Напоминание

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность


Автор: Баннова Юлия Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №47 "Лесная сказка"
Населённый пункт: г. о. Егорьевск
Наименование материала: Сообщение
Тема: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад по теме: «Развитие музыкальных способностей

детей дошкольного возраста через театрализованную

деятельность»

Музыкальный руководитель: Баннова Ю.В.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Плохой ли, хорошей рождается птица-

Ей все равно суждено летать.

С человеком же так не случится.

Человеком мало родиться,

Им еще надо стать.

(Э. Асадов)

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010

года» определяет главной задачей российской образовательной политики

обеспечение качества образования. Что же понимается под «качеством

дошкольного образования»? Мне созвучно мнение О. Сафоновой, которая

считает, что это «такая совокупность свойств и характеристик, реализация

которых способствует разностороннему развитию ребенка, сохранению его

здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду».

Следующий возрастной период в жизни ребенка - это поступление в

школу. Одной из проблем, волнующей педагогов и психологов, является

адаптация ребенка к школе. По данным Н. В. Самоукиной, в этот период у

67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у

других, наоборот, развязность и суетливость. Самый короткий путь

эмоционального

раскрепощения

ребенка,

снятие

зажатости,

обучения

чувствованию и художественному воображению – это путь через игру,

фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная

деятельность.

Являясь

наиболее

распространенным

видом

детского

творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом

самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает

художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский)

Динамичность

качества

дошкольного

образования

«связывает»

качество и процессов, и результатов. Главным в обучении по-прежнему

остается личность ребенка. Моя задача, как педагога, состоит в том, чтобы

активно влиять на формирование личности растущего человека, чтобы

подготовить его к успешному переходу к следующему возрастному этапу.

Один из путей

всестороннего развития ребенка – это активизация

творческих способностей.

Работая над этим, заметила, какой неподдельный интерес у детей

вызывают творческие задания в различных видах музыкальной деятельности.

В

связи

с

этим

возникла

необходимость

организации

специальной

деятельности для реализации творческих проявлений детей, роль которой, на

мой взгляд, успешно выполняет театрализация. Так как она тесно связана с

другими видами музыкальной деятельности – пением, восприятием и т. д.,

необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе,

очевидна.

Таким образом, определила цель своей работы:

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

через театрализованную деятельность.

Для осуществления данной цели наметила следующие шаги:

1.

Введение новых технологий, которые будут способствовать

формированию социально-адаптированного и эмоционально

благополучного выпускника детского сада.

2.

Создание условий через систему театральных занятий для

развития

музыкально-творческих

способностей

личности

каждого ребенка.

3.

Обновление

учебно-методического

и

материально-

технического

сопровождения

для

освоения

нового

содержания образования.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки,

которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира».

Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в

него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т. к.

оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Поэтому я использую

музыку, которая помогает передать характер персонажей. Для более полного

восприятия

детьми

образов

музыкального

сопровождения

спектаклей,

разработала, опираясь на «Программу воспитания и обучения детей в

детском саду» под ред. М. А. Васильевой, и внедрила систему занятий по

восприятию музыки, музыкальных образов.

Начиная со средней группы, формирую у детей простейшие образно-

выразительные

умения,

например,

имитировать

движения

сказочных

животных. Обучаю элементам образных выразительных средств (интонации,

мимики

и

пантомиме).

В

старшей

и

подготовительной

группах

совершенствую образные исполнительские умения, развиваю творческую

самостоятельность при подготовке инсценировок и спектаклей.

Так как развитие музыкально-творческих способностей детей наиболее

эффективно происходит во время систематических театральных репетиций,

выделила время для специальных занятий, где дети тренируют мимику,

оттачивают характерные жесты, развивают речь, интонацию, воображение,

фантазию. Организации занятий мне помогают методические разработки из

журналов «Дошкольное воспитание» и «Музыкальный руководитель».

Определила для себя основные этапы работы с дошкольниками над

спектаклем:

1.

Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.

2.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3.

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов.

4.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,

постановка танцев (если есть необходимость).

5.

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение

предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных

персонажей.

6.

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в

сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7.

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями

декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным

оформлением.

8.

Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и

декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Выбор ответственных

за смену декораций и реквизит.

9.

Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10.Повторные показы спектакля.

Работу над спектаклем начинаем с чтения и обсуждения текста. Даю

возможность детям проявить инициативу, направляю обсуждение так, чтобы

каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей.

