Автор: Новикова Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 103"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: НОД
Тема: Викторина "Умники и Умницы"
Раздел: дошкольное образование
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное
развитие» «Социально-коммуникативное», «Физкультурное».
Цель:
обобщение
знаний
детей
через
организацию
различных
видов
деятельности.
Задачи
Образовательные: закреплять знания о цифрах, упражнять в раскладывании их
по порядку,
упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10,
развивать умение называть на сколько одно число больше или меньше другого,
формировать умение называть и отличать геометрические фигуры (круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал), ориентироваться в днях
недели и временах года, совершенствовать умение детей в дифференциации
гласных и согласных звуков, упражнять в классификации предметов.
Развивающие:
развивать у детей интерес к самостоятельному решению
познавательных и творческих задач, логическое мышление, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать
навык самоконтроля и самооценки,
воспитывать в детях желание помочь друг
другу, дружеское взаимоотношение между детьми.
Ход занятия.
Дети в группе получают пригласительные билеты в виде геометрических
фигур двух цветов на просмотр телепередачи «Умники и умницы».
Входят под музыку в зал, здороваются с гостями.
Вос-ль: Ребята обратите внимание еще раз на ваши пригласительные билеты,
какого они цвета и формы, рядом со стульчиками стоят ориентиры, которые
совпадают с цветом ваших пригласительных, найдите стульчики с такими же
геометрическими фигурами и займите свои места (воспитатель спрашивает два-
три ребенка, какого цвета и формы у него пригласительный билет, и какое
место он займет).
Вос-ль: Ребята я желаю вам приятного просмотра. Внимание на экран!
Появляется ведущий на экране и делает объявление:
Здравствуйте уважаемые телезрители, в связи с тем, что рейс участников
телепередачи «Умники и умницы» задерживается, просмотр отменяется,
приносим
свои
извинения,
до
свидания!
(Звучит
сигнал
технического
перерыва).
Вос-ль: Как же так, что же делать? Хотя вы знаете ребята не будем отчаиваться,
давайте мы сами проведем игру. Вы способные, умные и вполне можете стать
участниками викторины « Умники и умницы». Главная задача отвечать на
вопросы. Нам нужен ведущий и я знаю как нам его найти.
Воспитатель звонит по телефону на телевидение и просит срочно пригласить в
детский сад «магистра знаний» для проведения викторины «Умники и
умницы».
Звучит музыка. В зал входит «магистр знаний».
Магистр: Здравствуйте ребята! Рада помочь вам в проведении викторины
«Умники и умницы». Как и у всякой игры в нашей викторине существует
правила:
за
каждый
правильный
ответ
команда
получает
фишку
и
представитель каждой команды размещает фишку на стене под своей
эмблемой. Чья команда больше наберет фишек – станет победителем. В нашей
игре нужно выслушивать вопросы до конца. За нарушение правил фишки
убираются. Я принесла задания, которые находятся в конвертах. Все конверты
пронумерованы. Открывать их будем по порядку номеров.
Согласны?
Дети: Да!
Вос-ль: Итак начинаем игру. У нас образовалось две команды.
Команда с желтыми пригласительными билетами.
Команда с зелеными пригласительными билетами.
Вы будете соревноваться друг с другом. Что вы можете пожелать друг другу.
Дети: Успехов, удачи.
Вос-ль: Ребята, на мольберте изображено названия ваших команд, но все буквы
перепутаны и мы с магистром знаний не можем прочитать. Под каждой буквой
есть цифры. Может быть они вам помогут?
Магистр открывать первый конверт.
Магистр: Внимание, первое задание! Расставьте цифры по порядку.
Воспитатель приглашает детей занять места рядом с мольбертом. Дети по
очереди расставляют цифры. Первая команда: от 1 до 10, вторая команда от 1
до 9.
Магистр предлагает посчитать первой команде, сколько получилось букв в
слове.
Дети: В слове получилось 10 букв.
Магистр просит детей посчитать в обратном порядке от 10 до 1.
Магистр: Какое число получилось в названии вашей команды?
Дети: В названии нашей команды получилось число 10.
Магистр читает название команды ЛЮБОЗНАЙКИ.
Воспитатель предлагает посчитать второй команде, сколько получилось букв в
слове.
Дети: В слове получилось 9 букв.
Воспитатель просит детей посчитать в обратном порядке от 9 до 1.
Вос-ль: Какое число получилось в названии вашей команды?
Дети: В названии нашей команды получилось число 9.
Воспитатель читает название команды – СМЕШАРИКИ.
Магистр: Обе команды получают по фишке за правильный ответ. (Воспитатель
приглашает из обеих команд по одному ребенку для размещения фишки на
стене под эмблемой каждой команды).
Воспитатель предлагает детям занять свои места.
Магистр открывает второй конверт.
Магистр: Задание номер два. Внимание вопрос команде Любознайки! На
сколько, число 10 больше 9?
Дети: Число 10 больше 9 на 1. (Магистр спрашивает 2 – 3 детей
индивидуально.)
Вос-ль: Вопрос команде Смешарики. На сколько число 9 меньше 10?
Дети: Число 9 меньше 10 на 1.
Вос-ль: Ответ верный. Команды получают по фишке.
Воспитатель приглашает детей из обеих команд для размещения фишек.
Магистр открывает конверт с надписью физкультминутка.
