Автор: Валиуллина Альбина Фаридовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБО ДО " ЛДХШ им. М.Х.Харетдинова"
Населённый пункт: респ.Татарстан, г. Лениногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Несложные поделки из бумажной массы для начинающих"
Раздел: дополнительное образование
Папье-маше.
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования
«Лениногорская детская художественная школа им. М. Х. Хаертдинова».
А. Ф. Валиуллина.
Несложные поделки из
бумажной массы для
начинающих
Декоративно-прикладное творчество.
Методическая разработка.
г. Лениногорск.
2020 г.
Содержание
.
Введение. Папье-маше это - одна из старинных техник в декоративно-
прикладном искусстве.
Основная часть.
Раздел 1.
1.1.История возникновения техники папье-маше.
1.2.Виды техники исполнения.
Практическая часть.
Раздел 2. Технология изготовления объемной игрушки из бумажной массы.
2.1. Подготовка.
2.2. Способ приготовления бумажной массы для лепки простым способом.
2.3. Лепка.
2.4.Роспись
2.5.Декорирование.
Приложения. Работы учеников.
Заключение.
Литература.
Введение:
Папье-маше – это одна из старинных техник в декоративно-прикладном
искусстве. Она довольно проста и очень популярна. Первоначально его
применяли для изготовления кукол. Восточные мастера выполняли из него
различные шкатулки, игрушки, табакерки, маски, мебель и архитектурную
лепнину. Изделия из данного материала были дешевыми и легкими.
Папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага». Это
бумажная масса, которая легко поддается формовке. Ее изготавливают из
смеси волокнистых материалов и добавляют клей, крахмал, гипс и другие
материалы. Когда масса высыхает, она становится очень твердой и легкой.
Из папье-маше делают маски, учебные пособия, муляжи, игрушки, шкатулки,
театральную бутафорию, посуду, мебель. Изготовленные из папье-маше
мебель и светильники иногда довольно трудно отличить от таких же
предметов, выполненных из дерева. Вещи из папье-маше отлично имитируют
чеканку по металлу, резьбу по дереву.
ИСТОРИЯ ПАПЬЕ-МАШЕ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО
НАШИХ ДНЕЙ.
Многие ученые считают, что данный вид прикладного искусства возник в
Древнем Китае, где была изобретена бумага. Китайцы изготовляли из папье-
маше различные вещи и придавали им жесткость с помощью нескольких
слоев лака. Самые первые предметы, выполненные из папье-маше, были
обнаружены при раскопках в Китае. Они относятся к династии Хань (202 г.
до н. э. – 220 г.н. э.).
Китайские мастера выполняли различные фигурки из целлюлозной пульпы
(из нее также делали листы бумаги). Сперва из дерева вырезали небольшие
фигурки и покрывали их пульпой, предварительно увлажнив ее. Немного
позже они стали делать из папье-маше игрушки, декоративные шлемы,
шкатулки, различные коробочки.
Древнекитайские шлемы.
Позднее папье-маше распространилось в Японию и Персию примерно в
VIII в. В этих странах из него изготовляли маски для специальных
церемоний. Надо отметить, что религиозное учение Японии требовало
аскетического образа жизни. Поэтому японцы выполняли различные фигурки
и маски для украшения храмов исключительно из папье-маше. В более
поздний период, в XVIII в., изделия из папье-маше стали пользоваться
бешеной популярностью из-за закона, разработанного сегуном династии
Токугавой. Он строго ограничил пользование дорогими предметами быта
среди купечества и вельмож. Они были вынуждены заменить их изделиями
из дерева и папье-маше.
В Японии поделки, выполненные из папье-маше, называют харико. Они
внешне ничем не отличаются от изделий, изготовленных из дорогостоящих
материалов, таких как фарфор, дерево, слоновая кость.
Следует заметить, что со временем японцы изобрели свою технологию
папье-маше. Сначала бумагу нарезали полосами и вымачивали в воде в
течение 3 недель. После чего форму или модель обкладывали данными
полосами бумаги, промазывая каждый слой клеем. Изделие сушили,
раскрашивали и покрывали лаком. Если предмет был довольно сложной
формы, то его делали из половинок. Потом высушивали их и склеивали. Для
того чтобы фигурки не потеряли форму, их набивали бумагой.
