Автор: Ли Александр Алексеевич
Должность: Преподаватель Технологии
Учебное заведение: ФГКОУ Тульское суворовское военное училище
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование здоровья сберегающих технологий на уроках технологии."
Раздел: среднее образование
Использование здоровья сберегающих технологий на уроках технологии.
Никто не будет спорить, что здоровье человека одно из самых
значительных преимуществ и в жизни людей. Приобретение и сохранение
здоровья людей это важнейшая задача стоящая перед нашей страной. Но
жизнь полна неожиданностей, которые подрывает наше здоровье, поэтому
сократить влияние отрицательных факторов на жизнь человека просто
необходимо.
Здоровье приобретается и поддерживается с малых лет, особенно это
заметно в школе. За 11 лет учёбы часть детей заметно теряет здоровье,
поэтому здоровьесберегающие технологии очень важный фактор в развитии
личности человека. На уроках технологии речь о здоровьесберегающих
технологиях проходит практически через каждый урок. Это связано не
только с факторами, такие как правильная рассадка учащихся, которыя
влияет на зрение и слух, так же обучение правильно держать спину во время
урока, что является профилактикой зрения и сколиоза, но и тем что
обучающиеся на практических занятиях постоянно сталкиваются с работой
различными инструментами и оборудованием, приспособлениями и станками
Для начала рассмотрим, что может считаться понятием здоровья
ребёнка:
- Это прежде всего физическое здоровье, то есть необходимость
допуска
обучающуюся
до
практической
деятельности,
способность
справляться с учебной нагрузкой, преодолевать усталость.
- Обучающийся должен быть уравновешен, в отличие от своих
товарищей,
преподавателей
и
родителей,
он
должен
проявлять
положительные эмоции.
-
Также
обучающуюся
должен
быть
общительным
и
коммуникабельным со своими сверстниками и учителем.
- Обучающийся должен проявлять себя в наблюдательности, в
воображении и умении самообучаться.
- Он воспитывается на признании общий человеческих ценностей.
Однако
есть
очень
большое
количество
негативных
факторов
влияющих на здоровье обучающихся. Поэтому прежде всего следует
построение уроков с учётом работоспособности обучающихся, работа
допустимая по возрастным характеристикам, дозировки теоретической и
практической нагрузки, выполнение правил охраны труда и техники
безопасности, соблюдение гигиенических правил, таких как воздухообмен в
классе,
оптимальный
тепловой
режим,
достаточная
освещенность
помещения, частота, покрытие стен и пола материалами не влияющие на
здоровье детей.
Если брать мою практику, то начиная уроки с 5 класса, обучающемся
предлагается на 1 уроке познакомиться с понятиями охраны труда и техники
безопасности, поведением в учебных мастерских. Это правило проходит
через весь цикл учебы с 5 по 8 классы. Особо внимания на каждом уроке
уделяется технике безопасности. Я показываю и рассказываю перед каждой
практической работой технику безопасности при работе с инструментом или
станочным оборудованием. Добиваюсь того, чтобы обучающиеся понимали
правильность работы, рабочей позы во время выполнения работы, проверки
хватки инструмента при работе с ними. Не допуском хранения инструмента
на рабочем месте.
Большую
роль
играет
инструкции
по
технике
безопасности.
Обучающиеся всегда могут подойти к стендам и проверить правила и
приёмы выполнения работы. На уроках я использую различные виды
инструктажей, от вводного до целевого. Всё это влияет на сохранение
здоровья и жизни обучающихся, но это не все технологии, которые
позволяют сохранить здоровье обучающихся.
Так же можно отметить работу дежурных, которые содержат в чистоте
и порядке рабочие места и мастерские. Ещё не забываю и о мерах
противопожарной безопасности замена огнетушителей, наличие охранного
пожарного щита со всем оборудованием, а также ящика с песком.
Помимо охраны труда, техники безопасности и других необходимых
мероприятий, я включаю в уроки профилактические упражнения для глаз—
вращение глазами, прослеживание глазами фигур нарисованных на доске,
упражнения для релаксации, так как во время практической работы
обучающееся устают находиться в одной позе и нужно расслабить мышцы. А
при достаточно тяжёлой работе, например опиливание сортового проката,
возникает необходимость небольшого отдыха для восстановления сил.
Поэтому
я
разрешаю
немного
отдохнуть
от
работы,
провести
физкультминутку с
координацией движения, с правильным сочетанием
физических движений и дыхании. На переменах я открываю форточки или
окна зависит от погоды и предлагая обучающемся покинуть мастерскую для
проветривания.
Из всего перечисленного можно сделать вывод о том, что при должном
подходе к своей работе и выполнении необходимых правил техники
безопасности и охраны труда, обучающийся не повышают негативно
влияющие факторы на свое здоровье.