Автор: Тимощенко Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 190
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: конспект урока в рамках проекта Школьная лига РОСНАНО (с комментариями А.Н.Юшкова)
Тема: Удивительное разнообразие. Птицы.
Раздел: начальное образование
Удивительное разнообразие. Птицы (2 класс)
Время проведения занятия: первая декада октября.
Рабочие материалы (кроссворд, презентация и т.д.) к данному занятию
находятся
в
разделе
«Прикрепленные
материалы»
на
странице
лаборатории
«Естествознание в начальной школе» (сайт
«Школьная лига Роснано, раздел
«Лаборатории»).
Текст
занятия
сопровождается
комментариями.
Комментарии
выделены
курсивом.
Шаг 1.
У.: Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки.
Много гостей у нас сегодня…но есть еще один немного стеснительный, он
даже спрятался…угадайте, кто это?
Был белый дом, чудесный дом,
Но что-то затрещало в нем.
Вдруг он раскрылся и оттуда
Живое выскочило чудо (цыпленок) (слайд 2)
У.: Верно, это – цыпленок. Но он к вам пришел не просто так, а с заданием
(кроссворд, работа в группах). Разгадав ключевое слово – узнаете, кому будет
посвящен урок.
Первый такт - «загадка и отгадка» - это процедура, задающая игровую
тональность взаимоотношений (что очень важно для младших школьников),
ожидание чего-то иного, задающая настрой на взаимодействие.
В предложенном «начале», зачине урока есть дополнительные богатые
возможности именно для курса «Загадки природы». Например, вот такие.
Учитель читает загадку, дети отгадывают. Говорят – «цыпленок».
А на слайде появляется яйцо, из которого выползает крокодильчик. И
еще рядом – яйцо и черепашка, яйцо и маленькая змейка. Дети – в некотором
замешательстве.
Для
некоторых
будет
удивительным
и
тот
факт,
что
крокодилы, змеи, черепахи, а не только птицы, появляются из яиц. Теперь им
нужно все же понять, а как же «на самом деле». Учитель еще раз читает
загадку.
Был белый дом, чудесный дом,
Но что-то затрещало в нем.
Вдруг он раскрылся и оттуда
Живое выскочило чудо.
Нужно вслушаться в загадку, услышать все слова. Дети в группах или
всем
классом
ищут
аргументы.
Здесь
есть
ключевое
слово
«выскочило».
Услышат
ли
его
школьники?
Думаю
-
«да».
И
скажут,
например,
что
крокодильчик
выползает,
а
птенец
может
и
выскочить.
Появляется
фотография яйца и цыпленка.
Так организованная ситуация позволяет школьникам проявить большую
самостоятельность. Им приходится искать аргументы, находясь в ситуации
неопределенности.
Для урока, ориентированного на усвоение предметных знаний все это
выглядит избыточным. Для урока или занятия, ориентированного на развитие
универсальных
учебных
действий,
а
в
пределе,
на
развитие
ученической
самостоятельности
и
инициативы
–
такая
работа
оказывается
принципиально важной и значимой.
…Отгадывание загадки «с подвохом» может вестись «фронтально», на
весь класс. Но лучше, если и для такой работы дети будут объединены в
группы. Ведь обсуждение слов загадки, обнаружение слова «выскочило» лучше
осуществлять
коллективно.
Тогда
открытие
даже
одного
становится
достоянием многих.
Есть здесь и более «тонкие материи». Например, такие. На первом шаге
кто-то в группе предложил отгадку. Все согласились. Но на доске появился
крокодильчик. В группе некоторая удивленная растерянность. Кто-то начнет
искать
«виноватого»,
кто-то
преодолеет
«коммунальную»
тенденцию
и
начнет искать доказательства своей правоты. И в этом смысле – работать с
текстом и с изображением. Поддержка учителем «вторых» и преодоление
установок
«первых»
-
важная
работа
по
складыванию
рабочих
отношений
между детьми в классе.
