Автор: Баздырева Светлана Владимировна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №76"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка.
«Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов,
умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при
решении учебных , учебнопрактических задач и в повседневной жизни». В исследованиях
PIRLS - «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее
форм для целей, определяемых обществом и/ или ценных для индивида…» В
исследованиях PISA - «способность человека понимать и использовать письменные
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Функциональное чтение - это чтение, целью которого является нахождение информации
для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение
следующими навыками: поиск информации; понимание прочитанного; работа с
полученной информацией (интерпретация, оценка); применение информации для
решения своей задачи. Умения формируются с раннего детства. Уровень зависит от
дошкольного развития, школьной программы, учителей, родителей и самого человека.
На своих занятиях по русскому языкуя обязательно провожу такую работу, причем тексты
использую и художественные, и научно-популярные, и публицистические. Часто они
содержат сведения из других наук: физики, химии, астрономии, географии, биологии и
т.д. Работая с такими текстами, мы устанавливаем на своих уроках межпредметные связи.
Для работы лучше подбирать интересные тексты из различных научно-популярных
детских энциклопедий, а не из школьных учебников.
Как я организую работу с текстами?
Я даю детям текст и предлагаю провести с ним комплексную работу. В этот комплекс
могут входить самые разные задания, но среди них обязательны два блока заданий: 1) на
орфографию и пунктуацию; 2) на понимание смысла.
Чтобы проверить, как ребенок понял текст, можно, конечно, использовать обычные
вопросы, но я поступаю по-другому. Я предлагаю ребятам найти в нем определенную
информацию и каким-то образом ее интерпретировать или смоделировать.
Например, можно предложить ученикам найти в тексте нужные сведения и заполнить
таблицу или схему, составить паспорт, справку, инструкцию, чек-лист, написать пост для
соцсети ,статью для Википедии и др.
Можно составить задание так, что ученик, работая с информацией из текста, столкнулся с
трудностью, которая заставит его использовать другие источники (ниже будут приведены
примеры таких заданий).
Предлагаю практический материал, который любой учитель-словесник может
использовать на своих уроках или внеурочных занятиях во втором полугодии 7 класса.
Практическая работа с текстом № 1
1. Прочитайте текст.
2. Придумайте заголовок к тексту.
3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие запятые.
(заголовок) ____________________________________
Люди д…вно мечтали о самодвиж...щейся повозке для которой не нужны лошади. И вот в
1770 году по…вился первый автомобиль. Создал это чудо техники французский
вое(н,нн)ый инж…нер Николя
́
Жозе
́
ф Кюньо
́
. Машина т…щила груз весом до трёх
то(н,нн) со скоростью 4 ки(л,лл)ометра в час. Она была предн…значена для перево…ки
арти(л,лл)ерийских орудий. Двигателем ей служила п…ровая машина без топки. Под к…
тлом разв…дили костёр грея воду. Т…рмоза тогда ещ... (не) изобр…ли. На одном из и…
пытаний машина на полном ходу врезалась в каме(н,нн)ую стену — и уц…лела! Она ок…
залась крепче стены.
( Большая энциклопедия открытий и изобретений Автор: Артемова О.В., Балдина Н.А.,
Вологдина Е.В.М.»Росмэн» Год издания: 2007 )
4. Используя информацию из текста, составьте «Технический паспорт первого
автомобиля».
1.
Год выпуска
2.
Создатель
3.
Грузоподъёмность
4.
Назначение
5.
Двигатель
6.
Топливо
7.
Недостатки
8.
Результаты тест-драйва
«Технический паспорт первого автомобиля»
Год выпуска
Создатель
Грузоподьёмность
Назначение
Двигатель
Топливо
Недостатки
Результаты тест-драйва
«Технический паспорт первого автомобиля»
Год выпуска
1770
Создатель
Французский военный инженер
Жозеф Кюньо
Грузоподьёмность
До 3 тонн
Назначение
Для перевозки артиллерийских
снарядов
Двигатель
Паровая машина без топки
Топливо
Прд котлом разводили костёр
Недостатки
Не было тормозов
Результаты тест-драйва
Оказалась крепче стены
5. Ответьте на "хитрые вопросы".
Как вы думаете, для перевозки каких именно артиллерийских орудий могла
использоваться машина в 1770 году? (При необходимости обратитесь к Интернету, чтобы
выяснить, какие орудия существовали в это время).
Как вы думаете, что использовалось в качестве топлива для костра?
Выясните, сколько тонн в среднем может перевозить современная грузовая машина? Во
сколько раз современный грузовик мощнее первого экземпляра? (При необходимости
обратитесь к Интернету, чтобы выяснить грузоподъемность некоторых современных
грузовиков).
6. Определите части речи выделенных слов.
Практическая работа с текстом № 2
1. Прочитайте текст. Определите тему текста (о чём он?).
2. Озаглавьте текст.
3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните правописание слов.
4. Расставьте запятые и объясните их постановку.
5. Используя информацию из текста, заполните таблицу:
Статья для энциклопедии.
Где обитают бобры?
На тихих зелёных речках
Чем питаются бобры?
Древесными побегами и корой
Из чего строят плотины?
Из ветвей
Для чего нужны плотины?
На случай сильного понижения уровня
воды в реке
Сколько времени требуется для
строительства плотин?
Многие годы
Какой вес может выдержать плотина?
Вес взрослого человека (60-100 кг.)
(заголовок) _______________
Бобры живут на тихих л…сных речках,б…рега которых густо зар…сли листве(н,нн)ыми
д…ревьями.Питаются они др…весными побегами и к…рой,а из в…твей строят свои
жилища-«хатки»-и плотины,которыми перегоражива…т русло реки устраивая иску…
твенные заводи.Размер хаток различен.Так они служат бобрам многие годы и ежегодно
рем…нтируют(ь)ся,достраиваются,то иногда дост…гают огромных размеров.Так,в
Воронежском зап…веднике есть хатка ,высота которой 2,5 метра,а диаметр осн…вания 12
метров.Но обычно они бывают меньших размеров:1-1,5 метра выс…той и 3 метра в
диаметре.
Наиболее уд…вительные сооружения бобров-плотины устраиваемые зв…рьками на
случай сильного пон..жения уровня в…ды в р…ке.Готовая плотина настолько пр…чна,что
человек может свободно перейти по ней с одного берега на другой.
(Детская энциклопедия.Том 4. «Растения и животные».Академия педагогических наук
РСФСР.Издательство «Просвещение».М.1965 г.,с.281)
Примечание:При работе со вторым текстом можно попросить детей самим составить
вопросы по тексту,а можно ответить на готовые вопросы и составить статью для
энциклопедии по теме «Бобры».
Такую работу с текстами ученики очень любят и с удовольствием ее выполняют.