Автор: Наталья Васильевна Рыбакова
Должность: Учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Красноярская школа № 4"
Населённый пункт: Город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Правописание сочетаний жи-ши"
Раздел: среднее образование
Урок закрепления знаний по теме :
«Правописание сочетаний ЖИ – ШИ»
Цели:
1.
Повторение и закрепление умений и навыков применения правил
правописания сочетаний жи-ши.
2. Развитие мышления через словесное восприятие, звуко-буквенный анализ.
3. Воспитание интереса к изучению русского языка через занимательность
заданий.
Оборудование:
Картинки на доску
Разрезные слова на доску.
Раздаточные дидактические карточки. № 1, № 2, № 3.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Ножки вместе, спинки ровно,
И к уроку всё готово!
2. Проверка домашнего задания.
- Откроем тетради и проверим домашнее задание.
- Озвучить задание. Выбрать и выписать слова с сочетанием ЖИ-ШИ.
- Давайте проверим, какие слова вы выписали
(задействовать 4-х
обучающихся), читают по 2 слова.
- Молодцы!
3. А теперь послушайте загадку и отгадайте её.
загадка
Я достану из коробки
Палочки чудесные.
Буду ими рисовать
Картинки интересные. (о каких палочках идет речь?)
Правильно, это карандаши, показываю коробку с карандашами.
А для чего нужны карандаши? (отвечают). Правильно. Я: Значит, карандаши
это предметы для рисования.
Посмотрите на доску вот это слово, обратите внимание, как правильно
оно пишется. (три гласных буквы а, и в конце слова сочетание ши с
буквой и).
4.
Словарная работа.
Изучение нового слова КАРАНДАШИ.
Слово нужно запомнить, как оно правильно пишется.
Задание к слову:
1. Посчитайте сколько букв в слове.(9)
2. Сколько гласных букв? (4)
3. Сколько согласных букв. (5)
4. Запомнить нужно, что в этом слове нужно писать 3 буквы А.
5. Давайте составим предложение с этим словом. (Карандаши лежат на столе.
Маше подарили карандаши и т. д.)
6. В слове карандаши, какое сочетание вы видите? (ши).
5.
Пальчиковая гимнастика.
А чтобы вы красиво писали, и ваши руки не уставали, давайте проведём
зарядку для пальчиков.
«Цветы» (поставить руки локтями на парту, пальцы собраны в щепотку
(бутон), медленно раздвигать пальцы (цветочки распускаются).
Вот бутоны,
Вот цветы.
«Скалка» «Волчок» «Огонь»
Карандаш я покачу. По столу круги катаю, Карандаш я покручу,
Вперёд, назад, Карандаш не выпускаю. Я огонь разжечь хочу.
Как захочу
6. Начнем работать в тетради. Напомните, сколько строчек нужно отступить
от записи? (2) запишите число, месяц и классная работа. (какая орфограмма
в слове классная? (две С). Запишите слово карандаши.
Подчеркните сочетание ши простым карандашом. (Спрашиваю учеников,
какое сочетание в слове карандаши вы подчеркнули? ( Ши)
7.Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем повторять правила написания сочетаний жи-ши,
упражняться в написании слов с данными сочетаниями, закрепим ранее
пройденный материал.
- Посмотрите внимательно на левую часть доски, назовите все предметы
которые вы видите, а теперь выберите те картинки в которых вы слышите
сочетания жи или ши.
- Молодцы!
1 ученик - выходит к доске, выбирает картинку, где изображения с жи или
ши, клеит ее на доску посередине, и подбирает слово к картинке, и так по
очереди, обучающиеся находят все картинки и соответствующие слова
совмещают с картинками и читают каждое слово. Молодцы!
- Давайте запишем эти слова в тетрадь, обратите внимание, какое слово
будете записывать первым? Почему? Какое слово последним? Почему?
Записывают слова. Вспомните при перечислении слов нужно ставить какой
знак? (запятую).
Зарядка для глаз (потереть сильно ладони и на 10 секунд приложить к
глазам), повторить 4 раза.
7.
Продолжаем письменную работу.
А теперь посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах.
Положите перед собой карточку № 1. Давайте прочитаем задание,
читает ученик. Теперь прочитаем слова, которые даны в карточке,
читает
другой
ученик.
Хорошо.
Теперь будьте внимательны, разделите слова по столбикам, в
столбик с жи, выпишите слова с сочетанием жи, в столбик с ши,
слова с сочетанием ши.
- Прочитайте слова, которые вы записали (сначала 1й столбик, 1 ченик
потом 2й столбик. (читает 2й ученик).
Давайте повторим: в сочетании жи-ши,
какую нужно писать букву?
Спросить всех обучающихся, нужно писать букву и.
7. Физминутка.
Ребята, на перемене, во время проветривания класса к нам залетели
снежинки, которые не успели растаять, и попрятались по всему классу, надо
их найти и сложить на парту. (Ищут и складывают на парту). Ой, ребята, а на
них
написаны
слоги,
давайте
сложим
из
них
слова.
