Напоминание

Развитие читательского интереса школьников в 5 классе


Автор: Косырева Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Нововоронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие читательского интереса школьников в 5 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие читательского интереса школьников в 5 классе

Последние десятилетия в России ознаменовались тем, что книга и чтение, к

огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни

людей. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных

группах детей, особенно у тех, кто живет в неблагоприятных условиях и лишен

доступа к книжной культуре. Кризис детского чтения проявляется не только в малой

начитанности школьников, но и в уменьшении количества читающих детей. Таким

образом, утверждения о «кризисе детского чтения» имеют под собой реальную

основу.

В

настоящее

время

важной

научно-педагогической

проблемой

является

формирование читательских интересов и воспитание культуры чтения подрастающего

поколения. Актуальность данной проблемы связана с повышение роли качества речи,

служащей необходимым средством общения и являющейся важным условием

социализации человека в обществе.

Рассматриваемая проблема, как одна из основных целей обучения литературного

чтения,

обозначена

и

в

Федеральном

образовательном

стандарте.

В

ФГОС

подчеркивается необходимость формирования у учащихся школы понимания важной

роли чтения для личного развития; умение самостоятельно выбирать интересующую

литературу по различной тематике; пользоваться справочными источниками для

понимания и получения дополнительной информации.

Развивать интерес к чтению как устойчивую потребность необходимо с

младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период закладываются

основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности

учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности

можно педагогически умело формировать и развивать культуру чтения школьников.

Читательские интересы во многом определяют интеллектуальное и духовное развитие

человека.

Чтение является основным средством обучения, а также инструментом познания

окружающего мира. Формирование читательского интереса в условиях интенсивного

развития новых информационных технологий – проблема, решение которой придется

искать в XXI веке ученым и практикам многих отраслей и в первую очередь

педагогам, методистам, библиотекарям.

Наличие у школьников познавательных, читательских, эстетических и других

интересов

способствует

гарантированное

управление

учебно-воспитательным

процессом. С помощью интереса происходит всестороннее становление личности,

когда может проявляться в различной деятельности.

Одной из главных причин по поводу того, почему население стало мало читать,

редко посещать библиотеки – это развитие информационных технологий, Интернета,

видеоигр, реальное общение постепенно сводится к минимальному, ребёнку легче

общаться виртуально и слушать аудиокниги, нежели заниматься чтением. На первое

место вышло телевидение и соцсети, а литература для большинства стала только

уроком в школе. И всё же литература не сможет заменить ни один из перечисленных

фактов, общение с писателем, ощущение духа времени, переживание вместе с

персонажами – всё это, несомненно, приносит положительные плоды: развитие

умственных способностей, творческих, личностных качеств, эстетического вкуса.

Многие учёные считают, что просмотр фильмов влияет на умственное развитие,

снижение интеллекта, ограниченности в понимании происходящих событий, видение

режиссёра и сценариста для них становится приоритетом, хотя зачастую с сюжетом

книги

наблюдаются

глобальные

несоответствия.

Именно

книга

влияет

на

формирование образного ряда восприятия, учит детей отличать добро от зла, тому, как

поступать в той или иной ситуации, что такое хорошо и что такое плохо – на эти и

другие вопросы сможет ответить книга. Нельзя с уверенностью сказать, что средства

массовой информации приносят только вред, но и пренебрегать литературой тоже

нельзя. Книга – источник знаний. Исследования психологов подтверждают, что особая

сила и конкретность воздействия образов с экрана понижает самостоятельность,

индивидуальность усвоения полученных знаний, и только книга оставляет человеку

большой простор для бесконечного воображения, открывает широкие возможности

для восприятия.

Если любовь к знаниям воспитывать у детей с самого раннего возраста, если

стараться развивать кругозор, приобщать к чтению, к познаниям, к добыче

информации из различных источников, впоследствии будет развиваться интерес как к

процессу обучения, так и к определённым предметам в целом. В результате можно

будет сделать вывод, какие способности нужно развивать и к какому предмету

выражен явный интерес. Из выше сказанного следует, что в связи с формированием

интереса

постепенно

развивается

личность

ребёнка,

его

стремление

познать

окружающий мир, стать его частью, и этот процесс неразрывно связан с чтением.

Человеческая деятельность настолько разнообразна, насколько разнообразен интерес

личности к происходящему, а также формы проявления заинтересованности.

Формируется у каждого в соответствии с его физическими и умственными

способностями

Опрос родителей показал, что в домашней библиотеке большинства семей более

100 книг для детей среднего школьного возраста. Самые популярные авторы: А.С.

Пушкин, Н.Н. Носов, М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский. Детям правится читать о

приключениях, о волшебстве, о сверстниках, о природе. Из-за недостатка времени

большинство родителей не читают вместе с детьми, отсутствуют традиции семейного

чтения.

С целью возрождения традиций семейного чтения в школах рекомендуется

составлять библиографические указатели «Отдыхаем всей семьей», «Прочитаем

вместе», проводить родительские собрания: «Что и как читать с ребенком», «Как

воспитывать настоящего читателя», а также индивидуальные консультации для

родителей по организации досугового чтения в семье. Указанные мероприятия могут

быть организованы библиотекарем, педагогами, психологом, методистом.

Учащимся предлагается выполнять в читательском дневнике иллюстративную

работу к прочитанному произведению. Учитель обязательно слушает рассказ о

прочитанном и выражает свое мнение. Главное – внимательное отношение учителя к

тому, что читают дети. На родительских собраниях проводятся беседы о круге

детского чтения, как выбрать книгу. Обращается внимание на художественный

уровень иллюстраций в книге, чтобы формировался эстетический вкус ребенка. Эта

работа продолжается в семье, родители учат ребенка, как читать книги, как вести

читательский дневник, чтобы чтение действительно расширяло его познания, учило

правильно мыслить и действовать.

Перечисленные мероприятия создают благоприятные условия для развития

читательского интереса учащихся,

поскольку

создают творческую атмосферу,

вызывают высокие положительные эмоции, побуждают учащихся к активным

действиям, прививают любовь школьников к чтению, расширяют их читательский

кругозор.



В раздел образования