Автор: Акимова Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Белебей, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическое путешествие "В гости к Лесовичку"
Раздел: начальное образование
АКИМОВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №8 г.Белебей Республики Башкортостан
Экологическое путешествие «В гости к Лесовичку»
I.Пояснительная записка
Мероприятие дает первоначальные знания об экологии и формирует
экологическую культуру младших школьников.
Задачи: дать представление о науке «Экология»; расширить кругозор
учащихся; довести до сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха,
воды для сохранения жизни на земле, воспитывать стремление беречь и
охранять природу.
Оборудование, оформление: проектор, ноутбук, рисунки обучающихся.
Ход занятия:
1. Вступление. Нас в гости в Лесное царство пригласил Лесовик. Он
хочет знать, знаем ли мы что такое экология?
Учитель: Что такое экология? (Ответы детей)
- Чтобы лучше узнать, что такое экология, мы с вами поедем в гости к
Лесовику.
Угадайте, на чем мы отправимся в путешествие? (звучит «Песенка
велосипедиста». Автор текста Ватник П. Композитор Панцери M., Пилат Л.)
- Почему выбрали именно велосипед? (ответы детей).
- Наш путь неблизкий, поэтому мы будем делать остановки на отдых.
Первая остановка «Солнечная»
- Ребята, а что такое солнце? (Солнце – это ближайшая к Земле звезда.)
- А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру?
(Солнце во много раз больше Земли.)
- Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)
- У вас на партах лежат модели солнышка. Покажите свои солнышки,
после того, как мы все вместе дружно позовём:
Солнышко, покажись!
Красное снарядись
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
- А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет:
весёлое или грустное? На своих моделях солнышка нарисуйте веселое лицо. А
теперь покажите и улыбнитесь.
- А всегда ли солнце доброе? (На солнце можно обгореть)
- Почему так происходит? (нужно знать правила загорания на солнце)
- Давайте немного позагораем и поедем дальше (звучит песня Львенка и
Черепахи, Слова С. Козлова, музыка Ген. Гладкова)
Остановка «Родниковая».
- Ребята, а теперь давайте прислушаемся к тишине. Слышите,
журчание ручья. Давайте остановимся.
- Посмотрите на модель Земли – глобус. Какого цвета на нём больше?
(Голубого.) Что изображается голубым цветом? (Вода). Много на земном
шаре воды? (Много.) Раз воды много, можно её не беречь? (Нет, воду надо
беречь всегда.)
- Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек,
животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только
пресная вода. В океанах морях вода солёная. Пресной же воды очень мало
(Схема). Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно
дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
- Кто же губит воду?
- Необходимый источник жизни – воду – загрязняет и губит человек.
- Сможем ли мы прожить без воды? (Ответы детей)
- Как мы можем сберечь воду? (Правила)
Едем дальше и напеваем песню «Весёлый ветер» (муз. И. Дунаевского,
сл. В. Лебедева-Кумача).
- Угадайте, на какую станцию мы прибыли?
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Остановка «Воздушная».
- Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров
и пыли, называется атмосферой.
Значение атмосферы очень велико. Атмосфера обеспечивает нас
воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей;
защищает Землю и всё живое на ней от избытка солнечной радиации;
регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.
Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами
промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой,
защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.
- Каким газом мы дышим? (Кислородом.) Посмотрите на схему
«Воздух». Много кислорода в воздухе?
- Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают
растения.)
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим
- Вот мы и добрались до Лесовика. Посмотрите, он нас встречает
Лесовик: Я владелец лесов, знаю, кто в них живет.
Поиграю с вами в прятки, загадаю вам загадки. (3 загадки)
Лесовик: А теперь расскажите, как надо вести себя в природе.
Лесовик: Ко мне в лес пришел мальчик. Помогите ему разобраться, как
вести себя в природе.
Учитель: разобраться нам поможет экологический светофор. Красный
сигнал зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
Зеленый зажигается тем, кто делает для его обитателей – растений и животных
добрые дела.
В класс входит мальчик с рюкзаком.
- Ты куда идешь?
-В лес конечно.
- Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети зажгут сигнал
светофора и покажут тебе, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес.
Мальчик достает из рюкзака нож.
- Я хотел ножом содрать кору с березы, чтобы разжечь костер (Красный
сигнал)
- Зажигалка. Я решил, когда устану, посидеть у костра (Красный сигнал)
- Плеер. Я собирался послушать новые песни.
- Пакет с крошками хлеба, крупа. Это для уток. Они на озере живут. Я их
часто подкармливаю. (Зеленый сигнал)
Лесовик: Я смотрю ты молодец! Только не всегда разбираешься, что
полезно в лесу, а чем можно создать неприятности. Запомни, нельзя причинять
боль природе. Многие растения и животные находятся на грани исчезновения.
Они занесены в Красную книгу. В Башкортостане тоже есть своя Красная
книга. Сейчас юные друзья природы расскажут о некоторых растениях и
животных Красной книги Республики Башкортостан. (Выступление детей с
мини-проектами)
Лесовик: Молодцы, ребята! У вас получились интересные проекты по
сохранению редких видов растений и животных Башкортостана.
Подведение итогов.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте скажем «Клятву
юного друга природы»: «Я обещаю охранять природу, быть ее другом и
защитником».
Подготовленный обучающийся читает стихотворение Ефима Шкловского
«Я обнял глобус».
Литература.
1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры
младших школьников. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС ,2002
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для
учителей и студентов дефектологических ф-тов пед. институтов /
под ред. Воронковой В.В. – М.: Школа-Пресс – 1994
3. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и
развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002
4. Рыжова Н.А. Не просто сказки… - М., Линка-Пресс, 2002