Автор: Койнова Алла Геннадьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ "СКОШ №7"
Населённый пункт: Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Современный урок музыки
Раздел: среднее образование
Койнова Алла Геннадьевна, учитель музыки, г.Мыски
МКОУ»СКОШ №7»
Современный урок музыки
Данная работа раскрывает особенности работы учителя музыки при
формировании универсальных учебных действий при обучении музыки. Уроки
музыки - это индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его
особенностей и способностей. Важную роль играет формирование универсальных
действий,
как
личностных,
так
и
регулятивных,
познавательных
и
коммуникативных на уроках. В работе раскрыты основные знания, направления и
формирует умения которые могут быть использованы в процессе трудовой
деятельности.
2
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………….1
1.1.
Формирование личностных универсальных учебных действий на
уроках музыки…………………………………………………………………..3
1.2.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий на
уроках музыки…………………………………………………………………..4
1.3.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на
уроках музыки…………………………………………………………………..5
1.4.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках музыки……………………………………………………………….6
Заключение……………………………………………………………………..9
Список использованной литературы……………………………………...10
Введение
Музыка
является
уникальным
средством
коммуникации
и
могучим
средством воспитания. Музыкальное искусство представляет особый интерес в
отношении культурного и социального развития человека, ибо обладает
психологическим
и
психотерапевтическим
воздействием
на
становление
личности.
В
отличие
от
других
видов
искусства
музыка
отличается
ассоциативностью, демократизмом и доступностью.
Основной задачей педагогической школы на текущем этапе развития
является формирование целостной системы универсальных знаний, навыков и
опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащегося,
3
которые определяют современное качество содержания образования. Обучение
должно подготовить мыслящего, любящего дом человека, который не только
обладает знаниями, но и умеет применять эти знания в жизни.
Развитие
основ
обучаемости
определено
государственным
образовательным стандартом, как одна из важнейших образовательных задач.
Новые
социальные
требования
определяют
цели
образования,
как
общекультурное, личностное и когнитивное развитие учеников и, таким образом,
передают ключевую компетенцию образования, такую как «обучение, чтобы
учиться».
Вместо того, чтобы просто передавать знания, навыки и умения от учителя
к ученику, основная цель образования состоит в том, чтобы развить способность
ученика самостоятельно ставить образовательные цели, разрабатывать способы
их реализации, контролировать и оценивать свою успеваемость. Развитие
личности в образовательной системе обеспечивается прежде всего через
формирование универсальных учебных действий, которые являются неизменной
основой
образовательного
процесса.
Достижение
этой
цели
становится
возможным благодаря овладению учащимися универсальных педагогических
мероприятий,
создающих
возможность
для
самостоятельного
успешного
овладения новыми знаниями.
Учитель должен стать «архитектором и строителем» учебного процесса.
Достижение
этой
цели
стало
возможным
благодаря
созданию
системы
универсальных учебных действий. Эта возможность обеспечивается тем фактом,
что универсальные учебные действий представляют собой обобщённые действия,
которые генерируют мотивацию к обучению и позволяют ориентироваться в
различных областях знаний.
Музыкальная тематика в полной мере предлагает формирование всех
видов универсальных учебных действий [8, с. 43].
В музыкальном воспитании детей различают следующие виды музыкальной
деятельности:
восприятие,
исполнительство,
творчество,
музыкально-
педагогическая деятельность. У всех есть свои разновидности. Достижения и
творческие
способности
проявляются
в
пении,
музыкальных
ритмических
движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкальные образовательные
мероприятия включают в себя общую информацию о музыке как виде искусства,
жанрах, композиторах и так далее. Каждый вид музыкальной деятельности
4
требует
определённых
навыков.
Для
развития
перформанса
необходимы
творческие способности, специальные знания методов, техники исполнения и
средств выражения. Обучаясь пению, дети приобретают знания, необходимые
для овладения пением.
В процессе прослушивания и анализа музыки у детей формируются
репродуктивные
компоненты
музыкального
мышления
и
распознавание
музыкальной памяти [1, с. 43].
Музыкально-педагогическая деятельность не существует изолированно от
других видов. Знания и информация передаются детям не сами по себе, а в
процессе восприятия музыки, выступления и творчества.