И опять же. Рабочие отношения между детьми – избыточное качество
для
учебного
процесса,
организованного
в
логике
объяснительно-
иллюстративного метода. И принципиально важное и значимое качество для
деятельностного подхода, опирающегося на внутригрупповую и межгрупповую
кооперацию детей в ходе учебного процесса.
Шаг 2.
Учитель предлагает разгадать кроссворд, чтобы убедиться в верности
решения.
Детям
на
столы
(в
группы)
были
розданы
листы
с
«пустыми»
кроссвордами и тексты загадок.
Отгадывание загадок (цапля, петух, снегирь, скворец, сорока)
Прим.:
рабочие
материалы
(загадки,
кроссворд,
презентация
и
т.д.)
к
данному занятию находятся в разделе «Прикрепленные материалы» на странице
лаборатории
«Естествознание
в
начальной
школе»
(сайт
«Школьная
лига
Роснано, раздел «Лаборатории»).
У.: Прочитаем ключевое слово – ПТИЦЫ. Вот о ком пойдет речь (слайд 3).
Тема нашего урока «Птицы, их многообразие». Каких ещё птиц вы знаете? Каких
птиц вы встречали около дома? В лесу? У водоёма?...
На уроке в течение одной минуты дети назвали 15 разных птиц, причем
из разных мест обитания. При этом учитель уточняла, все ли в классе знают
птиц, что сейчас называют.
Шаг 3.
У.:
Удивительные
творения
природы
–
птицы!
Только
в
России
их
насчитывается около 800 видов …
Чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц. Все ли нам известно
об их образе жизни? На все ли вопросы найдены ответы? Попробуем сегодня,
хоть краешком глаза заглянуть в этот удивительный мир. Давайте закроем глаза и
представим солнечную полянку в лесу.
(Звучат голоса птиц…) (слайд 4)
У.: Узнали, какие птицы прилетели на день рождения цыплёнка? Давайте
посмотрим на них.
На интерактивной доске появляются изображения свиристели, удода,
снегиря,
иволги,
зарянки,
зимородка
(слайд
5).
Изображения
на
доске
не
подписаны. На столах у детей есть такой же рисунок. Отдельно – птицы,
отдельно – их названия. Второклассникам было предложено выяснить, кто
здесь – кто?
- Какую птицу вы сразу узнали?
- Почему такое название?
- Кто что слышал о них?
Процесс отгадывания птиц, детские версии о том, почему ту или иную
птицу так называют, были более чем интересны.
Двух птиц (иволгу и снегиря) второклассники назвали сразу.
У.: Иногда иволгу называют «лесной кошкой». А отчего?
Дети: Наверное, чужие яйца ворует; может она по деревьям лазить
умеет? Может иволга мышей ест?
Учитель при помощи звуковой презентации «включает» голос иволги.
Дети: О! Она мяукает как кошка!
С
другими
птицами
возникли
небольшие
затруднения.
Что,
кстати,
хорошо;
благодаря
этому
появилась
реальная
возможность
работы
по
определению видов животных.
Оптимальный вариант такой работы – следующий. В группы детям
выдаются все описания внешнего вида птиц. По этим описаниям им и нужно
определить,
кто
есть
кто.
Другой
вариант
–
в
группе
детей
есть
одно
описание. Группа должна по своему описанию найти свою птицу в «общем ряду».
При
обсуждении
названия
«удод»
и
«свиристель»,
опять
была
использована звукозапись голоса этих птиц. И благодаря звучанию все дети
согласились – «ну да, удод»; «точно, как свирель».
При
обсуждении
имени
«зимородок»,
на
мой
взгляд,
очень
красивое
объяснение дала одна девочка в классе: «Зимородок, он зиму любит. У него,
смотрите, какие перышки – синие как небо, а по ним - снежинки!»
Конечно, можно и сказать, а как же вторая часть имени? А можно и не
говорить, а просто восхититься созданным образом.
