Напоминание

"Правописание сочетаний жи-ши"


Автор: Наталья Васильевна Рыбакова
Должность: Учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Красноярская школа № 4"
Населённый пункт: Город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Правописание сочетаний жи-ши"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок закрепления знаний по теме :

«Правописание сочетаний ЖИ – ШИ»

Цели:

1.

Повторение и закрепление умений и навыков применения правил

правописания сочетаний жи-ши.

2. Развитие мышления через словесное восприятие, звуко-буквенный анализ.

3. Воспитание интереса к изучению русского языка через занимательность

заданий.

Оборудование:

Картинки на доску

Разрезные слова на доску.

Раздаточные дидактические карточки. № 1, № 2, № 3.

Ход урока.

1.

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Ножки вместе, спинки ровно,

И к уроку всё готово!

2. Проверка домашнего задания.

- Откроем тетради и проверим домашнее задание.

- Озвучить задание. Выбрать и выписать слова с сочетанием ЖИ-ШИ.

- Давайте проверим, какие слова вы выписали

(задействовать 4-х

обучающихся), читают по 2 слова.

- Молодцы!

3. А теперь послушайте загадку и отгадайте её.

загадка

Я достану из коробки

Палочки чудесные.

Буду ими рисовать

Картинки интересные. (о каких палочках идет речь?)

Правильно, это карандаши, показываю коробку с карандашами.

А для чего нужны карандаши? (отвечают). Правильно. Я: Значит, карандаши

это предметы для рисования.

Посмотрите на доску вот это слово, обратите внимание, как правильно

оно пишется. (три гласных буквы а, и в конце слова сочетание ши с

буквой и).

4.

Словарная работа.

Изучение нового слова КАРАНДАШИ.

Слово нужно запомнить, как оно правильно пишется.

Задание к слову:

1. Посчитайте сколько букв в слове.(9)

2. Сколько гласных букв? (4)

3. Сколько согласных букв. (5)

4. Запомнить нужно, что в этом слове нужно писать 3 буквы А.

5. Давайте составим предложение с этим словом. (Карандаши лежат на столе.

Маше подарили карандаши и т. д.)

6. В слове карандаши, какое сочетание вы видите? (ши).

5.

Пальчиковая гимнастика.

А чтобы вы красиво писали, и ваши руки не уставали, давайте проведём

зарядку для пальчиков.

«Цветы» (поставить руки локтями на парту, пальцы собраны в щепотку

(бутон), медленно раздвигать пальцы (цветочки распускаются).

Вот бутоны,

Вот цветы.

«Скалка» «Волчок» «Огонь»

Карандаш я покачу. По столу круги катаю, Карандаш я покручу,

Вперёд, назад, Карандаш не выпускаю. Я огонь разжечь хочу.

Как захочу

6. Начнем работать в тетради. Напомните, сколько строчек нужно отступить

от записи? (2) запишите число, месяц и классная работа. (какая орфограмма

в слове классная? (две С). Запишите слово карандаши.

Подчеркните сочетание ши простым карандашом. (Спрашиваю учеников,

какое сочетание в слове карандаши вы подчеркнули? ( Ши)

7.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем повторять правила написания сочетаний жи-ши,

упражняться в написании слов с данными сочетаниями, закрепим ранее

пройденный материал.

- Посмотрите внимательно на левую часть доски, назовите все предметы

которые вы видите, а теперь выберите те картинки в которых вы слышите

сочетания жи или ши.

- Молодцы!

1 ученик - выходит к доске, выбирает картинку, где изображения с жи или

ши, клеит ее на доску посередине, и подбирает слово к картинке, и так по

очереди, обучающиеся находят все картинки и соответствующие слова

совмещают с картинками и читают каждое слово. Молодцы!

- Давайте запишем эти слова в тетрадь, обратите внимание, какое слово

будете записывать первым? Почему? Какое слово последним? Почему?

Записывают слова. Вспомните при перечислении слов нужно ставить какой

знак? (запятую).

Зарядка для глаз (потереть сильно ладони и на 10 секунд приложить к

глазам), повторить 4 раза.

7.

Продолжаем письменную работу.

А теперь посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах.

Положите перед собой карточку № 1. Давайте прочитаем задание,

читает ученик. Теперь прочитаем слова, которые даны в карточке,

читает

другой

ученик.

Хорошо.

Теперь будьте внимательны, разделите слова по столбикам, в

столбик с жи, выпишите слова с сочетанием жи, в столбик с ши,

слова с сочетанием ши.

- Прочитайте слова, которые вы записали (сначала 1й столбик, 1 ченик

потом 2й столбик. (читает 2й ученик).

Давайте повторим: в сочетании жи-ши,

какую нужно писать букву?

Спросить всех обучающихся, нужно писать букву и.

7. Физминутка.

Ребята, на перемене, во время проветривания класса к нам залетели

снежинки, которые не успели растаять, и попрятались по всему классу, надо

их найти и сложить на парту. (Ищут и складывают на парту). Ой, ребята, а на

них

написаны

слоги,

давайте

сложим

из

них

слова.

