Напоминание

этническое самосознание


Автор: Хороля Светлана Михайловна
Должность: воспитатель общежития БУ "Белоярский политехнический колледж"
Учебное заведение: БУ "Белоярский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Белоярский ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: этническое самосознание
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: "Тени забытых предков».

Цель: знакомство с обрядами, ритуалами, верованиями, запретами

народа ханты через повесть Е.Айпина, открыть мир таёжных жителей,

утрачивающего Душу, Веру, а так же о скромности быта, тяготах

повседневной жизни; о боли уходящего в прошлое.

Задачи мероприятия:

1.

Вовлечь родителей в работу коллектива общежития через

совместную работу со студентами колледжа, проживающими в общежитии.

2.

Показать культуру народа: сказки, легенды, мифы, передаваемые

из поколения в поколение, описанные в книге Айпина, которые имеют

глубокий философский смысл познания мира, добра и зла, правильного и

неверного. Просветить подростков в том, что знания и представления народа

о мире в единстве с природой, наставления и запреты – для сохранения

природы, для равновесия природы и душевного состояния человека.

Показать характер и душу человека тайги, живущего жизнью размеренной,

согласованной, но время перемен оставляет народ у гаснущего очага.

3.

Воспитать

любовь

к

своему

этносу,

к

своему

началу

тысячелетнему, к языку, традициям, обычаям. Привить интерес к истории

своего народа через чтение, изучение традиций, культуры своего этноса.

Расширить кругозор молодого поколения с целью познания неизведанного,

тайного, необъяснимого. Вызывать сочувствие и сопереживание уходящего в

прошлое традиционного образа жизни своего народа, уважения к таёжному

жителю, который живёт так, как их предки, не возвышаясь над природой.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг Еремея Айпина,

фотография писателя, берестяные туески для сбора «Слова и выражения»,

для сбора «Приметы», для сбора «Запреты-табу».

Жанр внеклассного мероприятия: литературный салон.

Вид воспитательного мероприятия: воспитание познавательного интереса.

Методические приемы: беседа, работа с книгой, (нахождение ответов в

книге).

Метод познания: исследовательский.

Участники: родители, студенты, классные руководители, социальный

педагог.

Содержание мероприятия:

1.Вступительное слово ведущего:

Сегодня на нашей с вами встрече мы отправляемся в «Путешествие во

времени и пространстве в «Тени уходящих предков», по страницам повести

Е.Айпина «У гаснущего очага». Цель нашего путешествия познать мир

ханты и его характер, мировосприятие, менталитет, нравственные ценности

народа.

Об авторе: Еремей Данилович Айпин родился 28 июня 1948 года в семье

ханты, профессионального рыбака-охотника в п. Варьёган

Сургутского

района Ханты - Мансийского округа. В 1993 – 1997 годах он – Президент

Всероссийской Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего

Востока.

В 1998 году при непосредственном участии Айпина создана

общественная организация северян «Спасение Югры» и первые нормативные

акты и документы «Правовой статус малочисленных народов России».

Участвовал в создании Ассоциации и Фонда выживания, развития экономики

и культуры малочисленных народов Севера.

У Айпина есть удивительные строки:

«У каждого из нас есть три матери:

Первое – это мама,

Вторая – это Родина,

Третья мать – это природа.

Природа – мать дарит нам радость открытий. В нём всё удивительно, в ней

множество загадок, только интересуйся, узнавай, отгадывай. Любовь к

Родине – матери начинается у домашнего очага, с тепла маминых рук, и с тех

хоженых и нехоженых тропинок, протоптанных прадедами, дедами и

отцами».

Первая

остановка нашего путешествия – взгляд на отношение ханты к

природе, вторая остановка – отношение ханты к своему роду, а третья

остановка – взгляд на отношение ханты к мифологии, легендам, преданиям,

былинам.

1. Не случайно первая остановка нашего путешествия начинается с главы

«Весны». Так, например цикл «Весны» характеризуется, как начало жизни,

расцвет и познание чего-то нового. В этой части произведения герой еще

совсем ребенок. Его мать рассказывает неопытному мальчишке о том, что

вся земля на ночь засыпает. Нельзя тревожить громкими криками и

разговорами засыпающую природу. Малыш уясняет золотое правило

поведения человека в отношении к окружающему миру, которого нужно

придерживаться всю жизнь — слышать землю. Отношение человека к

природе, как к прародительнице всего живого проявилось в представлении

народа ханты в том, что, «подобно плоду, связанному пуповиной с матерью,

все, рожденное землей, связано с ней невидимой нитью». Несомненно,

человек, рожденный в природе, живет в тесном контакте с ней.

