Напоминание

Индивидуальный маршрут учащегося


Автор: Гербер Марина Валерьевна
Должность: учитель географии, заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия №59"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА УЧАЩЕГОСЯ
Тема: Индивидуальный маршрут учащегося
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

УЧАЩЕГОСЯ

Гербер Марина Валерьевна

МБНОУ «Гимназия №59», Новокузнецкий ГО

Сегодня социальный заказ общества на выявление и развитие одаренных

личностей в нашей стране требует дополнительных усилий со стороны

родителей, педагогов, государства. Несмотря на достигнутые позитивные

результаты реализации федеральной целевой программы, направленных на

работу с одаренными детьми в РФ, особые условия, развивающая среда для

одаренных детей, единая система работы с одаренными детьми и подростками

пока отсутствуют.

Традиционные формы и методы обучения,

ведущие

одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех

образовательному пути, направленные на пассивное усвоение нужных и

ненужных знаний, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем

стремления к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном

учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса

умений его самосовершенствования (от самопознания до самореализации) в

образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.

Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно-

правовых документов РФ, в частности, ст.34 ФЗ «Об образовании в РФ».

Индивидуализированное образование, успешная подготовка к ГИА и ЕГЭ

одаренных детей, в том числе для одаренных детей, попавших в трудную

жизненную ситуацию, одаренных детей, проживающих в труднодоступных и

отдаленных

местностях,

осуществима

с

помощью

индивидуальных

образовательных маршрутов обучения.

Индивидуальный

образовательный

маршрут

определяется

образовательными

потребностями,

индивидуальными

способностями

и

возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также

существующими стандартами содержания образования.

Сегодня такие новые явления в образовании, как «индивидуальная

образовательная программа», «индивидуальный образовательный маршрут»,

«индивидуальная образовательная траектория», требуют четкого определения.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута

(ИОМ) в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ, характеризует

особенности обучения одаренного ребенка, и развития его на протяжении

определенного времени, то есть носит пролонгированный характер. Невозможно

определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его

построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения

(динамики)

в

развитии

и

обучении

ребенка,

что

позволяет

вовремя

корректировать компоненты педагогического процесса.

Эффективность

разработки

ИОМ

обуславливается

рядом

условий:

осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и

значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации и

проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего

обучения;

осуществлением

психолого-педагогического

сопровождения

и

информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащимися; активным

включением учащихся в деятельность по созданию ИОМ; организацией

рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Развитие ребенка может осуществляться по нескольким образовательным

маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда

вытекает основная задача педагога - предложить обучающемуся спектр

возможностей и помочь ему сделать выбор.

Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в

достижении

необходимого

образовательного

результата;

возможностями

удовлетворить образовательные потребности одаренной личности; ресурсными

возможностями.

Структура

индивидуального

образовательного

маршрута

включает

следующие

компоненты:

целевой,

содержательный,

технологический,

диагностический, организационно-педагогический.

При этом педагог выполняет следующие действия по организации

данного процесса:

структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей,

образовательных

потребностей,

а,

следовательно,

и

индивидуального

образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и

реализации индивидуального образовательного маршрута);

регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного

маршрута через использование адекватных форм деятельности);

результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Для периода предпрофильной подготовки и профильного обучения

модели индивидуального образовательного маршрута обладают определенной

спецификой и ориентированы на возрастной период 13-17 лет.

Другой особенностью данных моделей выступают общие условия, необходимые

в образовательном учреждении для обеспечения возможности реализации идеи

профильного обучения.

К числу ведущих задач профильного обучения принадлежит не только

обеспечение направленного изучения отдельных предметов программы полного

общего образования, но и создание условий для осуществления индивидуализации

содержания обучения старшеклассников с учетом обоснованного выбора профиля,

построение индивидуальных образовательных маршрутов, направленных на развитие

человеческого потенциала, профессиональной культуры.

Особую значимость в отношении введения индивидуальных образовательных

маршрутов приобретают элективные курсы по выбору, основная функция курсов -

профориентационная.

