Автор: Бондарева Юлия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГАОУ "Школа космонавтики"
Населённый пункт: Г. Железногорск
Наименование материала: Презентация
Тема: Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века
Раздел: полное образование
Общая характеристика русской
литературы первой половины
XIX века
Ты, светлый житель будущих веков,
Ты, старины любитель, в день урочный
Откроешь антологию стихов,
Забытых незаслуженно, но прочно.
И будешь ты, как шут, одет на вкус
Моей эпохи фрачной и сюртучной.
Облокотись. Прислушайся.
Как звучно былое время — раковина муз.
В. В. Набоков
Читательская анкета
1.Любите ли вы читать? Что заставляет
вас обратиться к книге? С какой целью
вы читаете книги?
а) Познаю мир и себя в нём;
б) хочу быть эрудированной личностью;
в) хочу хорошо учиться;
г) хочу развлечься.
2.
Прокомментируйте высказывание русского писателя
М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Лично я обязан литературе
лучшими минутами моей жизни, всеми сладкими волнениями её,
всеми утешениями. Но я уверен, что не только я один лично
обязанный, а всякий, кто сознаёт себя человеком, не может не
понимать, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения,
ни даже самой жизни».
3. Как вы считаете, каким читателем вы являетесь? А каким
читателем хотели бы стать и почему?
4. Если бы вы были писателем, каких читателей пожелали бы
себе?
5. Объясните, как вы понимаете слова немецкого писателя
Г. Гессе: «...каждому истинному читателю бесконечно огромный
мир книг открывается по-иному, каждый в нём ищет и находит
ещё и себя самого».
6. Читаете ли вы в данный момент какое-то литературное
произведение? Если да, то объясните свой выбор.
7. Каким произведениям вы отдаёте предпочтение?
а) Научная фантастика и фэнтези;
б) произведения о современниках;
в) произведения о дружбе и любви;
г) развлекательная литература;
д) произведения о природе;
ж) приключения и детективы;
к) исторические произведения;
л) другие произведения.
8. Какие произведения и каких авторов вы хотели бы прочитать?
Обоснуйте свой выбор.
9. Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя
Х. Л. Борхеса о том, что «книга — не просто словесное
устройство или набор таких устройств; книга — это диалог,
завязанный с читателем, интонация, приданная его голосу, и
череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в
память. Этому диалогу нет конца.»?
Расскажите, в какой диалог и с какими книгами вы хотели бы
вступить в этом учебном году.
•
Как вы понимаете значение слов «романтический» и
«реалистический»?
•
В каких литературных произведениях, изученных вами в
предыдущих классах, изображены герои-романтики?
•
Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от
писателя-реалиста?
1. Распределите слова и выражения — «опознавательные знаки»
каждого литературного направления по соответствую щим
колонкам таблицы. Дополните таблицу своими при
мерами
Основные этапы развития русской
литературы первой половины XIX в.
Период
Описание
Конец 1790-х —
1800-е гг.
Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы» Н. М. Карамзина.
Литературная деятельность М. Н. Муравьёва. Возникновение
многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзи-
нистов («поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной
дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.)
1810-е гг.
Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией
В. А. Жуковского. Спор о жанре баллады, о народности, о литератур-
ном языке. «Психологический романтизм» В. А. Жуковского, «меч-
тательный романтизм» К. Н. Батюшкова
1820-1830-е гг.
Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве А. С. Пуш-
кина. «Гражданский романтизм» декабристов. А. С. Грибоедов. Поэты
пушкинского круга. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь
Задания группам
O
• «Историки» — рассказать о ключевых
событиях первой половины XIX в.
O
• «Социологи» — раскрыть круг проблем,
волновавших общество того времени.
O
• «Журналисты» — представить популярные
журналы данного периода, их редакторов.
O
• «Литераторы» — к какому времени относят
расцвет русского романтизма? С какими
авторами и произведениями он связан?
Аргументируйте свой ответ.
Почему считается, что художественные и идейные искания
русской общественной мысли, ожидание перемен в первой
половине XIX в. наиболее ярко отразились в этих знаменитых
живописных полотнах
?