- Обращение к взрослым людям, к родителям, какие можете назвать запреты-

табу ханты по отношению к природе? Как следует себя вести в природе и

чего следует опасаться, чтобы не разгневать духов Земли, Воды, Неба?

2. Наша вторая остановка: взгляд со стороны – отношение ханты к своему

роду-племени.

Все главные события в жизни ханты: рождение, свадьба, похороны,

приобретение дома — получали смысл лишь в соответствии с жизнью рода.

«Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его

ждали сразу четыре мамы. Первая мама — которая родила, вторая —

принявшая роды, третья — та, что первой подняла ребенка на руки, и

четвертая — крестная мама». Как на ханты языке звучат мамы ребёнка при

рождении? ( Пукан анки, алтум анки, перна анки)

«День обретения» - автор написал с большой любовью к своим сородичам.

Какой описывает автор свою бабушку? (Найти в книге описание бабушки).

Крестный, старец Ефрем представлялся «центром Среднего Мира, центром

Земли и Неба, центром Вселенной».

-Какой описывает автор свою маму? (найти в книге описание мамы)

-Обращение к взрослой аудитории, назовите запреты-табу, связанные

малолетним ребёнком и отношением к нему родителей и домочадцев.

1.Нельзя переступать через вещи ребёнка – заболеет!

2.Нельзя оставлять детские вещи на ночь на улице, перед заходом солнца,

нужно обязательно занести домой, а то ребёнок будет плакать!

3.Если вещи ребёнка упали в воду, то за ребёнком нужно хорошо

присматривать.

4.Маленького ребёнка нельзя передразнивать, а то будет заикаться.

Родившись, главный герой получил имя деда по отцу — Роман. Ханты

никогда не давали имена случайно. Обычно они называли ребенка именем

какого-нибудь родственника, прожившего долгую жизнь и уважаемого за его

добрые дела. В повести герою дали имя деда, чтобы Роман «…вырос таким

же благородным, отважным и сильным», чтобы его «…сердце стало таким же

трепетным и чутким к людской печали и радости». Так, автор, используя

обычаи и традиции своего народа, показывает нам еще один из примеров

духовного взаимодействия человека с родом.

-Обращение к публике, к гостям и родителям студентов. Как на ханты языке

звучит «перерождение», или «воскресание» близкого и уважаемого человека

своего рода? («ляксум»

-В вашем роду перенимается такая традиция, как «ляксум»? Расскажите,

пожалуйста.

Следующий пример отношения человека с родом, когда у ребенка появляется

крестный — столетний старик Ефрем, родной брат его деда.

По поверью ханты, ребенку переходила и судьба выбранного в

крестные человека, его мужество, отвага, мудрость, жизнепонимание,

благородство, доброта. Все самое лучшее должен унаследовать маленький

ребенок, в частности герой данной повести. Время не разъединяет людей.

Всё в мире, в природе циклично, судьба одного переходит в судьбу другого.

Время не разъединяет людей. Оно позволяет каждому ощутить себя частью

целого, началом одного и продолжением другого.

«Эту книгу я начал писать со дня своего рождения. Так мне казалось. Но

сейчас думаю, что, возможно, она зародилась задолго до моего появления на

свет. Ведь ее писали моя Мама и мой Отец, моя Бабушка и мой дед Роман,

мой Крестный отец, старец Ефрем и мой прадед Иван. К ее рождению

причастны многие мои сородичи — близкие и дальние родственники, мои

Братья и Сестры, Реки и Озера, Боры и Урманы, Звери и Птицы, Деревья и

Травы. И, разумеется, Боги и Богини Земли и Неба…». Это еще один момент

в этом произведении, в котором прослеживается цикличность композиции —

беспрерывный переход из поколения в поколение могучего опыта предков,

благодаря которому и живет род. Все события, происходящие в жизни героев

повести описываются с ориентировкой на прошлое. Время для народов

ханты циклично (действие начинается с сумерек, затем мальчик просыпается

на следующий день и снова встречает заход солнца) и связано с

пространством.

Рассказ начинается с определенного места — дома, в центре которого

очаг. Очаг — это вполне определенный бытовой предмет, но в культуре

ханты — это символ, центр дома, который являет собой модель мира,

вселенной. Огонь в домашнем очаге всегда представлялся защитником

жилища и людей от злых духов. Огонь давал не только тепло, но и выполнял

очистительные функции. Ряд очистительных действий проводили над огнём

с упавшими случайно на пол детскими или вещами мужа. После выхода с

кладбища проносили над огнём все предметы быта, которые после

приготовления пищи нужно было вернуть домой.

-Назовите запреты-табу, связанные с огнём.

