Напоминание

Учебные материалы к урокам литературы, тематическим классным часам в 10 -11 классах


Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: г. Магадан
Наименование материала: «Можно ли назвать В.Г. Распутина православным писателем?»
Тема: Учебные материалы к урокам литературы, тематическим классным часам в 10 -11 классах
Раздел: полное образование





Назад




Учебные материалы

к урокам литературы,

тематическим классным часам в 10 -11 классах

«Можно ли назвать В.Г. Распутина православным писателем?»

Исполнитель:

Лепешкина Лариса Елизаровна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

«Нет, надо верить… И праведники еще остаются, и не выжили совершенно

люди из бескорыстия, благоразумия, веры. Да, издержался, издерзился,

окунулся в срамной балаган человек — да ведь не всякий же! И пусть он, не

поддавшийся, осмеян нынче, затравлен, загнан в молчание и одиночество…

Но стоит неколебимо он, ни за какие пряники не способный расстаться с

совестью.» - писал в своей книге «Сибирь, Сибирь…» русский писатель,

публицист и общественный деятель Валентин Григорьевич Распутин.

На вопрос: «Можно ли назвать В.Г. Распутина православным писателем?»

историк и лингвист Сергей Перевезенцев отвечает: «Думаю, он был им с

самого начала своего творческого пути. Образы его героев даже в самых

ранних повестях и рассказах были христианскими. Больше того, авторские

рассуждения были глубоко православными. Не тот настоящий православный,

кто соблюдает все внешние формы религиозности, но тот, кто думает и

поступает так, как заповедал Господь. Валентин Распутин олицетворял собой

нравственную чистоту – в литературе, в жизни, в политических исканиях.

Наверное, именно эта нравственная чистота и его литературный гений, та

искра Божия, которая в нем сильно и ярко разгорелась, позволяют называть

его совестью русского народа. Осознавая, что он имеет моральное право

оценивать, мы его слушали и старались исправить то, что он, как писатель,

обличал. А говорил он, в сущности, евангельские истины: живите честно,

любите друг друга, прощайте обиды.»

«Меня всегда привлекали, — рассказывал писатель, — образы простых

женщин,

отличающихся

самоотверженностью,

добротой,

способностью

понимать другого... В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с

сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться,

жаловаться, просить поддержки...»

Сила характеров любимых героинь Распутина — в мудрости, которая

представляет

собой

гармоническое

единство

всех

граней

народного

миропонимания и мироотношения. Это женщины, как золотые самородки в

рудной породе, они создают мощное силовое поле моральных принципов и

норм, они задают тон, накал духовной жизни народа.

Именно в творчестве В.Г. Распутина выявляются мотивы христианского

народного сознания и миропонимания. Почти все героини его произведений -

праведницы.У него мы не находим прямого цитирования из Евангелия, но

видим скрытые параллели, углубляющие характер его героинь, освещающие

их поступки и помыслы библейской моралью, особым образом мыслей и

отношением к миру и человеку.

Тип героя-праведника входит в русскую классическую литературу во второй

половине XIX в. Этот образ занимает важное место в художественном

сознании эпохи. Герои-праведники становятся воплощением национально-

традиционных ценностей. В религиозно-философской литературе понятие

«праведность» нередко используется как синоним «святости», но имеет при

этом более широкое значение. Не ограничиваясь сферой божественного, оно

охватывает

также

земной

путь

человека

и

подразумевает

ведение

благочестивого образа жизни, следование религиозным предписаниям. Яркие

примеры героев – праведников можно найти в произведениях «деревенской

прозы» В.Г. Распутина. Высокая совестливость отличает его «мудрых

старух»– Анну из «Последнего срока» и Дарью из «Прощания с Матерой».

Повесть «Последний срок» стала одним из самых значительных явлений

русской

прозы

1970-х

годов.

Все

содержание

«Последнего

срока»

просвечивается через тему противоборства жизни и смерти.Праведность

героини, старухи Анны, проявляется прежде всего в ее мудром отношении к

смерти. Ее уход сопровождается естественным «изживанием» всех связей с

миром и полным приятием происходящего. Анна, в начале повести

находившаяся «то ли в самом конце жизни, то ли в самом начале смерти» и

«воротившаяся» посмотреть на детей, верит, что связь умерших с живыми не

прерывается никогда. Воспринимая уход из жизни как переход, Анна видит в

своей смерти необходимую помощницу, проводника в иной мир. «Ей есть к

кому уходить и есть от кого уходить», — писал Распутин о старухе Анне.

Критики

единодушно

подчеркивают

в

ее

характере,

прежде

всего,

евангельское долготерпение. По утверждению В. Влащенко, «в старухе Анне

выражены

такие

черты

народного

характера,

как

терпение,

радость,

благодать». Мотив евангельской радости является основополагающим в

образе Анны. А мотив «благодати» (действенное снисхождение Бога к

человеку) в повести выражен в способности Анны слышать колокольный звон,

видеть и излучать сияние, что является составляющим радостного созерцания

мира. Необходимо заметить, что понятия «радость» и «благодать» имеют еще

и общий духовный, евангельский смысл. Это радость «здравия души», радость

внутреннего согласия с Богом.

