Напоминание

«Современный урок физической культуры в рамках реализации ФГОС»


Автор: Энвер Саидович Ваниев
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 179.Центр образования"
Населённый пункт: РТ город Казань Ново-Савинский район
Наименование материала: статья
Тема: «Современный урок физической культуры в рамках реализации ФГОС»
Раздел: среднее образование





Назад




Статья «Урок физической культуры: формы, содержание, основная часть»

Понятие «урок физической культуры» определяется как ограниченная во времени единица

учебно-воспитательного процесса, ориентированная на достижение завершенной, но

частичной цели предмета «Физическая культура».

Такая

интерпретация

урока

физической

культуры

согласуется с тенденцией,

наметившейся в общей дидактике, определить урок как элемент процесса обучения.

Урок

физической

культуры

отличается

от

уроков

по

другим

дисциплинам

специфичностью функций, цели, задач данного предмета, связанной с этим особенностью

содержания, формами организации деятельности учащихся, методами обучения, воспи-

тания и развития, комплексным характером их применения. На уроках физкультуры

реализуются

во

взаимосвязи

и

взаимозависимости

образовательно-инструктивные,

оздоровительно-рекреационные

и

воспитательно-развивающие

задачи.

Учебно-

воспитательный процесс проходит дифференцированно с учетом особенностей возраста,

пола, физического развития,

состояния здоровья, двигательной подготовленности

учащихся. Уроки могут быть организованы на площадках, в спортивных залах, бассейне,

на местности при различных температурных режимах с использованием специального

инвентаря и оборудования.

Таким образом, урок физической культуры, будучи основной формой организации

учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине, выступает как один из

элементов дидактической системы, представленный в структуре дидактических про-

цессов.

3. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок.

Урок физической культуры является такой формой занятий, которая охватывается в

обязательном порядке всех учащихся школы. Уроки проводятся с определенным

постоянным составом учащихся данного класса. Уроки физической культуры проводятся

по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного

количества времени. Они обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний

и

навыков,

которые

предусмотрены

программой,

и

составляют

основу

для

разностороннего физического воспитания учащихся. Правильное проведение уроков

обеспечивает успех самостоятельной работы и выполнение учащимися различных заданий

учителя, связанных с совершенствованием умений и навыков, получаемых на уроках.

4. Содержание урока физической культуры. Основываясь на взаимосвязях процесса

обучения и формы его организации (урока), содержание урока следует рассматривать как

совокупность сущностных сторон процесса обучения, куда входят: 1) деятельность

учителя

и

учащихся;

2)

результаты,

на

достижение

которых

ориентировано

взаимодействие педагога и учащихся, выраженные в знаниях, навыках (умениях), а также

морфологических и функциональных изменениях в организме учащихся; 3) физические

упражнения

и

другие

действия,

выполнение

которых

обеспечивает

достижение

намеченной

цели

урока.

5. В дидактике средней школы выделены элементы — структурные компоненты урока.

Многие из них приемлемы в качестве структурных компонентов школьного урока

физической культуры.

Основные элементы урока:

а) организация подготовки учащихся к уроку;

б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия уча щимися;

в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная

познавательно-рекреационно-дви- гательная деятельность занимающихся;

г) обучение двигательным действиям;

д) развитие двигательных качеств;

е) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств лич ности;

ж) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельно сти занимающихся;

з) коррекция учебно-воспитательных воздействий; и) снижение физической нагрузки

учащихся;

к) подведение итогов урока;

л) задание на дом;

м) организованное завершение.

Эти

элементы,

будучи

объединенными,

составляют

вводную,

основную

и

заключительную части урока физической культуры, обеспечивают реализацию его

педагогической цели и задач.

Под

структурой

урока

физической

культуры

следует

понимать взаимосвязь

и

последовательность деятельности педагога и коллектива класса, осуществляемые в

соответствии с логикой достижения его цели.

В общеобразовательных школах используется преимущественно трехчастная структура

урока физической культуры. Такая структура, в частности, была принята в советской

системе физического воспитания.

Вводная часть урока должна играть вспомогательную роль, создавать предпосылки для

основной учебно-воспитательной работы.

Цель вводной части урока физической культуры — обеспечить психологическую и

морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и

достижению его целевой установки.

Достижение цели осуществляется решением следующих педагогических задач урока:

1. организовать коллектив учащихся класса, овладеть их вниманием;

2. дать учащимся установку на активную познавательную деятельность;

3. создать

благоприятные

психические

и

эмоциональные

условия

взаимодействия деятельностей преподавания и учения;

4. организовать постепенное включение в работу органов и систем, общее

разогревание опорно-двигательного аппарата учащихся;

5. сформировать готовность к выполнению учебной работы в основной части

урока.

