Автор: Кокова Мария Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №1 города Надыма"
Населённый пункт: г. Надым
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Преподавание классического танца в младших классах школ искусств"
Раздел: дополнительное образование
Методический доклад
«Преподавание классического танца в младших классах школ искусств»
Преподаватель: Кокова Мария Александровна
Надым
2021 г.
Содержание
1.
Специфика учебного процесса в хореографической школе…………..3
2.
Основные принципы построения урока………………………………..4
3.
Требования к уроку классического танца……………………………...4
4.
Роль первых лет обучения……………………………………………....5
5.
Построение урока классического танца в младших классах…………7
6.
Список использованной литературы…………………………………..9
2
Специфика учебного процесса в хореографической школе
Учебный
процесс
на
хореографическом
отделении
и
в
хореографической
школе
имеет
ряд
сходств
с
учебным
процессом
профессионального учебного заведения (хореографического училища):
- наличие учебного плана, определяющего цели, задачи и форму обучения;
- наличие в учебном плане комплекса специальных дисциплин, основой,
фундаментом которого является классический танец;
- строгая последовательность в овладении лексикой и техническими
программами по танцевальным предметам;
- систематичность и регулярность занятий, обеспечивающие постепенность в
развитии природных данных и способностей учащихся.
Однако учитывая, что основная цель хореографических отделений – не
подготовка
профессиональных
артистов,
а
эстетическое
воспитание
средствами танца, обучение здесь должно быть доступно значительно
большему кругу детей и подростков, чем в хореографическом училище.
Поэтому учебный процесс здесь имеет свои специфические черты. В
сравнении с хореографическим училищем на хореографических отделениях и
в школах:
- значительно меньше объем изучаемого материала;
- ниже уровень требований к способностям и физическим данным учащихся;
- значительно меньше недельная нагрузка учащихся;
- более дифференцированный подход к различным группам учащихся,
требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материала, его отбора
с учетом возможностей каждого конкретного класса.
Все это вместе взятое диктует иные, чем в хореографическом училище,
сроки прохождения программного материала, иную степень интенсивности в
нарастании нагрузок и технических сложностей, изменения в сроках
освоения того или иного элемента или приема, а иногда и введение
определенных ограничений в работе над хореографической лексикой,
содержавшейся в соответствующей программе.
В процессе работы следует учитывать и то, что у учащихся, как
правило,
нет
в
дальнейшем
перспективы
профессионального
исполнительства, они должны максимально реализовать свои творческие
задатки и способности в самом процессе обучения, во время пребывания в
школе искусств.
3
Таким образом, учебный процесс хореографических отделений не
копируется из хореографического училища, а приближается к нему, но не по
объему проходимого материала и степени его технической сложности, а по
уровню организации, высокой хореографической культуре, по подходу к
основным
методическим
принципам
и
приемам,
высокому
качеству
обучения. При этом хореографические отделения и школы остаются в рамках
своей специфики и своих задач. Используя хореографию как действенное
средство воспитания, важно не только выработать у учащихся комплекс
практических навыков и умений, но и воспитать сумму качеств, главное из
которых – развитое творческое начало.
Основные принципы построения урока:
1.
Каждый урок имеет свою цель, тему.
2.
Экзерсис у станка готовит к исполнению на середине.
3.
Связь с предыдущим и последующим уроками.
4.
Постепенное увеличение нагрузки от простых упражнений к
сложным.
5.
Правильное
распределение
физической
нагрузки,
чередование
упражнений с применением физических усилий с упражнениями на
расслабление, нагрузки на разные группы мышц. Добавление
элементов танцевально-игрового характера.
6.
Темп и ритм урока по восходящей линии для концентрации
внимания учащихся
7.
Исполнение упражнений на свободном дыхании.
8.
Учет психофизических и возрастных факторов:
- эмоционального состояния учащихся, реакции на замечания
- возрастных особенностей мышления,
- уровень волевых качеств
Требования к уроку классического танца
Урок должен быть целенаправленным, т.е. замысел урока должен
сочетать в себе, в необходимой пропорции, ближайшие, частные задачи и
отдаленную перспективу. Урок должен развивать достижения предыдущих и
готовить основание для последующих занятий. Замысел и цель каждого
конкретного
урока
воплощается
в
его
движенческом
материале
и
композиции, которые воздействуют на ученика многими факторами. Вот
некоторые из них:
4
- структура урока в целом и каждой его отдельной части, построение каждой
учебной комбинации в соответствии с замыслом и логикой его развития.
- темп урока в целом, темпы выполнения отдельных заданий и их
соотношение
- техническая и композиционная сложность задания.
- Степень физических нагрузок, распределение их во времени и пространстве
- соотношение статических и динамических нагрузок
- порядок чередования в работе различных групп мышц при исполнении
заданий
- эстетическое качество материала.
