Автор: Миненкова Лариса Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ"Уразовская СОШ№1"
Населённый пункт: Валуйского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время при изучении учебных дисциплин.
Раздел: начальное образование
Организация работы с одаренными детьми
на уроках и во внеурочное время
при изучении учебных дисциплин.
Миненкова Л.А.
МОУ «Уразовская СОШ №1»
Валуйского района Белгородской области
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский
Среди самых интересных явлений природы является детская одарённость,
именно она занимает одно из самых важных и ведущих мест. Интерес к ней
в
настоящее
время
очень
высок,
это
объясняется
общественными
потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной,
творческой и талантливой личности.
У каждого ребенка есть определенные способности и таланты. Дети от
природы любознательны, они полны желания учиться. Все, что нужно для
этого – это умелое руководство со стороны родителей и учителя. Огромная
жажда открытия, стремление к познанию чего-то нового, зарождаются на
школьной скамье. Поэтому очень важно именно в школе выявить тех
детей, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в
жизнь их планы и мечты, вывести ребят на ту дорогу, которая сможет
помочь им
более полно раскрыть свои способности и таланты.
Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в
начальной школе. Основная задача учителя– построить так свой учебно-
воспитательный процесс, чтобы учесть все индивидуальные особенности
школьников, поддержать ребенка и помочь
развить его способности,
подготовить
твёрдую почву для того, чтобы эти способности были
реализованы им в его будущей жизни.
Выявление одаренных детей – процесс достаточно трудный.
Во-первых, потому, что в семье на разных этапах развития такие дети в
большинстве случаев остаются непонятыми.
Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с
повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в
неусидчивости, нарушениях аппетита, сна и т. д. Несвоевременная медико-
психологическая помощь этих проявлений приводит к развитию ряда
психосоматических заболеваний.
В-третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у
большинства их одноклассников средние способности, чувствуют к себе
явную или скрытую недоброжелательность.
Основным подходом в поиске юных талантов и дарований следует
признать комплекс мероприятий, направленных не только на детей, но и на
родителей,
и
педагогов.
Необходимо
применять
и
использовать
разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем систематически
наблюдать за их успехами.
Поэтому педагогу в своей работе необходимо регулярно использовать
дифференциацию и индивидуализацию в обучении.
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно
одаренными:
дети с высоким уровнем творческих способностей;
дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности - эту
категорию чаще всего называют талантливыми и для них создают
специальное образовательное пространство;
дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие
компоненты:
1.
выявление одаренных детей, проведение диагностических измерений;
2.
изучение индивидуальных возможностей и способностей одаренного
ребёнка;
3.
изучение
интересов
ребенка
в
изучаемом
предмете,
разработка
индивидуального направления для каждого одарённого ученика;
4.
развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время;
5.
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
6.
формирование банка данных одарённых детей школы.
Процесс выявления способных детей достаточно сложный. В этой связи
необходимо выделить следующий комплекс мероприятий:
- выявление сведений об успехах ребенка в какой-либо деятельности.
- диагностика детей с помощью различных тестов для выявления творческих
способностей у детей как одного из главных показателей творческой
одаренности,
различных
свойств
памяти,
развитости
воображения,
интеллекта, речевой готовности, математических способностей.
Такие дети имеют ряд особенностей: они любознательны, настойчивы в
поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям,
отличаются хорошей памятью и воображением.
Далее, важно изучить индивидуальные особенности учеников в классе.
Затем работать в трех направлениях:
I - разноуровневый подход к детям.
Использовать разноуровневые задания.
II - обучение самостоятельной работе.
Учить работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой,
проводить исследовательскую работу.
III - обучение исследовательской и проектной работе.
Использование задач с элементами исследования, развивающие задачи.
Систематически предлагать детям различные творческие задания: составить
задачу, выражение, решить кроссворд, написать четверостишье и т. д.
Большую возможность в этом направлении даёт работа над проектом. Выбор
темы проекта должен быть полезен участникам исследования. Тема должна
быть интересной учащимся. Она должна быть доступной, и проблема должна
соответствовать
возрастным
особенностям
детей.
Чтобы
ребенок
почувствовал себя успешным, надо помочь ему найти все пути, ведущие к
достижению данной цели.
Учить детей анализировать полученную информацию, выделить самое
главное,
исключить
все
второстепенное.
Исследовательская
работа
активизирует обучение, придает ему творческий характер и помогает
организовать познавательную деятельность и творческие способности.
В
работе
с
одарёнными
детьми
очень
важная
роль
отводится
индивидуальной работе на любом уроке и во внеурочное время.
Несмотря на накопленный опыт в обучении одаренных детей, многие
важные проблемы остаются нерешенными, а именно, проблемы сохранения
физического и психического здоровья детей в условиях интенсификации
обучения,
психологические
последствия
использования
новых
информационных технологий. Основное правило в работе с одарёнными
детьми - «Не навреди». Поэтому, каждому учителю, работающему с
одаренными детьми, необходимо иметь как общую картину, так и
индивидуальный банк данных на каждого ученика, включая сведения о его
здоровье, который послужит руководством к последующим действиям, для
разработки педагогических технологий.
Педагогический опыт показывает, что вера в возможности воспитанника,
помноженная на мастерство педагогов и, родителей способны творить
невероятные чудеса. А при всех существующих трудностях в системе
общего среднего образования сегодня открываются всё новые и новые
возможности для развития личности обучающегося и одаренной личности в
частности.
Список используемой литературы
1.
Бондаревская
Е.В.
Гуманистическая
парадигма
личностно-
ориентированного образования // Педагогика. - М., 1997. - N 4. - С.11.
2.
Индивидуализация и дифференциация обучения. Инге Унт. Москва:
Педагогика,1990.
3.
Практика
обучения:
Современные
образовательные
технологии.
Д.Г.Левитес. Москва-Воронеж,1998.
4.
Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и
домашнее обучение.- Ярославль: Академия развития, 2004.-352с.
5.
Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе.- Екатеринбург: У-
Фактория, 2004-272с.
6.
Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/
Авт.-сост. Н. И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.-204с.
7.
Яковлева Е.В. Система стратовой дифференциации обучения и
воспитания
младших
школьников
на
основе
личностно-
ориентированного подхода. Монография. - Череповец: ЧГУ, 2004.