Автор: Лукьянова Татьяна Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №33"
Населённый пункт: город Осинники, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование читательской самостоятельности младших школьников по ФГОС
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ФГОС
Аннотация. В данной работе будут рассмотрены основные теоретико-
методологические аспекты, способствующие формированию читательской
самостоятельности детей на уроках по ФГОС. Статья отражает актуальность
данного исследования и отражает сущность и характеристику читательской
самостоятельности младших школьников. Автором обозначены методы и
средства, а также психолого-педагогические условия, необходимые для
реализации
максимально
эффективного
результата
в
формировании
читательской самостоятельности.
Ключевые
слова:
читательская
самостоятельность,
внеурочная
деятельность, ФГОС, младшие школьники.
Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт
(далее – ФГОС) отмечает, что формирование основ умения учиться и
организовывать свою учебную деятельность, т.е. уметь принимать и
сохранять цели, следовать им, планировать и осуществлять взаимодействие с
педагогом и другими учащимися у младших школьников, осуществляет
именно учитель [1,
c.1]. Чтение, как элемент духовно-нравственного
воспитания школьников, является средством, способствующим личностному
развитию ребёнка, позволяющим ему адаптироваться в социальной среде и
решать задачи воспитательного характера. Следуя из этого, одной из главных
задач педагога является формирование у младших школьников основ
образовательной компетенции, предполагающих умение читать, понимать
текст и владеть техникой чтения. При этом, отсутствие у учеников данных
основ и, главное, мотивов к читательской самостоятельности, снижает
уровень эффективности образовательного процесса [5, c. 236].
Цель исследования – определение алгоритма, позволяющего наиболее
эффективно сформировать способность к самостоятельному чтению у
младших школьников на уроках по ФГОС.
Материалы и методы исследования. В соответствии с поставленной
целью,
были
изучены
литературные
источники
в
области
научно-
исследовательской практики психологов и педагогов. Анализируя научную
литературу, было выявлено, что изучение читательской самостоятельности
детей младшего школьного возраста началось с работ профессора Н.Н.
Светловской. В её трудах самостоятельное чтение – это «личностное
свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно
обращаться в мир книг за недостающим ему опытом» [3,
c. 293]. К.Д.
Ушинский считает, что «читательская самостоятельность – это способность
понять образцовое произведение и почувствовать его» [4, c. 258]. С позиции
Н.В. Аничкиной, способность к чтению проявляется в области мышления,
т.е. умение анализировать и синтезировать материал, высказывать свою
точку зрения, обосновывать и аргументировать личные выводы [2, c. 138].
Научные
труды
авторов
позволяют
нам
говорить
о
читательской
самостоятельности, как об интегрированном качестве личности, способным
определять и осознавать, как, что и зачем читать.
Результаты исследования. Формирование самостоятельного чтения у
детей проходит несколько этапов. Первый этап – это побуждение интереса и
мотивации у детей обращаться к книгам, а также выработка у младших
школьников читательского кругозора.
Целью данного этапа является
формирование в понимании детей связи между содержанием книги и её
внешними признаками. Рекомендуется начинать со знакомства с обложкой
книги, переходя к перелистыванию страниц и рассматриванию иллюстраций,
закрепляя выделением авторов и названий. Учитель должен показать
младшим школьникам как необходимо работать с книгой, а также
рекомендовать детям посмотреть книгу дома совместно с родителями [5, c.
236]. Целью второго этапа является обучение детей читать. Достижение
данной цели предполагает решение следующих задач: научить школьников
ориентироваться среди книг, устанавливать связь между книгой и целью
чтения, тренировать навык установки её предполагаемого содержания.
Данный этап должен начинаться с рассмотрения учениками книги, чтением
отрывка
или
произведения
учителем,
беседой
со
школьниками
о
прочитанном тексте. В дальнейшем, ученики должны самостоятельно
знакомиться с книгой, проводя проверочные беседы с педагогом о полноте и
качестве прочитанного материала. Третий этап – это самостоятельное чтение
детьми. На этом этапе у детей возникает интерес к чтению литературных
произведений. Педагогу необходимо закреплять и поддерживать этот
интерес, мотивируя детей к самостоятельному прочтению материала,
благодаря чему, у младших школьников формируется читательский кругозор.
Поддержание
интереса
у
детей
возможно
за
счёт
применения
«литературных» кроссвордов, загадок и викторин [3, c. 293].
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что в период
младшего школьного возраста интерес к чтению формирует именно учитель.
Одной из главных целей ФГОС является формирование понимания у детей
прочитанных литературных произведений. Для достижения необходимого
результата в формировании читательской самостоятельности необходимо
создать идеальную образовательную модель «родитель-ребёнок-учитель».
Именно
коммуникации
с
родителями
способны
запустить
процесс
читательской самостоятельности младших школьников.
Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от
31.12.2015)
«Об
утверждении
и
введении
в
действие
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) //
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти,
№ 12, 22.03.2010.
2. Аничкина, Н. В. Основные вопросы теории и методики обучения
литературе / Н. В. Аничкина. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. -
138 с.
3. Светловская Н.Н. Методика обучения творческому чтению: учеб.
пособие для вузов / Н. Н. Светловская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:
Издательство Юрайт, 2018. - 293 с.
4. Ушинский, К.Д. Педагогика. Избранные работы / К.Д. Ушинский. –
Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 258 с.
5. Ядровская Е. Р. Методика преподавания литературы: уроки в
основной школе: учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. - 2-е изд.,
испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 236 с.