Напоминание

"Гласные в корне слова"


Автор: Гиоева Эльвира Харитоновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОМШ №44 им.В.Кудзоева
Населённый пункт: г.Владикавказ Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Гласные в корне слова"
Раздел: среднее образование





Назад




ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Урок русского языка

6 класс

Учитель Гиоева Эльвира Харитоновна

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Поставьте ударение:

аэропорты,

баловать, балованный, включим,

жалюзи, звонит, избалованный,

каталог, красивее, намерение,

насорит, обеспечение, облегчить,

принудить, согнутый, средствами,

столяр, черпать, шарфы, торты,

банты.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

АэропОрты, баловАть,

балОванный, включИм, , жалюзИ,

звонИт, избалОванный, каталОг,

красИвее, намЕрение, насорИт,

обеспЕчение, облегчИть,

принУдить, сОгнутый, срЕдствами,

столЯр, чЕрпать, шАрфы, тОрты,

бАнты.

ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

ПРОВЕРЯЕМЫЕ

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ

ПРОВЕРЯЕМЫЕ

ГЛАСНЫЕ

В КОРНЕ

СЛОВА

Задание. Подберите проверочные слова :

Оч…ровательный

Уд..вительный

Ук…рачивать

Оп…здание

Препод…ватель

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

абонемент, адекватный,

винегрет, абитуриент,

беллетристика, рецидив,

репутация, коллизия, элегия.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание гласной зависит от ударения:

Гар-/гор-

Твар-/твор-

Клан-/клон

Зар-/зор-

Гореть- загар, тварь- творчество,

Поклон -кланяемся- поклонимся, заря-

зори

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание гласной зависит от

последующего суффикса:

Лаг-/лож-

Кас-/кос-

Им-

Ин-

Полагать- расположиться, касаться-

прикоснуться, занимать, принимать

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание гласной зависит от согласных,

стоящих на конце корня:

Раст-/ращ-/рос

Скак-/скоч-

Растение- выращивать- вырос,

скакать-выскочить

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание гласной зависит от

лексического значения слова:

мак-/мок-

равн-/ровн-

Макать –промокнуть

Уравнение- подровнять

НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ И

АРГУМЕНТИРУЙТЕ СВОЙ ОТВЕТ

гористый, горе, горный,

горевать, нагорье,

загорать, горемыка, горец,

горесть, предгорье.

ЗАДАНИЕ. ЗАПИШИТЕ СЛОВА В ТРИ СТОЛБИКА.

ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ВЫ РАСПРЕДЕЛИТЕ ИХ?

Д…фицитный товар, международный фест…валь,

вым..кнуть под д..ждем, мой к…мпьютер, сильно

встр..хнуть, решить ур..вне ние, второй в…риант,

медицинская пр…цедура, ок..заться рядом,

особая прив…легия, отл..жить все д..ла, Базаров

н…гилист, соб..рательный образ, легко уг..варить,

широкая р..внина, пром..кательная бумага,

тр..диции, знаменитый п..вец, сл..гка заг..реть,

загл..нуть к друзьям, ст..новить ся взрослым,б…

ллетристика, начинающие пл..вцы, серьезные

оп..сения, выр..сли в саду, распл..вить металл,

л..коничный ответ.

ПОЛМИНУТКИ ДЛЯ ШУТКИ.

Восстановите пословицы, части

которых соединены неправильно:

1. ремесло не коромысло- хорош и

крыжовник

2. хорош садовник - плечо не

оттянет.

Словарная работа: коромысло

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

А. ОПРЕДЕЛИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ

ПРОПУЩЕНА БЕЗУДАРНАЯ ПРОВЕРЯЕМАЯ

ГЛАСНАЯ КОРНЯ. ВЫПИШИТЕ ЭТО СЛОВО,

ВСТАВИВ ПРОПУЩЕННУЮ

прик..снуться

зар…стает

пл…вец

обог…щение

Ответ:_________________________

Б.ОПРЕДЕЛИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ

ПРОПУЩЕНА БЕЗУДАРНАЯ НЕПРОВЕРЯЕМАЯ

ГЛАСНАЯ КОРНЯ. ВЫПИШИТЕ ЭТО СЛОВО,

ВСТАВИВ ПРОПУЩЕННУЮ

п…лисадник

заб…раться

пок…сить (траву)

изм…рение

Ответ____________________________

В.ОПРЕДЕЛИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ

ПРОПУЩЕНА БЕЗУДАРНАЯ ЧЕРЕДУЮЩАЯСЯ

ГЛАСНАЯ КОРНЯ. ВЫПИШИТЕ ЭТО СЛОВО,

ВСТАВИВ ПРОПУЩЕННУЮ

рез..денция

забл..стал

скр..пучий

уд…вительный

Ответ:_____________________

Г.ОПРЕДЕЛИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ

ПРОПУЩЕНА БЕЗУДАРНАЯ ПРОВЕРЯЕМАЯ

ГЛАСНАЯ КОРНЯ. ВЫПИШИТЕ ЭТО СЛОВО,

ВСТАВИВ ПРОПУЩЕННУЮ

конс…рвировать

заг..релый

з..ря

к..саться

Ответ_______________________________

Д. ОПРЕДЕЛИТЕ СЛОВО, В КОТОРОМ

ПРОПУЩЕНА БЕЗУДАРНАЯ ЧЕРЕДУЮЩАЯСЯ

ГЛАСНАЯ КОРНЯ. ВЫПИШИТЕ ЭТО СЛОВО,

ВСТАВИВ ПРОПУЩЕННУЮ

обор…няться

просл…влять

нач…нать

кр...стьянин

приг…рок

Ответ: ______________________________

ЦЕЛЬ: РАЗВИВАТЬ

ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ.

ЗАДАНИЕ:НАЙДИТЕ СЛОВА С

ОШИБКАМИ И ВЫПИШИТЕ ИХ В

ИСПРАВЛЕННОМ ВИДЕ.

ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ОРФОГРАММЫ

В КАЖДОМ ВЫПИСАННОМ СЛОВЕ.

Задание 5. Работа с текстом.

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Как- то летом я возвращался с озера в

деревню. Дарога шла лесом, всё вокруг зарасло

похучими травами. Заслушавшись пением птиц,

я заметил на паляне синие цветы. Заросли их

были похожи на маленькие озёра с густой синей

водой. Я насоберал этих цветов. Они были

похожи на колакольчики, но у колакольчиков

чашечка всегда скланяется к земле, а у этих

чашечки стояли, вытенувшись вверх, словно

они раскрылись навстречу зоре.

РЕФЛЕКСИЯ.

Заполните карточки:

Я сегодня узнал….

Мне было интересно (что?)…

Мне надо повторить….

СПАСИБО ВСЕМ!

Вы сегодня молодцы !

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА

ВНИМАНИЕ!



В раздел образования