Автор: Косырева Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Нововоронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие читательского интереса школьников в 5 классе
Раздел: среднее образование
Развитие читательского интереса школьников в 5 классе
Последние десятилетия в России ознаменовались тем, что книга и чтение, к
огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни
людей. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных
группах детей, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях и лишен
доступа к книжной культуре. Кризис детского чтения проявляется не только в малой
начитанности школьников, но и в уменьшении количества читающих детей. Таким
образом, утверждения о «кризисе детского чтения» имеют под собой реальную
основу.
В
настоящее
время
важной
научно-педагогической
проблемой
является
формирование читательских интересов и воспитание культуры чтения подрастающего
поколения. Актуальность данной проблемы связана с повышение роли качества речи,
служащей необходимым средством общения и являющейся важным условием
социализации человека в обществе.
Рассматриваемая проблема, как одна из основных целей обучения литературного
чтения,
обозначена
и
в
Федеральном
образовательном
стандарте.
В
ФГОС
подчеркивается необходимость формирования у учащихся школы понимания важной
роли чтения для личного развития; умение самостоятельно выбирать интересующую
литературу по различной тематике; пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации.
Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность необходимо с
младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период закладываются
основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности
учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности
можно педагогически умело формировать и развивать культуру чтения школьников.
Читательские интересы во многом определяют интеллектуальное и духовное развитие
человека.
Чтение является основным средством обучения, а также инструментом познания
окружающего мира. Формирование читательского интереса в условиях интенсивного
развития новых информационных технологий – проблема, решение которой придется
искать в XXI веке ученым и практикам многих отраслей и в первую очередь
педагогам, методистам, библиотекарям.
Наличие у школьников познавательных, читательских, эстетических и других
интересов
способствует
гарантированное
управление
учебно-воспитательным
процессом. С помощью интереса происходит всестороннее становление личности,
когда может проявляться в различной деятельности.
Одной из главных причин по поводу того, почему население стало мало читать,
редко посещать библиотеки – это развитие информационных технологий, Интернета,
видеоигр, реальное общение постепенно сводится к минимальному, ребёнку легче
общаться виртуально и слушать аудиокниги, нежели заниматься чтением. На первое
место вышло телевидение и соцсети, а литература для большинства стала только
уроком в школе. И всё же литература не сможет заменить ни один из перечисленных
фактов, общение с писателем, ощущение духа времени, переживание вместе с
персонажами – всё это, несомненно, приносит положительные плоды: развитие
умственных способностей, творческих, личностных качеств, эстетического вкуса.
Многие учёные считают, что просмотр фильмов влияет на умственное развитие,
снижение интеллекта, ограниченности в понимании происходящих событий, видение
режиссёра и сценариста для них становится приоритетом, хотя зачастую с сюжетом
книги
наблюдаются
глобальные
несоответствия.
Именно
книга
влияет
на
формирование образного ряда восприятия, учит детей отличать добро от зла, тому, как
поступать в той или иной ситуации, что такое хорошо и что такое плохо – на эти и
другие вопросы сможет ответить книга. Нельзя с уверенностью сказать, что средства
массовой информации приносят только вред, но и пренебрегать литературой тоже
нельзя. Книга – источник знаний. Исследования психологов подтверждают, что особая
сила и конкретность воздействия образов с экрана понижает самостоятельность,
индивидуальность усвоения полученных знаний, и только книга оставляет человеку
большой простор для бесконечного воображения, открывает широкие возможности
для восприятия.
Если любовь к знаниям воспитывать у детей с самого раннего возраста, если
стараться развивать кругозор, приобщать к чтению, к познаниям, к добыче
информации из различных источников, впоследствии будет развиваться интерес как к
процессу обучения, так и к определённым предметам в целом. В результате можно
будет сделать вывод, какие способности нужно развивать и к какому предмету
выражен явный интерес. Из выше сказанного следует, что в связи с формированием
интереса
постепенно
развивается
личность
ребёнка,
его
стремление
познать
окружающий мир, стать его частью, и этот процесс неразрывно связан с чтением.
Человеческая деятельность настолько разнообразна, насколько разнообразен интерес
личности к происходящему, а также формы проявления заинтересованности.
Формируется у каждого в соответствии с его физическими и умственными
способностями
Опрос родителей показал, что в домашней библиотеке большинства семей более
100 книг для детей среднего школьного возраста. Самые популярные авторы: А.С.
Пушкин, Н.Н. Носов, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский. Детям правится читать о
приключениях, о волшебстве, о сверстниках, о природе. Из-за недостатка времени
большинство родителей не читают вместе с детьми, отсутствуют традиции семейного
чтения.
С целью возрождения традиций семейного чтения в школах рекомендуется
составлять библиографические указатели «Отдыхаем всей семьей», «Прочитаем
вместе», проводить родительские собрания: «Что и как читать с ребенком», «Как
воспитывать настоящего читателя», а также индивидуальные консультации для
родителей по организации досугового чтения в семье. Указанные мероприятия могут
быть организованы библиотекарем, педагогами, психологом, методистом.
Учащимся предлагается выполнять в читательском дневнике иллюстративную
работу к прочитанному произведению. Учитель обязательно слушает рассказ о
прочитанном и выражает свое мнение. Главное – внимательное отношение учителя к
тому, что читают дети. На родительских собраниях проводятся беседы о круге
детского чтения, как выбрать книгу. Обращается внимание на художественный
уровень иллюстраций в книге, чтобы формировался эстетический вкус ребенка. Эта
работа продолжается в семье, родители учат ребенка, как читать книги, как вести
читательский дневник, чтобы чтение действительно расширяло его познания, учило
правильно мыслить и действовать.
Перечисленные мероприятия создают благоприятные условия для развития
читательского интереса учащихся,
поскольку
создают творческую атмосферу,
вызывают высокие положительные эмоции, побуждают учащихся к активным
действиям, прививают любовь школьников к чтению, расширяют их читательский
кругозор.