Разучиваю спектакль небольшими фрагментами, не давая детям готового

образца для подражания. Ребенок самостоятельно выбирает для своего

персонажа выразительные средства (движение, мимика, жест). Атрибут –

признак персонажа, который символизирует его типичные свойства –

является

необходимым

элементом

театрализации,

помогающим

войти

ребенку в нужный образ. Например, характерную маску зверя, вырезанную

из бумаги, шапочку, фартучек (элементы рабочей одежды), кокошник, венок,

пояс (элементы национального убора) и т. д. ребенок надевает на себя.

Создать же образ он должен сам – с помощью интонации, мимики, жестов,

движений.

Не изменяя своим принципам в работе (видеть творца в каждом

ребенке; активное сотворчество вместе с детьми), в ходе подготовки к

спектаклю соблюдаю несколько основных правил:

1.

Не перегружать детей.

2.

Не навязывать своего мнения.

3.

Не позволять одним детям вмешиваться в действия других.

4.

Предоставить всем детям возможность попробовать себя в разных

ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы

испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников, почти

никто не знает. Моя задача, убедить ребят, что главное – это то, как они

исполняют свои роли – похоже или нет. Вместе с тем, я не требую и большой

точности исполнения. Умение придет постепенно после неоднократного

проигрывания роли и наблюдений за сверстниками.

Работу над спектаклем веду двумя составами детей (основной и

дублирующий). В процессе разучивания материала соблюдаю следующие

принципы:

следование природе ребенка, его темпераменту, характеру;

заинтересованность, новизна, сюрпризность;

обучение через игру;

импровизация;

радость успеха;

подбор доступного и интересного материала;

воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное

в жизни и людях.

Особо хочется отметить роль воспитателей и родителей на этом этапе,

которые помогают в заучивании текста, в его образном исполнении.

Создание спектакля не есть единоличная работа, но работа коллектива в

целом. При необходимости, организую консультации с воспитателями и

родителями, с целью разъяснения методики работы над тем или иным

фрагментом спектакля. Родители также оказывают посильную помощь в

создании декораций и костюмов.

Любая

организованная

деятельность

нуждается

в

мониторинге

реализации для выявления ее эффективности. Поэтому, ориентируясь на

требования «Программы воспитания и обучения в детском саду » под ред.

М.А. Васильевой, я выделила параметры диагностики по следующим видам

музыкальной деятельности:

1) Восприятие музыки:

а) эмоциональная отзывчивость на музыку;

б) определение характера музыки одного жанра;

в) соотнесение мелодии музыки с ее эмоционально-образным

содержанием.

2) Пение и песенное творчество:

а) выразительное пение естественным звуком;

б) чистое интонирование в удобном диапазоне;

в) способность найти нужную интонацию в заданном жанре,

характере (на заданный текст)

3) Музыкальное движение, танцевальное и игровое творчество:

а) выразительность и ритмичность движений;

б) достаточный объем танцевальных движений;

в) умение самостоятельно подобрать движения в соответствии с

эмоционально-образным содержанием музыки.

Регулярность проведения занятий, их системность, а не спонтанность

позволяют мне добиться высоких результатов. Полученные результаты

подтверждают, что мне удалось успешно подготовить детей в области

музыкального воспитания к следующему возрастному периоду, что является

одной из составляющих качества дошкольного образования.

За время учебного года, нами ставится от двух до четырех спектаклей

(в зависимости от возрастной группы). В этом году силами детей были

поставлены следующие спектакли и инсценировки: «Заюшкина избушка», «В

гостях у Мышки – Норушки».

Гармоничное

сочетание

драматического

искусства,

музыки

и

художественного слова вместе с развитием детского творчества дает

положительные результаты. Ребенок осознает свои возможности, чувствует,

что

может

проявить

себя

в

любом

виде

музыкально-театральной

деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит

поддержку со стороны взрослых и сверстников.

Думается, что использование драматизации возможно и целесообразно

на любом возрастном этапе жизни ребенка, т. к. и в дальнейшем она помогает

решать такие задачи, как эмоциональное раскрепощение ребенка, снятие

зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению.

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Маханева М. Д. Театрализованные игры и занятия в детском

саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003.

2.

Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском

саду», М.2003г.

3.

Самоукина Л. В. «Игры в школе и дома: психотехнические

упражнения и коррекционные программы», М. 1995г.

4.

Сафонова О. «Дошкольное учреждение: основы управления

качеством образования», журнал «Дошкольное воспитание»

12,2003г.

5.

Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной

деятельности дошкольников и младших школьников», М.

2001г.



В раздел образования