Напоминание

"Подготовка к сочинению-рассуждению 9.3 ОГЭ"


Автор: Сахнова Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ЧОУ СОШ "Перспектива"
Населённый пункт: г.Армавир
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Подготовка к сочинению-рассуждению 9.3 ОГЭ"
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочий лист: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения –

рассуждения. 9.3». Жизненные ценности.

Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы к понятию

Жизненные ценности.

Синонимы: значимость,

полезность, драгоценность,

_

Антонимы: второстепенность,

никчѐмность,

А с чем у вас ассоциируется понятие жизненные ценности? Запишите эти слова:

фундамент жизни,

А теперь, используя в любом порядке слова из этих трех рядов, составьте предложения,

начав его так: «Жизненные ценности –это…

.

Беседа:

Как вы думаете, почему человек должен ясно представлять себе, что для него в жизни по-

настоящему

ценно, а что

нет?

Ребята,

а

на

какие

категории

можно

разделить

жизненные

ценности?

А

что,

по-вашему,

важно

и

ценно

для

человека

сегодня?

-

А

какие

из

ценностей,

на

ваш

взгляд,

важнее?

А

как быть, если

в

семье

у

людей

разные приоритеты

в

жизни?

Опираясь на заданные вопросы, сформулируйте тезис и комментарий к сочинению:

Работа

с

текстом

Обратимся к тексту Е.И.Носова. (Выразительное чтение текста

заранее

подготовленным учащимся).

(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом

его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был твёрд, и она

озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

(3)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её

кнопками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна. (4)Первое зёрнышко

оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать — в моей комнате.

(5)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. (6)Наконец она схватила

первое зерно и унесла его на ветку. (7)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.

(8)Всё обошлось благополучно. (9)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко

номер два...(10)Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (11)А

она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром

приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.

— (12)Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (13)Одно-единственное?

(14)И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с зерном на дерево.

— (15)Ну, пожалуйста, ещё одно. (16)Ладно?

(17)Наконец осталось последнее зерно. (18)Оно лежало на самом кончике линейки.

(19)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!

(20)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и

оказалась в моей комнате. (21)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый

мир. (22)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое

овевало озябшие лапки.

— (23)Ты здесь живёшь?

— (24)Да.

— (25)А почему здесь нет снега?

(26)Вместо ответа я повернул выключатель. (27)Под потолком ярко вспыхнула

электрическая лампочка.

— (28)Где ты взял кусочек солнца? (29)А это что?

— (30)Это? (31)Книги.

— (32)Что такое книги?

— (33)Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты

прыгаешь, и многому другому. (34)И ещё научили насыпать тебе пшеничных зёрнышек.

— (35)Это очень хорошо. (36)А ты совсем не страшный. (37)Кто ты?

— (38)Я Человек.

— (39)Что такое Человек?

(40)Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

— (41)Видишь нитку? (42)Она привязана к форточке.

(43)Синичка испуганно оглянулась.

— (44)Не бойся. (45)Я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас — Человек.

— (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?

— (48)Да, конечно! (49)Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. (50)Ты будешь

навещать меня, а я буду работать. (51)Это помогает Человеку хорошо работать.

(52)Согласна?

— (53)Согласна. (54)А что такое работать?

— (55)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56)Без неё нельзя. (57)Все

люди должны что-нибудь делать. (58)Этим они помогают друг другу.

— (59)А чем ты помогаешь людям?

— (60)Я хочу написать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил

бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен.

(62)Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. (63)Обхватив лапками семечко, она

неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.

(По Е.И. Носову*)

Распределите

вопросы

между

собой,

дайте

на

них

ответы,

приведите

их

в

систему,

сделав

вывод.

Кто главный герой текста Е. И. Носова? Что мы узнали о нем? Откуда он черпает знания о

мире, о добре и зле? Какие добрые дела он совершает? Что он считает главным делом своей

жизни? Почему слово «Человек» у него написано с большой буквы?

На основании этих наблюдений сделайте выводы: каковы жизненные ценности героя? (Не

забудьте указать номера предложений, подтверждающих правильность ваших

мыслей).

