Напоминание

"Преподавание классического танца в младших классах школ искусств"


Автор: Кокова Мария Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №1 города Надыма"
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Преподавание классического танца в младших классах школ искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методический доклад

«Преподавание классического танца в младших классах школ искусств»

Преподаватель: Кокова Мария Александровна

Надым

2021 г.

Содержание

1.

Специфика учебного процесса в хореографической школе…………..3

2.

Основные принципы построения урока………………………………..4

3.

Требования к уроку классического танца……………………………...4

4.

Роль первых лет обучения……………………………………………....5

5.

Построение урока классического танца в младших классах…………7

6.

Список использованной литературы…………………………………..9

2

Специфика учебного процесса в хореографической школе

Учебный

процесс

на

хореографическом

отделении

и

в

хореографической

школе

имеет

ряд

сходств

с

учебным

процессом

профессионального учебного заведения (хореографического училища):

- наличие учебного плана, определяющего цели, задачи и форму обучения;

- наличие в учебном плане комплекса специальных дисциплин, основой,

фундаментом которого является классический танец;

- строгая последовательность в овладении лексикой и техническими

программами по танцевальным предметам;

- систематичность и регулярность занятий, обеспечивающие постепенность в

развитии природных данных и способностей учащихся.

Однако учитывая, что основная цель хореографических отделений – не

подготовка

профессиональных

артистов,

а

эстетическое

воспитание

средствами танца, обучение здесь должно быть доступно значительно

большему кругу детей и подростков, чем в хореографическом училище.

Поэтому учебный процесс здесь имеет свои специфические черты. В

сравнении с хореографическим училищем на хореографических отделениях и

в школах:

- значительно меньше объем изучаемого материала;

- ниже уровень требований к способностям и физическим данным учащихся;

- значительно меньше недельная нагрузка учащихся;

- более дифференцированный подход к различным группам учащихся,

требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материала, его отбора

с учетом возможностей каждого конкретного класса.

Все это вместе взятое диктует иные, чем в хореографическом училище,

сроки прохождения программного материала, иную степень интенсивности в

нарастании нагрузок и технических сложностей, изменения в сроках

освоения того или иного элемента или приема, а иногда и введение

определенных ограничений в работе над хореографической лексикой,

содержавшейся в соответствующей программе.

В процессе работы следует учитывать и то, что у учащихся, как

правило,

нет

в

дальнейшем

перспективы

профессионального

исполнительства, они должны максимально реализовать свои творческие

задатки и способности в самом процессе обучения, во время пребывания в

школе искусств.

3

Таким образом, учебный процесс хореографических отделений не

копируется из хореографического училища, а приближается к нему, но не по

объему проходимого материала и степени его технической сложности, а по

уровню организации, высокой хореографической культуре, по подходу к

основным

методическим

принципам

и

приемам,

высокому

качеству

обучения. При этом хореографические отделения и школы остаются в рамках

своей специфики и своих задач. Используя хореографию как действенное

средство воспитания, важно не только выработать у учащихся комплекс

практических навыков и умений, но и воспитать сумму качеств, главное из

которых – развитое творческое начало.

Основные принципы построения урока:

1.

Каждый урок имеет свою цель, тему.

2.

Экзерсис у станка готовит к исполнению на середине.

3.

Связь с предыдущим и последующим уроками.

4.

Постепенное увеличение нагрузки от простых упражнений к

сложным.

5.

Правильное

распределение

физической

нагрузки,

чередование

упражнений с применением физических усилий с упражнениями на

расслабление, нагрузки на разные группы мышц. Добавление

элементов танцевально-игрового характера.

6.

Темп и ритм урока по восходящей линии для концентрации

внимания учащихся

7.

Исполнение упражнений на свободном дыхании.

8.

Учет психофизических и возрастных факторов:

- эмоционального состояния учащихся, реакции на замечания

- возрастных особенностей мышления,

- уровень волевых качеств

Требования к уроку классического танца

Урок должен быть целенаправленным, т.е. замысел урока должен

сочетать в себе, в необходимой пропорции, ближайшие, частные задачи и

отдаленную перспективу. Урок должен развивать достижения предыдущих и

готовить основание для последующих занятий. Замысел и цель каждого

конкретного

урока

воплощается

в

его

движенческом

материале

и

композиции, которые воздействуют на ученика многими факторами. Вот

некоторые из них:

4

- структура урока в целом и каждой его отдельной части, построение каждой

учебной комбинации в соответствии с замыслом и логикой его развития.

- темп урока в целом, темпы выполнения отдельных заданий и их

соотношение

- техническая и композиционная сложность задания.

- Степень физических нагрузок, распределение их во времени и пространстве

- соотношение статических и динамических нагрузок

- порядок чередования в работе различных групп мышц при исполнении

заданий

- эстетическое качество материала.