У.: Как вы думаете, что птички могли бы рассказать маленькому цыпленку о
его сородичах?
Здесь дети, с легкостью «пересказали цыпленку» все то, что они только
что узнали (а во многом – сами догадались, соотнесли и т.д.) на уроке.
Шаг 4.
У.: Прочитаем предложения в тетради и скажем – о ком идет речь. У детей
на столах (дети сидят в группах по 4 человека) лежат тексты следующего
вида (лист № 7, раздаточные материалы по курсу «Загадки природы, 2 класс»):
- Есть птицы, которые не умеют летать, но зато умеют быстро бегать;
некоторые до 60 км/час. Это…
-
Есть птицы, которые не умеют летать, но зато умеют замечательно
плавать под водой. Это…
- Есть птицы, которые умеют летать, но добычу добывают под водой, ныряя
туда, разогнавшись в воздухе. Это…
И т.д.
Обратите внимание, все эти формулировки содержат в себе внутреннее
противопоставление по принципу «типичная птица делает вот так, а эти
птицы – совсем по-другому». Это противопоставление и задает необычность
каждой птицы, насколько бы знакома она не была детям изначально.
Противопоставление
дает
нам
возможность
осмысленно
и
мотивированно (т.е. не случайно!) обсуждать всех этих птиц. Все эти птицы
как
бы
стоят
вокруг
типичной
птички
и
подчеркивают
сами
собой
удивительное разнообразие этой группы животных.
…Такие формулировки и вообще обнаружение странностей в мире живой
и неживой природы – принципиальная особенность курса «Загадки природы».
Этот курс, кстати, для 1 и 2 классов имеет и другое название – «Необычное в
обычном».
При такой организации детского восприятия даже воробьи становятся
если не загадочными, то необычными птицами. Они не ходят как типичные
птицы, а прыгают на двух лапах; все время крутятся под ногами людей и не
боятся их; веселые такие, неугомонные (благодаря чему?); то сами строят
гнезда, то захватывают чужие (отчего?) и т.д.
Данный вид работы является одним из нескольких видов работ в рамках
курса
«Загадки
природы»,
направленных
на
развитие
детской
вопросительности.
У.: Есть птицы, которые не умеют летать, но зато умеют быстро бегать;
некоторые до 60 км/час. Это…
Дети отвечают на этот вопрос. На экране появляется изображение страуса,
слайд 8.
У.: Что интересного вы знаете про страусов? Почему они не умеют летать?
Здесь
были
разные
ответы.
И
про
большой
вес, и
про отсутствие
крыльев. В классе обнаружились дети, кто видел страусов на страусиных
фермах.
У.: Есть птицы, которые не умеют летать, но зато умеют замечательно
плавать под водой. Это… Дети отвечают. На экране появляется изображение
пингвина, слайд 9.
У.: Рассмотрите картинку. Как вы думаете, а почему они не умеют лететь, но
замечательно плавают.
Был вопрос учителя и про то, почему пингвины не умеют бегать так же
быстро как страусы. Сравнивать объекты между собой дети умеют, и им это
нравится. Особенно когда они сравнивают не просто «ложку с вилкой», а то,
что вызывает у них симпатию. Вот и у пингвина – лапки коротенькие, куда на
них побежишь? Сам он – толстоватый, не то что – страус. Но все равно –
такой молодец. И детенышей своих любит, и в детский сад их водит. И т.д.
У.: Есть птицы, которые умеют летать, но добычу добывают под водой,
ныряя туда, разогнавшись в воздухе. Это….(на доске появляется изображение
зимородка, слайд 9).
Здесь, кстати, могут прозвучать разные версии. В связи с эти возникает
коллизия – кого помещать на слайд – зимородка, чайку, олушу, кайру? Можно,
конечно, что-то одно, согласившись и с другими версиями. Можно и всех сразу,
уточнив, кто на этом слайде знаком детям.
У.: Что помогает птице ловко хватать добычу?