1.1. Формирование личностных универсальных учебных действий на
уроках музыки
Универсальные учебные действия – это набор методов действий (и
связанных с ними навыков обучения) учащегося, которые обеспечивают его
способность самостоятельно усваивать новые знания и навыки и организовывать
процесс обучения, определяемый как «навыки обучения». Два вида действий:
смыслообразование
и
нравственно–этическое
оценивание
усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор.
Это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
посредством сознательного и активного приобретения нового социального опыта,
совокупность моделей поведения, обучающегося (а также связанных с ними
навыков педагогической работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение
новых знаний, формирование навыков, в том числе организацию этого процесса.
В
сфере личностных универсальных
учебных
действиях
будут
сформированы
внутренняя
позиция
обучающегося,
адекватная
мотивация
учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация
на моральные нормы [9, с. 224].
С точки зрения предмета «Музыки» это: стремление реализации творческих
способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую
позицию,
формирование
ценностно-смысловых
ориентаций
и
духовно-
нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и
5
самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных
народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.
Выделяют
следующие
виды
УУД
–
личностные,
познавательные,
регулятивные включающие действия само регуляции), коммуникативные.
Отдельно следует выделить знаково-символические действия.
Личностные
учебные
действия обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях, и включают в свой состав три вида действий: личностное,
профессиональное,жизненное самоопределение,действие смыслообразования, т
о есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её
мотивом,
действие нравственно-эстетического
оценивания усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее
личностный моральный выбор.
1.2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий
на уроках музыки
В
широком
значении
термин «универсальные
учебные
действия» означает умение
учиться,
то
есть
способность
к
самосовершенствованию
путём
сознательного
и
активного
присвоения
социального опыта. В более узком понимании термин «универсальные учебные
действия» можно определить, как совокупность способов действия учащегося,
обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, то есть умение учиться.
Следующие типы универсального воспитательного действия - личностный,
регуляторный,
познавательный
и
коммуникативный.
Личные
–
понимание
важности музыки в жизни общества. Опыт сотворчества в процессе «сочинения»,
восприятия, сочинения музыки. Когнитивные – владение навыками осознанного и
выразительного музыкального и языкового выражения. Поиск и использование на
практике нужного ритма – интонации. Логичность – умение делать сравнения.
Выявление логики создания и развития музыкального образа. Регулятивная –
планирование собственных действий в процессе «сочинения» (импровизации).
Прогнозирование результатов музыкальной деятельности. Понимание и оценка
влияния музыки разных жанров; Выражение способности к саморегулированию.
6
Коммуникативность
–
формирование
умения
планировать
учебное
сотрудничество; искать способы разрешения конфликтных ситуаций [7, с. 83].
Регулятивные,
нормативные
учебные
мероприятия
гарантируют,
что
учащиеся организуют свою учебную деятельность. Это постановка целей,
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, добровольная само
регуляция,
как
способность
мобилизовать
силы
и
энергию,
способность
совершать
целенаправленное
усилие
–
делать
выбор
и
преодолевать
препятствия в ситуации противоречивых мотиваций. На предмете «Музыка»
учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые
развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной
целью предмета «Музыка», которую учащиеся должны ясно представлять.
1.3. Формирование познавательных универсальных учебных действий
на уроках музыки
Познавательные
универсальные
учебные
действия
включают
–
общеобразовательные универсальные действия (выделение и формулировка
когнитивных целей, поиск информации, структурирование знаний, построение
языкового высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения
проблем, размышление о способах действия, наблюдение и оценка процесса,
постановка проблемы, моделирование), логические универсальные действия
(анализ объектов для выявления признаков, синтез, классификация объектов,
установление причинно-следственных связей, логическая цепочка рассуждений,
свидетельства, гипотезы и их обоснование) и постановки и решение проблемы
(постановка проблемы, самостоятельное создание решений творческого и
исследовательского характера) [5, с. 3].
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках
музыки это прежде всего планирование, контроль и оценка учебных действий,
понимание их успешности или причин не успешности и умение корректировать
действия.
Уроки музыки влияют на формирование эстетического вкуса. Способствует
формированию характера и норм поведения. Обогатите внутренний мир человека
живыми переживаниями. Урок музыки – не что иное, как познавательно сложный
процесс, развивающий художественный вкус детей, воспитывающий любовь к
музыке - формирующий нравственные качества человека и эстетическое
отношение к окружающей среде.