Между всеми компонентами урока существует теснейшая связь и

взаимозависимость. Материал урока - это средство осуществления его целей,

следует так подбирать учебные комбинации, чтобы в них самих и их

последовательности,

содержались

предпосылки

для

осуществления

преследуемых педагогом целей. Тогда требования и указания педагога

активно помогают ученику их добиваться. На разных этапах обучения

учащиеся с различной степенью сознательности оценивают целесообразность

учебных комбинаций, но даже начинающие интуитивно ее ощущают, и, если

построение урока не соответствует задачам, то отношение учеником к уроку

быстро становится отрицательным.

Итак, при составлении и подборе учебных комбинаций для урока

следует учитывать:

- возраст, возможности учащихся, уровень их подготовки.

- логическую связь движений: положение тела в конце одного упражнения

должно быть исходным для следующего, компоненты комбинации помимо

самостоятельного значения имеют дополнительную функцию связи.

- оптимальную для учеников трудность композиции. Важно не умалять и не

переоценивать их возможности.

- необходимость элементов новизны и разнообразия. Сочетание хорошо

знакомых

движений

с

недавно

освоенными,

но

без

чрезмерного

разнообразия.

Роль первых лет обучения

5

Первый год, как правило, оказывает решающее влияние на все

последующее обучение и его конечной результат. Именно в первом классе

закладывается фундамент для всего комплекса знаний, навыков, умений, и

качеств будущего исполнителя. В случае возникновения существенных

пробелов и недостатков в качестве обучения в первом классе, исправить их

потом практически невозможно.

Говоря о выработке правильной балетной осанки, то есть о постановке

корпуса, ног, рук, головы необходимо упомянуть, что именно этот этап

является наиболее сложным, требующим преодоление рядя как физических,

так и психологических трудностей. Они связаны, в первую очередь, тем, что

формирование балетной осанки начинается с изучения позиций ног лицом к

станку. Это предполагает довольно значительные и длительные статические

нагрузки, которые детьми младшего возраста переносятся тяжелее, чем

динамические. Если к тому же, ученики не имеют достаточных данных, как

часто бывает в условиях хореографических отделений и школ, то трудности

еще возрастают. Основной путь преодоления этих трудностей – правильное

соотношение изучения позиций у станка в статике с динамической работой в

процессе освоения элементов классического экзерсиса. Эти два типа работы

тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Кроме того следует вводить в

урок упражнения, направленные на разработку природных данных и

исправление природных недостатков сложения учащихся. Так же облегчить

работу может предварительное обучение в подготовительных классах,

направленное на развитие нужных групп мышц, общее физическое развитие

и приобретение простых движенческих навыков.

Введение выворотных позиций ног и перевод всей мышечной работы

на эту основу оказывает существенное влияние на координационные

возможности ребенка, приводя иногда к их значительному снижению, из-за

резкой ломки приобретенных ранее двигательных навыков и построении

новой координационной системы. Перед началом работы над координацией

необходимо добиться точной дифференцированности в работе различных

групп мышц, то есть в работе должны участвовать лишь те мышцы, которые

непосредственно обеспечивают правильное исполнение движения. Если

ученик

не

научится

владеть

группами

мышц

по

отдельности,

то

согласованности в их работе достичь будет невозможно.

Одним из основных принципов воспитания координации является

постепенность введения работу на уроке различного рода трудностей

исполнения –технических, скоростных, композиционных. Педагог должен

точно и целенаправленно дозировать трудности как на отдельном уроке, так

и на каждом этапе обучения. Например, если усложняется композиция

задания, то оно должно состоять из хорошо усвоенных элементов и не быть

6

слишком сложным технически; если изучается новый технический прием, то

его нельзя включать в сложные комбинации, пока он не будет усвоен и так

далее.

Построение урока классического танца в младших классах

Традиционный урок классического танца в младших классах делится на три

части – подготовительную, основную и заключительную.

Первая, подготовительная, часть урока включает в себя маршировку и бег,

активные и активно-пассивные упражнения на полу. Ее задачей является

организация и концентрация внимания учащихся и направление из усилий на

физическую нагрузку. Подготовка мышц, связок, суставов для классического

экзерсиса, формирование балетной осанки.

Вторая, основная часть урока – традиционный классический экзерсис на

середине зала. Его задача – постановка корпуса, ног, рук, головы, выработка

выворотности в упражнениях у станка и на середине зала, развитие силы и

выносливости.

Третья, заключительная часть – танцевально-игровые упражнения. Это могут

быть

различные

танцевальные

«па»,

их

комбинации,

танцевальные

композиции, отдельные небольшие этюды. Функцией этой части является

развитие у детей танцевально-ритмической координации и выразительности

в движениях, а так же снятие физического напряжение и подъем

эмоционального тонуса детей.