(Складывают,

приклеивают на доску, читают что получилось). Скажите, какие сочетания

есть в этих словах? Отвечают: (жи-ши).

Какая гласная буква в

этих

сочетаниях написана? (и).

8. Игра – молчанка.

Я буду называть слова, а вы будете поднимать карточки, если слово с

сочетанием жи – поднимаете карточку жи, (розовая), если слово с сочетанием

ши (голубая), поднимаете карточку ши.

Слова: жираф, шило, хижина, мыши, гаражи, ножи, машина, ёжики, крыши,

шиповник, дружить, пушинка, спешить, дружить, стрижи, шипит, лужи,

моржи, шины, дружить, малыши, житель, служить, кувшин, ошибка,

снежинка.

9. (Игра бусы).

Положите перед собой карточку № 2. На ней нарисованы бусы, достаньте два

карандаша синий и красный. Я буду называть слова с сочетанием жи и ши, а

вы будете закрашивать бусины, если читаю слово с жи, закрашиваете

красным, если слово с ши, то синим.

2

3

1

Красный – жи

4 Синий - ши

7

8

6 5

Читаю: 1е слово ножи, 2е слово шина, 3е слово карандаши и т.д.

Ножи, шина, карандаши, лужи, чижик, тишина, ужи, шишки.

10. Домашнее задание.

Карточка № 3 Объясняю: написаны разные слова, нужно выписать, только

те, в которых встречаются сочетания жи-ши.

Весна,

снежинка,

собака,

кувшин,

морковь,

жизнь,

коньки,

жираф,

пушистый, молоко, ёжик, корова, шишки, служить, машина, пальто, лыжи,

воробей, ошибка, жизнь, заяц, капуста, карандаши, стрижи, камыши, огурцы,

моржи, дружить, помидор, широкий, жидкий, ребята, решить.

11. Итог урока.

Спрашиваю: - какие сочетания мы сегодня изучали? (ученик: сочетания жи-

ши). – как же они пишутся (жи-ши пишутся с буквой и).

- Молодцы!

- Какое словарное слово вы сегодня изучили? (карандаши).

- Какое сочетание есть в этом слове? (сочетание ши).

- Правильно!

- После урока я проверю ваши тетради и поставлю оценки.

На этом урок закончен, всем спасибо!

12.Оценки за урок.

К А Р А Н Д А Ш И

Карточка 1

Прочитай все слова, распредели их по столбикам.

Мыши

, лыжи, снежинка, карандаши, животные,

машина, лужи, шишки.

ЖИ

ШИ

.

.

.

.

.

.

.

.

Карточка 2

2

3

1

Красный – жи

4 Синий - ши

7

8

6 5

Карточка 3.

Домашнее задание.

Карточка № 3

Выписать, только те слова, в которых встречаются сочетания жи-ши.

Весна,

снежинка,

собака,

кувшин,

морковь,

жизнь,

коньки,

жираф,

пушистый, молоко, ёжик, корова, шишки, служить, машина, пальто, лыжи,

воробей, ошибка, жизнь, заяц, капуста, карандаши, стрижи, камыши, огурцы,

моржи, дружить, помидор, широкий, жидкий, ребята, решить.

/ / / / / / / / /______________________________________________

/ / / / / /____________________________________________________

\ \ \ \ \ \ \ \ \______________________________________________

\ \ \ \ \ \____________________________________________________

А А___________________________________________________________

А А__________________________________________________________

У У__________________________________________________________

У У__________________________________________________________

О О__________________________________________________________

О О__________________________________________________________

М М_________________________________________________________

М М_________________________________________________________

АУ АУ_______________________________________________________

АУ АУ_______________________________________________________

МА МА______________________________________________________

МА МА______________________________________________________

УА УА_______________________________________________________

УА УА_______________________________________________________

АМ АМ______________________________________________________

АМ АМ______________________________________________________

Пропиши сочетания и слова, соблюдая расстояние между ними.

ЖИ ЖИ__._______________________________________________________

ЖИ ЖИ__._______________________________________________________

ШИ ШИ__.______________________________________________________

ШИ ШИ__.______________________________________________________

ЁЖИК ЁЖИК__.______________________________________________

ЖИРАФ ЖИРАФ__.__________________________________________

ШИПИТ ШИПИТ__.___________________________________________

ЖИТЕЛЬ ЖИТЕЛЬ__.________________________________________

КУВШИН КУВШИН__.________________________________________

ОШИБКА ОШИБКА__._________________________________________

ПУШИНКА ПУШИНКА__._____________________________________

СНЕЖИНКА СНЕЖИНКА__.___________________________________

Вставь пропущенную букву

ЁЖ . К Ж . ТЕЛЬ КУВШ . Н ОШ . БКА

Ж . РАФ Ш . ПИТ СНЕЖ . НКА ПУШ . НКА

ПРУЖ . НА СПЕШ . ТЬ НОЖ . К ЧИЖ . К

Ш . НЫ МАШ . НЫ УЖ . Н



В раздел образования