Напоминание

"Развитие инженерного мышления на уроках физической культуры"


Автор: Хижова Светлана Юрьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей при УлГТУ № 45"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие инженерного мышления на уроках физической культуры"
Раздел: среднее образование





Назад




Современный рынок труда, как в России, так и во всем мире

испытывает дефицит в инженерных кадрах. Они требуются как на

рынке высоких технологий огромных предприятий, так и в

обычном производстве малого среднего предпринимательства.

Однако выбор профессии инженера не является одномоментным

решением, которое можно принять по уговорам друга или

родителей. К такому решению необходимо подходить задолго до

выпускного класса, вести тщательную подготовку и в урочной и во

внеурочной деятельности. Подготовить современного инженера

только в рамках вузовского образования невозможно. Необходима

долгая подготовительная работа, которая должна начинаться уже с

уровня дошкольного образования.

Главным

звеном

подготовки

детей

к

выбору

инженерной

профессии

является,

безусловно,

общеобразовательная

организация. Здесь у детей развиваются способности, формируются

основы

личности

и

навыки,

необходимые

для

будущей

профессиональной жизни. Для этого школа должна создать

необходимые условия, должна быть современная инфраструктура,

позволяющая обучать актуальным умениям и навыкам. Это

особенно важно для развития инженерного образования, которое на

сегодня

считается

самым

финансово

затратным

и

быстроменяющимся.

Наш

лицей

является

активным

участником

инновационной

деятельности. С 2017 года – является областной экспериментальной

площадкой

в

рамках

программы

реализации

развития

инновационных процессов по теме «Психолого-педагогические

условия

формирования

основ

инженерного

мышления

обучающихся в лицее». С сентября 2020 года лицей входит в

Консорциум по развитию школьного инженерно-технологического

образования в РФ.

Инженерное мышление — не просто знание специфических

дисциплин; это особая картина мира, способ мышления. Это

умение видеть мир как систему, проектировать её элементы и

управлять ими.

Учителя физической культуры активно принимают участие в

реализации

программы.

В

рамках

внеурочной

деятельности

обучающиеся

массово

занимаются

шахматами.

Увлечение

серьезным видом умственной деятельности, которое поддерживают

родители, позволило нашим шахматистам стать победителями

городских соревнований, а лицей стал Победителем регионального

конкурса

на

лучшую

организацию

преподавания

шахмат

в

общеобразовательных

организациях

Ульяновской

области

по

итогам 2018 – 2019 учебного года.

На уроках физической культуры и в рамках предметной недели

учителя проводят игры на развитие инженерного мышления.

В спортивном зале расставляются станции с заданиями, ребята,

получив и прочитав его, должны командой решить, как его быстрее

и правильнее сделать. От правильности выполнения зависит

получит команда подсказку или нет (подсказка является частью

детали, которую они должны спроектировать в финале). После

прохождения станций, команды из полученных подсказок сначала

должны собрать саму фигуру, а затем изобразить ее с участием всей

команды. Старшие классы дополнительно проектируют фигуру в

3Д на компьютере.

1.

Гусеница

Исходные условия: участники встают в колонну друг за другом.

Каждый участник ставит ноги на ширине плеч и подает правую

руку между ними стоящему позади, при этом левой рукой берет

правую руку стоящего впереди.

Задание: всей группе сесть на пол, а затем подняться, не расцепляя

при этом рук.

Ограничения: при расцеплении рук любых участников упражнение

выполняется всей группой с начала.

2.

Узелки

Исходные условия: Участники образуют круг и берутся за руки.

Теперь попросите их расцепить и перехватить ребят за руки

напротив так, чтобы руки одного человека были сцеплены с руками

разных людей. Как только это сделано, объявите задачу: не

расцепляя рук, распутать узел и образовать снова круг. Это

упражнение дает возможность участвовать всем в выработке

стратегии.

3.

Канатоходцы

Исходные условия: Участники встают на скамейку в одну шеренгу,

начиная с последнего участника все должны перейти в начало

шеренги. Способ переправы: участник двигается приставными

шагами за спиной участников.

Ограничения: если произошло

касание пола, то переправа начинается заново.

4.

Переправа

Исходные условия: веревка натянута между двумя стойками на

высоте 1,5 метра. Команда находится на одной из сторон. Задача:

переправится всей команде на другую сторону, не касаясь веревки.

Ограничения:

если

игрок

коснулся

веревки,

то

переправа

начинается заново. Дается три попытки, если не справились, то

команда не получает подсказку.

Во время игры обучающиеся учатся:

• анализировать задачи и находить возможные решения;

• рассматривать неудачи как путь получения нового опыта;

• понимать, как из частей складывается единая функционирующая

система;

• развивают навыки совместной работы и общения.

Обучающиеся с большим удовольствием принимают участие в

мероприятиях и предлагают свои наработки для следующих игр.



В раздел образования