Напоминание

Температура. Тепловое равновесие


Автор: Давыдова Ирина Николаевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: ГКОУ "ВСШ при ИТУ Самарской области"
Населённый пункт: с. Спиридоновка, Волжский район,Самарская область.
Наименование материала: карта урока
Тема: Температура. Тепловое равновесие
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) школа при исправительно - трудовых учреждениях

Самарской области»

Открытый урок по физике в 10 «А» классе

Тема урока: « Температура. Тепловое равновесие»

1

Подготовила и провела

Учитель физики и математики филиала №3

Давыдова Ирина Николаевна

март 2022г

2

Дата: 28.09.2021г

Предмет: физика

Класс: 10 «А»

Количество учащихся по списку: Количество учащихся присутствующих на уроке:

Тема: « Температура. Тепловое равновесие».

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, раздаточный материал,

презентация: «Тепловое движение. Температура.

Внутренняя энергия», опорный конспект, тест с заданиями, сосуды с горячей, теплой и холодной водой.

Методы обучения:

1. Исследовательский – который даёт возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания;

2. Обучение в сотрудничестве - идея в совместной развивающей деятельности учителя- учеников, учеников друг с

другом;

3. Репродуктивный -

основан на постоянном воспроизведении имеющихся знаний.

4. Частично-поисковый - учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым

развивая свои способности к мышлению.

5. Объяснительно-иллюстративный – учащиеся слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают,

наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают.

Форы работы: индивидуальная, групповая.

НА уроке применялись элементы следующих технологи: технология здоровьесбережения; технология

проблемного обучения.

Деятельностная цель:

Научить учащихся новым способам нахождения знаний, ввести новые понятия (тепловое движение, температура,

внутренняя энергия), повторить ранее изученный материал (диффузия, основы МКТ, механическая энергия).

3

Содержательные цели:

Познакомить

учащихся

с

основными

характеристиками

тепловых

процессов,

научить

разъяснять

причины

существования и изменения внутренней энергии тела;

Расширить знания учащихся за счет включения новых имен (Демокрит, М. Арнольд), терминов (превращение энергии)

и сравнительных описаний (температурная шкала, величина внутренней энергии, всеобщий характер закона сохранения

энергии).

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Объяснить тепловое движение частиц; ввести понятие температура; установить связь температуры тела и скорости

движения его молекул, познакомить учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым

движением как особым видом движения.

Продемонстрировать визуальный ряд приборов, измеряющих температуру и опыта, косвенно демонстрирующего

существование внутренней энергии и становлении теплового равновесия.

Привести примеры тепловых явлений и сравнительных описаний.

Метапредметные

Регулятивные:

Совместно с учащимися поставить новые цели достижения, преобразовать практические задачи в интеллектуально-

познавательную деятельность;

Научить учащихся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе ориентиров, выделенных

учителем; адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

Формировать общеучебные действия путем введения физических понятий; обобщение познавательного материала;

объяснения явлений природы и процессов, которые происходят в окружающем мире; анализа полученной информации,

представленной в разных знаковых системах (текст, схема, аудиовизуальный ряд).

Устанавливать причинно-следственные связи; учить строить логические рассуждения.

Коммуникативные:

4

Задавать вопросы, развивающие внимание и память (через выполнение проблемного задания и работу с понятийным

аппаратом); мышление (через решения качественных и экспериментальных задач); речь и учение формулировать мысли

(через включение в процесс обсуждения).

Личностные:

Способствовать принятию норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

Учащийся получает возможность

для развития

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации путем

формирования представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы, готовности к самообразованию.

Эпиграф (на доске):

Этап урока

(целеполагание,

время)

Формы учебной деятельности /

Содержание этапа урока

Задания для учащихся,

выполнение которых приведёт к

достижению запланированных

результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Этапа

мотивации

Вводные слова учителя:

Демокрит,

Личностные:

5

(самоопределения) к

учебной

деятельности.

Цель:

Создание

условий

для

выявления

настроения

учащихся

и

их

готовности

к

плодотворной

деятельности.

(2 мин)

Вам известно, что мир физики

занимателен и многообразен. Живя

в

среде

научно-технического

прогресса, мы имеем возможность

исследовать

мир

природы

и

сравнивать

свои

наблюдения

с

научными

фактами.

