Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: г. Магадан
Наименование материала: «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического»
Тема: Конспект урока литературы в 8 классе
Раздел: среднее образование
Конспект урока литературы в 8 классе по
теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор".
Приемы создания комического»
Автор: учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана
Лепешкина Лариса Елизаровна
Эпиграфы к уроку:
- *&►
1) ... С Гоголем водворился на Руси совершенно новый язык, он
нам безгранично нравится своей простотой, силой, меткостью,
поразительной бойкостью и близостью к натуре.
В. Стасов
2) Небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду
еще никому не известный юмор.
В. Стасов
Оборудование:
портрет
Н.В.
Гоголя,
мультимедийная
презентация, выставка книг о творчестве писателя, произведения
Н.В. Гоголя, словари фразеологизмов, крылатых слов
Цели:1) вспомнить приемы создания комического эффекта, найти их в
пьесе Н.В.Гоголя, определить роль в комедии;
2)показать учащимся, в чем заключаются особенности
драматургического мастерства Н.В.Гоголя, его неповторимая манера
письма;
3)прививать интерес к творчеству писателя, воспитывать
внимательного, любознательного читателя.
1. Вступительное слово учителя:
В блестящей плеяде русских писателей Н.В. Гоголь неповторим. Войти в
его мир, понять его - значит удивиться его мастерству. Он, как и всякий
классик, необыкновенный мастер слова, кого ни с кем не спутаешь.
Особенно гениален писатель в языке. Хочу напомнить известные слова
Гоголя о русском языке. Он восклицал: "Перед нами громада - русский
язык. Наслаждение глубокое зовет нас, наслаждение погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить чудные законы его". И сам он дал нам
возможность
увидеть
эту
громаду,
возможность
наслаждаться
неизмеримостью языка в своих произведениях, в частности, при чтении
его пьесы "Ревизор". Вот как охарактеризовал язык Гоголя один из
крупнейших критиков 19 века В. Стасов: " С Гоголем водворился на Руси
совершенно новый язык; он нам безгранично нравится своей простотой,
силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре ".
-
О каком новом языке говорит В. Стасов? (мультимедийная
презентация, слайд, портрет критика)
-
В чем особенности языка произведений Н.В. Гоголя?
На эти
вопросы попытаемся хотя бы частично ответить сегодня, так как увидеть
и осмыслить мастерство писателя на одном уроке невозможно. Эта работа
нам предстоит и в дальнейшем.
2. Проверка домашнего задания.
Прочитайте выписанные из текста комедии фразеологизмы. С какой целью
они употреблены Гоголем? (Они делают язык афористичным, богатым,
красочным, эмоциональным, позволяют
писателю кратко и точно
выразить мысль и чувства). Но в тексте комедии они выполняют и роль
приема создания комического эффекта.
— Вспомните и другие приемы создания комического, знакомые вам по
предыдущим урокам. (Учащиеся называют эти средства, говорят о том, в
каких произведениях они встречаются: создание комической ситуации в
рассказах А.П. Чехова, гипербола и гротеск в романе Ф.Рабле " Гаргантюа
и Пантагрюэль", в "Повести о том, как один мужик двух генералов
прокормил" М.Е.Салтыкова - Щедрина, "говорящие фамилии" в пьесе
Д.И.Фонвизина "Недоросль") и др. (слайды)
а) "Говорящие фамилии", роль этого приема в пьесе Гоголя "Ревизор"
(проверка домашнего индивидуального задания)
3. Освоение нового материала
- А теперь попытаемся найти примеры использования этих средств в
пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор", определим их роль. Эту работу вы будете
выполнять в группах в течение 10 минут. Перед тем, как вы начнете
искать нужные примеры - приемы создания комического, повторите
определения этих понятий по литературоведческому словарю (учащиеся
работают со словарями).
Итак, вы можете приступать:
1 группа ищет в тексте приемы использования гротеска и гиперболы
2 группа - примеры использования приема несоответствия
группа - примеры использования иронии.
Когда вы называете пример из текста, то остальные учащиеся каждой
группы определяют роль вами названного средства.
Выступают представители от групп. В момент обсуждения примеров
из
текста
учитель
оказывает
необходимую
помощь
учащимся.
(мультимедийная презентация, слайды)
Называя примеры, которые были найдены в тексте, учащиеся
определяют роль этих средств, их назначение в раскрытии идейного
содержания пьесы Н.В.Гоголя "Ревизор", в характеристике персонажей.
4.Подведение итогов.
Заключительное слово учителя: «Гоголь использовал многообразные
формы создания комического, в этом вы убедились сами. Вы помните
слова писателя о том, что смех - единственный положительный герой в
пьесе Гоголя " Ревизор". Гоголь верил во врачующую силу смеха, с этой
верой он и создавал свое произведение»
— Прочитайте второе высказывание В. Стасова, взятое в качестве
эпиграфа. Как вы его понимаете? Как оно непосредственно с содержанием
комедии. (Юмор не просто заставляет смеяться, он заставляет задуматься
над тем отрицательным, что есть в каждом из нас, порождает стремление
стать лучше).
5. Домашнее задание для учащихся (по выбору):
1.Напишите сочинение – миниатюру о том, как помогли в пьесе Н.В.
Гоголя
"Ревизор"
названные
вами
средства
создания
комического
раскрыть характер какого - либо героя (по вашему выбору);
2. Согласны ли вы со словами критика В. Стасова: "С Гоголем водворился
на Руси совершенно новый язык; он нам безгранично нравится своей
простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к
натуре ". Напишите сочинение – рассуждение.
3. Попробуйте создать мультимедийную презентацию по теме «Средства
создания комического в произведениях А.П. Чехова, Н.В.Гоголя» (для
сильных учащихся).