Слово

учителя

: Следующий этап — аргументы из жизни.

Вспомните прочитанные произведения. У всех героев, с которыми вы познакомились на уроках

литературы, есть свои жизненные принципы. У одних эти принципы положительные, достойные

уважения, а у других – отрицательные. Это пример того, как не надо поступать.

Кто из героев литературы может служить для нас примером?

А кто достоин порицания? Почему?

Заключительным элементом сочинения является вывод. Давайте подытожим? Закончите предложения

(на выбор)…

Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что жизненные ценности - это…

Подводя итог, можно сказать, что…

Рабочий лист: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения – рассуждения. 9.3»

Нравственный выбор

Продолжите ряд…

Нравственный выбор -

это выбор между…

добром

правдой

хорошим

любовью

доверием

злом

ложью

плохим

ненавистью недоверием

Проявление качеств характера при нравственном

выборе

Плюс: правильное решение

Минус: неправильное решение

Гуманно

сть Честь

Совесть

Товарищест

во

Эгоизм

Высокомер

ие

Бесчести

е

Замкнутос

ть

Что такое нравственный выбор? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

В

данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах человек может

совершать нравственный выбор.

Нравственный выбор- это выбор в ситуации, когда

Работа

с

текстом

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неѐ был друг

— театральный художник. (3)Алиса

могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть

в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она — помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? — спросила она парня.

– (7)Шофѐр, — ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

– (9)Жду.

– (10)Кого?

– (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый»

вопрос:

– (14)Ты еѐ любишь?

– (15)Нет, — улыбнулся парень. — (16)Я однажды спас еѐ. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на

гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже

захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лѐд,

который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а

я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

– (25)Прыгнул, — подтвердил парень.

– (26)Не испугался?

– (27)Не успел испугаться.

– (28)И не заболел?

– (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый

художник. (31)Парень первым увидел еѐ и сказал:

– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я

Назаров. (35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла

вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещѐ пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, — вспомнила Сергеева. — (39)Сейчас я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, — сказал Назаров, — но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в

Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, — поспешно сказала Сергеева. — (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая

квартира.

– (45)Что же делать? — спросил парень.

– (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдѐм», — сказала она. — (49)«Куда?» — удивился парень.

— (50)«К нам», — сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности.

(53)А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, — сказал художник, когда Алиса и шофѐр вышли вместе со двора. — (55)Ведь он вам

жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на

мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.

(По Ю. Яковлеву) *

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Анализ

содержания

прочитанного

текста

- Какое впечатление произвѐл на вас данный текс?

Ответ ученика:

- Какова тема этого текста?

Ответ ученика:

- Какова его основная мысль?

Ответ ученика:

- Отметьте ключевые слова, помогающие автору раскрыть тему.

Ответ ученика:

Включение

в

систему

знаний.

Слово

учителя

: Следующий этап — аргументы из текста.

Кто из героев оказывается в ситуации нравственного выбора?

Ответ

ученика:

Перед каким выбором оказывается каждый из

героев?

Какой выбор делает каждый из

героев?

Как сделанный выбор характеризует каждого из

героев?

Обратите

внимание

на

речевые

клише.

2. Аргумент

1

Обратимся к тексту (ФИО автора в род. п.), в котором говорится о

... В своѐм тексте автор поднимает очень важную для нас

проблему...

В предложении № ... автор говорит о том, что...

Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту.

Слово

учителя

: Следующий этап — аргументы из жизни

Практически во всех серьезных произведениях русской и мировой литературы герои то и дело оказываются в

ситуации нравственного выбора. Приведем несколько примеров таких произведений.

Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека»

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Рассказ Л.Н.Толстого «После бала» и др.

Обратите

внимание

на

речевые

клише.

3.

Аргумент 2

Свое мнение я могу

подтвердить примером из

произведения…

…(автора)

В жизни мы часто наблюдаем...

Однажды я был свидетелем события, которое…

Своѐ мнение я могу подтвердить примером

из жизненного опыта.

Выступления

учащихся:

Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише.