Чем

неожиданнее наши открытия, тем

интереснее

для

нас

наука.

Посмотрим?!

Интеллектуальная

разминка.

На

визуальном

ряде

представлены

примеры

тепловых явлений.

Что объединяет все эти

картинки?

По каким признакам вы

это определили?

тепловые

явления

принять

правила

поведения на

уроке

Актуализация

и

фиксирование

индивидуального

затруднения

в

пробном действии.

Цель:

Активизировать

мыслительные

процессы

для

усвоения

новых

знаний

(5 мин)

Тепловые

явления

происходят

вокруг нас постоянно. Для них

характерно изменение температуры

или агрегатного состояния тел.

Говоря о тепловых явлениях, мы

часто

употребляем

слова:

«холодный»,

«теплый»,

«горячий»….

Тем

самым,

на

бытовом

языке,

указываем

на

различную степень нагретости тел,

подразумевая при этом

разную

температуру.

Какие

тепловые

явления

происходят в природе, на

кухне в вашей квартире?

Здоровьесберегающий

аспект

(проговорить

горячо

опасно…)

Проблемный вопрос.

Можно

ли

по

своим

ощущениям

судить

о

температуре тела?

Эксперимент,

подтверждающий выводы:

Три сосуда с водой – горячей,

Температура

температурн

ая шкала,

Личностные:

способство

вать

ориентации в

мире

(смыслообразо

вание)

Регулятивные:

Постановка

новых целей и

преобразова

ние их в

практические

задачи

(целеполага

6

Вам

хорошо

известно,

что

для

объективности

измерения

температуры существует прибор –

термометр.

Вывод:

Существуют приборы с разными

шкалами

для

измерения

температуры. В настоящее время в

большинстве стран для научных и

практических целей используется

Международная

практическая

температурная

шкала

(шкала

Цельсия).

теплой,

холодной.

Ученик

опускает одну руку в сосуд с

горячей водой, а другую в

сосуд с холодной водой. Через

некоторое время опустить обе

руки в сосуд с теплой. Опиши

свои ощущения

.

Анализ визуального ряда

На

визуальном

ряде

представлена серия приборов

для измерения температуры с

разными шкалами (

0

R,

0

F, .

0

K,

0

C)

В

чем

сходство

и

отличие

данных

приборов?

Здоровьесберегающий аспект

(проговорить - ртуть опасна!)

термометр

ние,

прогнозирова

ние)

Этап

выявления

места

и

причины

затруднений

Цель:

Повторить

пройденный

материал и создать

Вывод:

Диффузия

(взаимное

проникновение

молекул

одного

вещества

в

другое)

происходит

быстрее

при

более

высокой

Вопросы с подвохом:

Какой

должна

быть

температура воды, чтобы

заварить чай?

Понятие

теплового

движения

молекул,

основные

характерист

Познаватель

ные:

самостоятель

но выделять и

формулиро

вать

7

условия

для

осознания

учащимися

причин

затруднений

при

решении

пробного

задания.

(4 мин)

температуре.

Вывод: Молекулы одного вещества –

одинаковые. Разница – в скорости

движения молекул.

Вывод:

Молекулы

движутся

по

сложной траектории. При движении

они

испытывают

многочисленные

столкновения между собой, которые

приводят к изменению направления

их движения.

Продолжите

фразу:

«Скорость

движения молекул тела зависит от

…..

Беспорядочное

движение

огромного

числа молекул

в

теле

называется - …..»

В

чем

отличие

между

молекулами горячей воды

от холодной?

Известно,

что

средняя

скорость движения молекул

газа

при

комнатной

температуре

составляет

сотни метров в секунду –

это

скорость

артиллерийского

снаряда!

Почему

же

запахи

распространяются гораздо

медленнее?

Домысливание

определения

«тепловое движение».

Работа

с

опорным

конспектом

(Бланк опорного конспекта см.

приложение №2)

ики

тепловых

процессов,

тепловое

движение

как особый

вид

движения

познаватель

ную цель

урока

Коммуникатив

-ные:

формулиро

вать

собственное

мнение,

умение

строить

речевые

высказывания.

