Напоминание

Урок «Изготовление декоративного изделия из древесины «К юбилею города!»


Автор: Демьянченко Егор Юрьевич
Должность: преподаватель технологии
Учебное заведение: филиал ФГКОУ Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации в г. Мурманске
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок «Изготовление декоративного изделия из древесины «К юбилею города!»
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка урока.

Урок «Изготовление декоративного изделия из древесины

«К юбилею города!»

6 класс, (2 часа), технология.

Демьянченко Е.Ю.,

учитель технологии,

МБОУ г. Мурманска СОШ № 1

Пояснительная записка.

Актуальность: Активизация краеведческих знаний о Мурманске, углубление

чувства уважения к истории города через вовлечение школьников в

творческую деятельность.

Социальная значимость разработки:

формирование механизмов развития гражданской культуры у школьников.

выявление художественно одаренных детей, обеспечение соответствующих

условий для их образования и творческого развития.

Цели и задачи урока:

формирование гражданского самосознания личности;

вовлечение школьников в творческую деятельность, предполагающую

освоение базовых художественно-практических навыков;

Категория участников: обучающиеся 6 класса (мальчики)

Цели урока:

1.Образовательная: Расширять представления учащихся о декоративно-

прикладном творчестве и изготовлении изделий из древесины, как одной из

его форм. Познакомить учащихся со способами соединения деталей из

древесины.

2. Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес к декоративно

прикладному искусству, аккуратность, совершенствовать эстетическое

воспитание учащихся. Активизировать краеведческие знания о городе

Мурманске, углублять чувство уважение к его истории.

3. Развивающая: Способствовать развитию технического мышления,

навыков создания красивых и полезных изделий, активизировать работу

творческой мысли, осуществлять межпредметную связь.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и

систематизация изученного).

Методы обучения: рассказ, устный опрос, работа с книгой,

демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

Материально-техническое оснащение:

1. Оборудование учебной столярной мастерской, лобзики, клей ПВА,

наждачная бумага, карандаш, груз, ветошь, верстак, выпиловочные

столики, шаблоны, запасные пилки, копировальная бумага.

1

2. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

3. Образец изготавливаемого изделия.

4. Презентация к уроку.

Объект труда: Декоративное изделие из древесины (тематика к юбилею

Мурманска).

Межпредметные связи: краеведение, история, изобразительное

искусство.

Наглядные пособия: Приложения.

Используемая литература:

Фотоальбом «Мурманск в старых фотографиях», ООО «Рекламная

полиграфия», Мурманск, 2006

Книга «Корабли-герои. Город-герой. 100 лет на страже Севера», ООО

«Северодвинская типография», 2015

Книга-фотоальбом «Северные ворота России. Мурманскому морскому

торговому порту – 100 лет!», ООО «Пента», 2015

Технология 6 класс Москва. Издательский центр «Вентана Граф» 2007г.

Под редакцией В. Д. Симоненко

ХОД УРОКА

1. Организационная часть

Приветствие, контроль посещаемости, проверка го товности учащихся к

уроку, техника безопасности, сообщение темы и целей урока.

2. Презентация

Ребята, этот год особенный для нашего любимого города. Кто скажет

почему?

(юбилей, 100-летие)

Да, в 2016 году Мурманску исполняется 100 лет! А какими словами вы бы

описали характер нашего города?

(город – порт, труженик, фронтовик, заполярная столица, город морской

славы)

Как же возник наш город? Как связано появление Мурманска с историей

нашего края?

Рассказ учителя.

Рассказ учителя сопровождается презентацией и демонстрацией

фотографий из фотоальбома «Мурманск в старых фотографиях».

На географических картах Кольский полуостров, Карелия и Белое море

впервые появляются в середине XVI века в виде загадочной земли «

Biarmia».

Экспедиция трех английских кораблей к берегам Русской Лапландии

открыла для европейцев путь по морю к устью Северной Двины. Началась

оживленная торговля Англии с Россией через Белое море. К этой торговле

подключились и голландские мореплаватели. На рукописных картах берегов

Северной Европы, составленных для английской королевы Елизаветы I в

1557 году, Кольская земля уже обозначена как Lappia.