4.

Заключен

ие

(вывод)

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что...

Таким образом, можно заключить, что...

В заключение я хочу сказать, что...

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Итак, в заключение скажем, какую роль в жизни человека имеют драгоценные книги?

Ответ

ученика

:

Рабочий лист. «Подготовка к сочинению –рассуждению

«Что такое память сердца?»

Память сердца – это крылатое выражение, следовательно используется оно в переносном значении. И

будет лучше, если мы его разберем на составляющие и лексически проанализируем отдельно каждое

составляющее словосочетания. В ходе нашего анализа будем составлять «мыслительную карту»

(развитие критического мышления), подбирая антонимы, синонимы и ассоциации, которые лягут в

основу нашего определения.

Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы к заданным понятиям

Синонимы к слову «память»:

Синонимы к слову «сердце»:

Воспоминание, отголосок, сознание,

подсознание, мозг,

Душа, дух, грудь, центр, двигатель,

Антонимы к слову «память»:

Антонимы к слову «сердце»:

беспамятство,

разум,

- Обратимся к словарю:

ПАМЯТЬ — жен. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить,

помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же. что заключенье, догадка и

воображенье, относительно будущего. Ясновидение будущего… … Толковый словарь Даля

Память — и; ж. 1) а) Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние

впечатления. Хорошая па/мять на числа. Зрительная па/мять. Па/мять на людей. Па/мять на лица.

Потерять память … Словарь многих выражений

Работа с понятием

Итак, мы собрали лексический материал. Дайте определение понятию «память сердца», опираясь на все

выше изложенное. Данное вами определение – это обобщение всей составленной нами «мыслительной

карты».

Варианты:

Память сердца – это воспоминания о теплых,

_____________________________________

.

Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность,

актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия. В формулировке задания

есть вопрос «Что называется памятью сердца?». Значит, комментарий наш – это ответ на вопрос.

.

Работа с текстом (прил.4)

Слово учителя: Обратимся к тексту Ю.М. Нагибина (Выразительное чтение текста учащимся).

Беседа.

О чѐм текст, какова его

тема?

Учитель: Теперь наша с вами задача заключается в том, чтобы подобрать аргументы- предложения,

подтверждающие нашу мысль.

Во-первых, память сердца - наполняет нашу жизнь смыслом, делая еѐ объемной. Найдите в тексте

предложения, которые

подтверждают эту мысль?

Во-вторых, память сердца оживляет прошлое и дает ощущение протяженности жизни.

Найдите в

тексте предложения, которые подтверждают эту мысль?

В-третьих, через личные воспоминания, связанная с историей страны, человек ощущает свою

причастность к течению жизни, что наполняет его существование смыслом. Найдите в тексте

предложения, которые подтверждают эту мысль?

Слово учителя: Следующий этап — аргументы из текста.

Обратимся к тексту Ю.М.Нагибина и сформулируем аргумент. Обратите внимание на речевые клише

2. Аргумент

1

Обратимся к тексту (ФИО автора в род. п.), в котором говорится о ...

В своѐм тексте автор поднимает очень важную для нас проблему...

В предложении № ... автор говорит о том, что...

Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту.

.

Слово учителя: Следующий этап — аргументы из жизни.

Второй аргумент приведем из литературы, окружающей жизни, истории. Назовите произведения

литературы, которые можно использовать в качестве второго примера-аргумента

Ответ ученика: А.Солженицын «Матренин двор», И.А.Бунин «Темные аллеи»

.

Обратимся к жизненному опыту и сформулируем аргумент. Обратите внимание на речевые клише.

3.

Аргумент

2

Свое мнение я могу подтвердить примером

из произведения…

…(автора)

В жизни мы часто наблюдаем... Однажды я

был свидетелем события, которое…

Своѐ мнение я могу подтвердить примером

из жизненного опыта.

.

Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише.

4.

Заключен

ие

(вывод)

Исходя из сказанного, можно сделать вывод,

что...

Таким образом, можно заключить, что... В

заключение я хочу сказать, что...

