Автор: Иванова Светлана Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.МОжайск, Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обращение
Раздел: среднее образование
МОУ-СОШ №3 г. Можайск
Учитель русского языка и литературы
Иванова Светлана Леонидовна
Урок русского языка в 5 классе
по теме: «Обращение»
Цели:
Образовательная: уметь
находить
обращения
в
предложении,
отличать
обращение
от
подлежащего,
составлять
предложения
с
обращениями,
использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому
обращаются
с
речью;
выразительное
чтение
предложений
с
обращениями,
показать способы использования обращеий в разных стилях речи.
Развивающая: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно
выделять
их,
чувствовать
стилистические
особенности
обращений
в
разговорной речи.
Воспитательная: учить детей гордиться родным языком, уважительно и
бережно относиться к нему.
Тип урока
: изучение нового материала.
Методы и приемы
: объяснение нового материала.
Методическое
сопровождение:
раздаточный
материал
на
тему:
«Знаки
препинания, схемы «Обращения».
Ход урока
1. Оргмомент:
проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Слово учителя:
«Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
И доброе утро длится до вечера».
Я вам всем желаю, чтобы доброе солнечное настроение
сопровождалось в
течение всего урока.
Ребята, я надеюсь, что сегодня вы будите активыми, и значит наш урок
получится
интересным
и
познавательным,
т. е.
мы
осуществим
педагогику
сотрудничества. А что такое сотрудничество? Какие однокоренные слова вы
подберете к этому слову?
Дети: труд, трудиться, труженик
Учитель: а сотрудничество — это коллективный труд.
Учитель: вы видите, что на доске нет темы урока. Чтобы ее определить,
необходимо разгадать кроссворд.
На доске размещен кроссворд с темой урока «Обращение» (Дети разгадывают
его).
Учитель: какова же тема нашего урока?
Дети: «Обращение».
Учитель: запишите в своих тетрадях число, классная работа, тему урока.
3.
Проверка домашнего задания.
Учитель: прежде чем мы обратимся к этой теме, проверим домашнее задание.
Это не просто проверка, а взаимопроверка. На короткое время каждый из вас
станет добрым объективным учителем.
Какое домашнее задание вы выполняли?
Дети: дома необходимо было составить по два предложения с однородными
членами предложения и два сложных предложения.
В
это
время
задаю
проблемный
вопрос
«Какие
правила
помогли
тебе
выполнять
домашнее
задание?»
(Запятые
при
однородных
членах
предложения. Запятые в сложных предложениях).
Вопрос к классу: о какой функции запятых в домашнем задании шла речь?
(разделительной).
II. Объяснение нового материала.
Учитель: сегодня мы изучаем новую тему. Я уверена, что каждый из вас
сегодня дома, по дороге в школу не раз слышал:
«Солнышко, просыпайся...»
«Садись завтракать, Наташа».
«Мальчик, помоги старушке перейти улицу».
Учитель: что же это за слова: солнышко, Наташа, мальчик?
Дети: обращения.
Учитель: для чего нам нужны обращения? Даю вам опережающее задание на
весь урок. Оно поможет вам при подведении итогов урока. Возьмите карточки.
Они состоят из двух колонок, в первой — вопросы, во второй вы должны
записывать ответы в процессе нашего урока.
1. Что такое обращение?
Это
слово
или
словосочетание,
н а з ы в а ю щ е е
т о г о ,
к
к о м у
обращаются.
2. Каким может быть обращение?
Р а с п р о с т р а н е н ы м
и
нераспространеным.
3.
Форму
какого
падежа
имеет
обращение?
Именительного.
4. Где может находиться обращение? В
начале,
в
середине,
в
конце
предложения.
5. Какими знаками препинания может
выделяться обращение?
Запятыми, иногда восклицательным
знаком.
6. Для чего служит обращение?
Д л я
п р и в л е ч е н и я
в н и м а н и я
со б есед н и ка ,
д л я
в ы р а ж е н и я
о т н о ш е н и я
г о в о р я щ е г о
к
собеседнику.
7.
Является
ли
членом
предложения
обращение?
Обращение
не
является
членом
предложения.
8. Как называются знаки препинания
при обращении?
Заки выделения.
9.
Перед
каким
междометием
обращение не выделяется запятой?
Перед «О».
Учитель:
посмотрите
на
карточку
2.
Перед
вами
отрывки
из
произведений А.С. Пушкина. Давайте выразительно прочтем их.
Дети читают:
Чем вы, гости, торг ведете? (сказка о царе Салтане...)
Здравствуй, князь ты мой прокрасный! (сказка о царе Салтане...)
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (Сказка
о золотой рыбке).
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Из каких сказок взяты эти обращения?
Какие
обращения
нам
здесь
встретились?
(распространенные
и
нераспространенные).
На доске два предложения:
1 .
«
Н а ш а
Р о д и н а
в е л и к а
и
п р е к р а с н а » . (Повествовательное,
невосклицательное,
простое,
двусоставное,
распространенное,
ничем
не
осложнено).
2. Тебе, о Родина, пою я песню! (По эмоц. окраске восклицательное, простое,
двусоставное, распространенное, осложнено обращением).
У доски двое учащихся разбирают предложения.
Учитель: почему в первом предложении нет завптой, а во втором есть?
Глядя на эти предложения сделаем вывод:
(обращаюсь к обучающимся)
1.Обращение не является членом предложения.
2. Обращение находится в середине предложения.
3. Междометие «О» не выделяется запятой.
Учитель: не забывайте делать запись в карточкеах.
А
теперь
займемся
конструированием.
Только
ли
в
середине
предложения
может находиться обращение? Докажите на примере предложения на доске.
(предл. Родина...).
1-ый ряд: слово Родина в начале предложения.
2-ой ряд: слово Родина в серелине предложения.
3-ий ряд: слово Родина с восклицательным знакоком.
Учитель: составьте схемы предложений.
Работа с учебником: параграф 57.
Рефлексия(повторение). Написание синквейна.
Подведение итогов и результатов урока:Подсчет баллов, которые набрали дети
за урок по работе с карточками.
Домашее задание: ( по выбор учителя).