Древнеяпонские шкатулки.
В Европу папье-маше попало намного позже: в XVIII–XIX вв. Франция
была первой страной, где стали изготовлять из папье-маше различные
поделки. Первыми изделиями, выполненными из папье-маше, стали куклы.
Они были очень легкими, и их можно было передвигать на сцене без
больших усилий. Чаще всего папье-маше использовалось для
изготовления кукол. Во Франции было налажено их массовое производство
.
Н
ынче эти куклы в большой цене среди коллекционеров.
После того как в Европе увидели различные изделия из Китая, Японии и
Персии, выполненные из папье-маше, они стали очень модными и вскоре
различные предприниматели стали изготовлять по этой технологии
собственные предметы. Одним из самых известных мастеров был Джон
Баскервиль – англичанин, который начал делать лакированные предметы из
папье-маше, подражая таким же изделиям, завезенным из Японии. Немного
позже его помощник Генри Клей изобрел новый способ выполнения
предметов из папье-маше путем склеивания подготовленной бумаги в
жесткой форме под воздействием тепла. Его изделия были крепкими, как
дерево. Другой англичанин – Уильям Олгуд – привез изделия из папье-маше
в Америку. Надо отметить, что его компания Литчфилд была широко
известна своей изумительной продукцией.
Папье-маше быстро распространилось по всему миру. Из него изготовляли:
шкатулки, подносы, архитектурную лепнину, подсвечники, рамы для зеркал,
двери карет, декоративные стеновые панели, скульптуры, стулья, кровати,
клавесины и другие предметы мебели. Эта технология стремительно
развивалась и в XIX в. и стала очень популярной и доступной многим слоям
общества.
Изделия
из
папье-маше
расписывали
красками,
украшали
драгоценными камнями, золотом.
В России папье-маше стало известно во времена Петра I. Но производство
изделий, выполненных в этой технике, началось только в конце XVIII в. В
1795 г. московский купец Петр Иванович Коробов основал первую фабрику в
селе Даниловка недалеко от Москвы (в настоящее время это село называется
Федосеевкой). Он предварительно изучил технологию изготовления папье-
маше и лаков в немецком городе Брауншвейге и пригласил немецких
мастеров к себе. Его крепостные быстро переняли у немцев опыт и со
временем создали свою технологию выполнения папье-маше. Они делали
основу из хорошо проклеенных и спрессованных листов картона. Также
листы для особой прочности проваривали в льняном масле и затем
просушивали в печи. Сперва на фабрике делали козырьки для военных
фуражек, круглые коробочки. А красочно оформленные табакерки очень
быстро стали популярны среди покупателей.
В начале XIX в. дело получило широкий размах. К нему были привлечены
хорошие живописцы. На протяжении всего XIX в. фабрика занимала 1-е
место среди других лаковых производств России.
Мастера расписывали свои поделки масляными красками в 2–3 слоя. Они
копировали работы известных художников, уменьшая их до размеров
изделия. Сам ассортимент фабрики заметно расширился. Здесь изготовляли:
портсигары, портмоне, подносы, стаканы для сигар, папирос, шпилек,
булавок, пеналы для перьев, пудреницы, спичечницы,
коробки для
сладостей, игольницы, запонки, копилки, мольберты для визиток, очечники,
пресс-папье, кольца для салфеток.
Изделия
украшали
жанровыми
сценками
из
бытовой
жизни,
изображениями
птиц,
растений,
животных
и
людей.
Дорогие
вещи
расписывали целиком. Уже в середине XIX в. работы русских мастеров
превзошли уровень изделий знаменитых немецких специалистов.
Недалеко от Даниловской фабрики братьями Вишняковыми была основана
еще одна фабрика. В начале XX в. обе фабрики слились в одно большое
предприятие под названием Федоскинская артель. Она стала знаменита
своими
лаковыми
миниатюрами.
Здесь
расписывали
изделия
яркими
сочными масляными красками. Но перед этим заготовки покрывали снаружи
черным, а внутри – красным лаком. Места для раскрашивания затирали
пемзой, делая их матовыми, и расписывали красками. В последнюю очередь
все изделие покрывали несколькими слоями прозрачного лака.