При

рассмотрении

классификации

индивидуальных

образовательных

маршрутов одним из первичных дифференцирующих факторов выступал возрастной

фактор: небольшая продолжительность курса позволяет не только проверить свои силы

в широком спектре направлений, но и поддержать мотивацию школьника. Таким

образом, предпочтительнее варианты, сочетающие в индивидуальных образовательных

маршрутах школьников элективные курсы объемом 8-18 часов.

В

пределах

школьного

компонента

базисного

учебного

плана

предусматривается

возможность

разнообразных

учебных

курсов

и

вариантов их комбинаций. На их основе формируется образовательное

пространство

основной

школы,

осуществляющей

предпрофильную

подготовку, а затем и старшей школы, реализующей профильное обучение

с опорой на индивидуальные образовательные маршруты.

В условиях реализации профильного обучения на старшей ступени представляет

интерес подход, рассматривающий образовательную программу как маршрут ученика.

В этом случае элективные курсы играют ведущую роль в формировании инди-

видуального образовательного маршрута: наряду с базовыми и профильными

общеобразовательными предметами являются составной частью учебного плана

профильного класса.

Все курсы можно разделить на три уровня.

На первом уровне располагаются предметы, часть которых включает в себя курсы,

изучаемые на базовом уровне, часть - на профильном. Уровень жестко определен

образовательной программой. Вариативность на этом уровне возможна только при

выборе обучения по индивидуальным учебным планам. Во всех остальных случаях

вариативность можно обеспечить лишь на уровне методики преподавания отдельных

предметов.

На втором уровне представлены курсы по выбору. Среди них присутствуют как

элективные курсы, поддерживающие жестко заданные границы определенного

профиля, так и традиционно мало распространенные курсы, компенсирующие рамки

жесткой заданности набора профильных предметов. При этом следует учесть, что

именно

этот

блок

способен

создать

реальную

вариативность

для

учащихся,

находящихся в условиях ограниченности набора профилей, предоставляемых образова-

тельным учреждением.

Среди курсов, представленных на II уровне, можно выделить с точки зрения

возможности

разработки

индивидуальных

образовательных

маршрутов

курсы,

углубляющие

профильную

направленность

и

предполагающие

усиление

специализации. В этом аспекте индивидуализация еще менее выражена, так как данные

курсы являются надстройкой, зависят от уровня владения приемами, методами,

формами и способами деятельности в области одного или нескольких профильных

предметов и без самого основного предмета школьником не могут быть освоены. Чаще

всего они наиболее эффективны для учащихся, обладающих высоким уровнем

сформированности профессиональных мотивов, для которых, как частный случай,

конкретный жестко заданный профиль совпадает с индивидуальными потребностями;

следовательно,

сам

маршрут

значительно

проще

выстраивается.

Наибольшую

значимость имеют элективные курсы, компенсирующие существующие границы

профилей, для тех обучающихся, которые, обладая сформированной профессиональной

мотивацией,

выбрали

наиболее

близкий

по

своей

направленности,

но

не

обеспечивающий полностью индивидуальные потребности профиль.

Наиболее многочисленной является другая группа учащихся. Исследование,

показало, что в среднем лишь 20 % выпускников 9 классов совершают осознанный

профильный выбор, а у 15% 11-классников на момент окончания школы отсутствуют

профессиональные планы на будущее. Вследствие этого элективные курсы на II уровне

в качестве содержательного наполнения профиля способны оказать недостаточное

профориентационное воздействие.

Гораздо большее значение имеют элективные курсы третьего уровня, которые,

отрываясь

от

конкретного

школьного

предмета,

способны

создать

новые

познавательные смыслы для учащихся. На этом уровне

представлены

и

межпредметные

элективные

курсы, и метапредметные, и, наконец, курсы,

выходящие

за

рамки

конкретного

школьного

предмета,

расширяющие,

а

не

углубляющие его содержание, следовательно, создающие возможность в рамках

выбранного в силу определенных обстоятельств вида профиля обнаружить в обучении

личностные смыслы. Назовем их внепрофильными элективными курсами. Данный

уровень в наименьшей степени представлен на сегодняшний день в образовательных

учреждениях, реализующих профильные программы, и в наибольшей степени обладает

потенциалом при выстраивании индивидуального образовательного маршрута школь-

ника.

