Автор: Хороля Светлана Михайловна
Должность: воспитатель общежития БУ "Белоярский политехнический колледж"
Учебное заведение: БУ "Белоярский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Белоярский ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: этническое самосознание
Раздел: дополнительное образование
Тема: "Тени забытых предков».
Цель: знакомство с обрядами, ритуалами, верованиями, запретами
народа ханты через повесть Е.Айпина, открыть мир таёжных жителей,
утрачивающего Душу, Веру, а так же о скромности быта, тяготах
повседневной жизни; о боли уходящего в прошлое.
Задачи мероприятия:
1.
Вовлечь родителей в работу коллектива общежития через
совместную работу со студентами колледжа, проживающими в общежитии.
2.
Показать культуру народа: сказки, легенды, мифы, передаваемые
из поколения в поколение, описанные в книге Айпина, которые имеют
глубокий философский смысл познания мира, добра и зла, правильного и
неверного. Просветить подростков в том, что знания и представления народа
о мире в единстве с природой, наставления и запреты – для сохранения
природы, для равновесия природы и душевного состояния человека.
Показать характер и душу человека тайги, живущего жизнью размеренной,
согласованной, но время перемен оставляет народ у гаснущего очага.
3.
Воспитать
любовь
к
своему
этносу,
к
своему
началу
–
тысячелетнему, к языку, традициям, обычаям. Привить интерес к истории
своего народа через чтение, изучение традиций, культуры своего этноса.
Расширить кругозор молодого поколения с целью познания неизведанного,
тайного, необъяснимого. Вызывать сочувствие и сопереживание уходящего в
прошлое традиционного образа жизни своего народа, уважения к таёжному
жителю, который живёт так, как их предки, не возвышаясь над природой.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг Еремея Айпина,
фотография писателя, берестяные туески для сбора «Слова и выражения»,
для сбора «Приметы», для сбора «Запреты-табу».
Жанр внеклассного мероприятия: литературный салон.
Вид воспитательного мероприятия: воспитание познавательного интереса.
Методические приемы: беседа, работа с книгой, (нахождение ответов в
книге).
Метод познания: исследовательский.
Участники: родители, студенты, классные руководители, социальный
педагог.
Содержание мероприятия:
1.Вступительное слово ведущего:
Сегодня на нашей с вами встрече мы отправляемся в «Путешествие во
времени и пространстве в «Тени уходящих предков», по страницам повести
Е.Айпина «У гаснущего очага». Цель нашего путешествия познать мир
ханты и его характер, мировосприятие, менталитет, нравственные ценности
народа.
Об авторе: Еремей Данилович Айпин родился 28 июня 1948 года в семье
ханты, профессионального рыбака-охотника в п. Варьёган
Сургутского
района Ханты - Мансийского округа. В 1993 – 1997 годах он – Президент
Всероссийской Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока.
В 1998 году при непосредственном участии Айпина создана
общественная организация северян «Спасение Югры» и первые нормативные
акты и документы «Правовой статус малочисленных народов России».
Участвовал в создании Ассоциации и Фонда выживания, развития экономики
и культуры малочисленных народов Севера.
У Айпина есть удивительные строки:
«У каждого из нас есть три матери:
Первое – это мама,
Вторая – это Родина,
Третья мать – это природа.
Природа – мать дарит нам радость открытий. В нём всё удивительно, в ней
множество загадок, только интересуйся, узнавай, отгадывай. Любовь к
Родине – матери начинается у домашнего очага, с тепла маминых рук, и с тех
хоженых и нехоженых тропинок, протоптанных прадедами, дедами и
отцами».
Первая
остановка нашего путешествия – взгляд на отношение ханты к
природе, вторая остановка – отношение ханты к своему роду, а третья
остановка – взгляд на отношение ханты к мифологии, легендам, преданиям,
былинам.
1. Не случайно первая остановка нашего путешествия начинается с главы
«Весны». Так, например цикл «Весны» характеризуется, как начало жизни,
расцвет и познание чего-то нового. В этой части произведения герой еще
совсем ребенок. Его мать рассказывает неопытному мальчишке о том, что
вся земля на ночь засыпает. Нельзя тревожить громкими криками и
разговорами засыпающую природу. Малыш уясняет золотое правило
поведения человека в отношении к окружающему миру, которого нужно
придерживаться всю жизнь — слышать землю. Отношение человека к
природе, как к прародительнице всего живого проявилось в представлении
народа ханты в том, что, «подобно плоду, связанному пуповиной с матерью,
все, рожденное землей, связано с ней невидимой нитью». Несомненно,
человек, рожденный в природе, живет в тесном контакте с ней.
