Автор: Сувернева Надежда Михайловна
Должность: Преподаватель отделения изобразительных искусств
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Менделеевск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированный урок "Весна в музыке и живописи"
Раздел: дополнительное образование
Министерство культуры Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств» г. Менделеевск
Конспект интегрированного урока по учебным дисциплинам
«Слушание музыки» и «Живопись»
по теме: «Весна в музыке и живописи»
с обучающимися 2 класса
музыкального отделения
Возраст обучающихся 9 - 10 лет
Количество - 12 человек.
Подготовили
Сувернева Надежда Михайловна
педагог высшей квалификационной категории,
Фирсова Танзиля Гарифовна
педагог высшей квалификационной категории
Март 2022год.
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: Интегрированный урок
Цель урока: Активизация творческой и познавательной деятельности обучающихся
посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию
различных видов искусства и информационных технологий.
Задачи урока:
Обучающие:
1.Знакомство с
музыкальным циклом
П. И. Чайковского
«Времена года» и с
произведениями русских художников, написавших картины о весне (И. И. Левитан, А. К.
Саврасов и Б. Щербаков)
2.Формирование мотивации к обучению
3.Помочь обучающимся почувствовать музыку весенней природы, учить находить самые
главные особенности весенних пейзажей на примере пейзажей русских художников
Развивающие:
1.Развитие творческих способностей, фантазии, музыкального мышления и эмоционально
– эстетического восприятие окружающего мира природы.
Воспитательные:
1. Воспитание
интереса и любви
к музыке, творчеству художников и бережное
отношение к природе.
Методы обучения:
1. Метод проблемного обучения
2. Словесный
3. Аудиовизуальный
4. Практический
Музыкальный материал: Мультимедийная презентация, видеозаписи.
Живописный материал:
Слайд – шоу с репродукциями картин И. И. Левитана, А. К. Саврасова и Б. Щербакова
Оборудование: фортепиано, компьютер, мольберт, акварельные краски.
Ход урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
1. Организационный момент
Цель: Подготовить обучающихся к работе
на уроке:
Преподаватель музыки - Добрый день,
дорогие ребята! Все готовы к занятию, у
всех бодрое настроение. И мы начинаем
урок.
Настраиваются на работу и восприятие на
уроке.
2. Целеполагание и мотивация
Цель: Выяснить цель и тему урока
Преподаватель изо искусства: Сегодня у
нас необычный урок, интегрированный,
поэтому проводить его буду я и
преподаватель музыки
(слайд)
А о чем будет идти речь на сегодняшнем
уроке, вы узнаете, разгадав загадку:
«Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
На ветках плотные комочки-
В них дремлют клейкие листочки.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
учитель музыки: Тема нашего урока
«Весна в музыке и живописи».
Ребята, что происходит весной в природе?
3. Проверка ранее усвоенных знаний
Цель: Определение уровня знаний
учащихся по теме.
Учитель музыки: На сегодняшнем уроке
мы окунемся в прекрасный мир искусства,
а именно мир музыки и изобразительного
искусства. Мы будем не просто слушать
музыку, беседовать, но и попытаемся
выразить свои впечатления от музыки в
рисунках.
Каждое искусство, будь то музыка или
изобразительное искусство, говорит с нами
на своем собственном языке. Музыка –
звуками, изобразительное искусство –
линией, цветом. Но бывает так, что
хочется сказать «живописная музыка».
Так обычно мы называем музыку, которая
настолько ярко и убедительно передает
впечатления композитора от картин
природы, что мы начинаем мысленно
видеть эти картины. Красота природы
всегда привлекала внимание
композиторов, художников, независимо от
времени года.
(портрет П.И.Чайковского)
- Кто из композиторов изображен на
портрете?
- Какое произведение Петр Ильич
посвятил картинам природы?
- Великий русский композитор
П.И.Чайковский свою любовь к русской
природе выразил в знаменитом
Восприятие обучающимися информации.
Ответы детей.
Ответы детей
П. И. Чайковский
«Времена года»
фортепианном цикле «Времена года»,
состоящем из 12 пьес (по числу месяцев в
году).
Вашему вниманию я предлагаю послушать
пьесу из цикла «Времена года»
Внимательно вслушайтесь и подумайте, о
чем эта музыка?
(«Песня жаворонка»)
- Эта пьеса называется «Песня
жаворонка» Март. Жаворонок – полевая
птица, которую в России называют
весенней певчей птицей. Ее пение
традиционно связывается с приходом
весны, пробуждением от зимней спячки
всей природы, началом новой жизни. В
основе всей музыки лежат две темы:
напевная лирическая мелодия со
скромным аккордовым сопровождением и
вторая, с большими мелодическими
взлетами и широким дыханием. Обе темы
напоминают трели весенней песни
жаворонка.
Учитель изобразительного искусства:
Это замечательное время года
воодушевило на создание знаменитых
произведений не только композиторов, но
и художников. Ребята, посмотрите на
очень известную картину Алексея
Кондратьевича Саврасова, которая
привела в восторг и зрителей
и
художников.
- Ребята, что вы видите на этой картине?
- Какой день на картине?
- Что делают птицы?