Вос-ль: Конечно ребята знают физкультминутки.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу,
Руки прямые, плавно помашем,
Это к нам птицы летят,
Как они сядут мы тоже покажем,
Крылышки сложим назад.
Магистр открывает третий конверт.
Магистр: Задание номер три. Внимание вопрос команде Любознайки! Из
скольки единиц состоит число 10.
Дети: Число 10 состоит из 10 единиц!
Вос-ль: Вопрос команде Смешарики? Из скольки единиц состоит число 9?
Дети: Число 9 состоит из 9 единиц!
Магистр: Ответы принимаются. Команды получают по фишке.
Дети размещает фишки под эмблемами.
Вос-ль: Ребята, герои сказок, Незнайка и Буратино забыли какие бывают звуки.
Им нужна наша помощь.
Воспитатель предлагает детям занять места за столами с ориентирами героев
сказок «Буратино» и «Незнайка», на которых находятся карточки с гласными и
согласными звуками, фишки красного, зеленого, и синего цвета.
Вос-ль: Ребята перед вами находятся карточки с гласными и согласными
звуками.
Магистр открывает четвертый конверт.
Магистр: Задание номер четыре. Внимание вопрос команде Любознайки!
Покажите и назовите гласные звуки. А команда Смешариков – назовите и
покажите согласные звуки.
Воспитатель обращается к команде Любознайки и просит каждого ребенка
назвать гласный звук, который он нашел, а команду Смешариков назвать
согласные звуки.
Магистр: Вопрос обеим командам, Какие бывают согласные звуки?
Дети: Согласные звуки бывают твердые и мягкие.
Вос-ль: Ребята перед вами находятся фишки разного цвета. Покажите
пожалуйста, каким цветом мы отмечаем твердые согласные звуки.
Дети показывают фишки синего цвета.
Вос-ль: Покажите пожалуйста, каким цветом мы отмечаем мягкие согласные
звуки.
Дети показывают фишки зеленого цвета.
Вос-ль: Покажите пожалуйста, каким цветом мы отмечаем гласные звуки.
Дети показывают фишки красного цвета.
Магистр: И это правильный ответ. Каждая команда получает по фишке.
Дети размещают фишки под эмблемами.
Вос-ль: Ребята, с приходом весны Красная Шапочка и Мальвина решили
посадить цветы на клумбу, но у них произошел спор, какие цветы высаживают
на клумбу. На какие подгруппы делятся цветы?
Дети: Цветы делятся на две подгруппы: садовые и полевые.
Вос-ль: Какие цветы высаживают на клумбу, садовые или полевые?
Дети: На клумбу высаживают садовые цветы.
Вос-ль: Какие цветы растут на полях, полевые или садовые?
Дети: На полях растут полевые цветы.
Магистр открывает пятый конверт.
Магистр: Внимание! Задание-эстафета.
Команда Любознаек: выберите полевые цветы и унесите их Красной Шапочке.
Команда Смешарики: выберите садовые цветы и унесите их Мальвине.
Воспитатель обращает внимание детей на ориентиры с героями сказок, Красной
Шапочки и Мальвины, рядом с мольбертами, с препятствиями, которые они
должны преодолеть. Объясняет правила игры.
Дети под музыку выполняют эстафету:
1.
Находят нужный цветок.
2.
Подлезают под дугу.
3.
Змейкой оббегают ориентиры.
4.
Прикрепляют к мольберту цветок и бегом возвращаются в команду,
передают следующему ребенку эстафету.
Магистр: Вы справились с этим заданием и обе команды получают по фишке.
Дети размещают фишки под эмблемами.
Магистр открывает шестой конверт.
Магистр: Задание номер шесть: «Блиц-турнир».
Воспитатель поясняет детям, что блиц-турнир – это быстрый ответ на
поставленный вопрос.
Магистр: Внимание вопрос команде Любознайки: Сколько дней в неделе?
Дети: Семь.
Магистр: Команда Смещарики назовите третий день недели.
Дети: Среда.
Магистр: Команда Любознайки какой день недели перед средой?
Дети: Вторник.
Магистр: Команда Смешарики какой день недели после пятницы?
Дети: Суббота.
Магистр: Команда Любознайки назовите весенние месяцы.
Дети: Март, апрель, май.
Магистр: Команда Смешарики назовите летние месяцы.
Дети: Июнь, июль, август.
Магистр: Команда Любознайки назовите время года , которое идет после лета.
Дети: Осень.
Магистр: Команда Смешарики назовите время года , которое идет после осени.
Дети: Зима.
Магистр: Вы справились с «Блиц-турниром», каждая команда получает по
фишке.
Дети размещают фишки.
Магистр: Наша викторина подошла к концу, предлагаю посчитать фишки.
Все вместе считают фишки. Подводятся итоги.
Команда Любознайки – 6 фишек
Команда Смешарики – 6 фишек.
Магистр: Внимание, команда Смешариков и команда Любознаек набрали
одинаковое количество фишек и награждаются именными медалями «Умники и
умницы»
Обе команды Магистр с Воспитателем награждают медалями.
Магистр: Ребята, вы порадовали меня своими знаниями. Молодцы!
Магистр прощается с детьми и уходит.
Рефлексия.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №103 «Золотой ключик» общеразвивающего вида
Октябрьского района города Барнаула
Непосредственно-образовательная деятельность
Итоговое занятие
Тема: «Викторина «Умники и умницы»»
Старшая группа
Разработали: Новикова Т.А.воспитатель
Барнаул 2022