Автор: Очкина Ирина Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества Советского района"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие воображения младших школьников на занятиях в изостудии в системе дополнительного образования".
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
г. Новосибирска
«Центр детского творчества Советского района»
Педагог дополнительного образования
Очкина Ирина Геннадьевна
Развитие воображения младших школьников на занятиях в изостудии
в системе дополнительного образования.
Воображение у школьников – это способность к созданию образов, представлений,
идей путем переработки уже имеющегося жизненного опыта.
Согласно
исследованиям
современных
ученых,
воображение
наиболее
активно
развивается у детей дошкольного и младшего школьного возраста и формируется
во
всех
видов
детской
деятельности,
когда
ребенок
играет,
рисует,
поет,
конструирует,
танцует.
Педагогу
дополнительного
образования
важно
создать
условия для развития воображения детей, так как это тесно связано с развитием
других психических процессов (памятью, мышлением, вниманием, восприятием),
обслуживающими в дальнейшем всю учебную деятельность. Поскольку образы в
воображении школьников возникают на основе уже имеющихся у детей опыта и
представлений, особое значение имеет деятельность педагога, направленная на
расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, пробуждение его к творчеству.
Важно учитывать и тот факт, что для формирования творческого воображения
детей педагог, прежде всего,
должен воспитывать собственную креативность,
стремиться к тому, чтобы не действовать по заранее заготовленному
шаблону.
Педагог должен искать новые, наиболее оптимальные пути к развитию творческих
способностей своих воспитанников. Ведь дети чувствуют, если у педагога горят
глаза, если он в постоянном поиске чего-то нового и интересного, если он уходит от
обыденных
стандартных
занятий,
и
приглашает
обучающихся
в
мир
дополнительного образования с использованием новых, нетрадиционных форм их
организации. Также очень важны профессиональные качества личности педагога,
такие как: способность к творчеству, артистизму, умение находить
и в доступной
форме передавать ребятам информацию, уважение к учащимся.
На занятиях изобразительного и прикладного творчества можно использовать
разные приемы, методы для развития воображения в виде небольших упражнений
и развития больших серьезных тем.
Фантазия ребенка связана с реалистичностью, опытом общения детей с готовыми
продуктами культуры. Это все то, что ребенок получает из книг, картин, музыки,
кино, общения с природой. Нам может казаться, что все современные дети должны
быть большими фантазерами, так как у наших детей много информации: интернет,
мультфильмы, кинофильмы, компьютерные игры с прекрасным видеорядом. Но
практика
показывает,
что
это
не
так,
так
как
полученная
извне
информация
закрепляет
в
рисунках
штампы
людей,
животных,
строений
и
т.п.,
чем
ограничивают
развитие
творческой
фантазии
ребенка. Поэтому
необходимым
условием формирования и совершенствования любого психического процесса (в
том
числе
и
воображения)
является
включение
субъекта
в
активные
формы
деятельности, какой является изобразительная деятельность.
Часто на своих занятиях я замечаю, особенно у детей первого года обучения, что
дети не способны представить, а уж тем более изобразить то, чему их не учили
специально.
Они
с
легкостью
копируют,
когда
показывают
что-то
на
доске,
особенно если изображение представлено поэтапно. Но возникает затруднение,
если
им
предлагают
нарисовать,
например,
«Волшебную
птицу».
Для
этого
необходимо показать рисунки других детей, картины художников, побеседовать
какая она, поговорить о форме и цвете, вспомнить сказки, где встречался это
герой… Стихи, сказки, прослушивание музыкальных произведений – непременные
составляющие для активизации творческой деятельности моих воспитанников на
занятиях ИЗО. Часть детей после беседы и демонстрации рисунков приступают к
работе и могут уже самостоятельно фантазировать. Но часть детей так и не могут
справиться с заданием самостоятельно. С такими воспитанниками необходимо
работать индивидуально, с учетом их личных особенностей.
Ведь задача педагога –
внушить ребёнку уверенность в его возможностях и способностях и, что самое
важное,
показать
свою
уверенность
в
его
успехе. На своих занятиях стараюсь
развить
воображение
с
помощью
различных
упражнений
и
игр.
Например,
«Дорисуй
линии
до
узнаваемого
предмета»,
«Нарисовать
на
что
похож
круг,
квадрат и дорисовать их до знакомого предмета», «Рисунки на ассоциации». Также
на своих занятиях использую друдлы, картинки для развития двух полушарий
мозга, рисование одновременно двумя руками, рисунки по сюжетам стихов или
сказок. Много внимания уделяю изготовлению наглядных пособий и работе с ними
для создания у детей богатого видеоряда. При этом у ребенка формируется его
собственный запас предметов, образов, представлений, которые будут основой его
фантазии. Так же на занятиях играю с детьми в игры для развития воображения,
связанные не только с изображением предмета, но и с применением мимики и
пантомимы. Такие игры помогают детям раскрепоститься и учат фантазировать.
Воображение
играет
огромную
роль
в
жизни
человека.
Без
воображения
невозможна
творческая
деятельность.
Почти
вся
человеческая
духовная
и
материальная культура является творчеством людей и продуктом человеческого
воображения.
Развивая
воображение
ребенка
на
занятиях
изобразительного
и
прикладного
творчества,
мы
помогаем
ему
решать
более
серьезные
задачи,
связанные с учебой. Альбер Эйнштейн говорил: «Воображение важнее, чем знания.
Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя
процесс, порождая эволюцию».