Подводя итог моим рассуждениям, могу

сказать…

Итак,

Рабочий лист. «Подготовка к сочинению –рассуждению

«Что такое память сердца?»

Память сердца – это крылатое выражение, следовательно используется оно в переносном значении. И

будет лучше, если мы его разберем на составляющие и лексически проанализируем отдельно каждое

составляющее словосочетания. В ходе нашего анализа будем составлять «мыслительную карту»

(развитие критического мышления), подбирая антонимы, синонимы и ассоциации, которые лягут в

основу нашего определения.

Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы к заданным понятиям

Синонимы к слову «память»:

Синонимы к слову «сердце»:

Воспоминание, отголосок, сознание,

подсознание, мозг,

Душа, дух, грудь, центр, двигатель,

Антонимы к слову «память»:

Антонимы к слову «сердце»:

беспамятство,

разум,

- Обратимся к словарю:

ПАМЯТЬ — жен. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить,

помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же. что заключенье, догадка и

воображенье, относительно будущего. Ясновидение будущего… … Толковый словарь Даля

Память — и; ж. 1) а) Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние

впечатления. Хорошая па/мять на числа. Зрительная па/мять. Па/мять на людей. Па/мять на лица.

Потерять память … Словарь многих выражений

Работа с понятием

Итак, мы собрали лексический материал. Дайте определение понятию «память сердца», опираясь на все

выше изложенное. Данное вами определение – это обобщение всей составленной нами «мыслительной

карты».

Варианты:

Память сердца – это воспоминания о теплых,

_____________________________________

.

Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность,

актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия. В формулировке задания

есть вопрос «Что называется памятью сердца?». Значит, комментарий наш – это ответ на вопрос.

Работа с текстом

Слово учителя: Обратимся к тексту Ю.М. Нагибина (Выразительное чтение текста учащимся).

(1)Я Валя Зайцева с Васильевского острова. (2)Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за

себя, когда надо... (3)У меня есть подружка, её зовут Таня Савичева… (4)Тане Савичевой было

столько же лет, сколько мне теперь. (5)Она могла бы давно уже вырасти, стать учительницей, но

навсегда осталась девчонкой... (6)В Румянцевский сад она ходила с другой подружкой, которую

звали так же, как зовут меня. (7)Но я все про Таню знаю. (8)Мне рассказывали. (9)Таня была певуньей.

(10)И всегда играла в учительницу… (11)Она осталась там, моя подружка… Таня Савичева. (12)Её

везли из осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не смогла

подарить Тане жизнь… (13)Девочка умерла от голода... (14)Я решила отыскать Дорогу жизни.

(15)Поехала на Ржевку, где начинается эта дорога, прошла два с половиной километра и увидела: там

строили памятник детям, погибшим в блокаду, уже заложили основание – бетонную плиту. (16)Я тоже

захотела строить. (17)– Я тоже хочу строить для своей подруги Тани Савичевой, и у нас все общее:

и улица, и школа… (18)У нас даже почерк одинаковый! (19)После этих слов строители неожиданно

повеселели: (20)– Ты будешь строить! (21)Ты будешь для памятника писать Таниным почерком… на

бетоне. (22)Я никогда не писала на бетоне. (23)Я писала на стенках, на асфальте, но меня привезли на

бетонный завод и дали Танин дневник, записную алфавитную книжку… (24)Я взяла в руки Танин

дневник, открыла страничку и прочитала: (25)«Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.». (26)Мне

стало холодно, так захотелось отдать им книжку и уйти. (27)Но я василеостровская, и, если у подруги

умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать. (28)… От бетона веяло холодом, писать

было трудно, и я выводила буквы медленно. (29)«Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.»... (30)Пока

я писала про Женю, умерла бабушка... от голода; её жизнь прервалась длинной лютой зимой 1942 года.

