны,
собравшихся в горький час под крышей родного дома. Распутин считает, что
нравственные и духовные основы нации, ее генетические корни изначально
здоровы и благостны, а дурное привносится извне, от чуждых веяний.
Поэтому главную причину нравственного упадка в народе писатель объясняет,
прежде всего, утратой душевной связи человека со своими корнями.
Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их
нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые
завладели их жизнями и душами. Писатель показывает, насколько жалкой
может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной. Главная
мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.
«Cветоносным миропониманием» (А. Адамович) наделена и старуха Дарья в
«Прощании с Матерой». Ситуация, которая легла в основу «Последнего
срока» вновь возникает в этой повести, но мотив «расставания с жизнью»
здесь обретает более широкий смысл. Последний срок – уже не для
отдельного человека, а для природного порядка. Назвав остров посреди
Ангары и старожильческое поселение на нем одним именем — Матёра,
Распутин сохраняет за этим словом его исконное значение: середина, глубь,
русло, Матёра — до осязаемости реальная земля, но, в то же время, она
олицетворяет исторический уклад жизни русской деревни. Повествование не
раз возвращается к прошлому, к местным легендам и преданиям. Но старая
Матёра с ее древним бытом «откоренилась, сошла с привычного хода».
Повесть “Прощание с Матерой” — это крик души о загубленных,
разоренных и затопленных деревнях, людях, насильно выселяемых с
насиженных мест, и о великом значении традиций в жизни человека.
Последние жители острова поставлены временем в особые условия: они
находятся на стыке уходящей земледельческой эпохи с веком техники. На
самом «сгибе» — героиня повести Дарья Пинигина. Это одна из главных
фигур в веренице образов женщин-матерей у Распутина. Дарья — сильная по
духу женщина. Она из тех, кто притягивает к себе людей, рядом с ней они
набираются силы. Героиня родила шестерых детей, но трое из них умерли.
Она пережила и потерю детей, и потерю мужа, который ушел на охоту и не
вернулся. Но все же сердце Дарьи не зачерствело, не охладело к людям.
Наоборот, она старается жить «по совести», не обижать людей, помогать им.
Героиня приютила у себя Катерину, чей дом спалил ее сын, Петруха, и Симу с
внуком, которые боялись ночевать одни. Писатель доказывает правоту взгляда
Дарьи на реальный мир. Героиня выступает в повести как главная
хранительница – острова, деревни, существующего жизненного уклада; ее
личностная
трагедия
связана
с
невозможностью
исполнить
свое
предназначение до конца. Узнав о предстоящем затоплении земли, героиня
принимает вину за происходящее на себя: «А ить с меня спросют [умершие
предки]. На тебя, скажут, понадеялись, а ты? Я ж тут была, на мне лежало
доглядывать. И что водой зальет, тоже навроде как я виноватая».Здесь В.
Распутин соединяет христианскую идею страшного суда с характерным для
крестьянской этики почитанием предков: на том свете героиня-праведница
готовится держать ответ в первую очередь перед ними. Праведничество Дарьи
проявляется
вее
самоотверженном
«служении
миру».
Выступая
хранительницей Матеры,
Дарья поддерживает связь между разными
поколениями людей – как ныне живущих, так и уже умерших. Героиня
выступает в качестве посредника между двумя мирами: в трудную минуту она
идет за советом на кладбище – в «более богатую деревню <…> пристанище
старших».
Дарья до конца жизни остается преданной своей родине. Она формулирует
главную мысль произведения, которую автор хочет донести до читателей:
«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Вот почему Дарья
хочет увезти могилы своих родителей туда, где будет жить и где будет
похоронена сама, чтобы не прерывалась цепочка памяти. Ведь благодаря
родителям она родилась и выросла, дала жизнь другим.