(Нельзя было бросать мусор в огонь, нельзя плевать в огонь, запрещалось

играть, баловаться с огнём или ругать его. Особенно нельзя было трогать без

необходимости огонь железными предметами – это означало оскорбить его

или причинить ему боль).

В повести Айпина есть описание, как мама Романа по утрам «будила»

огонь. Ночью огонь должен спать, его укрывали золой. Она осторожно

палкой под золой искала тлеющую головёшку, аккуратно раздувала огонь и

подносила бересту. Такое бережное трепетное отношение к огню. Есть

описание, как раньше огнём лечили недуги. «В доме, где ночевал живой

огонь, никто не посмеет обидеть меня. Хотя отца дома нет, но есть Огонь-

Матерь, защищающая нас от всех неведомых тёмных сил».

Все главы повести объединены идеей цикличности жизни, в которой весны

закономерно переходят в лета, чтобы затем сменятся осенями и зимами. С

другой стороны, все главы составляют один большой текст о повседневной,

но не менее удивительной жизни семьи таежного охотника.

3.Следующая наша остановка – третья – на взгляд в отношении ханты к

божественно-мифологическим легендам, преданиям, передаваемых из уст в

уста, из поколения в поколения. В какое время их рассказывали?

(В долгие зимние вечера, днём запрещалось, иначе – облысеешь, таковы

правила).

Религия ханты основывается на вере в силу добра и зла, в героев

мифов, легенд, которые передавались из уст в уста. Множество правил было

установлено по отношению к исполнению легенд, мифов. Для хранителей

фольклора они имели особое значение, они будили мысль, очищали от

скверны.

Исполняли их чаще мужчины, могли и женщины, достигшие

определённого

возраста.

Перед

исполнением

сакрального

фольклора

помещение окуривалось, на столик выкладывались различные предметы:

сабли, стрелы, ножи, спички, железные предметы. За исполнение сакральных

фольклорных произведений сказитель одаривался предметами из священных

реликвий. В произведениях сакрального характера нельзя переставлять

слова, сокращать текст, а слушателям нельзя спать, разговаривать, ругаться,

шуметь, ходить, иначе что произойдёт? (Боги разгневаются, произойдут

несчастия в их семье, роду). Многие звуки природы ханты отражали в

сказках, песнях, загадках. «Птичий язык» входил в звуковой каталог разных

исполнителей, сказители подчёркивали своё особое «голосовое поведение».

В мировоззрении народа было выработано особое отношение к медведю,

поэтому к исполнению медвежьих песен относились очень серьёзно,

женщинам и молодым мужчинам петь их запрещалось. Хантыйские

ритуальные эпические песни о медведе исполнять должны наиболее

уважаемые

люди

юрт:

старые

шаманы,

музыканты,

прославленные

сказители. В них рассказывается о божественном происхождении медведя и

его спуске на Землю. Ритуальные мифологические легенды, сказания

сакрального характера исполнялись в Священных местах и на Медвежьих

игрищах,

где

собирались

и

слушатели,

и

исполнители.

Они

были

необходимы, как христианам – храмы, так и таёжному жителю, как клад-

хранилище устного творчества с духовностью народа, опыта, накопленного

предшествующими поколениями. На «Медвежьих игрищах» ханты не

демонстрирует способности и таланты в песенно-музыкальном, театральном

и танцевальном жанре, для народа это священные ритуальные традиции,

использовали их для священнодействий при проведении определённых

обрядов, поклонений божествам.

Вот и закончено наше путешествие в пространственно-временном

измерении «Тени ушедших предков». Что вы узнали нового, интересного о

жизни ханты, об их характере, мировоззрении, менталитете?

-Почему наше путешествие имеет такое название?

-Почему Е.Д. Айпин назвал свою повесть «У гаснущего очага»?

Вывод: Вера людей в силу богов и духов определила в необходимость

соблюдения

определённых

норм

поведения,

которые

обеспечивают

сохранность отношений с божествами. В запретах отражается бережное

отношение к природе, в наставлениях – сохранность. Соблюдая эти заповеди,

человек обретает покой и здоровье своей семьи, покой внешнего мира,

здоровье окружающих людей. И на таком мировоззрении строились все

отношения, утверждались законом жизни.

Использованная литература:

1.Айпин Е. Собрание сочинений: в 4 т./ Еремей Айпин – СПб., 2014

2.Писатели Югры (библиографический указатель) – Екатеринбург, 2004

3.Мифология ханты (энциклопедия уральских мифологий) – Томск, 2000

02.09.2022 Воспитатель студенческого общежития

БУ «Белоярский политехнический колледж» Хороля С.М.



В раздел образования