Надо также отметить мастеров Палеха, которые позаимствовали у
федоскинских мастеров идею создания лаковых предметов из папье-маше.
Но в Палехе расписывали изделия в традиционной манере – темперными
красками (это краски, разведенные эмульсией яичного желтка). Вместе с
ними использовали золото и серебро.
Одним из самых известных художников, расписывавших изделия из папье-
маше, был И. И. Голиков. Он украшал миниатюрные предметы сюжетами из
русских народных сказок и произведений А. С. Пушкина.
Шкатулки русских мастеров. Палех.
Надо отметить, что мастера Палеха по-своему изготовляли предметы из
папье-маше. Картон нарезали полосками и промазывали мучным клейстером.
Их прессовали и обматывали ими форму. Пропитывали льняным маслом.
Потом сушили в сушильных шкафах. После чего изделие обрабатывали
стамесками, наждаками, придавая ему законченную форму. Шпаклевали,
делая его гладким, и еще раз сушили. Затем поверхность несколько раз
грунтовали и покрывали сажей на масляном лаке. Участки под роспись
зачищали пемзой и раскрашивали. В последнюю очередь все изделие
покрывали несколькими слоями лака.
Современные мастера продолжают традиции своих предшественников и
изготавливают замечательные вещи, которые успешно расходятся по всему
миру.
Папье-маше (мотивация).
Интерес к этому материалу со временем становится только активнее, а
печатной информации очень мало. Сведения в интернете отрывочны и
хаотичны, и неполны. Поэтому в своей методической работе мне хотелось
поделиться своим опытом работы, основными приемами формообразования
из этого материала, способами изготовления работ из папье-маше и
техниками формовки из кусочков бумаги и бумажной массы.
Как преподавателю предмета лепка , техника папье-маше интересна мне
именно тем, что она представляет из себя еще один способ создания формы.
Папье-маше дает возможность побыть настоящим скульптором, потому что
эта техника позволяет «лепить» объемы. Дает возможность создания от
самых простых форм и до очень сложных, интересных скульптур.
Виды техники исполнения.
Первая.
Маширование.
Слоеное папье-маше изготавливается из кусочков бумаги и клейстера.
Бумагу лучше не резать, а рвать, так как при этом у бумажных кусочков
получается тонкий край, хорошо сливающийся с общей массой. Если резать
ножницами, то на поверхности хорошо видны отдельные куски из-за четких
краев отрезанной бумаги. Размер кусочков зависит от размера изделия: чем
оно меньше, тем мельче должна быть порвана бумага.
Полосы бумаги намажьте клеем с двух сторон. Последовательно покройте
поверхность модели кусками бумаги, захватывая каждым последующим
какую-то часть соседнего куска. Бумагу следует плотно притирать к
поверхности и разглаживать складки. Не старайтесь смазывать бумагу
большим количеством клея. Папье-маше надо делать как можно суше, иначе
оно будет рыхлым. Избегайте складок на поверхности бумажного слоя. Если
же они все-таки получаются, надорвите бумагу в этом месте и уложите ее по
форме. Сделайте 2-3 слоя одновременно. Не кладите сразу много бумаги: она
будет долго сохнуть. Когда эти 2-3 слоя подсохнут, вы можете постепенно
наклеить столько слоев, сколько необходимо, чтобы получить желаемую
толщину изделия. Обычно хватает 5-7слоев. Для большей жесткости формы
можно между слоями бумаги проложить слой марли. Она будет работать, как
арматура в строительном деле.
Не следует использовать толстую бумагу, она плохо прилегает к форме, так
как непластична. По собственному опыту знаю, что лучше всего для
послойного папье-маше использовать тонкий крафт или газетную бумагу.
Можно эти два вида бумаги чередовать, чтобы было удобно считать слои.
Клейстер варится из муки. Разведите две столовые ложки муки в половине
стакана холодной воды. Вскипятите в кастрюльке полтора стакана воды.