2

В 1565 году голландцы узнали о существовании в глубине залива

селения Усть - Кола и отправились туда за товарами. Один из голландских

купцов описал, что в то время в Коле было всего три двора. Выгодное

положение Колы для сбора промышленников перед выходом на Мурманский

берег обеспечило ей быстрый рост. В 1574 году в Коле было уже 44 жилых

двора. В это время чуть севернее Колы на берегу Кольского залива на месте

нынешнего Мурманска стояло несколько рыбацких избушек – тоней. В том

числе тоня Семёна Корожного. Вероятно, от этого и пошло название

мурманского Семёновского озера и ручья. К концу 16 века селение Кола

превратилось в значительный торговый порт, куда заходили корабли из

Англии, Нидерландов и других западных стран. В 16-18 веках Кольский

полуостров играл заметную роль в российской экономике: рыболовство,

мореходство, международная торговля.

Время шло. В конце 19 века на Мурманском берегу появляется

телеграф, открывается коммерческий и военный порт Александровск, в

начале 20 века началось строительство железной дороги.

Работа с книгой: книга-фотоальбом «Северные ворота России.

Мурманскому морскому торговому порту – 100 лет!» стр. 35-42 карты,

иллюстрации, фотографии.

В ходе строительства станции, железнодорожного депо, порта и

военно-морской базы постепенно складывается большое поселение,

состоявшее из отдельных рядом расположенных поселков. К осени 1916 года

оно насчитывало около 400 различных строений. Встал вопрос об

оборудования на месте поселения города.

Какое первое название было у нашего города? (Романов-на-Мурмане)

Сначала хотели назвать его Романов (вероятно, в честь 300-летия

императорского дома Романовых), но на Волге уже был город с таким

названием (ныне Тутаев), и для отличия выбрали название Романов-на-

Мурмане. Официальное открытие города состоялось 21сентября (по нов. ст. -

4 октября) 1916 года. В этот день на холме, где сейчас находится о6ластной

дворец культуры им. Кирова, прошла торжественная церемония закладки

латунной плиты в основание храма в честь покровителя мореплавателей

Святого Николая Мирликийского. Спустя много лет эта плита была случайно

обнаружена при рытье котлована и передана на хранение в Мурманский

областной краеведческий музей.

Так на карте России появился новый город. Вскоре он стал центром

экономической жизни на Кольском полуострове и военно-морской базой

страны.

Работа с книгой: книга «Корабли-герои. Город-герой. 100 лет на

страже Севера», демонстрация иллюстрации, фотографии.

Многое пришлось пережить молодому городу – революция, тяжелые

времена интервенции, разруху и восстановление. Со второй половины 1920-х

гг. Мурманск стал быстро развиваться как стратегический крупный порт,

транзит через который не зависел от отношений с соседними странами. С

3

1933 г. город являлся одной из баз снабжения и судоремонта для вновь

созданного Северного флота. А позднее, едва «вставший на ноги», совсем

еще молодой город встретил войну. Стал надежной преградой на пути врага.

Начиная с сентября 1941 года через причалы Мурманска в воюющую

страну поступали военная техника и продовольствие от союзников - Англии

и США. Основной задачей Мурманска как города – порта стала перевозка

вооружения, техники, продовольствия к линии фронта.

Германским командованием захват города и порта, через который шли

грузы из стран-союзниц, рассматривался как важнейшая стратегическая цель.

После срыва планов по прямому захвату города, вражеская авиация и

артиллерия приступили к его планомерной бомбардировке. В результате

бомбардировок было уничтожено три четверти городских построек, однако

мурманский порт ни на минуту не прекращал свою работу.

Демонстрация фотографий из фотоальбома «Мурманск в старых

фотографиях».

Оборона Советского Заполярья продолжалась более трёх лет. В октябре

1944 года угроза Мурманску была снята. К концу Великой Отечественной

войны город был практически полностью сожжён. В ноябре 1945 г. по

решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов

страны, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей.

За послевоенные десятилетия город превратился в важнейший на

Севере страны транспортный, промышленный и военно-стратегический

центр. Значительное расширение территории и резко возросшая численность

населения превратила Мурманск в крупнейший город в мире,

расположенный

за Полярным кругом.

А каких наград удостоен наш Мурманск? (город-герой)

В 1971 г. город был награждён орденом Трудового Красного Знамени, в

1982 г. — орденом Отечественной войны I степени. В 1985 г. за выдающиеся

заслуги в Великой Отечественной войне Мурманску было присвоено звание

«Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Рассказ учителя сопровождается презентацией и демонстрацией

фотографий из фотоальбома «Мурманск в старых фотографиях».