8

Физкультминутка

(2 минуты)

Физкультминутки препятствуют

нарастанию утомления, снимают

статические нагрузки.

Физкультминутки проводятся в

классе под руководством учителя

или подготовленного ученика. Они

проводятся в то время, когда у

учащихся появляются первые

признаки утомления: снижается

активность, нарушается внимание.

Этап

первичного

закрепления

с

проговариванием во

внешней речи

Цель:

Создать

образовательную

среду

для

включения

учащихся

в

деятельность

по

достижению

целей

урока

(7 мин)

Мэтью

Арнольд

сказал:

«Гениальность

зависит

главным

образом от энергии».

Изучаю механические явления, мы

узнали,

что

кинетическая

и

Повторение

пройденного

материала

за

прошедший

класс.

Ответы на вопросы:

Что такое энергия?

В

каких

единицах

Энергия

(механи-

ческая-

потенциаль-

ная и

кинетичес-

кая),

единица

энергии,

буквенное

обозначение

энергии,

закон

сохранения

и превраще

Коммуника-

тивные:

слушать и

понимать речь

других

Регулятивные:

оценка и учет

характера

допущенных

ошибок при

анализе

вопросов

9

потенциальная

энергия

могут

превращаться друг в друга таким

образом,

что

их

сумма

остается

постоянной

величиной.

В

этом

заключается один из наиболее общих

и фундаментальных законов природы

– закон сохранения и превращения

энергии.

Энергия

не

исчезает

бесследно, она только переходит из

одной формы в другую.

измеряется энергия?

Какие виды механической

вам известны?

Какие

тела

обладают

потенциальной энергией?

Какие

тела

обладают

кинетической энергией?

ния энергии.

Этап

самостоятельной

работы с проверкой

по эталону

Цель:

Создать

ситуацию

успеха

для

каждого

ученика,

способствовать

развитию

естественнонаучной

грамотности.

(10 мин)

В

реальных

опытах

закономерности

превращения

энергии

выглядит

значительно

сложнее.

Прежде, чем ответить на этот

вопрос

проведем

практическую

работу. Задача каждого осознанно

провести анализ вопросов и записать

Проблемный вопрос

Высота,

на

которую

поднято

тело,

с

каждым

разом становится меньше и,

в

конце

концов,

тело

останавливается.

Означает

ли

это,

что

нарушился

основной закон механики, и

энергия исчезла бесследно?

Практическая работа с

элементами

Понятие

внутренняя

энергия,

обозначение

и единица

измерения

внутренней

энергии,

тепловое

движение

молекул,

взаимодейст

вие молекул,

взаимное

расположени

Личностные:

самопознание

через анализ

дополнитель

ной

информации.

Регулятивные:

постановка

новых целей,

преобразова

ние

практических

задач в

познаватель

ную

10

кратко информацию.

Вывод:

При

ударе

ладони

деформировались, мы почувствовали

тепло.

При

нагревании

тела

увеличивается

средняя

скорость

движения

молекул

руки.

Значит,

увеличилась их средняя кинетическая

энергия. Молекулы обладают также и

потенциальной энергией. Ведь они

взаимодействуют друг с другом -

притягиваются и отталкиваются. Это

значит, что механическая энергия

тела перешла в энергию молекул

этого тела.

Тела

обладают

внутренней

энергией.

Внутренняя энергия – это новое

для вас понятие.

экспериментальной

деятельности (работа в парах)

Работа с опорным

конспектом

№1. Предлагаю вам хлопнуть в

ладоши и описать, с помощью

физических понятий, переход

энергии.

Что вы почувствовали

после хлопка?

Что

способствовало

возникновению

ощущения

тепла в руке?

Воспользуйтесь

основными

положениями

МКТ

и

объясните,

что

происходит

с

молекулами

руки до и после хлопка?

е молекул

деятельность;

адекватность

самооценива

ние

правильности

выполнения

действий и

внесения

необходимых

корректив.

Коммуникатив

-ные: умение

задавать

вопросы,

необходимые

для

организации

собственной

деятельности,

формулиро

вать

собственное

мнение.

Познавательны

е: объяснять

явления,

процессы,

11

Приведу для сравнения несколько

примеров:

Суммарная кинетическая энергия

теплового

движения

молекул

в

трехлитровой

банке

воды

при

комнатной

температуре

численно

равно

работе,

которую

нужно

совершить, чтобы поднять легковой

автомобиль на 25-й этаж.