(31)Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. (32)Я пробовала голодать с утра до

вечера. (33)Вытерпела. (34)Голод – это когда изо дня в день голодают голова, и руки, и сердце – все,

что у тебя есть, голодает. (35)Сперва голодает, потом умирает. (36)«Лека умер 17 марта в 5 часов утра

1942 г.»… (37)У Леки был свой угол, отгороженный шкафами, и он, тихий и близорукий, там чертил,

всегда ходил в очках и все скрипел у себя своим рейсфедером. (38)Мне рассказывали… (39)Я очень

устала писать слово «умер». (40)Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой

становилось все хуже. (41)Она давно перестала петь, уже не играла в учительницу.

(42)Но не

сдавалась – жила. (43)Мне рассказывали... (44)Пришла весна, наступили тёплые деньки, зазеленели

деревья, расцвели первые цветы. (45)Таня высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой-прелёгкой,

почти превратилась в тень, у нее дрожали руки, и от солнца болели глаза. (46)Фашисты убили

половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. (47)Но с ней была мама, и Таня

держалась. (48)Я долго не решалась открыть страничку на букву «М». (49)На этой страничке Таниной

рукой было написано: (50)«Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 года». (51)Таня не написала слово

«умерла»: у нее не хватило сил на это слово… (52)Я писала изо всех сил, трудно писала. (53)Бетон

стал густым, почти застыл, он уже не наползал на буквы… (54)Открыла страничку на букву «С», там

было два слова: (55)«Савичевы умерли». (56)Открыла страничку на букву «У», прочитала:

(57)«Умерли все». (58)Последняя страничка дневника Тани Савичевой была на букву «О»:

(59)«Осталась одна Таня». (60)И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна в пустой

квартире на Второй линии. (61)Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу, но бетон затвердел, и

палочка сломалась… (62)Кто-то положил мне руку на плечо и сказал: (63)– Пойдём, Валя Зайцева, ты

сделала всё, что нужно… (64)Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была

разведчиком у партизан. (65)Она просто жила в родном городе в очень трудное время. (66)Но,

может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила славная девочка Таня Савичева

и жили еще много других девчонок и мальчишек, так и оставшихся навсегда в своем времени. (67)И с

ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней. (68)А дружат ведь только с живыми! (По

Ю. Нагибину*)

Беседа. О чѐм текст, какова его тема?

Учитель: Теперь наша с вами задача заключается в том, чтобы подобрать аргументы- предложения,

подтверждающие нашу мысль.

Во-первых, память сердца - наполняет нашу жизнь смыслом, делая еѐ объемной. Найдите в тексте

предложения, которые

подтверждают эту мысль?

Во-вторых, память сердца оживляет прошлое и дает ощущение протяженности жизни.

Найдите в

тексте предложения, которые подтверждают эту мысль?

В-третьих, через личные воспоминания, связанная с историей страны, человек ощущает свою

причастность к течению жизни, что наполняет его существование смыслом. Найдите в тексте

предложения, которые подтверждают эту мысль?

Слово учителя: Следующий этап — аргументы из текста.

Обратимся к тексту Ю.М.Нагибина и сформулируем аргумент. Обратите внимание на речевые клише

2. Аргумент

1

Обратимся к тексту (ФИО автора в род. п.), в котором говорится о ...

В своѐм тексте автор поднимает очень важную для нас проблему...

В предложении № ... автор говорит о том, что...

Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту.

.

Слово учителя: Следующий этап — аргументы из жизни.

Второй аргумент приведем из литературы, окружающей жизни, истории. Назовите произведения

литературы, которые можно использовать в качестве второго примера-аргумента

Ответ ученика: А.Солженицын «Матренин двор», И.А.Бунин «Темные аллеи»

.

Обратимся к жизненному опыту и сформулируем аргумент. Обратите внимание на речевые

клише.

3.

Аргумент

2

Свое мнение я могу подтвердить примером

из произведения…

…(автора)

В жизни мы часто наблюдаем... Однажды я

был свидетелем события, которое…

Своѐ мнение я могу подтвердить примером

из жизненного опыта.

Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые

клише.

4.

Заключен

ие

(вывод)

Исходя из сказанного, можно сделать вывод,

что...

Таким образом, можно заключить, что... В

заключение я хочу сказать, что...

Подводя итог моим рассуждениям, могу

сказать…

Итак,

.



В раздел образования