У.: Есть птицы, которые могут бегать по дну ручьев и ловить там мелкую
живность. Это… (на доске появляется изображение оляпки, слайд 10).
Оляпку дети не знали. Взрослый назвал ее по имени сам. И это вполне
нормально. Главное, что детям было понятно само противопоставление и
удивительность птицы.
У.: Как вы думаете, благодаря чему оляпка может бегать по скользкому
каменистому дну?
Варианты
ответов
были
разные,
в
большинстве
они
касались
устройства лап, коготков. Была реплика и про возможность не дышать под
водой.
Это дает нам возможность сделать еще один очень важный шаг в
сторону усиления детской учебной самостоятельности.
Ведь
мы
можем
предложить
детям
самим
сформулировать
дополнительные
вопросы,
например,
про
оляпку.
Потенциально
возможных
вопросов, в общем-то, много: Как она не замерзает под водой, как она видит
под водой, как они бегают – по течению, против течения или поперек, как она
там не дышит, где она съедает свою живность – на суше или под водой, как
она не промокает. И т.д.
Согласитесь, важно ведь не только проинформировать детей, какие
птицы бывают и на какие группы они делятся. В начальной школе важно, чтобы
у
детей
возникло
собственное
(!)
отношение
в
природе
и
к
ее
живым
существам.
А
отношение
(познавательное,
в
том
числе)
возникает
через
собственное удивление в виде собственных вопросов.
Но вот смогут ли задать их дети (из какого-то другого класса), во
многом привыкшие слушать ответы на незаданные ими самими вопросы?
Кстати, на эти вопросы не обязательно отвечать. У детей должна
возникать
и
другая
привычка
в
противовес
привычки
быстрого
получения
ответа на любой вопрос. В науке на отдельные вопросы люди отвечают по
несколько
лет.
А
есть
научные
вопросы,
которые
решают
уже
не
одно
столетие. Есть вопросы, которые интересно обдумывать. И это вопросы
познавательного характера. И такие вопросы имеют отношение к мышлению.
Вопросы, на которые хочется получить быстрый ответ – это вопросы
из кроссворда. И это – про память и информированность.
…Развитие
детской
вопросительности,
создание
ситуаций,
направленных на инициацию самостоятельных детских вопросов на уроках – к
сожалению,
не
является
важной
задачей
курса
«Окружающий
мир».
Более
важными задачами является информирование или, в лучшем случае, решение
проблемных задач, сформулированных взрослым.
Но
умение
решать
задачи,
сформулированные
другими
и
умение
формулировать
собственные
проблемные
ситуации
-
это
«две
большие
разницы». Второе умение имеет гораздо большее отношение к мышлению.
Сделать, правда, это не очень просто. Курс «Загадки природы» (1 – 4 классы)
во многом ориентирован на развитие у детей способности самостоятельно
формулировать
проблемные
вопросы-противоречия
и
самостоятельно
их
решать.
Другое дело, что развитие этого умения имеет свою логику и свои
этапы
в
течение
четырех
лет
обучения.
Например,
наши
исследования
показывают, что первоклассники и частично второклассники на первых этапах
работы
с
естественно-научным
материалом,
обсуждаемые
объекты
сравнивают с человеком. В этом выражается их антропоморфный взгляд на
природу. И вопросы в этом возрасте имеют антропоморфную природу: «Как
корень пьет воду, ведь там нет никаких ротиков?», «Как пингвины узнают
своих детенышей в детским саду?», «Как паук не запутывается в своих восьми
лапах?» и т.д.
Во втором и частично в третьем классе объекты (в данном случае,
живые
существа)
начинают
сравниваться-противопоставляться
типичному
представителю той или иной группы.
В третьем и четвертом классах школьники могут уже самостоятельно
формулировать вопросы проблемного (противоречивого) характера: «Как из
жидкого белка и желтка появляется твердый цыпленок?», «Как, благодаря чему
вода в растении поднимается снизу вверх, ведь обычно они течет сверху
вниз?», «Как вода попадает в корень, ведь он плотный?» и т.д.