Смесь муки с холодной водой тонкой струйкой вливайте в кипящую воду,
все время помешивая. Как только загустевающий клейстер начнет булькать,
снимите с огня. Можно использовать и обойный клей. Его не надо варить, он
легко и быстро разводится холодной водой.
Вторая.
Бумажная масса
.
Для приготовления бумажной массы, нужна мягкая бумага, вода и клей.
Процесс приготовления массы довольно прост. Бумага размельчается в
емкости с водой при помощи миксера, лишняя вода удаляется через дуршлаг,
а в оставшуюся массу добавляется клейстер или клей ПВА.
Бумага выбирается в зависимости от цели, которую ставит перед собой
автор изделия. Если использовать газету или журнальные листы, то в
готовом изделии, если оно не покрывается краской, кое-где могут появляться
печатные фрагменты. Если использовать цветную бумагу, то высохшее
папье-маше приобретет цвет этой бумаги. Если же объект из папье-маше
будет окрашиваться, то разумнее для приготовления массы взять белую или
близкую к белому цвету бумагу. Чем плотнее бумага, тем дольше ее
необходимо держать в воде: так она станет мягче. Самый простой вариант —
серая туалетная бумага: она готова для измельчения сразу после контакта с
водой и по своим свойствам больше всего подходит для массы. Не пытайтесь
размачивать или варить упаковки для яиц: это бесполезное занятие. В этих
упаковках уже добавлен клей, который не позволяет материалу размягчиться
в воде.
Измельчать бумагу можно бытовым миксером, кухонным комбайном,
дрелью со специальной насадкой или просто руками. Если вы используете
бытовой миксер, то безопаснее для него молоть бумагу небольшими
порциями. Воды должно быть такое количество, чтобы лопасти (ножи)
свободно вращались. При использовании дрели с миксер - насадкой можно
молоть бумагу в достаточно больших количествах.
При отсутствии электрических помощников измельчать бумагу можно и
руками. Конечно, так мелко и равномерно, как миксером, бумагу измельчить
не удастся. Но фактура высохшего папье-маше может оказаться в этом
случае неожиданно интересной.
Воды для замачивания бумаги должно быть такое количество, чтобы она
покрывала всю бумагу. Чем теплее вода, тем быстрее идет процесс
размягчения бумаги.
Можно даже «поварить» бумагу, поставив емкость на огонь. Это облегчит
процесс перемалывания, так как бумага станет намного мягче и сделает цвет
массы более однородным, если изначально бумага бралась разных цветов.
Варить бумагу следует в том случае, если она плотная. Если выбрана мягкая
бумага (салфетки или туалетная), то ее нет необходимости замачивать, а
можно сразу залить водой и измельчать.
Когда бумага перемолота, лишняя вода из полученной массы удаляется. Для
«отжима» можно использовать сито, дуршлаг, марлю. Желательно удалить
максимально возможное количество воды, так как жидкая бумажная масса
сползает с формы, долго сохнет и в процессе высыхания в ней образуются
трещины.
Клей (ПВА, клейстер или обойный клей) в отжатую бумажную массу
добавляется в приблизительной пропорции 1часть клея на 5-6 частей
отжатой бумажной массы и очень тщательно перемешивается с бумагой.
Опыт подсказывает, что лучше всего это проделывать руками. Более
конкретные рекомендации по пропорциям клея и бумаги дать трудно. Когда
клея много (особенно ПВА), папье-маше получается очень твердым и
дальнейшая обработка высохшего изделия затруднительна. Когда мало —
изделие может «рассыпаться». Также в эту массу можно добавить гипса и
моющего средства .
Готовая масса наносится на поверхность модели равномерным слоем
толщиной 5-7 мм. Старайтесь прижимать ее к поверхности пальцами с
одинаковым усилием, разглаживая возникающие бугорки и вмятины
ладонью. После полного высыхания поверхность папье-маше не получается
идеально гладкой. Она имеет характерную фактуру, которая зависит от
качества «помола» бумаги. Чем мельче была измельчена бумага, тем менее
фактурная поверхность.
Третья.
Шпаклевка.
При правильном использовании шпаклевка помогает добиться почти
идеально гладкой поверхности. Грунт, левкас, шпаклевка — разные
названия одного и того же вещества, предназначенного для сглаживания
неровностей поверхности и подготовки ее под покраску.