По мере необходимости можно решать и некоторые образовательные и воспитательные

задачи, но не в ущерб специфической функции — введению учеников в работу.

Средства —- разнообразные физические упражнения, техника которых уже хорошо

освоена занимающимися или же под- , дается быстрому усвоению:

различные построения и перестроения;

варианты ходьбы, бега и прыжков, выполняемых в рамках постепенно повышающихся, но

относительно умеренных нагрузок;

хорошо знакомые игры (не связанные с большим напряжением или длительными паузами

в деятельности отдельных учеников).

В основной части урока должны быть достигнуты результаты, предусмотренные

учебной программой, документами оперативного и текущего программирования и

планами

образовательных,

воспитательных,

развивающих

(оздоровительных)

мероприятий.

Цель— обеспечить активную учебную работу учащихся класса для получения конкретных

знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, выраженных сдвигами

психических и морфофункциональных показателей развития двигательных, духовно-

нравственных и волевых качеств занимающихся.

Достижению цели основной части способствует решение следующего комплекса

педагогических задач:

общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и

дыхательной систем, а также воспитание и поддержание хорошей осанки, закаливания

организма;

вооружение учащихся общими и специальными знаниями;

формирование

и

совершенствование

двигательных

умений

и

навыков

общеобразовательного, прикладного и спортивного характера;

общее и специальное воспитание двигательных (физических), а также проявляемых в

двигательной деятельности моральных, интеллектуальных и волевых качеств.

Одновременно решаются задачи нравственного и эстетического воспитания.

Средства — разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают

эффективное решение перечисленных задач.

В основную часть могут включаться и упражнения, характерные для вводной и

заключительной

частей,

если

необходимо

создать

какие-либо

дополнительные

предпосылки

для

проведения

основных

упражнений,

восстановить

временно

снизившуюся работоспособность и т. п.

Заключительная часть урока. Цель— приведение организма в оптимальное для

последующей деятельности состояние, а также создание по возможности установки на

предстоящую учебную деятельность.

Наиболее характерные задачи этой части:

снижение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы;

снятие излишнего напряжения отдельных групп мышц;

подкрепление навыка правильной осанки;

регулирование эмоционального состояния;

- подведение итогов учебной деятельности, краткий разбор, если необходимо, отдельных

моментов поведения учащихся;

- задания на дом. Средства:

варианты ходьбы и других естественных движений, направленные на постепенное

снижение напряжения функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

упражнения на расслабление и осанку;

специальные упражнения на внимание;

танцевальные упражнения и игры относительно спокойного характера;

- художественные формы передвижений под музыку, песню. Временные рамки и

содержание рассмотренных частей урока

весьма изменчивы, так как зависят от особенностей и состояния занимающихся, задач,

намеченных

для

данного

занятия,

специфики

избранных

средств,

общей

продолжительности урока, внешних условий работы и других факторов.

6. Структура урока и характеристика его частей.

Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных

частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей

отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием

физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет

постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем.

Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части

урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное

время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это

называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части

урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем

организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность

занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления,

которая соответствует заключительной части урока.

1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подготовить занимающихся к

выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной

части решаются следующие методические задачи:

— обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя

на занятие;

— активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;

— обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной

деятельности (выполнение несложных физических упражнений);

— обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части

урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).

Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего

времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала,

температуры окружающей среды и др.

В младших классах начальное построение осуществляет учитель, в средних и старших

классах - дежурный ученик по согласованию с учителем

2. Основная часть урока. Цель основной части — решение наиболее значимых

оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной

программой и планом данного урока.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы.

Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или

конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-

силовых способностей, тонкой координации движений, выполняют в начале основной

части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, — в конце. Причем

развитие специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше,

чем развитие общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока

рекомендуется подбирать таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала

преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми

заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке.

Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема

и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного

урока физической культуры она обычно длится 25—30 мин.

3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока — постепенное

снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в

относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд

методических задач:

— снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп

мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на

расслабление, самомассаж);

— регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые

задания, упражнения на внимание);

— подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности

занимающихся

(здесь

необходимо

предусмотреть

дальнейшее

стимулирование

сознательной активности занимающихся на последующих уроках);

сообщение

домашнего

задания

для

самостоятельных

занятий

физическими

упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

Заслуживает внимания и всемерного распространения опыт проведения так называемых

образных или сюжетных уроков в младших классах.

Длительность заключительной части урока 3—5 мин.



В раздел образования