- Обращение к взрослым людям, к родителям, какие можете назвать запреты-
табу ханты по отношению к природе? Как следует себя вести в природе и
чего следует опасаться, чтобы не разгневать духов Земли, Воды, Неба?
2. Наша вторая остановка: взгляд со стороны – отношение ханты к своему
роду-племени.
Все главные события в жизни ханты: рождение, свадьба, похороны,
приобретение дома — получали смысл лишь в соответствии с жизнью рода.
«Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его
ждали сразу четыре мамы. Первая мама — которая родила, вторая —
принявшая роды, третья — та, что первой подняла ребенка на руки, и
четвертая — крестная мама». Как на ханты языке звучат мамы ребёнка при
рождении? ( Пукан анки, алтум анки, перна анки)
«День обретения» - автор написал с большой любовью к своим сородичам.
Какой описывает автор свою бабушку? (Найти в книге описание бабушки).
Крестный, старец Ефрем представлялся «центром Среднего Мира, центром
Земли и Неба, центром Вселенной».
-Какой описывает автор свою маму? (найти в книге описание мамы)
-Обращение к взрослой аудитории, назовите запреты-табу, связанные
малолетним ребёнком и отношением к нему родителей и домочадцев.
1.Нельзя переступать через вещи ребёнка – заболеет!
2.Нельзя оставлять детские вещи на ночь на улице, перед заходом солнца,
нужно обязательно занести домой, а то ребёнок будет плакать!
3.Если вещи ребёнка упали в воду, то за ребёнком нужно хорошо
присматривать.
4.Маленького ребёнка нельзя передразнивать, а то будет заикаться.
Родившись, главный герой получил имя деда по отцу — Роман. Ханты
никогда не давали имена случайно. Обычно они называли ребенка именем
какого-нибудь родственника, прожившего долгую жизнь и уважаемого за его
добрые дела. В повести герою дали имя деда, чтобы Роман «…вырос таким
же благородным, отважным и сильным», чтобы его «…сердце стало таким же
трепетным и чутким к людской печали и радости». Так, автор, используя
обычаи и традиции своего народа, показывает нам еще один из примеров
духовного взаимодействия человека с родом.
-Обращение к публике, к гостям и родителям студентов. Как на ханты языке
звучит «перерождение», или «воскресание» близкого и уважаемого человека
своего рода? («ляксум»
-В вашем роду перенимается такая традиция, как «ляксум»? Расскажите,
пожалуйста.
Следующий пример отношения человека с родом, когда у ребенка появляется
крестный — столетний старик Ефрем, родной брат его деда.
По поверью ханты, ребенку переходила и судьба выбранного в
крестные человека, его мужество, отвага, мудрость, жизнепонимание,
благородство, доброта. Все самое лучшее должен унаследовать маленький
ребенок, в частности герой данной повести. Время не разъединяет людей.
Всё в мире, в природе циклично, судьба одного переходит в судьбу другого.
Время не разъединяет людей. Оно позволяет каждому ощутить себя частью
целого, началом одного и продолжением другого.
«Эту книгу я начал писать со дня своего рождения. Так мне казалось. Но
сейчас думаю, что, возможно, она зародилась задолго до моего появления на
свет. Ведь ее писали моя Мама и мой Отец, моя Бабушка и мой дед Роман,
мой Крестный отец, старец Ефрем и мой прадед Иван. К ее рождению
причастны многие мои сородичи — близкие и дальние родственники, мои
Братья и Сестры, Реки и Озера, Боры и Урманы, Звери и Птицы, Деревья и
Травы. И, разумеется, Боги и Богини Земли и Неба…». Это еще один момент
в этом произведении, в котором прослеживается цикличность композиции —
беспрерывный переход из поколения в поколение могучего опыта предков,
благодаря которому и живет род. Все события, происходящие в жизни героев
повести описываются с ориентировкой на прошлое. Время для народов
ханты циклично (действие начинается с сумерек, затем мальчик просыпается
на следующий день и снова встречает заход солнца) и связано с
пространством.
Рассказ начинается с определенного места — дома, в центре которого
очаг. Очаг — это вполне определенный бытовой предмет, но в культуре
ханты — это символ, центр дома, который являет собой модель мира,
вселенной. Огонь в домашнем очаге всегда представлялся защитником
жилища и людей от злых духов. Огонь давал не только тепло, но и выполнял
очистительные функции. Ряд очистительных действий проводили над огнём
с упавшими случайно на пол детскими или вещами мужа. После выхода с
кладбища проносили над огнём все предметы быта, которые после
приготовления пищи нужно было вернуть домой.
-Назовите запреты-табу, связанные с огнём.