Чтобы

трехлитровый

чайник

полностью выкипел, надо сообщить

воде энергию, которой хватило бы,

чтобы поднять груженый самосвал на

тот же 25-й этаж.

Еще

больше

изменения

внутренней

энергии

могут

происходить

при

химических

реакциях,

когда

одни

вещества

превращаются в другие. Например,

при сгорании 3л бензина выделяется

энергия, которой хватило бы для

Работа с текстом учебника

Найдите

в

учебнике

определение,

что

такое

внутренняя энергия?

Какие ключевые слова

можно

выделить

из

формулировки

внутренней

энергии?

Если внутренняя энергия

представляет собой

сумму

кинетической

и

потенциальной

энергии

молекул, значит это что-то

большое? Насколько велика

внутренняя энергия?

Работа с опорным конспектом,

постарайтесь сформулировать

собственную точку зрения и

связи и

отношения,

выявляемые в

ходе

практической

работы.

12

подъема двух груженых товарных

вагонов на 25-й этаж.…

Внутренняя

энергия

это

физическая

величина.

Обозначается

U.

Единица

измерения - Дж

аргументы

к

ней

по

предложенным вопросам:

Этап включения в

систему

знаний

и

повторения

Цель:

Зафиксировать

полученное знание,

рассмотреть,

как

новое

знание

укладывается

в

систему

ранее

изученного,

при

возможности

довести полученный

навык

до

автоматизированнос

ти использования

Обсуждение ответов, которые ребята

при работе в паре записали в бланк

опорного конспекта.

Внутренняя энергия зависит от

температуры,

от

агрегатного

состояния и от массы тела.

Внутренняя энергия не зависит от

механического

движения

и

от

положения

тела

относительно

других тел.

Работа с опорным

конспектом

Игра верю-не верю

Верите ли вы, что внутренняя

энергия тела зависит от ….

температуры

агрегатного состояния

массы тела

механического движения

положения тела

относительно других

тел.

Зависимость

внутренней

энергии

Регулятивные:

учатся

адекватно

проводить

самооценку

полученных

знаний

13

Промежуточный

этап,

на

котором

формулируются

знания

для

последующего

изучения темы.

(2 мин)

Решение качественных задач:

В сосуде нагрели воду. Можно ли сказать, что внутренняя энергия

воды увеличилась?

Почему пила нагревается, если ей пилить некоторое время?

Как

объяснить,

что

при

откачивании

воздуха

из

баллона

внутренняя энергия оставшейся части воздуха уменьшилась

Первичный

контроль и

коррекция

умений

Личностные:

принять

правила

выполнения

Этап

рефлексии

учебной

деятельности

на

уроке

Цель:

Соотнести

цель

урока

и

результат

учебной

деятельности

(1 мин)

Закончите фразы

1.

Сегодня на уроке я узнал(а)….

2.

Мне было трудно…..

3.

Было интересно узнать, что….

Спасибо за урок.

Регулятивные.:

учатся

адекватно

проводить

самооценку

Коммуникатив

ные: умение

выражать свои

мысли

.

14

Приложение№1

Тестирование (задание формата ОГЭ)

по физике.

1.

Тепловым движением называется…

А

равномерное движение одной молекул

З

равномерное движение большого числа молекул

Э

беспорядочное непрерывное движение молекул, из которых состоит тело

Ю

упорядоченное непрерывное движение молекул, из которых состоит тело

2.

Какое (-ие) из предложенных утверждений является(-ются) верным(-и)

А.

Атомы

состоят

из

молекул.

Б. Молекулы во всех веществах непрерывно и беспорядочно движутся.

М

только А

Н

только Б

П

оба утверждения верны

Т

оба утверждения неверны

3.

Выберите из предложенных пар веществ ту, в которой скорость диффузии при одинаковой

температуре будет наименьшая.

У

раствор медного купороса и вода

Ы

крупинка перманганата калия (марганцовки) и вода

Й

пары эфира и воздух

Е

свинцовая и медная пластины

4.

Какое (-ие) из предложенных утверждений является(-ются) верным(-и)

А.

