Напоминание

"Кубанские напевы"


Автор: Кошеварова Кристина Игоревна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад №192"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: методическая разработка. Сценарий музыкального развлечения
Тема: "Кубанские напевы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект игровой образовательной ситуации с детьми

подготовительной группы «Кубанские напевы»

Автор: музыкальный руководитель МАДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад №192» Кошеварова Кристина Игоревна

Цель: формировать у детей уважение к культуре кубанского казачества,

гордость за наследие предков.

Задачи:

-познакомить детей с творчеством краснодарских фольклорных современных

коллективов;

-закрепить полученные знания детей о культуре, быте и обычаях казаков;

-развивать творческий потенциал детей, эстетические чувства;

-совершенствовать двигательную активность;

- познакомить детей с языком кубанских казаков – «балачкой»;

- воспитывать у детей культуру межнационального общения;

- Развивать речь детей, обогащать словарный запас;

Оборудование:

костюм казачки для воспитателя и элементы казачьих

костюмов для детей (пояс, папаха, юбка, платок, ленты), муляж капусты,

проектор, мольберт, ватман, краски, кисти, вода.

Ход:

Дети и педагог находятся в кубанском уголке.

Педагог в костюме казачки читает стихотворение:

На Кубани славно проводили время!

Танцы, пляски и гулянья,

Слышен гул издалека!

Вместе с вами окунёмся

Мы в казачий дивный мир..

Прогуляемся? Смелее,

Начинаем, погляди.

На экране появляется видео вокально-хореографической постановки «Ряба

перепёлочка»

в

исполнении

коллектива

«Ивушка»,

Краснодарской

Филармонии им. Григория Фёдоровича Пономаренко. (Слайд 1)

Педагог: Вы поняли, о чем эта песня? (ответы детей). Она была веселая или

грустная? Были в этой песне непонятные слова? Какие? (Ряба, пашеницу,

куколек) Как думаете, почему не все слова песни были нам понятны? Как вы

думаете, что они значат? Вы слышали когда-нибудь еще людей, которые

говорят на непонятном языке? (ответы детей). Что делать, когда не

понимаешь, язык, на котором говорит собеседник? (Ответы детей: попросить

перевести,

включить

приложение

переводчик,

посмотреть

в

словаре,

спросить у взрослых)

Педагог: Ребята, эту песню исполняет коллектив «Ивушка», Краснодарской

Филармонии им. Григория Фёдоровича Пономаренко. Язык, на котором они

поют называется «Балачка». «Балачка» – это язык – дочка русского и

украинского языка. Предлагаю поиграть в игру, (слайд 2): на экране разные

картинки, я буду называть их на балачке, а вы угадывайте, что это:

- буряк

- мати

–дивчинка

– хлопчик

- братцы

-хата

Педагог: А вы заметили, что артисты не только пели, но еще и лихо

танцевали! Почти все песни в Краснодарской Филармонии исполняются с

танцевальной (хореографической) постановкой. Предлагаю всем превратится

в казаков и потанцевать. (Дети по желанию одевают элементы казачьих

костюмов и импровизированно танцуют под народную музыку, педагог

показывает движения казачьей пляски, поощряет творчество детей)

Педагог: Так, казачки, казачата,

Поиграете со мной?

Я вам фразу зачитаю,

А от вас правильного ответа ожидаю.

1.

Состязаются два брата,

У кого красивей (хата).

2.

Поднимают ноги пыль,

То пошла плясать (кадриль).

3.

Голове не будет страха,

Если есть на ней (папаха).

4.

Кони взрослые готовы

Поменять свои (подковы).

5.

Чьи жирнее петухи,

Да у двори (лопухи).

6.

Чтобы очень не трясло,

Надо к лошади (седло).

7.

Нет вкусней родно водицы,

Пей водицу из (Криницы).

(После того, как загадку отгадали, на экране слайды с картинками (ответы)

Педагог: А что такое Криница, как вы думаете? Правильно - родник,

источник.

Представляете, ребята, в Краснодаре есть творческий коллектив с таким же

названием, «Криница».

Артисты в нём также поют и пляшут, лихие кубанские песни и фольклорные,

на современный лад. (слайд 3)

Педагог: Предлагаю вам сыграть в весёлую игру «Кубанская капуста», под

залихвацкую музыку ансамбля «Криницы»- «Подплясочка» (берет в руки

капусту, которая находится за заборчиком у подворья хаты). Дети замыкают

круг, казачка становится вместе с ними.

Игра «Кубанская капуста»

Звучит песня «Подплясочка» Криница. Как только музыка останавливается, у

кого капуста в руках остается, тот пляшет в кругу.

Педагог: Здорово вы поплясали, предлагаю вам разучить и исполнить

отрывок из песни Г.Ф. Пономаренко «Ряба-перепелочка», чтобы было легче

запоминать слова, предлагаю вместе нарисовать схему. (Дети и педагог

обсуждают каждую строчку и вместе решают, что зарисовать на доске. После

этого под «плюс» исполняют отрывок:

Ряба, ряба перепёлочка, да она рябая, да чисто рябая

Э ле ле лёли чисто рябая, да полетела она да вочисто поле

Э ле ле лёли да вочисто поле, да вочисто поле, да пашеницу клевать

Э ле ле лёли пашеницу клевать, да пашеницу клевать, да куколёк выбирать

Педагог: Что вы чувствовали, когда пели эту песню? Какое у вас было

настроение? (ответы детей) Нарисуйте красками свое настроение от нашей

встречи на ватмане. (Дети переключаются на продуктивную деятельность,

рисуют абстрактную коллективную картину настроения.)



В раздел образования