Уже на первых страницах повести присутствует трагическое противоречие,
сгущенное до символической картины. Согласию, покою и миру, прекрасной
полнокровной жизни, которой дышит Матера, противостоит запустение,
оголение. "Темь пала" на Матеру, утверждает Распутин, многократными
повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с традиционными
текстами Древней Руси и с апокалипсическими картинами Откровения Иоанна
Богослова. Именно здесь появляется эпизод пожара, а перед этим событием
"звезды срываются с неба".
В "Прощании с Матерой" Валентин Распутин образно описывает красоты
первозданной природы - тихое утро, свет и радость, звезды, Ангара, ласковый
дождь, что являют собой светлую часть жизни и благодать. Но они же создают
тревожную
атмосферу
в
тон
мрачным
мыслям
стариков
и
старух,
предчувствующих драматическую развязку.
Почему всегда старики? По
словам Распутина "наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и
Боге, они не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям,
учениям и страстям".
Писатель использует в повести некоторые мифологические образы, которые
расширяют смысл произведения, придают рядовым вещам глубину символа.
Так, вода — один из ключевых символов повести: она затопит деревню. В
фольклоре существует образ «живой воды», но в «Прощании с Матерой» вода
становится символом смерти. По мысли автора, человек искажает основы
бытия, превращая жизнь в смерть. Вода указывает и на библейскую тему
всемирного потопа, посланного человечеству в наказание за грехи. Но если в
Библии праведники спасаются, то у Распутина как раз они-то избирают
гибель, предпочитая смерть существованию в неправедном мире.
Говоря о связи реалистической литературы с фольклором и Священным
Писанием, важно отметить, что она проявляется прежде всего на генетическом
уровне. Писатель является наследником культуры своего народа, впитавшим
его дух, и потому наследие это, сам взгляд на мир не могут не найти
отражения в поэтике его произведений. В героинях Валентина Распутина до
предела обострено чувство совестливости, ответственности перед прошлым за
будущее. Одним днем они не живут. Могут терпеть боль, унижения и
лишения, но приспособить душу свою к беззаконию, преступить вековые
нравственные устои – не могут и не хотят. В.Г. Распутин не прибегает
специально к опоре на фольклорные источники и Священное Писание, они
живут в нём органично, как в наследнике народного миропонимания. Он не
воспроизводит богослужебные тексты, не создаёт стилизации под них, но в то
же время глубоко передаёт миросозерцание народа, органически усвоившего
сам дух Священного Писания.
Их ни с кем не спутаешь, немногословных сибирячек Валентина Распутина.
Его героини, в душах которых сильны голоса совести, женщины, хранящие
свет наперекор всему, что творится вокруг. Такие разные истории, такой
разный посыл каждой повести или рассказа, но их объединяет одно: желание
помочь читателю стать добрее, милосерднее, сочувственнее и внимательнее к
другим.
Безразличие к прошлому становится нормой жизни современного общества.
Вера в душе человеческой уступила место безверию, память -беспамятству.
Распутин с особой остротой понимает, к чему может привести эта
беспамятность, а потому ещё и ещё раз напоминает всем нам, всему русскому
народу о том, что именно цельное народное сознание, мерой всего избравшее
вечные духовно-нравственные законы, держит нас в жизни и спасает от
духовного разорения.
Распутин пытается возродить в современном человеке, погрязшем в
равнодушии ко всему, что его окружает, свойственное народу истинное
охранительное отношение к миру как Дару Свыше. Народное восприятие
мира, глубоко одухотворяющее все его явления, должно стать примером для
современного человека.
Как и вся отечественная классика, проза Распутина запечатлевает картину
воскресения души человека, утверждая, по сути, подвижнический опыт
свободы духа в вере, в любви к родной земле и ее людям. Мысленные
проповеди его героинь очищают нас, вдохновляют, и главное - побуждают
взглянуть на себя строже, пристальней, совершить путешествие в глубь души.
Распутин остается в нашем представлении одним из лучших, ведущих
современных прозаиков; его повести и рассказы оказывают огромное влияние
на читателя, формируя и утверждая в нем лучшие человеческие качества:
крепость духа, доброту, сострадание, любовь к родной земле и ее святыням,
милосердие.