Напоминание

Конспект урока литературы в 8 классе


Автор: Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: г. Магадан
Наименование материала: «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор". Приемы создания комического»
Тема: Конспект урока литературы в 8 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока литературы в 8 классе по

теме «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор".

Приемы создания комического»

Автор: учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана

Лепешкина Лариса Елизаровна

Эпиграфы к уроку:

- *&►

1) ... С Гоголем водворился на Руси совершенно новый язык, он

нам безгранично нравится своей простотой, силой, меткостью,

поразительной бойкостью и близостью к натуре.

В. Стасов

2) Небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду

еще никому не известный юмор.

В. Стасов

Оборудование:

портрет

Н.В.

Гоголя,

мультимедийная

презентация, выставка книг о творчестве писателя, произведения

Н.В. Гоголя, словари фразеологизмов, крылатых слов

Цели:1) вспомнить приемы создания комического эффекта, найти их в

пьесе Н.В.Гоголя, определить роль в комедии;

2)показать учащимся, в чем заключаются особенности

драматургического мастерства Н.В.Гоголя, его неповторимая манера

письма;

3)прививать интерес к творчеству писателя, воспитывать

внимательного, любознательного читателя.

1. Вступительное слово учителя:

В блестящей плеяде русских писателей Н.В. Гоголь неповторим. Войти в

его мир, понять его - значит удивиться его мастерству. Он, как и всякий

классик, необыкновенный мастер слова, кого ни с кем не спутаешь.

Особенно гениален писатель в языке. Хочу напомнить известные слова

Гоголя о русском языке. Он восклицал: "Перед нами громада - русский

язык. Наслаждение глубокое зовет нас, наслаждение погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить чудные законы его". И сам он дал нам

возможность

увидеть

эту

громаду,

возможность

наслаждаться

неизмеримостью языка в своих произведениях, в частности, при чтении

его пьесы "Ревизор". Вот как охарактеризовал язык Гоголя один из

крупнейших критиков 19 века В. Стасов: " С Гоголем водворился на Руси

совершенно новый язык; он нам безгранично нравится своей простотой,

силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к натуре ".

-

О каком новом языке говорит В. Стасов? (мультимедийная

презентация, слайд, портрет критика)

-

В чем особенности языка произведений Н.В. Гоголя?

На эти

вопросы попытаемся хотя бы частично ответить сегодня, так как увидеть

и осмыслить мастерство писателя на одном уроке невозможно. Эта работа

нам предстоит и в дальнейшем.

2. Проверка домашнего задания.

Прочитайте выписанные из текста комедии фразеологизмы. С какой целью

они употреблены Гоголем? (Они делают язык афористичным, богатым,

красочным, эмоциональным, позволяют

писателю кратко и точно

выразить мысль и чувства). Но в тексте комедии они выполняют и роль

приема создания комического эффекта.

— Вспомните и другие приемы создания комического, знакомые вам по

предыдущим урокам. (Учащиеся называют эти средства, говорят о том, в

каких произведениях они встречаются: создание комической ситуации в

рассказах А.П. Чехова, гипербола и гротеск в романе Ф.Рабле " Гаргантюа

и Пантагрюэль", в "Повести о том, как один мужик двух генералов

прокормил" М.Е.Салтыкова - Щедрина, "говорящие фамилии" в пьесе

Д.И.Фонвизина "Недоросль") и др. (слайды)

а) "Говорящие фамилии", роль этого приема в пьесе Гоголя "Ревизор"

(проверка домашнего индивидуального задания)

3. Освоение нового материала

- А теперь попытаемся найти примеры использования этих средств в

пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор", определим их роль. Эту работу вы будете

выполнять в группах в течение 10 минут. Перед тем, как вы начнете

искать нужные примеры - приемы создания комического, повторите

определения этих понятий по литературоведческому словарю (учащиеся

работают со словарями).

Итак, вы можете приступать:

1 группа ищет в тексте приемы использования гротеска и гиперболы

2 группа - примеры использования приема несоответствия

группа - примеры использования иронии.

Когда вы называете пример из текста, то остальные учащиеся каждой

группы определяют роль вами названного средства.

Выступают представители от групп. В момент обсуждения примеров

из

текста

учитель

оказывает

необходимую

помощь

учащимся.

(мультимедийная презентация, слайды)

Называя примеры, которые были найдены в тексте, учащиеся

определяют роль этих средств, их назначение в раскрытии идейного

содержания пьесы Н.В.Гоголя "Ревизор", в характеристике персонажей.

4.Подведение итогов.

Заключительное слово учителя: «Гоголь использовал многообразные

формы создания комического, в этом вы убедились сами. Вы помните

слова писателя о том, что смех - единственный положительный герой в

пьесе Гоголя " Ревизор". Гоголь верил во врачующую силу смеха, с этой

верой он и создавал свое произведение»

— Прочитайте второе высказывание В. Стасова, взятое в качестве

эпиграфа. Как вы его понимаете? Как оно непосредственно с содержанием

комедии. (Юмор не просто заставляет смеяться, он заставляет задуматься

над тем отрицательным, что есть в каждом из нас, порождает стремление

стать лучше).

5. Домашнее задание для учащихся (по выбору):

1.Напишите сочинение – миниатюру о том, как помогли в пьесе Н.В.

Гоголя

"Ревизор"

названные

вами

средства

создания

комического

раскрыть характер какого - либо героя (по вашему выбору);

2. Согласны ли вы со словами критика В. Стасова: "С Гоголем водворился

на Руси совершенно новый язык; он нам безгранично нравится своей

простотой, силой, меткостью, поразительной бойкостью и близостью к

натуре ". Напишите сочинение – рассуждение.

3. Попробуйте создать мультимедийную презентацию по теме «Средства

создания комического в произведениях А.П. Чехова, Н.В.Гоголя» (для

сильных учащихся).



В раздел образования