Автор: Лаврухина Марина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 25
Населённый пункт: Фряново Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Универсальные учебные действия(из опыта работы)
Раздел: полное образование
Универсальные учебные действия по
ФГОС (из опыта работы)
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет цель
школьного образования как развитие учеников на основе универсальных
учебных действий
Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении —
умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной
познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают
успешно усваивать новые знания и навыки.
Учебные действия я применяю на своих уроках русского языка и
литературы. Они помогают мне организовать учебную деятельность
в комплексе, , освоение этих действий формирует способность к обучению,
вырабатывает познавательную мотивацию, помогает ребенку ставить
перед собой цель и задачи при обучении, выстраивать стратегию их
достижения.
При формировании личностных УУД использую форму групповых
проектных работ. Вместе с детьми выбираем интересную тему проекта,
распределяем роли, определяем задачи. Все достижения учеников
представляем в портфолио. Портфолио стимулирует к дальнейшей работе
и самосовершенствованию, формирует положительные качества личности
и демонстрирует престижность достижения результата. На уроках русского
языка и литературы использую творческие формы работы: написание
сочинений, лингвистических сказок, заочные путешествия, создание
рукописных журналов. В процессе подготовки ученик собирает
дополнительный материал, учится его анализировать и создавать на основе
полученных знаний новый продукт обучения.
Регулятивные действия, используемые на каждом уроке, помогают
формированию у детей организованности и ответственности. Ставя перед
собой определенную цель, определяя пути к ее достижению, дети понимают
необходимость получения знаний и имеют возможность улучшить итог своей
деятельности.
Познавательные учебные действия развивают навыки учебной
деятельности. Этому помогают задания на нахождение соответствий и общих
признаков. Например, ребята с удовольствием самостоятельно составляют
тесты по прочитанным произведениям, а затем на уроках литературы задают
их своим одноклассникам. При этом я использую игровую технологию. Дети
с удовольствием включаются в игру «Вратарь», отбивают «мячи-вопросы».
Ученики успешно осваивают и коммуникативные учебные действия; учатся
находить выход из спорных ситуаций и не создавать открытых конфликтов,
принимать решения и грамотно отстаивать свою точку зрения, правильно
формулировать и ставить вопросы, четко и полно выражать мысли,
контролировать свое поведение и поведение партнеров
в группе, сотрудничать с одноклассниками и педагогом. На уроках я
применяю пятиминутки-дискуссии, круглые столы. В таком формате урока
ребята учатся выражать и отстаивать свою точку зрения, выстраивать
коммуникацию в конфликтной ситуации, контролировать поведение
оппонента, находить необходимые аргументы.
Таким образом, можно сделать вывод: развитие универсальных учебные
действий способствует активному учебному процессу. Ребята не только
пассивно воспринимают поток информации, а умеют находить ее
самостоятельно, ставить задачи и добиваться цели, приобретают навык
постоянного обучения и развития личности, которая не потеряется
в современном информационном обществе.