Между всеми компонентами урока существует теснейшая связь и
взаимозависимость. Материал урока - это средство осуществления его целей,
следует так подбирать учебные комбинации, чтобы в них самих и их
последовательности,
содержались
предпосылки
для
осуществления
преследуемых педагогом целей. Тогда требования и указания педагога
активно помогают ученику их добиваться. На разных этапах обучения
учащиеся с различной степенью сознательности оценивают целесообразность
учебных комбинаций, но даже начинающие интуитивно ее ощущают, и, если
построение урока не соответствует задачам, то отношение учеником к уроку
быстро становится отрицательным.
Итак, при составлении и подборе учебных комбинаций для урока
следует учитывать:
- возраст, возможности учащихся, уровень их подготовки.
- логическую связь движений: положение тела в конце одного упражнения
должно быть исходным для следующего, компоненты комбинации помимо
самостоятельного значения имеют дополнительную функцию связи.
- оптимальную для учеников трудность композиции. Важно не умалять и не
переоценивать их возможности.
- необходимость элементов новизны и разнообразия. Сочетание хорошо
знакомых
движений
с
недавно
освоенными,
но
без
чрезмерного
разнообразия.
Роль первых лет обучения
5
Первый год, как правило, оказывает решающее влияние на все
последующее обучение и его конечной результат. Именно в первом классе
закладывается фундамент для всего комплекса знаний, навыков, умений, и
качеств будущего исполнителя. В случае возникновения существенных
пробелов и недостатков в качестве обучения в первом классе, исправить их
потом практически невозможно.
Говоря о выработке правильной балетной осанки, то есть о постановке
корпуса, ног, рук, головы необходимо упомянуть, что именно этот этап
является наиболее сложным, требующим преодоление рядя как физических,
так и психологических трудностей. Они связаны, в первую очередь, тем, что
формирование балетной осанки начинается с изучения позиций ног лицом к
станку. Это предполагает довольно значительные и длительные статические
нагрузки, которые детьми младшего возраста переносятся тяжелее, чем
динамические. Если к тому же, ученики не имеют достаточных данных, как
часто бывает в условиях хореографических отделений и школ, то трудности
еще возрастают. Основной путь преодоления этих трудностей – правильное
соотношение изучения позиций у станка в статике с динамической работой в
процессе освоения элементов классического экзерсиса. Эти два типа работы
тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Кроме того следует вводить в
урок упражнения, направленные на разработку природных данных и
исправление природных недостатков сложения учащихся. Так же облегчить
работу может предварительное обучение в подготовительных классах,
направленное на развитие нужных групп мышц, общее физическое развитие
и приобретение простых движенческих навыков.
Введение выворотных позиций ног и перевод всей мышечной работы
на эту основу оказывает существенное влияние на координационные
возможности ребенка, приводя иногда к их значительному снижению, из-за
резкой ломки приобретенных ранее двигательных навыков и построении
новой координационной системы. Перед началом работы над координацией
необходимо добиться точной дифференцированности в работе различных
групп мышц, то есть в работе должны участвовать лишь те мышцы, которые
непосредственно обеспечивают правильное исполнение движения. Если
ученик
не
научится
владеть
группами
мышц
по
отдельности,
то
согласованности в их работе достичь будет невозможно.
Одним из основных принципов воспитания координации является
постепенность введения работу на уроке различного рода трудностей
исполнения –технических, скоростных, композиционных. Педагог должен
точно и целенаправленно дозировать трудности как на отдельном уроке, так
и на каждом этапе обучения. Например, если усложняется композиция
задания, то оно должно состоять из хорошо усвоенных элементов и не быть
6
слишком сложным технически; если изучается новый технический прием, то
его нельзя включать в сложные комбинации, пока он не будет усвоен и так
далее.
Построение урока классического танца в младших классах
Традиционный урок классического танца в младших классах делится на три
части – подготовительную, основную и заключительную.
Первая, подготовительная, часть урока включает в себя маршировку и бег,
активные и активно-пассивные упражнения на полу. Ее задачей является
организация и концентрация внимания учащихся и направление из усилий на
физическую нагрузку. Подготовка мышц, связок, суставов для классического
экзерсиса, формирование балетной осанки.
Вторая, основная часть урока – традиционный классический экзерсис на
середине зала. Его задача – постановка корпуса, ног, рук, головы, выработка
выворотности в упражнениях у станка и на середине зала, развитие силы и
выносливости.
Третья, заключительная часть – танцевально-игровые упражнения. Это могут
быть
различные
танцевальные
«па»,
их
комбинации,
танцевальные
композиции, отдельные небольшие этюды. Функцией этой части является
развитие у детей танцевально-ритмической координации и выразительности
в движениях, а так же снятие физического напряжение и подъем
эмоционального тонуса детей.