Покупая шпаклевку, обратите внимание на состав: вам нужна шпаклевка на
водной основе или на основе латекса. Грунт на масляной основе не годится:
он долго сохнет и трудно поддается обработке.
Очень важно наносить шпаклевку тонким слоем и обязательно дать ему
высохнуть перед тем, как наносить следующий. Шпаклевка, положенная
толстым слоем, высыхая, трескается. Наносить на папье-маше грунтовку
можно мягким резиновым шпателем или плоской кистью из щетины. Первый
тонкий слой грунта просушивают, счищают неровности наждачной бумагой
или напильником и вновь покрывают шпаклевкой. Таким образом наносят
два-три слоя, после чего окончательно зачищают и полируют мелкой
наждачной бумагой. Если перед вами не стоит задача добиться гладкой
поверхности, а только убрать образовавшиеся при высыхании трещинки, то
достаточно будет одного слоя грунта в тех местах, где это необходимо.
Шпаклевку с успехом заменит «Паперклей» (paperсlay) —
самозатвердевающий пластик на основе бумаги, который легко наносится
пальцами, быстро сохнет и легко обрабатывается наждачной бумагой. Это
любимый материал кукольников, которые работают с папье-маше.
Выбор краски для покрытия уже обработанного шпаклевкой или
выравненного паперклеем изделия зависит от результата, который вы хотели
бы получить. Проще всего использовать темперную или акриловую краски:
они быстро сохнут. Темперная краска ложится плотнее, акриловая —
прозрачнее. Существуют матовые и глянцевые краски для всякого рода
творчества, которые годятся практически для любых поверхностей и
материалов.
Поэтапное выполнение игрушки.
Гномик.
Работая с учениками младшего возраста,
приходиться искать простые решения для лепки в
технике папье-маше. И такими решениями я хочу
поделиться с вами. Когда ребята еще только
знакомяться с этой техникой, при выполнении
объемной игрушки, мы выполняем игрушку
максимально упрощенной формы, такой как этот
«Гномик».
Подготовка.
Для выполнения фигурки «Гномика», я
предлагаю взять пластиковую бутылку из под
воды 0,5 л. Воспользовавшись канцелярским
ножом, срезать дно и верх бутылки. Затем
соединить скотчем полученные половинки так,
чтобы получилась маленькая бутылочка. Средняя
часть нам не понадобиться. Такие заготовки я выполняю ребятам сама, во
избежании порезов, пока они готовят бумажную массу.
Полученную основу, для будующей работы, мы обернем фольгой.
Оборачивая фольгой бутылочку, мы заранее
формируем шапочку, делая длинный,
загнутый хвостик.
Теперь наша заготовка готова для лепки.
Как приготовить бумажную массу
для лепки простым способом?
Чтобы
выполнить
бумажную
массу,
нам
понадобиться миска, клей ПВА, самая дешевая
туалетная бумага, вода.
Обрываем бумагу в миску на мелкие кусочки в достаточно большом
количестве, взависимости от того, сколько
массы нам понадобиться.
Затем заливаем миску стаканом воды, чтобу все кусочки бумаги хорошо
пропитались.
Отжимаем воду, образуя бумажный ком.
Очень важно не перестораться. Сильно
выжимать воду не нужно, но и водянистым ком не должен быть. Конечно
чувство меры придет с опытом.
Затем нужно разломать ком на
мелкие фрагменты и добавляя
клей ПВА, тщательно перемешать
бумажную массу. Количество клея
зависит от количества бумаги.
Также можно добавить немного порошкого гипса и моющего средства для
лучшего сцепления к поверхности.
Должна получиться однородная масса
без комочков, приятная, пластичная на
ошупь, похожаяя на пасту.
Лепка.
Начнем нашу лепку с основания. Готовую
бумажную массу накладываем на дно нашей
заготовки, придавливая ладонью и пальцами.
Толщина лепки должна составлять примерно
0.5-0,7 мм.
Так же важно, достаточно плотно прижимать массу, чтобы не оставались
воздушные прослойки, благодаря которым лепка может развалиться.
