Напоминание

"Музыкальное сопровождение занятий партерной гимнастикой в классе хореографии".


Автор: Максимова Надежда Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г.Калининград
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Музыкальное сопровождение занятий партерной гимнастикой в классе хореографии".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Максимова Надежда Николаевна

концертмейстер МАУ ДО "ДШИ "Гармония" (г.Калининград)

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПАРТЕРНОЙ

ГИМНАСТИКОЙ В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ

Цель методической работы: обобщить свой практический опыт и оказать

помощь концертмейстерам, начинающим работать в хореографии.

Задачи: 1. Дать общее понятие о партерной гимнастике.

2. Обозначить функции концертмейстера на уроках гимнастики.

3. Перечислить принципы музыкального оформления занятий.

4. Охарактеризовать музыку для сопровождения гимнастических

упражнений.

5.

Рассказать

о

моём

подборе

музыкального

сопровождения,

опирающемся на вышеизложенные задачи.

Свою работу я хочу начать с высказывания А. В. Луначарского:

«Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берёт их

на свои крылья». Особую значимость эти слова приобретают в процессе

преподавания дисциплин хореографического направления, где музыка играет

далеко не последнюю роль. А концертмейстер – это тот человек, который

подбирает и озвучивает музыкальное сопровождение занятий хореографией.

Концертмейстеров

хореографии

в

нашем

регионе

не

готовят.

А

ведь

у

хореографического

искусства

свои

специфические

требования.

Поэтому

наша

концертмейстерская

деятельность

всегда

рассматривается

с

практической

точки

зрения.

Основательные

методические

разработки

по

этому вопросу отсутствуют… Исходя из собственного опыта, интуиции, мы

можем поделиться своими знаниями и наработками друг с другом. Надеюсь,

что обобщение и моего практического опыта поможет понять специфику

работы концертмейстера в такой дисциплине, как партерная гимнастика.

Партерная гимнастика – это совокупность физических упражнений,

специально подобранных и ориентированных на общее развитие организма,

которые позволяют подготовить ребёнка именно к занятиям по хореографии.

Партер

по-французски

означает

«земля».

Поскольку

в

балете

принята

французская терминология, то используется именно

это слово. Во время

партерной гимнастики дети занимаются на полу, на ковриках в положении

сидя,

лёжа,

на

боку,

из

различных

упоров.

Упражнения

в

партере

выполняются с малой и большой амплитудой движений. Упражнения могут

быть

как

активные,

так

и

пассивные,

статические

и

динамические,

комбинированные т. п.

Урок

по

партерной

гимнастике

проводится

с

музыкальным

сопровождением.

Функции

концертмейстера

очень

многогранны.

Посредством

музыкального

сопровождения

музыкант

помогает

преподавателю организовать внимание обучающихся и воспитывает в них

чувство

ритма,

музыкальность

выполнения,

передавать

характер

музыкального произведения пластикой движений.

Музыка

на

занятиях

должна

соответствовать

заданию

педагога,

характеру выполняемых движений. Музыка, не соответствующая характеру

упражнений,

запоминается

плохо,

не

вызывает

интереса

к

занятиям,

побуждает к формальному исполнению. Хорошая музыка, соответствующая

заданию, вызывает высокий эмоциональный настрой, творческую активность

и

прочно

запоминается

с

необычайной

лёгкостью.

Слияние

музыки

с

движением воздействует на психику обучающихся, на их эмоциональное

состояние:

эмоциональный

подъём

помогает

выдерживать

интенсивные

мышечные

напряжения,

справляться

с

темпом

и

ритмом

движения,

использовать их амплитуду в целях выразительности. Музыка на уроках

гимнастики имеет значение методического приёма, дополняющего словесное

объяснение и показ педагога.

Музыка

не

только

создаёт

радостное

настроение

и

активизирует

движения.

Доказано,

что

музыка

способна

оказывать

положительное

стимулирующее

воздействие

на

центральную

нервную

систему.

И

здесь

можно

говорить

об

одной

из

здоровьесберегающих

технологий

музыкотерапии.

Это

психотерапевтический

метод,

основанный

на

целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Музыка воздействует на определённые мозговые зоны и активизирует работу

мозга

в

целом.

«Когда

мы

воспринимаем

ухом

ритм

и

мелодию,

у нас

изменяется душевное настроение», - говорил ещё Аристотель.

Занятия партерной гимнастикой в хореографическом классе введены на

первом и втором году обучения. Таким образом, ею занимаются дети 6 – 9

лет,

т.

е.

дети

младшего

школьного

возраста.

Поэтому

концертмейстер

должен придерживаться следующих принципов музыкального оформления

занятий:

1.Музыкальные мелодии не должны быть сложными. Они должны

быть доступными пониманию данной возрастной группы;

2.Не

стоит

перегружать

музыкальное

оформление

излишней

фактурностью и сложностью мелодики;

3. Музыка на уроке по своим динамическим показателям должна

сообразовываться

с

манерой

проведения

занятия

педагогом.

Иными

словами, обучающиеся должны слышать своего преподавателя, музыка

не должна им мешать это делать.

Специфика

работы

концертмейстера

хореографии

предполагает

необходимость обладания такими умениями, как подбор на слух мелодии и

сопровождения к ней, элементарная импровизация вступлений, заключений и

целых

отрывков,

варьирование

мелодии

и

фортепианной

фактуры

аккомпанемента.