Время на упражнения у станка и на середине должно быть, по возможности,
распределено равномерно.
Однако,
учитывая
возрастные
особенности
учеников,
может
быть
целесообразной другая форма урока. Например, смена типа деятельности
(упражнения у станка, на полу, на середине) поддерживает интерес, а значит
и учебное внимание. Выполнение непосредственно перед тем или иным
элементом классического экзерсиса подготовительных к нему упражнений
партерной гимнастики способствует переносу навыков.
Объяснения и показ на уроке
Первоначальное представление о движении учащийся на всех этапах
обучения может получить только из показа педагога, словесное объяснение
не в состоянии дать образа движения в целом, но и его роль несомненно
7
важна. Задача педагога – найти такое соотношение этих двух приемов,
которое обеспечит максимальный педагогический эффект. Наиболее хорошо
отражает это соотношение схема «от живого созерцания к абстрактному
мышлению», то есть начиная с показа, но формируя в процессе обучения ряд
представлений,
понятий,
приемов,
с
помощью
которых
возможно
в
дальнейшем вести занятие, прибегая к показу минимально.
Однако, особенности каждого возраста требуют своих приемов и средств
обучения, и, в частности, своего соотношения объяснения и показа.
В младших классах, мышление детей носит конкретно-образный характер,
они воспринимают движение в целом, не выделяя составных частей и
отдельных технических моментов. В этом возрасте учащиеся лучше
исполняют
движение
просто
копируя
показ
педагога,
а
подробные
объяснения, напротив, задерживают освоение ими элемента. Поскольку
показ на этом этапе имеет исключительно большое значение, то и требования
к нему высоки. Поскольку показ дает первоначальные представления о
движении, он должен быть предельно точным, конкретным, технически
совершенным. Важно сделать в показе наглядными все детали движения,
исполняя их тщательно. Он должен быть лаконичным, с комментарием в
виде словесного объяснения, не перегруженного, однако, подробностями.
Впоследствии, чем старше ученики, тем важнее сознательное управление
своим телом, контроль над мышечными ощущениями и осмысление того или
иного технического приема, а значит роль объяснения возрастает.
При возникновении грубых ошибок в исполнении лучше остановить весь
класс
и
вновь
объяснить
упражнение.
Замечания
могут
быть
профилактическими, до выполнения движения, чтобы предупредить о
возможных ошибках. Во время исполнения можно делать замечания как все
группе, так и отдельным ученикам. В младших классах замечания должны
носить конкретный характер и точно регулировать действия учеников,
полезно так же применять проводку по движению, для создания правильных
мышечных ощущений. Замечания и объяснения должны проводится в
простой, краткой, убедительной форме. Необходимо добиваться выполнения
замечаний,
проявляя
строгость,
взыскательность,
доброжелательность.
Указания и замечания в грубой, резкой форме недопустимы.
Полезно проводить во время урока индивидуальный, устный и с показом
опрос учащихся, поиск ошибок в исполнении других, чтобы они активно
участвовали в уроке и знали, на что нужно обращать внимание при
исполнении того или иного упражнения. Французские термины нужно при
объяснении переводить на русский язык и регулярно проверять усвоение их
учащимися.
8
Список использованной литературы:
Базарова Н. Мэй В. Азбука классического танца. Л.: Искусство, 1983.
Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981г
Балетная
осанка
–
основа
хореографического
воспитания
детей,
методическая разработка по классическому танцу для школ искусств – I год
обучения/ М-во культуры РСФСР, сост. Т.И. Васильева. – М., 1983. - 28с.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л., 1984
Васильева Т. Побеждать природу// Советский балет – 1983 №3
Виноградов О., Боярчиков Н., Мессерере А. Концертмейстер в балете –
профессия или место работы?// Советский балет – 1988 №2
Головкина С.Н. Уроки классического танца. – М.: Искусство 1989
Классический танец, Методическая разработка для преподавателей детских
хореографических школ и школ искусств/М-во культуры РСФСР, сост. В.П.
Сердюков. – М., 1988. – 27с.
Костровицкая В. 100 уроков классического танца. –Л: Искусство, 1981.
Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство,
1976.
Ладышин Л. Первый помощник балетмейстера// Советский балет – 1984 №1
Мессесер А. Уроки классического танца. – М.: Молодая гвардия, 1967.
Тарасов Н. Классический балет. – М.: Искусство, 1981
Цветкова Р. Психофизиологические особенности детей и их учет в работе
руководителя хореографического коллектива. Лекция.
Ярмолович Л. Классический танец: метод. Пособие.- Л.: Музыка, 1986. - 88
с., нот.
9