Автор: Эверстова Зоя Захаровна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: МБО ДО "Хатын-Арынская детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Хатын-Арыы, Намский улус, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование наглядных пособий и дидактических игр на уроках сольфеджио и музыкальной литературы
Раздел: дополнительное образование
Дидактические игры на уроке музыкальной грамоты, теории
музыки и музыкальной литературы.
Использование
наглядных
пособий
и
дидактических
игр
на
уроках
музыкальной грамоты, сольфеджио и музыкальной литературы.
Игра – творчество, игра – труд. Игра – естественный способ жизни
ребенка во всех ее проявлениях. Следовательно, игра – единственная форма
обучения, не предполагающая никакого насилия над мозгом ребенка.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться,
мыслить
самостоятельно,
развивается
внимание,
стремление
к
знаниям.
Увлекшись,
дети
не
замечают,
что
учатся,
познают,
запоминают
новое,
ориентируются в новых ситуациях, пополняют запас представлений, понятий,
развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с
огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по
игре.
Наглядность
играет
особую
роль
в
обучении
детей
всех
школьных
возрастов, т.к. соответствует особенностям детского восприятия и усвоения
знаний,
умений,
навыков.
Воздействуя
на
различные
органы
чувств
/зрительные,
слуховые,
тактильные
и
т.д./,
средства
наглядности
обеспечивают разностороннее, полное формирование какого – либо образа,
понятия, музыкальной грамоты, тем самым способствуют более полному,
прочному
усвоению
знаний,
поддерживают
интерес
учащихся
к
учебной
деятельности.
Игра «Ромашка»
Цель игры: изучение и освоение темы «Тон и полутон», запоминание
качественной
и
количественной
величины
интервалов.
А
так
же
можно
использовать при закреплении тем по музыкальной литературе. Данные игры
полезны для быстрой проверки знаний.
Описание:
наглядное
пособие
в
виде
цветка
ромашки.
Отдельные
лепестки прикреплены посередине. Данное наглядное пособие делается на
каждого ученика.
Варианты игр:
1.
Игра «Тон и полутон».
На каждом «лепестке ромашки» написаны количество тонов.Учитель
спрашивает
«сколько
тонов
между
двумя
звуками?»
Ученик
показывает
«лепесток» с ответом.
2.
Игра «Интервалы» (количественный состав)
На
каждом
лепестке
«ромашки»
написаны
количественный
состав интервалов. Учитель называет интервал, ученик выбирает
«лепесток» с правильным ответом.
3.
Игра «Интервалы» (качественный состав).
Используется
«ромашка»
игры
«Тон
и
полутон».
Учитель
называет
интервал,
ученик
показывает
качественную
величину
интервала.
4.
Повторение тем по музыкальной литературе.
Игра «Угадай композитора»
На
«лепестках
ромашки»
написаны
имена
пройденных
композиторов.
Учитель
может
задать
вопрос
из
биографии,
творчества, провести музыкальную викторину. Ученик выбирает и
показывает «лепесток» с именем композитора.
Игра «Путешествие по тональностям».
Цель игры: усвоить и запомнить расположение мажорных и минорных
тональностей в кварто-квинтовом круге и их буквенное обозначение, а так же
порядок появления ключевых знаков.
Описание:
смешать
карточки
с
буквенными
обозначениями
тональностей, затем ученик должен правильно разложить их по кармашкам в
соответствующем порядке кварто - квинтового круга.
Игра «Музыкальная математика».
Цель
игры:
усвоение
и
осмысление
длительностей
нот
и
пауз,
представление о длине звуков, о составе ритмических групп.
Описание: в таблице даны варианты заданий - сложить ритмические
группы и вычислить сумму сложенных длительностей. Нужно вставить в
кармашек карточку - ответ.
Игра «Домино»
Цель игры: повторение и закрепление пройденных тем по музыкальной
грамоте, музыкальной литературе.
Описание: игра составлена по принципу игры в обычное домино. На
правой половине карточки написан вопрос, на левой стороне другой карточки
– ответ. В эту игру могут играть как один ученик , так и группа учащихся.
Принцип всех этих игр можно использовать при прохождении любой
темы
музыкальной
грамоты.
Все
эти
игры
используются
как
наглядные
пособия, а на следующих уроках такие же таблички можно использовать как
раздаточные дидактические игры на каждого ученика, для проверки усвоения
материала. Предлагаемые игры помогают детям без принуждения, быстро
усваивать многие трудно дающиеся темы.
Перечень игр используемых на уроке:
1.
«Музыкальное лото» - для активизации слухового внимания.
2.
«Кто первый?» - для проверки усвоения пройденных тем.
3.
«Вопросы и ответы» - для самооценки
4.
«Музыкальная математика» - для быстрого запоминания интервалов.
5.
«Путешествие
по
тональностям»
игра
используется
при
прохождении темы «Кварто-квинтовый круг».
6.
«Домино» - закрепление пройденных тем.
7.
«Ромашка» - для запоминания интервалов и проверки пройденных
тем.
8.
«Лото» - игра для самоконтроля знаний
9.
«Перфокарты» - различные задания и вопросы для проверки знаний
и навыков практической работы.
10.«Перфокарты « - вопросы по биографии и творчеству пройденных
композиторов
11.«Кто быстрей?» - проверка пройденных тем.
12.«Игра – викторина» - соревнование.
13.«Музыкальный ребус» - для запоминания нот.