Напоминание

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века


Автор: Бондарева Юлия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГАОУ "Школа космонавтики"
Населённый пункт: Г. Железногорск
Наименование материала: Презентация
Тема: Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века
Раздел: полное образование





Назад




Общая характеристика русской

литературы первой половины

XIX века

Ты, светлый житель будущих веков,

Ты, старины любитель, в день урочный

Откроешь антологию стихов,

Забытых незаслуженно, но прочно.

И будешь ты, как шут, одет на вкус

Моей эпохи фрачной и сюртучной.

Облокотись. Прислушайся.

Как звучно былое время — раковина муз.

В. В. Набоков

Читательская анкета

1.Любите ли вы читать? Что заставляет

вас обратиться к книге? С какой целью

вы читаете книги?

а) Познаю мир и себя в нём;

б) хочу быть эрудированной личностью;

в) хочу хорошо учиться;

г) хочу развлечься.

2.

Прокомментируйте высказывание русского писателя

М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Лично я обязан литературе

лучшими минутами моей жизни, всеми сладкими волнениями её,

всеми утешениями. Но я уверен, что не только я один лично

обязанный, а всякий, кто сознаёт себя человеком, не может не

понимать, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения,

ни даже самой жизни».

3. Как вы считаете, каким читателем вы являетесь? А каким

читателем хотели бы стать и почему?

4. Если бы вы были писателем, каких читателей пожелали бы

себе?

5. Объясните, как вы понимаете слова немецкого писателя

Г. Гессе: «...каждому истинному читателю бесконечно огромный

мир книг открывается по-иному, каждый в нём ищет и находит

ещё и себя самого».

6. Читаете ли вы в данный момент какое-то литературное

произведение? Если да, то объясните свой выбор.

7. Каким произведениям вы отдаёте предпочтение?

а) Научная фантастика и фэнтези;

б) произведения о современниках;

в) произведения о дружбе и любви;

г) развлекательная литература;

д) произведения о природе;

ж) приключения и детективы;

к) исторические произведения;

л) другие произведения.

8. Какие произведения и каких авторов вы хотели бы прочитать?

Обоснуйте свой выбор.

9. Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя

Х. Л. Борхеса о том, что «книга — не просто словесное

устройство или набор таких устройств; книга — это диалог,

завязанный с читателем, интонация, приданная его голосу, и

череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в

память. Этому диалогу нет конца.»?

Расскажите, в какой диалог и с какими книгами вы хотели бы

вступить в этом учебном году.

Как вы понимаете значение слов «романтический» и

«реалистический»?

В каких литературных произведениях, изученных вами в

предыдущих классах, изображены герои-романтики?

Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от

писателя-реалиста?

1. Распределите слова и выражения — «опознавательные знаки»

каждого литературного направления по соответствую щим

колонкам таблицы. Дополните таблицу своими при

мерами

Основные этапы развития русской

литературы первой половины XIX в.

Период

Описание

Конец 1790-х —

1800-е гг.

Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы» Н. М. Карамзина.

Литературная деятельность М. Н. Муравьёва. Возникновение

многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзи-

нистов («поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной

дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.)

1810-е гг.

Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией

В. А. Жуковского. Спор о жанре баллады, о народности, о литератур-

ном языке. «Психологический романтизм» В. А. Жуковского, «меч-

тательный романтизм» К. Н. Батюшкова

1820-1830-е гг.

Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве А. С. Пуш-

кина. «Гражданский романтизм» декабристов. А. С. Грибоедов. Поэты

пушкинского круга. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь

Задания группам

O

• «Историки» — рассказать о ключевых

событиях первой половины XIX в.

O

• «Социологи» — раскрыть круг проблем,

волновавших общество того времени.

O

• «Журналисты» — представить популярные

журналы данного периода, их редакторов.

O

• «Литераторы» — к какому времени относят

расцвет русского романтизма? С какими

авторами и произведениями он связан?

Аргументируйте свой ответ.

Почему считается, что художественные и идейные искания

русской общественной мысли, ожидание перемен в первой

половине XIX в. наиболее ярко отразились в этих знаменитых

живописных полотнах

?



В раздел образования