Таким образом, в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения

реализуемая модель профильной школы, приоритетные формы обучения, среди

которых главенствующее положение занимают элективные курсы, определяют поле

возможностей

для

внедрения

индивидуальных

образовательных

маршрутов

школьников.

С введением индивидуальных образовательных маршрутов школьников учебно-

воспитательный процесс неизменно должен претерпеть определенные изменения на

уровне планирования в образовательном учреждении в целом, административного

регулирования, отдельного педагога, школьника, включенного в процесс построения

индивидуального образовательного маршрута.

Успешность первичной разработки модели индивидуального образовательного

маршрута школьника определяется готовностью административно-управленческого

аппарата образовательного учреждения к принятию идей индивидуализации -

признанию права на самостоятельный выбор школьником.

Это становится возможным после теоретико-методологической подготовки ад-

министративного аппарата образовательного учреждения, анализа существующего

опыта введения индивидуальных образовательных маршрутов школьников в других

образовательных учреждениях, основания собственной модели ИОМ в нормативно-

правовом, материально-техническом, кадровом, технологическом отношении.

Все это позволяет педагогам сформировать свой собственный подход в рамках

предлагаемой модели, выстроить собственную деятельность с учащимися.

Именно

на

первичном

этапе

разработки

образовательным

учреждением

собственной модели индивидуализации наиболее важна грамотно выстроенная

диагностика исходных условий. От того, какие данные потребуются педагогическому

коллективу для оценки существующих ресурсов, потребностей, условий в целом, зави-

сят и дальнейшие практические действия.

Результаты проведенных диагностических исследований позволяют утверждать,

что

большинство

педагогов,

теоретически

осознавая

значимость

и

важность

индивидуализации, испытывают затруднения в практической реализации данных идей,

в переходе от традиционных приемов и способов деятельности, ориентированных на

знаниевый аспект и академические достижения учащихся, к приемам и формам,

ориентированным на индивидуальные потребности школьников. Другим барьером,

препятствующим реализации идеи введения ИОМ, становится то, что необходимость

делегирования педагогом части полномочий школьнику в рамках управления

обучением, как предполагает субъект-субъектный подход, вызывает у педагога

трудности профессионального и личностного плана.

Данные результаты свидетельствуют о том, что в процессе перехода образователь-

ного учреждения к индивидуальным образовательным маршрутам школьников педагог

нуждается в поэтапной методической поддержке.

Кроме диагностики готовности ОО необходимо разработать нормативно-правовую

базу по данному вопросу, и самое главное рассмотреть возможности финансового

обеспечения ИОМ.

В

целом,

подводя

итог

краткому

рассмотрению

проблемы

готовности

образовательного

учреждения

к

введению

индивидуальных

образовательных

маршрутов школьников, следует подчеркнуть, что понятие готовности является

комплексным, многоаспектным и многоуровневым. Успешность реализации идей

индивидуальных образовательных маршрутов базируется на четком понимании

участниками образовательного процесса глубины и важности индивидуализации

школьной деятельности, проработки критериев и показателей ее эффективности.

Литература

1.

Абакумова И.В. Особенности смысловой сферы одарённых подростков. //

Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. 2008. № 3. С. 6

2.

Калиш

И.В.

Федеральная

целевая

программа

«Одарённые

дети»:

опыт

реализации, перспективы. // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал.

2003. № 1. С. 51.

3.

Кунаш,

М.А.

Индивидуальный

образовательный

маршрут

школьника.

Методический конструктор. Модели. Анализ. /М.А. Кунаш. – Волгоград:

Учитель, 2013.- С.170.

4.

Селевко,

Г.К.

Педагогические

технологии

на

основе

активизации,

интенсификации и эффективного управления УВП.

- М.: НИИ школьных

технологий, 2005.

5.

Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. ] – М.:

Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000.



В раздел образования