Напоминание

Формирование читательской самостоятельности младших школьников по ФГОС


Автор: Лукьянова Татьяна Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №33"
Населённый пункт: город Осинники, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование читательской самостоятельности младших школьников по ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ФГОС

Аннотация. В данной работе будут рассмотрены основные теоретико-

методологические аспекты, способствующие формированию читательской

самостоятельности детей на уроках по ФГОС. Статья отражает актуальность

данного исследования и отражает сущность и характеристику читательской

самостоятельности младших школьников. Автором обозначены методы и

средства, а также психолого-педагогические условия, необходимые для

реализации

максимально

эффективного

результата

в

формировании

читательской самостоятельности.

Ключевые

слова:

читательская

самостоятельность,

внеурочная

деятельность, ФГОС, младшие школьники.

Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт

(далее – ФГОС) отмечает, что формирование основ умения учиться и

организовывать свою учебную деятельность, т.е. уметь принимать и

сохранять цели, следовать им, планировать и осуществлять взаимодействие с

педагогом и другими учащимися у младших школьников, осуществляет

именно учитель [1,

c.1]. Чтение, как элемент духовно-нравственного

воспитания школьников, является средством, способствующим личностному

развитию ребёнка, позволяющим ему адаптироваться в социальной среде и

решать задачи воспитательного характера. Следуя из этого, одной из главных

задач педагога является формирование у младших школьников основ

образовательной компетенции, предполагающих умение читать, понимать

текст и владеть техникой чтения. При этом, отсутствие у учеников данных

основ и, главное, мотивов к читательской самостоятельности, снижает

уровень эффективности образовательного процесса [5, c. 236].

Цель исследования – определение алгоритма, позволяющего наиболее

эффективно сформировать способность к самостоятельному чтению у

младших школьников на уроках по ФГОС.

Материалы и методы исследования. В соответствии с поставленной

целью,

были

изучены

литературные

источники

в

области

научно-

исследовательской практики психологов и педагогов. Анализируя научную

литературу, было выявлено, что изучение читательской самостоятельности

детей младшего школьного возраста началось с работ профессора Н.Н.

Светловской. В её трудах самостоятельное чтение – это «личностное

свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно

обращаться в мир книг за недостающим ему опытом» [3,

c. 293]. К.Д.

Ушинский считает, что «читательская самостоятельность – это способность

понять образцовое произведение и почувствовать его» [4, c. 258]. С позиции

Н.В. Аничкиной, способность к чтению проявляется в области мышления,

т.е. умение анализировать и синтезировать материал, высказывать свою

точку зрения, обосновывать и аргументировать личные выводы [2, c. 138].

Научные

труды

авторов

позволяют

нам

говорить

о

читательской

самостоятельности, как об интегрированном качестве личности, способным

определять и осознавать, как, что и зачем читать.

Результаты исследования. Формирование самостоятельного чтения у

детей проходит несколько этапов. Первый этап – это побуждение интереса и

мотивации у детей обращаться к книгам, а также выработка у младших

школьников читательского кругозора.

Целью данного этапа является

формирование в понимании детей связи между содержанием книги и её

внешними признаками. Рекомендуется начинать со знакомства с обложкой

книги, переходя к перелистыванию страниц и рассматриванию иллюстраций,

закрепляя выделением авторов и названий. Учитель должен показать

младшим школьникам как необходимо работать с книгой, а также

рекомендовать детям посмотреть книгу дома совместно с родителями [5, c.

236]. Целью второго этапа является обучение детей читать. Достижение

данной цели предполагает решение следующих задач: научить школьников

ориентироваться среди книг, устанавливать связь между книгой и целью

чтения, тренировать навык установки её предполагаемого содержания.

Данный этап должен начинаться с рассмотрения учениками книги, чтением

отрывка

или

произведения

учителем,

беседой

со

школьниками

о

прочитанном тексте. В дальнейшем, ученики должны самостоятельно

знакомиться с книгой, проводя проверочные беседы с педагогом о полноте и

качестве прочитанного материала. Третий этап – это самостоятельное чтение

детьми. На этом этапе у детей возникает интерес к чтению литературных

произведений. Педагогу необходимо закреплять и поддерживать этот

интерес, мотивируя детей к самостоятельному прочтению материала,

благодаря чему, у младших школьников формируется читательский кругозор.

Поддержание

интереса

у

детей

возможно

за

счёт

применения

«литературных» кроссвордов, загадок и викторин [3, c. 293].

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период

младшего школьного возраста интерес к чтению формирует именно учитель.

Одной из главных целей ФГОС является формирование понимания у детей

прочитанных литературных произведений. Для достижения необходимого

результата в формировании читательской самостоятельности необходимо

создать идеальную образовательную модель «родитель-ребёнок-учитель».

Именно

коммуникации

с

родителями

способны

запустить

процесс

читательской самостоятельности младших школьников.

Список литературы:

1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от

31.12.2015)

«Об

утверждении

и

введении

в

действие

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) //

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти,

№ 12, 22.03.2010.

2. Аничкина, Н. В. Основные вопросы теории и методики обучения

литературе / Н. В. Аничкина. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. -

138 с.

3. Светловская Н.Н. Методика обучения творческому чтению: учеб.

пособие для вузов / Н. Н. Светловская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:

Издательство Юрайт, 2018. - 293 с.

4. Ушинский, К.Д. Педагогика. Избранные работы / К.Д. Ушинский. –

Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 258 с.

5. Ядровская Е. Р. Методика преподавания литературы: уроки в

основной школе: учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. - 2-е изд.,

испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 236 с.



В раздел образования