Время на упражнения у станка и на середине должно быть, по возможности,

распределено равномерно.

Однако,

учитывая

возрастные

особенности

учеников,

может

быть

целесообразной другая форма урока. Например, смена типа деятельности

(упражнения у станка, на полу, на середине) поддерживает интерес, а значит

и учебное внимание. Выполнение непосредственно перед тем или иным

элементом классического экзерсиса подготовительных к нему упражнений

партерной гимнастики способствует переносу навыков.

Объяснения и показ на уроке

Первоначальное представление о движении учащийся на всех этапах

обучения может получить только из показа педагога, словесное объяснение

не в состоянии дать образа движения в целом, но и его роль несомненно

7

важна. Задача педагога – найти такое соотношение этих двух приемов,

которое обеспечит максимальный педагогический эффект. Наиболее хорошо

отражает это соотношение схема «от живого созерцания к абстрактному

мышлению», то есть начиная с показа, но формируя в процессе обучения ряд

представлений,

понятий,

приемов,

с

помощью

которых

возможно

в

дальнейшем вести занятие, прибегая к показу минимально.

Однако, особенности каждого возраста требуют своих приемов и средств

обучения, и, в частности, своего соотношения объяснения и показа.

В младших классах, мышление детей носит конкретно-образный характер,

они воспринимают движение в целом, не выделяя составных частей и

отдельных технических моментов. В этом возрасте учащиеся лучше

исполняют

движение

просто

копируя

показ

педагога,

а

подробные

объяснения, напротив, задерживают освоение ими элемента. Поскольку

показ на этом этапе имеет исключительно большое значение, то и требования

к нему высоки. Поскольку показ дает первоначальные представления о

движении, он должен быть предельно точным, конкретным, технически

совершенным. Важно сделать в показе наглядными все детали движения,

исполняя их тщательно. Он должен быть лаконичным, с комментарием в

виде словесного объяснения, не перегруженного, однако, подробностями.

Впоследствии, чем старше ученики, тем важнее сознательное управление

своим телом, контроль над мышечными ощущениями и осмысление того или

иного технического приема, а значит роль объяснения возрастает.

При возникновении грубых ошибок в исполнении лучше остановить весь

класс

и

вновь

объяснить

упражнение.

Замечания

могут

быть

профилактическими, до выполнения движения, чтобы предупредить о

возможных ошибках. Во время исполнения можно делать замечания как все

группе, так и отдельным ученикам. В младших классах замечания должны

носить конкретный характер и точно регулировать действия учеников,

полезно так же применять проводку по движению, для создания правильных

мышечных ощущений. Замечания и объяснения должны проводится в

простой, краткой, убедительной форме. Необходимо добиваться выполнения

замечаний,

проявляя

строгость,

взыскательность,

доброжелательность.

Указания и замечания в грубой, резкой форме недопустимы.

Полезно проводить во время урока индивидуальный, устный и с показом

опрос учащихся, поиск ошибок в исполнении других, чтобы они активно

участвовали в уроке и знали, на что нужно обращать внимание при

исполнении того или иного упражнения. Французские термины нужно при

объяснении переводить на русский язык и регулярно проверять усвоение их

учащимися.

8

Список использованной литературы:

Базарова Н. Мэй В. Азбука классического танца. Л.: Искусство, 1983.

Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981г

Балетная

осанка

основа

хореографического

воспитания

детей,

методическая разработка по классическому танцу для школ искусств – I год

обучения/ М-во культуры РСФСР, сост. Т.И. Васильева. – М., 1983. - 28с.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л., 1984

Васильева Т. Побеждать природу// Советский балет – 1983 №3

Виноградов О., Боярчиков Н., Мессерере А. Концертмейстер в балете –

профессия или место работы?// Советский балет – 1988 №2

Головкина С.Н. Уроки классического танца. – М.: Искусство 1989

Классический танец, Методическая разработка для преподавателей детских

хореографических школ и школ искусств/М-во культуры РСФСР, сост. В.П.

Сердюков. – М., 1988. – 27с.

Костровицкая В. 100 уроков классического танца. –Л: Искусство, 1981.

Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство,

1976.

Ладышин Л. Первый помощник балетмейстера// Советский балет – 1984 №1

Мессесер А. Уроки классического танца. – М.: Молодая гвардия, 1967.

Тарасов Н. Классический балет. – М.: Искусство, 1981

Цветкова Р. Психофизиологические особенности детей и их учет в работе

руководителя хореографического коллектива. Лекция.

Ярмолович Л. Классический танец: метод. Пособие.- Л.: Музыка, 1986. - 88

с., нот.

9



В раздел образования