Автор: Энвер Саидович Ваниев
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 179.Центр образования"
Населённый пункт: РТ город Казань Ново-Савинский район
Наименование материала: статья
Тема: «Современный урок физической культуры в рамках реализации ФГОС»
Раздел: среднее образование
Статья «Урок физической культуры: формы, содержание, основная часть»
Понятие «урок физической культуры» определяется как ограниченная во времени единица
учебно-воспитательного процесса, ориентированная на достижение завершенной, но
частичной цели предмета «Физическая культура».
Такая
интерпретация
урока
физической
культуры
согласуется с тенденцией,
наметившейся в общей дидактике, определить урок как элемент процесса обучения.
Урок
физической
культуры
отличается
от
уроков
по
другим
дисциплинам
специфичностью функций, цели, задач данного предмета, связанной с этим особенностью
содержания, формами организации деятельности учащихся, методами обучения, воспи-
тания и развития, комплексным характером их применения. На уроках физкультуры
реализуются
во
взаимосвязи
и
взаимозависимости
образовательно-инструктивные,
оздоровительно-рекреационные
и
воспитательно-развивающие
задачи.
Учебно-
воспитательный процесс проходит дифференцированно с учетом особенностей возраста,
пола, физического развития,
состояния здоровья, двигательной подготовленности
учащихся. Уроки могут быть организованы на площадках, в спортивных залах, бассейне,
на местности при различных температурных режимах с использованием специального
инвентаря и оборудования.
Таким образом, урок физической культуры, будучи основной формой организации
учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине, выступает как один из
элементов дидактической системы, представленный в структуре дидактических про-
цессов.
3. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок.
Урок физической культуры является такой формой занятий, которая охватывается в
обязательном порядке всех учащихся школы. Уроки проводятся с определенным
постоянным составом учащихся данного класса. Уроки физической культуры проводятся
по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного
количества времени. Они обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний
и
навыков,
которые
предусмотрены
программой,
и
составляют
основу
для
разностороннего физического воспитания учащихся. Правильное проведение уроков
обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение учащимися различных заданий
учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках.
4. Содержание урока физической культуры. Основываясь на взаимосвязях процесса
обучения и формы его организации (урока), содержание урока следует рассматривать как
совокупность сущностных сторон процесса обучения, куда входят: 1) деятельность
учителя
и
учащихся;
2)
результаты,
на
достижение
которых
ориентировано
взаимодействие педагога и учащихся, выраженные в знаниях, навыках (умениях), а также
морфологических и функциональных изменениях в организме учащихся; 3) физические
упражнения
и
другие
действия,
выполнение
которых
обеспечивает
достижение
намеченной
цели
урока.
5. В дидактике средней школы выделены элементы — структурные компоненты урока.
Многие из них приемлемы в качестве структурных компонентов школьного урока
физической культуры.
Основные элементы урока:
а) организация подготовки учащихся к уроку;
б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия уча щимися;
в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная
познавательно-рекреационно-дви- гательная деятельность занимающихся;
г) обучение двигательным действиям;
д) развитие двигательных качеств;
е) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств лич ности;
ж) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельно сти занимающихся;
з) коррекция учебно-воспитательных воздействий; и) снижение физической нагрузки
учащихся;
к) подведение итогов урока;
л) задание на дом;
м) организованное завершение.
Эти
элементы,
будучи
объединенными,
составляют
вводную,
основную
и
заключительную части урока физической культуры, обеспечивают реализацию его
педагогической цели и задач.
Под
структурой
урока
физической
культуры
следует
понимать взаимосвязь
и
последовательность деятельности педагога и коллектива класса, осуществляемые в
соответствии с логикой достижения его цели.
В общеобразовательных школах используется преимущественно трехчастная структура
урока физической культуры. Такая структура, в частности, была принята в советской
системе физического воспитания.
Вводная часть урока должна играть вспомогательную роль, создавать предпосылки для
основной учебно-воспитательной работы.
Цель вводной части урока физической культуры — обеспечить психологическую и
морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и
достижению его целевой установки.
Достижение цели осуществляется решением следующих педагогических задач урока:
1. организовать коллектив учащихся класса, овладеть их вниманием;
2. дать учащимся установку на активную познавательную деятельность;
3. создать
благоприятные
психические
и
эмоциональные
условия
взаимодействия деятельностей преподавания и учения;
4. организовать постепенное включение в работу органов и систем, общее
разогревание опорно-двигательного аппарата учащихся;
5. сформировать готовность к выполнению учебной работы в основной части
урока.
