Напоминание

Формирование современных читательских практик


Автор: Султанбекова Эльвира Дамировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 569 Невского района г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование современных читательских практик
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование современных читательских практик

Основополагающая закономерность дидактики гласит: скорость чтения,

достигнутая в начальных классах, прямо влияет на обучение в основной

школе. Чем выше была скорость чтения у обучающегося в начальной

школе, тем лучше он учится в средней.

Так при проведении массы исследований, была выявлена закономерность,

благодаря которой можно выявить потенциальных отличников, хорошистов

и троечников. Закономерность такова: если скорость чтения ученика в

начальной школе была приблизительно 150 слов в минуту, то в средней

школе он будет учиться на отметку «5», если около 120 слов в минуту, то

учиться ребенок будет на «4», а если ученик читал только 90 слов в минуту,

то, вероятно, его средняя оценка в школе будет составлять 3 балла.

Нельзя забывать и тот факт: скорость чтения эффективно можно

наращивать только в младших классах.

Но мало научить ребенка читать, надо привить ребёнку вкус к чтению.

Ведь

человек,

который

не

читает

хороших

книг,

не

имеет

преимуществ перед не читающим человеком.

Сегодня меняются практически все характеристики детского чтения:

статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ

работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и

стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и

источники получения печатной продукции, информации в целом и многое

другое. Интенсивно идет процесс трансформации читательских привычек

детей.

Исследования позволяют говорить о процессе замены старой модели

освоения детьми книжной культуры на новую.

В связи с этим мы должны говорить о развитии новых современных

«читательских практик»,

позволяющих решать два ключевых вопроса:

сформировать читателя и научить читать.

Читательские практики - это способы и навыки обращения с книгами,

иными печатными и электронными артефактами.

Сегодня учителю необходимо развивать управляемую читательскую

практику. Практику, где учитель берет на себя ведущую роль в управлении

чтением, т.е. использует активные формы работы с книгой и управление

выбором книг.

К новым практикам детского чтения отнесены также чтение детских

энциклопедий (краткого, структурированного материала по интересующей

теме),

чтение

после

просмотра

визуальных

продуктов

(фильма,

мультфильма

или

мультсериала),

а

также

«электронное

чтение»

с

использованием различных устройств.

Чем это обусловлено? Многие школьники обнаружили увлечение

литературой благодаря негативным тенденциям в жанрово-тематическом

содержании,

комиксами

и

«ужастиками».

А

это

преимущественно

визуальный ряд, упрощенный вид текста, что в дальнейшем приведет

ребенка к трудностям при чтении других типов текстов, например, по

истории, литературе. Затруднит его обучение в средней школе.

Структура читательской практики, реализуемая нами включает в себя

такие компоненты, как потребность, цель, мотив, целеориентированная

деятельность, средства, с помощью которых достигается цель, и, наконец,

результат деятельности. Также следует отметить, что современные

практики чтения, связаны с электронными технологиями и обращены к

новым типам литературы, особым формам подачи информации. Это

нельзя не учитывать при формировании новых читательских практик.

Данную практику можно реализовать через читательский проект –

челлендж «А я прочел...».

Цель проекта:

создание условий для повышения уровня читательской

грамотности.

Задачи:

увеличить скорость чтения учащихся;

способствовать формированию у обучающихся потребности в

чтении;

мониторинг уровня сформированности читательских умений.

Младший школьник все еще любит играть, а игры сегодня чаще

носят виртуальный характер, поэтому для реализации проекта мы можем

использовать отсылки к актуальным играм, например, Minecraft.

Учитель создает карту, на которой у каждого ребенка есть свое

государство.

Карту

создавать

можно

в

приложении,

а

можно

собственноручно.

Суть

челленджа

в

том,

чтобы

заполнить

свою

территорию полностью, а для заполнения этой территории необходимо

читать и собирать артефакты. Артефакты позволяют наглядно фиксировать

достижения

ученика,

а

также

служат

источником

мотивации

для

обучающегося.

Критерии,

по

которым

учитель

будет

выдавать

«артефакты», педагог определяет сам. Можно использовать изображения

изумрудов за художественные рассказы, волшебное зелье за чтение статей

из энциклопедий, а зачарованная книга может стать бонусом за чтение в

классе. Итоги подводить в конце каждой четверти. Рекомендация: учителю

необходимо контролировать, прочитанные учащимися книги, для того

чтобы помочь оценить качество литературы.

Таким образом мы развиваем новые «читательские практики»,

которые позволяют нам сформировать у учащихся художественный вкус, а

также использовать чтение, как инструмент влияющий на обучение.

Список используемой литературы

Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного

исследования. – М.: РГДБ, 2011. – 118 с.

Колосова

Е.

А.

Динамика

воспроизводства

традиционных

и

распространения инновационных практик детского чтения // Вестник РГГУ.

- № 5. – 2011. - (Серия «Социология»). - Москва: РГГУ, 2011. – С. 209-215.

Мелентьева Ю. П. Модели, практики и приемы чтения: эволюция во

времени и пространстве / Ю. П. Мелентьева // Библиотековедение. - 2009. -

N 1. - С. 59-64

Чудинова В. П. Детское чтение. Негативные последствия развития

медиасреды // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. - Москва:

КомКнига, 2007. - С. 131-164.



В раздел образования