(Нельзя было бросать мусор в огонь, нельзя плевать в огонь, запрещалось
играть, баловаться с огнём или ругать его. Особенно нельзя было трогать без
необходимости огонь железными предметами – это означало оскорбить его
или причинить ему боль).
В повести Айпина есть описание, как мама Романа по утрам «будила»
огонь. Ночью огонь должен спать, его укрывали золой. Она осторожно
палкой под золой искала тлеющую головёшку, аккуратно раздувала огонь и
подносила бересту. Такое бережное трепетное отношение к огню. Есть
описание, как раньше огнём лечили недуги. «В доме, где ночевал живой
огонь, никто не посмеет обидеть меня. Хотя отца дома нет, но есть Огонь-
Матерь, защищающая нас от всех неведомых тёмных сил».
Все главы повести объединены идеей цикличности жизни, в которой весны
закономерно переходят в лета, чтобы затем сменятся осенями и зимами. С
другой стороны, все главы составляют один большой текст о повседневной,
но не менее удивительной жизни семьи таежного охотника.
3.Следующая наша остановка – третья – на взгляд в отношении ханты к
божественно-мифологическим легендам, преданиям, передаваемых из уст в
уста, из поколения в поколения. В какое время их рассказывали?
(В долгие зимние вечера, днём запрещалось, иначе – облысеешь, таковы
правила).
Религия ханты основывается на вере в силу добра и зла, в героев
мифов, легенд, которые передавались из уст в уста. Множество правил было
установлено по отношению к исполнению легенд, мифов. Для хранителей
фольклора они имели особое значение, они будили мысль, очищали от
скверны.
Исполняли их чаще мужчины, могли и женщины, достигшие
определённого
возраста.
Перед
исполнением
сакрального
фольклора
помещение окуривалось, на столик выкладывались различные предметы:
сабли, стрелы, ножи, спички, железные предметы. За исполнение сакральных
фольклорных произведений сказитель одаривался предметами из священных
реликвий. В произведениях сакрального характера нельзя переставлять
слова, сокращать текст, а слушателям нельзя спать, разговаривать, ругаться,
шуметь, ходить, иначе что произойдёт? (Боги разгневаются, произойдут
несчастия в их семье, роду). Многие звуки природы ханты отражали в
сказках, песнях, загадках. «Птичий язык» входил в звуковой каталог разных
исполнителей, сказители подчёркивали своё особое «голосовое поведение».
В мировоззрении народа было выработано особое отношение к медведю,
поэтому к исполнению медвежьих песен относились очень серьёзно,
женщинам и молодым мужчинам петь их запрещалось. Хантыйские
ритуальные эпические песни о медведе исполнять должны наиболее
уважаемые
люди
юрт:
старые
шаманы,
музыканты,
прославленные
сказители. В них рассказывается о божественном происхождении медведя и
его спуске на Землю. Ритуальные мифологические легенды, сказания
сакрального характера исполнялись в Священных местах и на Медвежьих
игрищах,
где
собирались
и
слушатели,
и
исполнители.
Они
были
необходимы, как христианам – храмы, так и таёжному жителю, как клад-
хранилище устного творчества с духовностью народа, опыта, накопленного
предшествующими поколениями. На «Медвежьих игрищах» ханты не
демонстрирует способности и таланты в песенно-музыкальном, театральном
и танцевальном жанре, для народа это священные ритуальные традиции,
использовали их для священнодействий при проведении определённых
обрядов, поклонений божествам.
Вот и закончено наше путешествие в пространственно-временном
измерении «Тени ушедших предков». Что вы узнали нового, интересного о
жизни ханты, об их характере, мировоззрении, менталитете?
-Почему наше путешествие имеет такое название?
-Почему Е.Д. Айпин назвал свою повесть «У гаснущего очага»?
Вывод: Вера людей в силу богов и духов определила в необходимость
соблюдения
определённых
норм
поведения,
которые
обеспечивают
сохранность отношений с божествами. В запретах отражается бережное
отношение к природе, в наставлениях – сохранность. Соблюдая эти заповеди,
человек обретает покой и здоровье своей семьи, покой внешнего мира,
здоровье окружающих людей. И на таком мировоззрении строились все
отношения, утверждались законом жизни.
Использованная литература:
1.Айпин Е. Собрание сочинений: в 4 т./ Еремей Айпин – СПб., 2014
2.Писатели Югры (библиографический указатель) – Екатеринбург, 2004
3.Мифология ханты (энциклопедия уральских мифологий) – Томск, 2000
02.09.2022 Воспитатель студенческого общежития
БУ «Белоярский политехнический колледж» Хороля С.М.