7
Формирование познавательного универсальных учебных действий при
обучении «музыке» осуществляется путём знакомства с шедеврами мировой
музыкальной
культуры
–
народным,
профессиональным
музыкальным
творчеством. Это способствует формированию целостного художественного
мировоззрения, воспитанию патриотических убеждений, терпимости к жизни в
мультикультурном обществе, развитию творческого, символического, логического
мышления, воображения, памяти и внимания, которые в целом познавательные и
социальное развитие.
Проблема формирования и развития познавательных интересов учащихся
в
настоящее
время
чрезвычайно
актуальна
при
построении
единой
образовательной системы детей, основанной на их самообразовании, стремлении
познавать новое и расширять кругозор [4, с. 56].
1.4. Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий на уроках музыки
Коммуникативная
учебная
деятельность
обеспечивает
планирование
педагогического
сотрудничества
с
учителями
и
сверстниками,
постановку
вопросов, разрешение конфликтов, работу с поведением партнёра, способность
достаточно полно и точно выражать мысли, слушание [2, с. 17].
Коммуникативные универсальные образовательные действия, как понятие –
это
умение
овладевать
интеллектуальными
и
практическими
умениями,
направленными на построение и поддержание содержательных взаимоотношений
с
людьми
в
образовательном
процессе,
а
затем
и
профессиональной
деятельности в условиях информатизации образования и общества.
Коммуникативная
универсальная
образовательная
деятельность
–
предоставление возможностей для сотрудничества – умение слышать, слушать и
понимать собеседника, согласовывать и планировать совместные действия,
контролировать друг друга, вести переговоры, вести диалог, грамотно выражать
свои мысли партнёру и уважать себя. Развитие коммуникативной универсальной
учебной деятельности происходит на основе нормативного возрастного развития.
В классе «Музыка» коммуникативными действиями являются прослушивание и
анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение
выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других,
участие в совместной дискуссии, возможность задать вопросы. Поскольку
особенность предмета такова, что при прослушивании произведения искусства
8
каждый интерпретирует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли
выразить свою точку зрения и уметь грамотно обосновывать, уважая при этом
мнение. о другом, даже если все наоборот ...
Таблица 1. Формирование коммуникативных УУД на уроке музыки
УУД
Виды деятельности
Способы деятельности
1.Планирование
учебного
сотрудничества
определение цели, функций
участников,
способов
взаимодействия
1. Участвовать в
совместной
деятельности (в
группе, в паре) при
воплощении
различных
музыкальных образов
2. Общаться и
взаимодействовать в
процессе
ансамблевого,
коллективного
воплощения
различных образов
русского фольклора
3. Разыгрывать
народные песни по
ролям, участвовать в
коллективных играх-
драматизациях
4. Участвовать в
сценическом
воплощении
отдельных фрагментов
музыкального
спектакля (дирижер,
режиссер,
действующие лица и
др.)
1. Распределение
начальных действий и
операций, заданное
предметным условием
совместной работы
2. Обмен способами
действия, заданный
необходимостью
включения различных для
участников моделей
действия в качестве
средства для получения
продукта совместной
работы
3. взаимопонимание,
определяющее для
участников характер
включения различных
моделей действия в
общий способ
деятельности (путем
взаимопонимания
устанавливается
соответствие
собственного действия и
его продукта и действия
другого участника,
включенного в
деятельность)
4. коммуникация
(общение),
обеспечивающая
реализацию процессов
распределения, обмена и
взаимопонимания
5. планирование общих
способов работы,
основанное на
предвидении и
определении участниками
адекватных задач,
условий протекания
деятельности и
построения
9
соответствующих схем
(планов работы)
6. рефлексия,
обеспечивающая
преодоление ограничений
собственного действия
относительно общей
схемы деятельности
(путем рефлексии
устанавливается
отношение участника к
собственному действию,
благодаря чему
обеспечивается
изменение этого действия
в отношении к
содержанию и форме
совместной работы)
2Сохранение
монологических
и
диалогических форм речи,
умение излагать свои мысли
в соответствии с задачами и
условиями общения.
1. Применять словарь
эмоций для
характеристики музыки
2. Подбирать стихи и
рассказы,
соответствующие
настроению
музыкальных пьес и
песен
3. Рассуждать о
значении повтора,
контраста,
сопоставления как
способов развития
музыки
4. Размышлять об
отечественной музыке,
ее характере и
средствах
выразительности
5. Рассказывать
сюжеты литературных
произведений,
положенных в основу
знакомых опер и
балетов
1. Формирование
потребности поделиться
со взрослыми и
сверстниками своими
музыкальными
впечатлениями,
диалоговые формы
работы, эмоционально-
позитивное отношение к
процессу общения на
уроке, создание ситуации
успеха
2. Владение
определенными
вербальными и
невербальными
средствами общения для
определения своего
отношение к музыке,
раскрытие смысла
музыкального
произведения,
оформление своих
мыслей в устной и
письменной речи
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную
компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или
10
деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно
взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми [3, с. 8].