- Кто знает, каких именно птиц изобразил
художник)
- В каком месяце прилетают грачи?
- А как вы думаете, как назвал Саврасов
свою картину?
- Свою картину он назвал « Грачи
прилетели»
- Чем вам нравится эта картина?
Эта картина один из шедевров русской
живописи. Художник изобразил первое
дуновение весны, робкий луч солнца
проложил по снегам голубые тени, снег
стал рыхлым, пористым. От теплого ветра
чуть покачиваясь, скрипят березки. На их
голых ветвях множество грачиных гнезд,
Прослушивание муз. произведения
Ответы детей
Просмотр репродукций художников.
Ответы детей
(тает снег …..)
(пасмурный)
(вьют гнезда)
(грачей)
( в марте)
вокруг которых суетятся сами хозяева
этого птичьего «поселка», оглушая
окрестности неумолкаемым гомоном. На
втором плане за бревенчатым забором
возвышается колокольня старой церкви, а
дальше до самого леса раскинулись поля.
Поблескивает синевой растаявший пруд.
На зернистом снегу видны следы грачей.
Кое – где меж облаков проглядывает ярко
– голубое весеннее небо. Художник так
описал весну, что мы не только слышим
гомон грачей, но и ощущаем обновление и
запах весны. Потому, что художник
хорошо знал и любил родную природу.
-Учитель музыки: Стихотворение
А.Майкова служит эпиграфом к
следующей пьесе:
«Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистый последний снежок».
О чем идет речь в этом стихотворении?
Действительно, подснежники – белые или
голубые цветочки, которые появляются
после таяния снега. Послушаем эту пьесу.
(звучит пьеса «Подснежник»)
- Учитель изо:
-Дети, а сейчас мы посмотрим, как
художник И. И. Левитан в своей картине
«ВЕСНА. Большая вода» рассказал о
весне.
- Что вы видите на картине?
-А как называется явление в природе,
которое изобразил художник на своей
картине?
- А почему вода кажется голубой
- А что еще в ней отражается?
- Какими красками пользовался художник
рисуя эту картину?
В картине показана ранняя весна, разлив
талой воды, оживает природа, чувствуется
нежность к тонким березкам и
прозрачному небу, слегка подернутому
белой дымкой облаков. Это последняя
картина художника. Он ее писал, когда
был сильно болен, и радости в душе у
него уже не было.
А еще я хочу показать вам замечательные
картины про весну Бориса Щербакова
««Журчат ручьи весенние», К.
Прослушивание муз. произведения
Просмотр репродкуций
Ответы детей
? (Деревья стоят в воде)
(половодье, разлив)
(небо в ней отражается)
? (березы и осины)
(неяркими, размытыми)
Крыжицкого «Ранняя весна», И. Левитана
«Март».
Когда вы слушали музыку, смотрели
картины, у каждого из вас в голове
рождались свои образы весны. Я вам
предлагаю сегодня нарисовать свою
картину про весну. А чтобы еще раз
вспомнить все приметы весны, посмотрите
на плакат. И конечно хочется напомнить
вам, как выглядят первые весенние цветы
и первые перелетные птицы. Для этого я
предлагаю вам собрать пазлы с их
изображением. (Показать картинки птиц и
цветов подснежников, морозников,
хиоподоксов и сон – травы).
- Учитель изо: Работу мы выполним
акварельными красками, чтобы с помощью
цвета передать красоту весны и свое
настроение. Давайте подумаем с чего мы
начнем работу?
- Мы должны продумать сюжет картины
(что и как будем рисовать)
- Затем тонкими линиями выполним
рисунок композиции.
- Лишь потом, приступаем к работе
красками (напомнить, что к линии
горизонта небо и земля высветляется.
Напомнить о линейной перспективе в
изображении деревьев, о богатстве цвета
при изображении неба.)
4. Подведение итогов.
- Учитель изо: Какие замечательные
работы у вас получились. В ваших работах
чувствуется дыхание весны. Молодцы!
- Учитель музыки Наш урок
заканчивается и мы подведем итоги. Что
нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Ребята, на нашем уроке прозвучало много
слов, которые можно применить для
характеристики как картин, так и музыки:
оттенки, краски, выразительные средства
и т.д. О чем это говорит? Это
свидетельствует о том, что между
различными видами искусства много
общего. Картины природы в различных
видах искусства могут жить как
самостоятельной жизнью, так и обогащать
друг друга.
Складывают пазлы с изображением
птиц, цветов.
Приступают к выполнению рисунка.
Оцениваются работы детей.
Ответы детей
Подведение итогов урока.
- Учитель изо: Наш урок подходит к
концу и нам хотелось бы узнать, что вы
запомнили.
- Предлагаю закончить начатые нами
предложения:
- Наш урок был посвящен времени года….
-Мы посмотрели картины Алексея
Саврасова …..(Грачи прилетели),
И.Левитана….(«Весна.Большая вода»)
- Учитель музыки: Сегодня вы хорошо
поработали и мы ставим вам одну общую
оценку «отлично»
- Учитель изо: Сегодня, когда вы пойдете
домой, внимательно понаблюдайте за
пробуждением природы от зимнего сна.
Всем спасибо и всего доброго!
Ответы детей.