По мере необходимости можно решать и некоторые образовательные и воспитательные
задачи, но не в ущерб специфической функции — введению учеников в работу.
Средства —- разнообразные физические упражнения, техника которых уже хорошо
освоена занимающимися или же под- , дается быстрому усвоению:
различные построения и перестроения;
варианты ходьбы, бега и прыжков, выполняемых в рамках постепенно повышающихся, но
относительно умеренных нагрузок;
хорошо знакомые игры (не связанные с большим напряжением или длительными паузами
в деятельности отдельных учеников).
В основной части урока должны быть достигнуты результаты, предусмотренные
учебной программой, документами оперативного и текущего программирования и
планами
образовательных,
воспитательных,
развивающих
(оздоровительных)
мероприятий.
Цель— обеспечить активную учебную работу учащихся класса для получения конкретных
знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, выраженных сдвигами
психических и морфофункциональных показателей развития двигательных, духовно-
нравственных и волевых качеств занимающихся.
Достижению цели основной части способствует решение следующего комплекса
педагогических задач:
общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, а также воспитание и поддержание хорошей осанки, закаливания
организма;
вооружение учащихся общими и специальными знаниями;
формирование
и
совершенствование
двигательных
умений
и
навыков
общеобразовательного, прикладного и спортивного характера;
общее и специальное воспитание двигательных (физических), а также проявляемых в
двигательной деятельности моральных, интеллектуальных и волевых качеств.
Одновременно решаются задачи нравственного и эстетического воспитания.
Средства — разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают
эффективное решение перечисленных задач.
В основную часть могут включаться и упражнения, характерные для вводной и
заключительной
частей,
если
необходимо
создать
какие-либо
дополнительные
предпосылки
для
проведения
основных
упражнений,
восстановить
временно
снизившуюся работоспособность и т. п.
Заключительная часть урока. Цель— приведение организма в оптимальное для
последующей деятельности состояние, а также создание по возможности установки на
предстоящую учебную деятельность.
Наиболее характерные задачи этой части:
снижение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы;
снятие излишнего напряжения отдельных групп мышц;
подкрепление навыка правильной осанки;
регулирование эмоционального состояния;
- подведение итогов учебной деятельности, краткий разбор, если необходимо, отдельных
моментов поведения учащихся;
- задания на дом. Средства:
варианты ходьбы и других естественных движений, направленные на постепенное
снижение напряжения функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
упражнения на расслабление и осанку;
специальные упражнения на внимание;
танцевальные упражнения и игры относительно спокойного характера;
- художественные формы передвижений под музыку, песню. Временные рамки и
содержание рассмотренных частей урока
весьма изменчивы, так как зависят от особенностей и состояния занимающихся, задач,
намеченных
для
данного
занятия,
специфики
избранных
средств,
общей
продолжительности урока, внешних условий работы и других факторов.
6. Структура урока и характеристика его частей.
Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных
частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей
отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием
физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет
постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем.
Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части
урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное
время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это
называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части
урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем
организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность
занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления,
которая соответствует заключительной части урока.
1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подготовить занимающихся к
выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной
части решаются следующие методические задачи:
— обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя
на занятие;
— активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;
— обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной
деятельности (выполнение несложных физических упражнений);
— обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части
урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).
Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего
времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала,
температуры окружающей среды и др.
В младших классах начальное построение осуществляет учитель, в средних и старших
классах - дежурный ученик по согласованию с учителем
2. Основная часть урока. Цель основной части — решение наиболее значимых
оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной
программой и планом данного урока.
В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы.
Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или
конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-
силовых способностей, тонкой координации движений, выполняют в начале основной
части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, — в конце. Причем
развитие специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше,
чем развитие общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока
рекомендуется подбирать таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.
Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала
преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми
заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке.
Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема
и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного
урока физической культуры она обычно длится 25—30 мин.
3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока — постепенное
снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в
относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд
методических задач:
— снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп
мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на
расслабление, самомассаж);
— регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые
задания, упражнения на внимание);
— подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности
занимающихся
(здесь
необходимо
предусмотреть
дальнейшее
стимулирование
сознательной активности занимающихся на последующих уроках);
—
сообщение
домашнего
задания
для
самостоятельных
занятий
физическими
упражнениями, для подтягивания «слабых мест».
Заслуживает внимания и всемерного распространения опыт проведения так называемых
образных или сюжетных уроков в младших классах.
Длительность заключительной части урока 3—5 мин.