Автор: Султанбекова Эльвира Дамировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 569 Невского района г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Формирование современных читательских практик
Раздел: начальное образование
Формирование современных читательских практик
Основополагающая закономерность дидактики гласит: скорость чтения,
достигнутая в начальных классах, прямо влияет на обучение в основной
школе. Чем выше была скорость чтения у обучающегося в начальной
школе, тем лучше он учится в средней.
Так при проведении массы исследований, была выявлена закономерность,
благодаря которой можно выявить потенциальных отличников, хорошистов
и троечников. Закономерность такова: если скорость чтения ученика в
начальной школе была приблизительно 150 слов в минуту, то в средней
школе он будет учиться на отметку «5», если около 120 слов в минуту, то
учиться ребенок будет на «4», а если ученик читал только 90 слов в минуту,
то, вероятно, его средняя оценка в школе будет составлять 3 балла.
Нельзя забывать и тот факт: скорость чтения эффективно можно
наращивать только в младших классах.
Но мало научить ребенка читать, надо привить ребёнку вкус к чтению.
Ведь
человек,
который
не
читает
хороших
книг,
не
имеет
преимуществ перед не читающим человеком.
Сегодня меняются практически все характеристики детского чтения:
статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ
работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и
стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и
источники получения печатной продукции, информации в целом и многое
другое. Интенсивно идет процесс трансформации читательских привычек
детей.
Исследования позволяют говорить о процессе замены старой модели
освоения детьми книжной культуры на новую.
В связи с этим мы должны говорить о развитии новых современных
«читательских практик»,
позволяющих решать два ключевых вопроса:
сформировать читателя и научить читать.
Читательские практики - это способы и навыки обращения с книгами,
иными печатными и электронными артефактами.
Сегодня учителю необходимо развивать управляемую читательскую
практику. Практику, где учитель берет на себя ведущую роль в управлении
чтением, т.е. использует активные формы работы с книгой и управление
выбором книг.
К новым практикам детского чтения отнесены также чтение детских
энциклопедий (краткого, структурированного материала по интересующей
теме),
чтение
после
просмотра
визуальных
продуктов
(фильма,
мультфильма
или
мультсериала),
а
также
«электронное
чтение»
с
использованием различных устройств.
Чем это обусловлено? Многие школьники обнаружили увлечение
литературой благодаря негативным тенденциям в жанрово-тематическом
содержании,
комиксами
и
«ужастиками».
А
это
преимущественно
визуальный ряд, упрощенный вид текста, что в дальнейшем приведет
ребенка к трудностям при чтении других типов текстов, например, по
истории, литературе. Затруднит его обучение в средней школе.
Структура читательской практики, реализуемая нами включает в себя
такие компоненты, как потребность, цель, мотив, целеориентированная
деятельность, средства, с помощью которых достигается цель, и, наконец,
результат деятельности. Также следует отметить, что современные
практики чтения, связаны с электронными технологиями и обращены к
новым типам литературы, особым формам подачи информации. Это
нельзя не учитывать при формировании новых читательских практик.
Данную практику можно реализовать через читательский проект –
челлендж «А я прочел...».
Цель проекта:
создание условий для повышения уровня читательской
грамотности.
Задачи:
увеличить скорость чтения учащихся;
способствовать формированию у обучающихся потребности в
чтении;
мониторинг уровня сформированности читательских умений.
Младший школьник все еще любит играть, а игры сегодня чаще
носят виртуальный характер, поэтому для реализации проекта мы можем
использовать отсылки к актуальным играм, например, Minecraft.
Учитель создает карту, на которой у каждого ребенка есть свое
государство.
Карту
создавать
можно
в
приложении,
а
можно
собственноручно.
Суть
челленджа
в
том,
чтобы
заполнить
свою
территорию полностью, а для заполнения этой территории необходимо
читать и собирать артефакты. Артефакты позволяют наглядно фиксировать
достижения
ученика,
а
также
служат
источником
мотивации
для
обучающегося.
Критерии,
по
которым
учитель
будет
выдавать
«артефакты», педагог определяет сам. Можно использовать изображения
изумрудов за художественные рассказы, волшебное зелье за чтение статей
из энциклопедий, а зачарованная книга может стать бонусом за чтение в
классе. Итоги подводить в конце каждой четверти. Рекомендация: учителю
необходимо контролировать, прочитанные учащимися книги, для того
чтобы помочь оценить качество литературы.
Таким образом мы развиваем новые «читательские практики»,
которые позволяют нам сформировать у учащихся художественный вкус, а
также использовать чтение, как инструмент влияющий на обучение.
Список используемой литературы
Колосова Е.А. Практики детского чтения: результаты комплексного
исследования. – М.: РГДБ, 2011. – 118 с.
Колосова
Е.
А.
Динамика
воспроизводства
традиционных
и
распространения инновационных практик детского чтения // Вестник РГГУ.
- № 5. – 2011. - (Серия «Социология»). - Москва: РГГУ, 2011. – С. 209-215.
Мелентьева Ю. П. Модели, практики и приемы чтения: эволюция во
времени и пространстве / Ю. П. Мелентьева // Библиотековедение. - 2009. -
N 1. - С. 59-64
Чудинова В. П. Детское чтение. Негативные последствия развития
медиасреды // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. - Москва:
КомКнига, 2007. - С. 131-164.