Диффузию

нельзя

наблюдать

в

твердых

телах.

Б. Скорость диффузии зависит от температуры вещества.

Б

только А

Р

только Б

В

оба утверждения верны

Д

оба утверждения неверны

5.

Какое (-ие) из предложенных утверждений является(-ются) верным(-и)

А. При повышении температуры вещества увеличивается средняя скорость движения

молекул.

Б. При повышении температуры свинцового шара увеличиваются промежутки между

молекулами.

Ж

только А

К

только Б

Г

оба утверждения верны

Л

оба утверждения неверны

6.

Какое (-ие) из предложенных утверждений является(-ются) верным(-и)

А.

Молекулы

состоят

из

атомов.

Б. Молекулы в твёрдом теле движутся упорядоченно.

И

только А

О

только Б

С

оба утверждения верны

Ш

оба утверждения неверны

7.

Промежутки между молекулами существуют …

Ь

только в газах

Х

только в газах и некоторых жидкостях

Ё

только в газах и некоторых твёрдых телах

Я

в газах, жидкостях и твёрдых телах

15

Приложение№2

Опорный конспект по изучению темы «Тепловое движение. Внутренняя энергия».

Скорость движения молекул тела зависит от …………………………..………...

Беспорядочное движение огромного числа молекул в теле называется -

………………………………………………………………………..…..

Е____

+

Е____

=

Е___

После хлопка (удара)

ДЕФОРМАЦИЯ Е__________

+ +

________________ Е___________

=

______________

_______________

[U]=Дж

Выскажи свое соображение о внутренней энергии тел:

1

.

m

1

= m

2

U

1

___U

2

потому, что______________________

__________________________________________________________________

2

.

p

1

= p

2

m

1

< m

2

U

1

___U

2

потому, что______________________

__________________________________________________________________

3

.

m

1

= m

2

лед

(1)

и вода

(2)

U

1

___U

2

потому, что______________________

_________________________________________________________________

Внутренняя энергия зависит от__________

16

Внутренняя энергия НЕ зависит от____________

Приложени№3

Тема: Тепловое движение. Температура.Внутренняя энергия. (8 класс)

1.

Прочитать §1-2

2.

Выполнить одно из 3 заданий (на выбор) письменно в тетради:

Задание 1 Ответить на вопросы (используйте полный (развернутый)

ответ ИЛИ запишите сам вопрос и его краткий ответ):

В одном стакане находится лед при температуре 0

0

С, а в другом - та же

самая масса воды при температуре 0

0

С. Что можно сказать про их

внутреннюю энергию?

Один стакан с водой стоит на столе в комнате, а другой стакан с водой

такой же массы и такой же температуры находится в самолёте, летящем со

скоростью 800 км/ч. Можно ли утверждать, что внутренняя энергия воды и

в комнате, и в самолёте одинаковая?

После того как ложку, имеющую комнатную температуру, опустят в

горячий чай, что произойдет с внутренней энергией ложки и чая?

Почему в качестве источников энергии затруднительно использовать

внутреннюю энергию вод мирового океана и земной атмосферы?

Задание 2

Заполните таблицу

Название

температурно

й шкалы

Кем и когда

предложена?

Условное

обозначение

Особенности шкалы

Цельсия

Фаренгейта

Реомюра

Кельвина

Задание 3 Придумать 6 вопросов по теме §1-2

1 вопрос – простой. Вопрос, ответом на который будет какой-либо факт.

2 вопрос – уточняющий. Такие вопросы обычно начинаются со слов: « Говорят, что….?»,

«Если правильно понимать слова…, то …..?». Такие вопросы обычно задаются, чтобы уточнить

подразумевающую информацию, но не названную, по каким-то причинам.

3 вопрос - интерпретационный (объясняющий).

Обычно начинаются со слова «Почему?».

4 вопрос – творческий. Обычно с частицей «бы». Например: Как изменился бы мир, если

бы …..? Что бы ты сделал, если бы ….?

5 вопрос – оценочный. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий.

Пример (вопросы не по теме д/з): Почему умным быть лучше? Почему знание физики ценится

высоко?

17

6 вопрос – практический. В нем речь должна идти о связи теории и практики. Например: Как

колучить отличную оценку по физике? Как работает пылесос?

18



В раздел образования