Автор: Хижова Светлана Юрьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей при УлГТУ № 45"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие инженерного мышления на уроках физической культуры"
Раздел: среднее образование
Современный рынок труда, как в России, так и во всем мире
испытывает дефицит в инженерных кадрах. Они требуются как на
рынке высоких технологий огромных предприятий, так и в
обычном производстве малого среднего предпринимательства.
Однако выбор профессии инженера не является одномоментным
решением, которое можно принять по уговорам друга или
родителей. К такому решению необходимо подходить задолго до
выпускного класса, вести тщательную подготовку и в урочной и во
внеурочной деятельности. Подготовить современного инженера
только в рамках вузовского образования невозможно. Необходима
долгая подготовительная работа, которая должна начинаться уже с
уровня дошкольного образования.
Главным
звеном
подготовки
детей
к
выбору
инженерной
профессии
является,
безусловно,
общеобразовательная
организация. Здесь у детей развиваются способности, формируются
основы
личности
и
навыки,
необходимые
для
будущей
профессиональной жизни. Для этого школа должна создать
необходимые условия, должна быть современная инфраструктура,
позволяющая обучать актуальным умениям и навыкам. Это
особенно важно для развития инженерного образования, которое на
сегодня
считается
самым
финансово
затратным
и
быстроменяющимся.
Наш
лицей
является
активным
участником
инновационной
деятельности. С 2017 года – является областной экспериментальной
площадкой
в
рамках
программы
реализации
развития
инновационных процессов по теме «Психолого-педагогические
условия
формирования
основ
инженерного
мышления
обучающихся в лицее». С сентября 2020 года лицей входит в
Консорциум по развитию школьного инженерно-технологического
образования в РФ.
Инженерное мышление — не просто знание специфических
дисциплин; это особая картина мира, способ мышления. Это
умение видеть мир как систему, проектировать её элементы и
управлять ими.
Учителя физической культуры активно принимают участие в
реализации
программы.
В
рамках
внеурочной
деятельности
обучающиеся
массово
занимаются
шахматами.
Увлечение
серьезным видом умственной деятельности, которое поддерживают
родители, позволило нашим шахматистам стать победителями
городских соревнований, а лицей стал Победителем регионального
конкурса
на
лучшую
организацию
преподавания
шахмат
в
общеобразовательных
организациях
Ульяновской
области
по
итогам 2018 – 2019 учебного года.
На уроках физической культуры и в рамках предметной недели
учителя проводят игры на развитие инженерного мышления.
В спортивном зале расставляются станции с заданиями, ребята,
получив и прочитав его, должны командой решить, как его быстрее
и правильнее сделать. От правильности выполнения зависит
получит команда подсказку или нет (подсказка является частью
детали, которую они должны спроектировать в финале). После
прохождения станций, команды из полученных подсказок сначала
должны собрать саму фигуру, а затем изобразить ее с участием всей
команды. Старшие классы дополнительно проектируют фигуру в
3Д на компьютере.
1.
Гусеница
Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом.
Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую
руку между ними стоящему позади, при этом левой рукой берет
правую руку стоящего впереди.
Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя
при этом рук.
Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение
выполняется всей группой с начала.
2.
Узелки
Исходные условия: Участники образуют круг и берутся за руки.
Теперь попросите их расцепить и перехватить ребят за руки
напротив так, чтобы руки одного человека были сцеплены с руками
разных людей. Как только это сделано, объявите задачу: не
расцепляя рук, распутать узел и образовать снова круг. Это
упражнение дает возможность участвовать всем в выработке
стратегии.
3.
Канатоходцы
Исходные условия: Участники встают на скамейку в одну шеренгу,
начиная с последнего участника все должны перейти в начало
шеренги. Способ переправы: участник двигается приставными
шагами за спиной участников.
Ограничения: если произошло
касание пола, то переправа начинается заново.
4.
Переправа
Исходные условия: веревка натянута между двумя стойками на
высоте 1,5 метра. Команда находится на одной из сторон. Задача:
переправится всей команде на другую сторону, не касаясь веревки.
Ограничения:
если
игрок
коснулся
веревки,
то
переправа
начинается заново. Дается три попытки, если не справились, то
команда не получает подсказку.
Во время игры обучающиеся учатся:
• анализировать задачи и находить возможные решения;
• рассматривать неудачи как путь получения нового опыта;
• понимать, как из частей складывается единая функционирующая
система;
• развивают навыки совместной работы и общения.
Обучающиеся с большим удовольствием принимают участие в
мероприятиях и предлагают свои наработки для следующих игр.