У.: Есть птицы, которые выводят птенцов в феврале, в самые морозы. Это…
(на доске появляется изображение клеста, слайд 11).
У.: Чем примечательна эта птица? Кто знает, чем питаются клесты? Как вы
думаете, почему птенцы у этой птицы появляются зимой?
Появление
яркого
слайда
клестов
вызвало
большое
оживление
у
школьников.
Слайд был хорош по качеству, клювы клестов поразили детей до глубины
души.
Многие
дети,
глядя
на
них,
пробовали
при
помощи
движения
рук
объяснить и соседям, и самим себе, как при помощи таких клювов можно
извлекать семечки из шишек.
В
целом,
если
не
ограничивать
себя
рамками
45
минут,
можно
пригласить к доске желающих и обсудить с их помощью процесс извлечения
семечек.
Думаю,
это
будет
не
простое
задание
для
детей.
Потому
как
оно
требует пространственного воображения.
У.:
Есть
птицы,
которые
питаются
змеями.
Это…(на
доске
появляется
изображение змееяда, слайд 13).
Змееяда дети не знали, его вид произвел со слайда на них серьезное
впечатление. В общем, не все так просто в птичьем царстве.
И еще. Проектор, интерактивная доска или экран – существенно меняют
ситуацию на уроке. С одной стороны - эмоциональная насыщенность цветного
слайда. С другой – иная организация хода работы.
У.: Есть птицы, которые умеют стоять на одной ноге. Это…(на
доске
появляется изображение цапли, слайд 14).
У.: Почему цапля стоит на одной ноге?
Этот
вопрос
вызвал
в
классе
оживленные
разговоры.
Версии
были
разные. Для учителя же здесь основной вопрос заключается в следующем – как
быть с этими версиями, если они все разные, а некоторые из них более чем
экстравагантные.
Так среди версий ответов была и такая. Цапля стоит на одной ноге,
второй
же
она
собственно
и
ловит
лягушек.
Этой
же
лапой
потом
она
пользуется как рукой, отправляя с ее помощью пойманных лягушек себе в рот,
точнее – клюв.
Какие здесь варианты?
Нам
нужны
разные
версии,
чтобы
у
каждого
ребенка
появилось
собственное описание происходящего для того, чтобы потом и к «правильному
ответу» они могли отнестись осмысленно.
Так как разные версии не есть «правильные» или «не правильные» (это
версии-предположения!),
то
сам
факт
высказываний
не
воспринимается
детьми
и
учителем
как
правильный или
ошибочный.
Здесь, однако,
важно,
чтобы взрослый, после того, как задал вопрос, обязательно определили статус
будущих высказываний.
У.: Почему цапля стоит на одной
ноге?
Кто,
какие
версии-
предположения может предложить? У кого – какие версии-предположения
есть на этот счет?
Согласитесь,
что
статус
высказываний
как
версий-предположений
меняет ситуацию обсуждения. Дети уже не стараются угадать правильный
ответ, дети действуют в свободном пространстве предположений. Тем более,
что единственного правильного ответа на сегодняшний день и нет.
Существует два ответа, и каждый из них убедительно объясняет такое
поведение птицы.
Обычно вода в водоёме, в котором она стоит, значительно холоднее воздуха
и первое объяснение, почему цапля стоит на одной ноге – это осуществление
птицей терморегуляции тела. То есть, цапля просто греет поджатую ногу, вынув её
из воды.
Второе
объяснение,
почему
цапля
стоит
на
одной
ноге,
связано
с
её
поведением,
как
охотника
и
поведением
её
добычи,
плавающей
под
водой.
Существует
версия,
что
некрупная
рыба,
головастики,
лягушки
и
прочая
обитающая в мелких водоёмах живность не в состоянии отличить одинокую ногу
цапли от, скажем, стебля камыша и без опаски к ней приближаются. Хитрой цапле
остаётся только половчее схватить введённую в заблуждение жертву.