Музыку

для

сопровождения

гимнастических

упражнений

условно

можно разделить на:

1)

чёткую,

ритмичную

(музыкальный

размер

2/4,

4/4)

для

упражнений

на

развитие

координации,

выворотности,

устойчивости,

различных бросков;

2)

плавную,

мелодичную

(музыкальный

размер

3/4,

4/4)

для

упражнений на гибкость, различные растяжки.

Музыкальное

сопровождение

должно

быть

очень

точным,

чётко

и

качественно организованным. Концертмейстер должен проявить не сухое

следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий, а индивидуально-

творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.

Много лет назад, когда я пришла работать в класс хореографии, встал

вопрос:

какую

музыку

выбрать

для

оформления

занятий

гимнастикой?

Выбор пал на танцевальную музыку в ритме фокстрота. Объясню, почему.

На первом и втором году обучения дети учатся рассчитывать и соотносить

свои

движения

под

музыку.

Для

этого нужна

музыка

яркая,

ритмичная,

словом такая, где можно расставить много акцентов. Фокстрот отвечал всем

этим требованиям. Именно фокстрот стал базой для дальнейшего подбора

музыкального репертуара к занятиям гимнастикой.

Этот

танец,

родившись

в

начале

XX

в.,

развивался

в

двух

направлениях:

медленном

и

быстром.

Быстрый

фокстрот

был

темпераментным

танцем,

включающим

прыжки

и

махи

ногами.

Для

медленного

фокстрота

характерны

гладкие,

«прогуливающиеся»

шаги.

Музыкальный

язык

этого

танца

отличается

маршеобразным,

синкопированным ритмом, их быстрым и медленным сочетанием. Размер –

4/4. Темп зависит от вида танца. Медленный фокстрот – 28-30 тактов в

минуту, в то время как быстрый (квикстеп) – 50-52 такта в минуту. Таким

образом, медленный фокстрот подходил для сопровождения движений на

гибкость, растяжки (Э. Лоуренс "Иоганна", А.Полонский "Лёгкий ветерок"),

а

быстрый

фокстрот

для

упражнений

на

координацию,

выворотность,

устойчивость,

различных

бросков,

прыжков

(Р.Роджерс

"Голубая

луна",

Э.Лоуренс "Таити").

Далее репертуар стал расширяться за счёт произведений, написанных в

стиле

фокстрота

(Д.

Герман

«Привет,

Долли»).

Зазвучал

чарльстон,

как

разновидность

быстрого

фокстрота

(В.

Петовский

«Чарльстон»),

и

произведения, написанные в стиле чарльстона (Г. Кен «Да, да!»). Свою нишу

занял вальс (Р. Моретти- Вальс из к/ф «Под крышами Парижа», В. Жильбер –

Вальс «Рамона»).

Позднее

зазвучал

рэгтайм.

Это

жанр

танцевальной

фортепианной

пьесы,

сложившейся

к

концу

XIX

в.

Для

него

характерна

квадратность

построений, принцип периодической повторности, танцевальность. Музыка

яркая, бодрая, неисправимо весёлая (Регтаймы С.Джоплины).

Но

не

только

танцевальная

музыка

звучит

на

наших

уроках

гимнастики. Дети младшего школьного возраста в силу своих возрастных

особенностей

увлекаются

сказками,

мультиками.

Поэтому

я

подбираю

мелодии из музыкальных сказок, мультфильмов, детские песни, т.к. они

понятны и близки ребёнку. Н.: «Чунга-чанга», «В траве сидел кузнечик»,

«Антошка», «Любитель-рыболов», «Песня львёнка и черепахи». Эту музыку

можно использовать для сопровождения упражнений со стопами, прыжками.

В младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности – учебная

деятельность. Приходя в систему дополнительного образования, а в данном

случае – на хореографическое отделение ДШИ, ребёнок старается отвлечься

от

учёбы,

он

будет

стремиться

к

игровой

деятельности.

И

именно

методический приём – приём игры преподаватель использует при работе над

координацией и гибкостью. Детям очень интересно и увлекательно слышать

такие «красочные» названия как: «паучки», «лягушка», «кошечка» и т. д. Я

считаю,

что

здесь

концертмейстер

должен

музыкой

помочь

создать

эти

образы. Не всегда быстро можно сориентироваться в нотном материале. И

здесь на помощь приходит умение импровизировать.

В

заключение

мне

хочется

сказать

о

главной

особенности

работы

концертмейстера.

От

него

не

зависит

построение

занятий,

это

решает

хореограф. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они

пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной

им

музыки,

которая

несёт

улыбку,

радость,

делает

занятия

особенно

эффективными!

Используемая литература:

1.

Базарова Н.П., Мей Б.П. «Азбука классического танца». –

Л.: Искусство, 1983.

2.

Соколов-Каминский А.А. «Советская балетная школа». –

М.: «Знание», 1983.

3.

Вихреева

Н.А.

«Экзерсис

на

полу

для

подготовки

к

занятиям классическим танцем». – Москва, 2004.

4.

Левин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». –

М., 2001.

5.

Фирилева

Ж.Е.,

Сайкина

Е.Г.

«Танцевально-игровая

гимнастика для детей». Учебно-методическое пособие для

педагогов. – Санкт-Петербург. «Детство пресс», 2003.



В раздел образования