Предстоящая встреча со своей смертью является радостью для Анны. Она

уверена, что ее смерть предстанет перед ней в образе старухи, похожей на нее

саму. Старуха эта протянет навстречу Анне свою руку, «… в которую она

должна будет вручить свою ладонь. Немея от страха и радости, которых

никогда не испытывала, старуха (Анна) мелкими шажками начнет подвигаться

к протянутой руке». Смерть станет радостной встречей для Анны, как некогда

таковой она стала для Богородицы при Ее Успении. Характер Анны

сформирован из вековечных народных традиций и представлений о зле и

добре. Готовясь уйти, она не докучает детям, не читает им наставлений.

Единственная ее цель напомнить им кто они есть, объединить и опять сделать

семьей.

В «Последнем сроке» автор проверяет отношением к смерти детей героини-

праведницы. Хотя сама старуха воспринимает свое «возвращение» лишь как

отсрочку, данную ей свыше, ей никого не удается в этом убедить. Люся

отгораживается резкой сентенцией: «Мама, мне уже надоели эти разговоры

<…> Тебе еще жить да жить». Илье нравится думать, что Анна «обманула

свою смерть»: «Мать у нас еще та фокусница!» И лишь Михаил, который с

рождением первого сына осознал свою причастность к нескончаемой цепи

поколений,

постепенно

приближается

к

более

глубокому

пониманию

происходящего.

Умирая, Анна наталкивается на равнодушие своих взрослых детей, которые

собрались проводить ее в последний путь. В «Последнем сроке» сталкиваются

прежде всего два типа мировоззрения. Валентин Распутин ищет корни той

душевной толстокожести, которая обнаружилась в сыновьях и дочерях Анны,

собравшихся в горький час под крышей родного дома. Распутин считает, что

нравственные и духовные основы нации, ее генетические корни изначально

здоровы и благостны, а дурное привносится извне, от чуждых веяний.

Поэтому главную причину нравственного упадка в народе писатель объясняет,

прежде всего, утратой душевной связи человека со своими корнями.

Валентин Распутин указывает современному обществу и человеку на их

нравственное падение, на ту черствость, бессердечие и эгоизм, которые

завладели их жизнями и душами. Писатель показывает, насколько жалкой

может быть жизнь таких людей, насколько бездуховной и мрачной. Главная

мысль состоит в том, что они своими руками создали такой мир вокруг себя.

«Cветоносным миропониманием» (А. Адамович) наделена и старуха Дарья в

«Прощании с Матерой». Ситуация, которая легла в основу «Последнего

срока» вновь возникает в этой повести, но мотив «расставания с жизнью»

здесь обретает более широкий смысл. Последний срок – уже не для

отдельного человека, а для природного порядка. Назвав остров посреди

Ангары и старожильческое поселение на нем одним именем — Матёра,

Распутин сохраняет за этим словом его исконное значение: середина, глубь,

русло, Матёра — до осязаемости реальная земля, но, в то же время, она

олицетворяет исторический уклад жизни русской деревни. Повествование не

раз возвращается к прошлому, к местным легендам и преданиям. Но старая

Матёра с ее древним бытом «откоренилась, сошла с привычного хода».

Повесть “Прощание с Матерой” — это крик души о загубленных,

разоренных и затопленных деревнях, людях, насильно выселяемых с

насиженных мест, и о великом значении традиций в жизни человека.

Последние жители острова поставлены временем в особые условия: они

находятся на стыке уходящей земледельческой эпохи с веком техники. На

самом «сгибе» — героиня повести Дарья Пинигина. Это одна из главных

фигур в веренице образов женщин-матерей у Распутина. Дарья — сильная по

духу женщина. Она из тех, кто притягивает к себе людей, рядом с ней они

набираются силы. Героиня родила шестерых детей, но трое из них умерли.

Она пережила и потерю детей, и потерю мужа, который ушел на охоту и не

вернулся. Но все же сердце Дарьи не зачерствело, не охладело к людям.

Наоборот, она старается жить «по совести», не обижать людей, помогать им.

Героиня приютила у себя Катерину, чей дом спалил ее сын, Петруха, и Симу с

внуком, которые боялись ночевать одни. Писатель доказывает правоту взгляда

Дарьи на реальный мир. Героиня выступает в повести как главная

хранительница – острова, деревни, существующего жизненного уклада; ее

личностная

трагедия

связана

с

невозможностью

исполнить

свое

предназначение до конца. Узнав о предстоящем затоплении земли, героиня

принимает вину за происходящее на себя: «А ить с меня спросют [умершие

предки]. На тебя, скажут, понадеялись, а ты? Я ж тут была, на мне лежало

доглядывать. И что водой зальет, тоже навроде как я виноватая».Здесь В.

