Напоминание

Экологическое путешествие "В гости к Лесовичку"


Автор: Акимова Надежда Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Белебей, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическое путешествие "В гости к Лесовичку"
Раздел: начальное образование





Назад




АКИМОВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №8 г.Белебей Республики Башкортостан

Экологическое путешествие «В гости к Лесовичку»

I.Пояснительная записка

Мероприятие дает первоначальные знания об экологии и формирует

экологическую культуру младших школьников.

Задачи: дать представление о науке «Экология»; расширить кругозор

учащихся; довести до сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха,

воды для сохранения жизни на земле, воспитывать стремление беречь и

охранять природу.

Оборудование, оформление: проектор, ноутбук, рисунки обучающихся.

Ход занятия:

1. Вступление. Нас в гости в Лесное царство пригласил Лесовик. Он

хочет знать, знаем ли мы что такое экология?

Учитель: Что такое экология? (Ответы детей)

- Чтобы лучше узнать, что такое экология, мы с вами поедем в гости к

Лесовику.

Угадайте, на чем мы отправимся в путешествие? (звучит «Песенка

велосипедиста». Автор текста Ватник П. Композитор Панцери M., Пилат Л.)

- Почему выбрали именно велосипед? (ответы детей).

- Наш путь неблизкий, поэтому мы будем делать остановки на отдых.

Первая остановка «Солнечная»

- Ребята, а что такое солнце? (Солнце – это ближайшая к Земле звезда.)

- А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру?

(Солнце во много раз больше Земли.)

- Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)

- У вас на партах лежат модели солнышка. Покажите свои солнышки,

после того, как мы все вместе дружно позовём:

Солнышко, покажись!

Красное снарядись

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

- А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет:

весёлое или грустное? На своих моделях солнышка нарисуйте веселое лицо. А

теперь покажите и улыбнитесь.

- А всегда ли солнце доброе? (На солнце можно обгореть)

- Почему так происходит? (нужно знать правила загорания на солнце)

- Давайте немного позагораем и поедем дальше (звучит песня Львенка и

Черепахи, Слова С. Козлова, музыка Ген. Гладкова)

Остановка «Родниковая».

- Ребята, а теперь давайте прислушаемся к тишине. Слышите,

журчание ручья. Давайте остановимся.

- Посмотрите на модель Земли – глобус. Какого цвета на нём больше?

(Голубого.) Что изображается голубым цветом? (Вода). Много на земном

шаре воды? (Много.) Раз воды много, можно её не беречь? (Нет, воду надо

беречь всегда.)

- Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек,

животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только

пресная вода. В океанах морях вода солёная. Пресной же воды очень мало

(Схема). Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно

дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.

- Кто же губит воду?

- Необходимый источник жизни – воду – загрязняет и губит человек.

- Сможем ли мы прожить без воды? (Ответы детей)

- Как мы можем сберечь воду? (Правила)

Едем дальше и напеваем песню «Весёлый ветер» (муз. И. Дунаевского,

сл. В. Лебедева-Кумача).

- Угадайте, на какую станцию мы прибыли?

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Остановка «Воздушная».

- Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров

и пыли, называется атмосферой.

Значение атмосферы очень велико. Атмосфера обеспечивает нас

воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей;

защищает Землю и всё живое на ней от избытка солнечной радиации;

регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.

Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами

промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой,

защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.

- Каким газом мы дышим? (Кислородом.) Посмотрите на схему

«Воздух». Много кислорода в воздухе?

- Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают

растения.)

Воздух

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим

- Вот мы и добрались до Лесовика. Посмотрите, он нас встречает

Лесовик: Я владелец лесов, знаю, кто в них живет.

Поиграю с вами в прятки, загадаю вам загадки. (3 загадки)

Лесовик: А теперь расскажите, как надо вести себя в природе.

Лесовик: Ко мне в лес пришел мальчик. Помогите ему разобраться, как

вести себя в природе.

Учитель: разобраться нам поможет экологический светофор. Красный

сигнал зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.

Зеленый зажигается тем, кто делает для его обитателей – растений и животных

добрые дела.

В класс входит мальчик с рюкзаком.

- Ты куда идешь?

-В лес конечно.

- Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети зажгут сигнал

светофора и покажут тебе, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес.

Мальчик достает из рюкзака нож.

- Я хотел ножом содрать кору с березы, чтобы разжечь костер (Красный

сигнал)

- Зажигалка. Я решил, когда устану, посидеть у костра (Красный сигнал)

- Плеер. Я собирался послушать новые песни.

- Пакет с крошками хлеба, крупа. Это для уток. Они на озере живут. Я их

часто подкармливаю. (Зеленый сигнал)

Лесовик: Я смотрю ты молодец! Только не всегда разбираешься, что

полезно в лесу, а чем можно создать неприятности. Запомни, нельзя причинять

боль природе. Многие растения и животные находятся на грани исчезновения.

Они занесены в Красную книгу. В Башкортостане тоже есть своя Красная

книга. Сейчас юные друзья природы расскажут о некоторых растениях и

животных Красной книги Республики Башкортостан. (Выступление детей с

мини-проектами)

Лесовик: Молодцы, ребята! У вас получились интересные проекты по

сохранению редких видов растений и животных Башкортостана.

Подведение итогов.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте скажем «Клятву

юного друга природы»: «Я обещаю охранять природу, быть ее другом и

защитником».

Подготовленный обучающийся читает стихотворение Ефима Шкловского

«Я обнял глобус».

Литература.

1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры

младших школьников. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС ,2002

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для

учителей и студентов дефектологических ф-тов пед. институтов /

под ред. Воронковой В.В. – М.: Школа-Пресс – 1994

3. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и

развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002

4. Рыжова Н.А. Не просто сказки… - М., Линка-Пресс, 2002



В раздел образования