Однако ограниченный объем времени (45 минут) мешает нам каждый раз
чуть подробнее остановиться на самом интересном. Поэтому урок-диалог, на
которых есть место детским разговорам, предположениям, спорам не может
быть меньше двух уроков. За это время уже есть возможность продуктивно
«освоить» выбранную тему.
К сожалению, проверить версии детей вряд ли получится. В Интернете
есть видео-зарисовки охоты цапель. Но там они чаще шагают, высматривая
добычу, нежели стоят на одной лапе в ожидании.
Поэтому учитель, в качестве подведения итогов, просто перечисляет
те версии-предположения, что прозвучали в ходе этого обсуждения.
Шаг 5.
Физминутка «Индюк»
Ходит по двору индюк
Среди уток и подруг.
Шаги на месте
Вдруг увидел он грача,
Остановиться, удивленно
посмотреть вниз
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал,
Потопать ногами
Крыльями захлопал,
Руками,
словно
крыльям,
похлопать
себя по бокам
Весь раздулся, словно шар
Руки на поясе
Или медный самовар,
Сцепить
округленные
руки
перед
грудью
Затряс бородою,
Помотать
головой,
приговаривая
«бала – бала – бала», как индюк
И понесся стрелою.
Бег на месте
Шаг 6.
Итак, мы предложили школьникам поработать с теми странностями в
жизни
птиц,
что
сформулировали
сами,
потом
выделить
странности
в
тексте-описании той или иной птицы, затем – попробовать сформулировать
странность уже самостоятельно.
У.: Посмотрите, сколько удивительных птиц мы сегодня увидели, а в чём
странность следующих птиц, попробуйте определить сами.
Работать будем в группах. Прочитайте внимательно текст и определите
особенности и странности каждой птицы. Выдаются тексты с описанием птиц.
Этот такт работы весьма интересен. У школьников на руках тексты,
их нужно прочитать и в группах договориться о какой странности идет речь.
…В
уже
изданных
издательством
«Просвещение»
контрольных
тренировочных материалах для 4 класса по курсу «Окружающий мир», много
заданий на проверку умения школьников работать с естественно-научными
текстами. Работа с текстами предполагает и такие умения, как искать
информацию,
неявно
заданную
в
тексте; интерпретировать
информацию,
составлять описание.
Давайте прочитаем эти тексты, а потом вернемся к их обсуждению.
1. Совы иногда селят в своих гнёздах маленьких змей. Делают они это для
того,
чтобы
уберечь
свою
еду
от
поедающих
ее
насекомых.
Змеи
легко
справляются с такими вредителями, в результате чего птенцы быстрее растут и
меньше болеют.
2. Во время полёта белоголовый орлан может перевернуться вверх ногами
и продолжать парение в таком виде. Прибегать к этому манёвру птица может по
нескольким причинам — например, для использования когтей во время защиты от
нападения сверху, или просто в качестве брачного ритуала.
3. Стриж может находиться в воздухе без остановок 2 -3
года,
на
протяжении этого времени птица ест, пьет, спит не садясь на землю, и покрывает
расстояние до 500 000км.
4. Аисты во время перелётов периодически могут засыпать на лету на 10
минут. Утомившийся аист перелетает в центр косяка и закрывает глаза. Слух у
него при этом обостряется, спереди и сзади он слышит щелканье крыльев и не
теряет направление и высоту. За десять минут он набирается сил и перелетает в
голову или в хвост косяка, уступая место другому аисту.
5. Птичка поползень отличается тем, что запросто лазает по деревьям или
по скалам как вверх, так и вниз головой.
Итак, мы видим, что в этих текстах есть скрытая загадка.
Да, удивительно, что совы селят в своих гнездах маленьких змей. Но, во-
первых, как они, совы, их ловят? Как змеи не кусают этих сов и их птенцов?
Почему змеи не уползают из гнезда? Как птенцы не съедают этих маленьких
змей?