Город готовиться к своему юбилею. Что нового появилось в городе в

последнее время?

(Скверы, фонтаны, колесо обозрения, детские площадки)

Да, город стремиться встретить свой юбилей нарядным, обновленным,

празднично украшенным. В музеях открылись новые экспозиции, в скверах

установили новые скульптуры. Какие?

(памятник треске, кот Семён, «Ждущая», памятник пограничникам)

А еще в юбилейном году проводится много конкурсов, фестивалей,

спортивных праздников. Для детей и взрослых. Все они посвящены 100-

летию любимого города!

4

Мы с вами тоже можем стать участниками городской выставки

декоративно – прикладного искусства «Магия творчества». Это творческий

конкурс. И я вам предлагаю стать его участниками!

Ребята, давайте вспомним, что такое декоративно-прикладное изделие.

По назначению художественные изделия бывают:

Утилитарные (деревянная посуда, черпаки, ложки, кухонные наборы,

украшения), декоративные (настенные панно, рамки, скульптура),

сувенирные (матрешки, коробочки, брелоки и т.д.);

По способу изготовления: столярные, токарные, комбинированные.

По оформлению: с резьбой, с росписью, с выжиганием, с инкрустацией и др.

Ребята, я предлагаю, для конкурса сделать небольшие декоративные

панно, в их оформлении используем элементы характерные для нашего

города. У нас получатся прекрасные подарки к Дню рождения Мурманска!

Мы только что познакомились с историей возникновения и этапами

развития Мурманска. Вы еще раз убедились, что вся история нашего города

связана с морем, портом, рыбодобычей. Всё это находит свое отражение в

гербе нашего города. Автором герба является Николай Петрович Быстряков.

А что на нем изображено? (море, корабль, рыба, северное сияние)

Эти символы встречаются и в оформлении нашего города. Вы уже

упомянули памятник треске, а какой элемент корабля чаще всего используют

(якорь).

А где у нас в Мурманске можно встретить изображение якоря?

(У краеведческого музея, у корпуса мореходного колледжа, у храма

Спаса-на-Водах)

Да, ребята. У храма Спаса-на-Водах - мемориальный комплекс

морякам, погибшим в мирное время был открыт 5 октября 2002 года .

Открытие было приурочено к Дню города. Рядом с маяком установлен

судовой якорь с заложенной под ним капсулой с морской водой.

Ребята, давайте для конкурса сделаем небольшие декоративные панно,

на которых будут изображены якорь, рыба, полярная звезда.

(Демонстрация образца изделия)

Из чего сделано панно? (фанера)

Да, для изделия выберем фанеру 2 мм.

Сколько частей у изделия? (две – рамка и внутренняя вставка)

Подготовьте рабочую зону. Нам понадобятся: лобзики, клей ПВА,

наждачная бумага, карандаш, груз, верстак, выпиловочные столики,

шаблоны, копировальная бумага.

Работать будем в парах. ( Деление на пары ). Один ученик выпиливает

рамку панно, второй - внутреннюю вставку. Для выпиливания воспользуемся

лобзиком. Этот инструмент нам хорошо знаком. (Вспоминаем технику

безопасности при работе с лобзиком, слайд).

5

Возьмите заготовки изделия. Трафарет (с рисунком - якорь, рыба,

полярная звезда ) переводиться на поверхность изделия при помощи

копировальной бумаги (материал детали – фанера 2мм).

Затем выпиливается лобзиком по дереву. Сборка лобзика производиться

через сквозные отверстия в детали.

Сборка изделия производиться на столярный клей.

5. Практическая (самостоятельная) работа

Текущий инструктаж.

Самостоятельное выполнение уча щимися задания. Текущие наблюдения

учителя, контроль за со блюдением правил техники безопасности, ответы на

возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности

выполнения заданий.

Первый обход: Организация рабочих мест и соблюдение приемов труда.

Второй обход: Проверить правильность выполнения трудовых приемов и

технологической последовательности.

Третий обход: Индивидуальная коррекция возможных ошибок.

6. Приемка и оценка работы.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся,

разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение

возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общест -

венно полезном труде.

7. Заключительный инструктаж

Установка на следующий урок. На следующем уроке про должится

знакомство с технологией обработки древесины.

Домашнее задание:

1) повторить пройденный материал;

2) прочитать параграф 13 в учебнике.

8. Уборка рабочих мест

6



В раздел образования