После того, как лепка будет завершена,
работу нужно хорошо разгладить пальцами,
слегка смочив их клеем. Это улучшит ее вид и укрепит еще раз бумажную
массу на основе. Теперь нужно просушить получившуюся болванку.
На просушенной болванке прорисуем карандашом лицо гномика, ручки,
ножки. Затем хорошо промажем кистью с клеем ПВА места будующей
лепки, чтобы детали хорошо схватились. Теперь можно долепить лицо, ручки
и ножки гномика, придав ему характер и особенности. Затем вновь хорошо
просушить
работу.
Роспись ГНОМИКА.
Для росписи нам понадобиться гуашевые краски, палитра для получения
нужных цветов, кисти разной толщины. Роспись можно начать с цвета лица,
а затем перейти на одежку, на большие плоскости широкой кистью. И лишь
затем более тонкой кистью прописать ручки, ножки и мелкие детали.
Так же тонкой кистью прорисовываем узоры. В данном случаи мы взяли
стилизованные растительные элементы
.
Декорирование
.
Следующим этапом нашей работы будет декорирование. Для этого нам
понадобяться контуры, акриловая золотая краска.
Черным контуром обводим очень аккуратно весь рисунок
.
Добавляем золотой контур, дополняя и насыщая декор композиции.
И финальный штрих, всю работу патинируем в технике «сухая кисть»
акриловой краской-золотом или серебром. Это придаст игрушке
завершонный вид и приятный блеск.
Наш «Гномик» готов!.
Черепашка «Тартилла».
Поэтапное выполнение объемной игрушки детьми на уроке.
Лепка.
Еще одна игрушка простейшей формы на основе пластиковой бутылки.
Роспись готовой игрушки.
Роспись выполнена гуашевыми красками. Дополнена
работа декоративными элементами в виде линий и
точек с помощью универсальных контуров.
Работы учеников на основе
пластиковой бутылки.
Коты.
Гномики.
Слоны.
Букашки.
Сова.
Работы учеников.
Чайники.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При реализации данной разработки, создаются условия для
формирования художественно-творческой деятельности учащихся. В
процессе обучения реализуются принципы: личностно ориентированный
подход, учитывая возраст ученика, а также уровень его интеллектуальной
подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени
сложности , приобщение учащихся к современной мировой культуре и их
ориентация на общечеловеческие культурные ценности, свобода выбора
решения и самостоятельности в их реализации; сотрудничества и
ответственности. Сознательного усвоения обучающимися учебного
материала; систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный,
исследовательский. Формы учебной работы: фронтальная, индивидуальная и
групповая. Наиболее приемлемыми формами учебных занятий являются:
беседа, консультация, дискуссия, практическое упражнение под
руководством педагога по закреплению определённых навыков,
самостоятельное изготовление конкретного изделия.
Видами контроля знаний, умений и навыков являются: вводный, который
проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний,
умений и навыков по пройденным темам; текущий, проводимый в ходе
учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет
учащимся усвоить последовательность технических операций после
завершения изучения каждой темы, закрепляет знания и умения, связанные
технологической характеристикой изделия. Итоговый: проводимый после
завершения всей учебной программы. Для закрепления полученных знаний и
умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ.
После окончания выполнения работы обучающиеся должны знать: разные
способы и приемы работы в технике папье-маше, соблюдать технологию
выполнения, владеть навыками росписи и декорирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гибсон Р.,1997г. «Папье-маше»
2. Симоненко В. Д. «Технология. Учебник для учащихся 9 класса.
3. Технология. Учебник для 8 классов.
4. Бельтюкова Н. Б. –Самоделки из папье-маше М.: АСТ; СПб: Сова, 2006г.
5. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи «hand-made»/Изд.4-е.-
Ростов н/Д: Феникс, 2006
6. Жадько Е. Г.- Посиделки с рукоделием: копилка свежих идей/- Ростов.
Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. М.: Просвещение,1993г
7. Родионова С. Папье-маше. Самая полная энциклопедия. Издательство
АСТ- Пресс. 2009г.
8. Чаянова Г.Н. Папье-маше. Издательство Дрофа-Плюс 2007г.