Распутин соединяет христианскую идею страшного суда с характерным для

крестьянской этики почитанием предков: на том свете героиня-праведница

готовится держать ответ в первую очередь перед ними. Праведничество Дарьи

проявляется

вее

самоотверженном

«служении

миру».

Выступая

хранительницей Матеры,

Дарья поддерживает связь между разными

поколениями людей – как ныне живущих, так и уже умерших. Героиня

выступает в качестве посредника между двумя мирами: в трудную минуту она

идет за советом на кладбище – в «более богатую деревню <…> пристанище

старших».

Дарья до конца жизни остается преданной своей родине. Она формулирует

главную мысль произведения, которую автор хочет донести до читателей:

«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Вот почему Дарья

хочет увезти могилы своих родителей туда, где будет жить и где будет

похоронена сама, чтобы не прерывалась цепочка памяти. Ведь благодаря

родителям она родилась и выросла, дала жизнь другим.

Уже на первых страницах повести присутствует трагическое противоречие,

сгущенное до символической картины. Согласию, покою и миру, прекрасной

полнокровной жизни, которой дышит Матера, противостоит запустение,

оголение. "Темь пала" на Матеру, утверждает Распутин, многократными

повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с традиционными

текстами Древней Руси и с апокалипсическими картинами Откровения Иоанна

Богослова. Именно здесь появляется эпизод пожара, а перед этим событием

"звезды срываются с неба".

В "Прощании с Матерой" Валентин Распутин образно описывает красоты

первозданной природы - тихое утро, свет и радость, звезды, Ангара, ласковый

дождь, что являют собой светлую часть жизни и благодать. Но они же создают

тревожную

атмосферу

в

тон

мрачным

мыслям

стариков

и

старух,

предчувствующих драматическую развязку.

Почему всегда старики? По

словам Распутина "наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и

Боге, они не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям,

учениям и страстям".

Писатель использует в повести некоторые мифологические образы, которые

расширяют смысл произведения, придают рядовым вещам глубину символа.

Так, вода — один из ключевых символов повести: она затопит деревню. В

фольклоре существует образ «живой воды», но в «Прощании с Матерой» вода

становится символом смерти. По мысли автора, человек искажает основы

бытия, превращая жизнь в смерть. Вода указывает и на библейскую тему

всемирного потопа, посланного человечеству в наказание за грехи. Но если в

Библии праведники спасаются, то у Распутина как раз они-то избирают

гибель, предпочитая смерть существованию в неправедном мире.

Говоря о связи реалистической литературы с фольклором и Священным

Писанием, важно отметить, что она проявляется прежде всего на генетическом

уровне. Писатель является наследником культуры своего народа, впитавшим

его дух, и потому наследие это, сам взгляд на мир не могут не найти

отражения в поэтике его произведений. В героинях Валентина Распутина до

предела обострено чувство совестливости, ответственности перед прошлым за

будущее. Одним днем они не живут. Могут терпеть боль, унижения и

лишения, но приспособить душу свою к беззаконию, преступить вековые

нравственные устои – не могут и не хотят. В.Г. Распутин не прибегает

специально к опоре на фольклорные источники и Священное Писание, они

живут в нём органично, как в наследнике народного миропонимания. Он не

воспроизводит богослужебные тексты, не создаёт стилизации под них, но в то

же время глубоко передаёт миросозерцание народа, органически усвоившего

сам дух Священного Писания.

Их ни с кем не спутаешь, немногословных сибирячек Валентина Распутина.

Его героини, в душах которых сильны голоса совести, женщины, хранящие

свет наперекор всему, что творится вокруг. Такие разные истории, такой

разный посыл каждой повести или рассказа, но их объединяет одно: желание

помочь читателю стать добрее, милосерднее, сочувственнее и внимательнее к

другим.

Безразличие к прошлому становится нормой жизни современного общества.

Вера в душе человеческой уступила место безверию, память -беспамятству.

Распутин с особой остротой понимает, к чему может привести эта

беспамятность, а потому ещё и ещё раз напоминает всем нам, всему русскому

народу о том, что именно цельное народное сознание, мерой всего избравшее

вечные духовно-нравственные законы, держит нас в жизни и спасает от

духовного разорения.

Распутин пытается возродить в современном человеке, погрязшем в

равнодушии ко всему, что его окружает, свойственное народу истинное

охранительное отношение к миру как Дару Свыше. Народное восприятие

мира, глубоко одухотворяющее все его явления, должно стать примером для

современного человека.

Как и вся отечественная классика, проза Распутина запечатлевает картину

воскресения души человека, утверждая, по сути, подвижнический опыт

свободы духа в вере, в любви к родной земле и ее людям. Мысленные

проповеди его героинь очищают нас, вдохновляют, и главное - побуждают

взглянуть на себя строже, пристальней, совершить путешествие в глубь души.

Распутин остается в нашем представлении одним из лучших, ведущих

современных прозаиков; его повести и рассказы оказывают огромное влияние

на читателя, формируя и утверждая в нем лучшие человеческие качества:

крепость духа, доброту, сострадание, любовь к родной земле и ее святыням,

милосердие.



В раздел образования