Соответственно в состав коммуникативных действий входят – планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,
функций
участников,
способов
взаимодействия,
постановка
вопросов
–
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение
конфликтов
–
выявление,
идентификация
проблемы,
поиск
и
оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его
реализация, управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка
действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение
монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Заключение
Музыка
является
уникальным
средством
коммуникации
и
могучим
средством
воспитания.
Поэтому,
наиглавнейшая
задача
учителя
музыки
заключается в формировании у учеников понимания эмоционального характера
музыки, а вместе с этим осознание и осмысления эмоций, чувств своих
собственных и окружающих их людей. Музыкальное искусство представляет
особый интерес в отношении культурного и социального развития человека, ибо
обладает психологическим и психотерапевтическим воздействием на становление
личности.
В
отличие
от
других
видов
искусства
музыка
отличается
ассоциативностью, демократизмом и доступностью.
Сформированность универсальных учебных действий на уроках музыки
помогает обучающимся быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать
задачи, отвечать за результаты, приобщает к познанию музыкального искусства,
формируя у них музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной
культуры.
Возможность
создания
мотивационной
включенности,
личного
эмоционального переживания при общении с музыкой позволяет организовывать
разнообразные формы музыкальной деятельности, способствующие развитию
коммуникативных навыков школьников.
11
Для
наиболее
эффективного
проектирования
коммуникативной
универсальной образовательной деятельности учащихся на уроках необходимо
выполнение следующих педагогических рамочных условий: создание проблемных
ситуаций, использование методов постановки целей и планирование собственных
мероприятий
по
их
достижению.
Когнитивные
образовательные
меры
используются для поиска и отбора необходимой информации, её сравнения,
установления причинно-следственных связей, дальнейшего развития гипотез и их
обоснования.
Универсальные
образовательные
действия
носят
сверхзвуковой,
метасубъективный
характер,
реализуют
целостность
общекультурного,
личностного и познавательного развития и саморазвития личности, предлагают
возможность самостоятельно вести образовательную деятельность, ставить
образовательные цели, искать и применять необходимые средства и способы их
реализации для достижения этого, контролировать и оценивать процесс и
результаты деятельности.
Благодаря музыкальному искусству жизненный опыт человека становится
богаче, его эмоциональная палитра становится богаче, глубже, тоньше; он лучше
чувствует и понимает себя, а вместе с ним и окружающих его людей, мир в целом.
Только
те,
кто
учится
эффективно
общаться
с
собой,
могут
успешно
взаимодействовать с другими людьми, определять свой личный жизненный путь и
добиваться успеха в современном мире.
Список использованной литературы:
1.
Абдуллин, Э. Б.
Теория
и
практика
музыкального
обучения
в
общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. –М.: Прометей, 1983. -125с.
2.
Балашова А. И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий
[Текст]: монография / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына //
Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2011. – №5. – С.
69–73.
3.
Зайцева, К. П. Формирование коммуникативных способностей младших
школьников в учебно-воспитательной деятельности / К. П. Зайцева. –М.:
Начальная школа плюс До и После, 2011. – №4. – С. 78-83.
12
4.
Копылова, А. В. Технология урока искусства. Книга первая / А. В. Копылова.
–М.: ТачМаркетинг, 2014. – 279 с.
5.
Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных
действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная
школа плюс до и после. – 2016. – № 11.
6.
Осипова, Н. В. Показатели сформирования универсальных учебных
действий [Текст]: монография / Н. В. Осипова. // Управление начальной
школой, 2016. - № 10.
7.
Радынова О. П. Музыкальное воспитание школьников / О. П. Радынова
Саркисова, И. И. Приемы педагогической техники для развития УУД / И. И.
Саркисова, 2012. № 3.
8.
Яндукова Т. А.
Научные
подходы
к
проблеме
формирования
коммуникативной культуры младших школьников / Т. А. Яндукова. –
М.: Вестник СамГУ, 2011. – №1/2. – С.223-227.