Орлан может парить, перевернувшись вверх ногами. Но как у него это
получается? Как он управляется в полете?
Текст про аиста может быть, кстати, сокращен в части объяснения, как
он летит, спя. И тогда вопросы про эту способность возникнут.
Таким образом, в ходе этой работы школьники работали и с текстом
(выделяя исходную, базовую странность в повадках той или иной птицы) и с
контекстом.
Следующий
вид
работы,
который
можно
и
нужно
предложить
второклассникам
–
это
попробовать
самостоятельно
сформулировать
предложения, выстроенные по принципу «есть птицы, которые в отличие от
обычных птиц могут..., умеют…, имеют…».
Работа может быть организована индивидуально, но лучше – в группах.
Очевидно,
что
это не
простая
работа.
Ведь
здесь
нужно
формулировать
утвердительное
предложение,
в
котором
упаковано
противопоставление
интересующей нас птицы в сравнении с типичной. Но эта работа – один из
шагов
в
развитии
способности
самостоятельно
формулировать
вопросы
проблемного характера.
По окончанию работы формулировки произносятся вслух, обсуждаются с
точки
зрения
понятности
и
записываются
в
тетради.
Авторство
формулировок может быть так же обозначено.
Если
такое
занятие
проводится
в
течение
двух
уроков,
данный
фрагмент работы может быть более развернутым.
Взрослый
вначале
предлагает
школьникам
известные
им
объекты
и
известные
им
форматы
сравнения.
Например,
взрослый
говорит:
«Можно
сравнить апельсин и яблоко и сказать, что они оба круглые. Скажите, по
какому признаку (основанию) мы сравниваем эти объекты? Далее, апельсин –
оранжевый, а яблоко – зеленое. По какому признаку (основанию) мы сейчас
сравниваем
эти
объекты.
Апельсин
и
морковь…
И
т.д.
На
эти
вопросы
второклассники
могут
дать
ответы.
Лучше,
если
они
будут
при
этом
работать в группах. Тогда большинство, а не только самые активные, смогут
как-то высказаться, с чем-то согласиться, а чему-то возразить.
После этого спрашиваем: «А в первом предложении про птиц (есть птицы,
которые не умеют летать, но зато умеют быстро бегать; некоторые до 60 км/час.)
мы их сравнивали по какому признаку-основанию? А во втором предложении? И
т.д.».
Урок, который мы обсуждаем, показывает, что дети ответили на все
вопросы
о
противопоставлениях.
Т.е.
с
логической
формой
работы
они
справились. А вот смогут ли они логические основания сравнения представить
в виде языковых формулировок? Такая работа будет довольно сложной для
этого возраста, но выполнимой. И опять же – работу нужно организовать в
группах.
Выделенными
основаниями
будут
«способ
передвижения»,
«место
обитания», «способ охоты». «объект питания». «размеры тела», а так же
могут быть «особенности окраски», «особенности пения», «тип гнезда» и т.д.
Следующий
шаг
работы
–
сформулировать
утверждения-
противопоставления «есть
птицы,
которые
в
отличие
от
обычных
птиц
могут..., умеют…, имеют…» по тому или иному основанию. Каждая группа
формулирует свое утверждение-противопоставление, например, по основанию
«устройство клюва». На столы в группы можно выложить несколько картинок
птиц (пеликана, цаплю, орла, сову, кулика). После этого выслушиваем всех,
соглашаемся, насколько утверждение соответствует исходному основанию и
т.д. Понимаем, что одно дело – «устройство клюва», другое – «тип питания».
Эти два момента дети могут спутать.
У.: И в заключении давайте ответим цыпленку:
- что мы узнали;
- чему удивились;
- что еще хотели бы узнать.
Этот
фрагмент
занятия
как
подведения
итогов
в
части
оценки
саморазвития
более
чем
уместен.
На
занятии
действительно
было
что
узнать, чему удивиться и, что важно, сформулировать вопросы на будущее.
У.: Урок окончен, всем спасибо за работу!