(Складывают,
приклеивают на доску, читают что получилось). Скажите, какие сочетания
есть в этих словах? Отвечают: (жи-ши).
Какая гласная буква в
этих
сочетаниях написана? (и).
8. Игра – молчанка.
Я буду называть слова, а вы будете поднимать карточки, если слово с
сочетанием жи – поднимаете карточку жи, (розовая), если слово с сочетанием
ши (голубая), поднимаете карточку ши.
Слова: жираф, шило, хижина, мыши, гаражи, ножи, машина, ёжики, крыши,
шиповник, дружить, пушинка, спешить, дружить, стрижи, шипит, лужи,
моржи, шины, дружить, малыши, житель, служить, кувшин, ошибка,
снежинка.
9. (Игра бусы).
Положите перед собой карточку № 2. На ней нарисованы бусы, достаньте два
карандаша синий и красный. Я буду называть слова с сочетанием жи и ши, а
вы будете закрашивать бусины, если читаю слово с жи, закрашиваете
красным, если слово с ши, то синим.
2
3
1
Красный – жи
4 Синий - ши
7
8
6 5
Читаю: 1е слово ножи, 2е слово шина, 3е слово карандаши и т.д.
Ножи, шина, карандаши, лужи, чижик, тишина, ужи, шишки.
10. Домашнее задание.
Карточка № 3 Объясняю: написаны разные слова, нужно выписать, только
те, в которых встречаются сочетания жи-ши.
Весна,
снежинка,
собака,
кувшин,
морковь,
жизнь,
коньки,
жираф,
пушистый, молоко, ёжик, корова, шишки, служить, машина, пальто, лыжи,
воробей, ошибка, жизнь, заяц, капуста, карандаши, стрижи, камыши, огурцы,
моржи, дружить, помидор, широкий, жидкий, ребята, решить.
11. Итог урока.
Спрашиваю: - какие сочетания мы сегодня изучали? (ученик: сочетания жи-
ши). – как же они пишутся (жи-ши пишутся с буквой и).
- Молодцы!
- Какое словарное слово вы сегодня изучили? (карандаши).
- Какое сочетание есть в этом слове? (сочетание ши).
- Правильно!
- После урока я проверю ваши тетради и поставлю оценки.
На этом урок закончен, всем спасибо!
12.Оценки за урок.
К А Р А Н Д А Ш И
Карточка 1
Прочитай все слова, распредели их по столбикам.
Мыши
, лыжи, снежинка, карандаши, животные,
машина, лужи, шишки.
ЖИ
ШИ
.
.
.
.
.
.
.
.
Карточка 2
2
3
1
Красный – жи
4 Синий - ши
7
8
6 5
Карточка 3.
Домашнее задание.
Карточка № 3
Выписать, только те слова, в которых встречаются сочетания жи-ши.
Весна,
снежинка,
собака,
кувшин,
морковь,
жизнь,
коньки,
жираф,
пушистый, молоко, ёжик, корова, шишки, служить, машина, пальто, лыжи,
воробей, ошибка, жизнь, заяц, капуста, карандаши, стрижи, камыши, огурцы,
моржи, дружить, помидор, широкий, жидкий, ребята, решить.
/ / / / / / / / /______________________________________________
/ / / / / /____________________________________________________
\ \ \ \ \ \ \ \ \______________________________________________
\ \ \ \ \ \____________________________________________________
А А___________________________________________________________
А А__________________________________________________________
У У__________________________________________________________
У У__________________________________________________________
О О__________________________________________________________
О О__________________________________________________________
М М_________________________________________________________
М М_________________________________________________________
АУ АУ_______________________________________________________
АУ АУ_______________________________________________________
МА МА______________________________________________________
МА МА______________________________________________________
УА УА_______________________________________________________
УА УА_______________________________________________________
АМ АМ______________________________________________________
АМ АМ______________________________________________________
Пропиши сочетания и слова, соблюдая расстояние между ними.
ЖИ ЖИ__._______________________________________________________
ЖИ ЖИ__._______________________________________________________
ШИ ШИ__.______________________________________________________
ШИ ШИ__.______________________________________________________
ЁЖИК ЁЖИК__.______________________________________________
ЖИРАФ ЖИРАФ__.__________________________________________
ШИПИТ ШИПИТ__.___________________________________________
ЖИТЕЛЬ ЖИТЕЛЬ__.________________________________________
КУВШИН КУВШИН__.________________________________________
ОШИБКА ОШИБКА__._________________________________________
ПУШИНКА ПУШИНКА__._____________________________________
СНЕЖИНКА СНЕЖИНКА__.___________________________________
Вставь пропущенную букву
ЁЖ . К Ж . ТЕЛЬ КУВШ . Н ОШ . БКА
Ж . РАФ Ш . ПИТ СНЕЖ . НКА ПУШ . НКА
ПРУЖ . НА СПЕШ . ТЬ НОЖ . К ЧИЖ . К
Ш . НЫ МАШ . НЫ УЖ . Н