Автор: Шабалина Дарья Андреевна
Должность: тренер-преподаватель по эстетической гимнастике
Учебное заведение: МБОУДО "Дворец спорта для детей и юношества "Олимп" г. Йошкар-Олы
Населённый пункт: город Йошкар-Ола
Наименование материала: ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА - ОДНО ИЗ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Тема: Эстетическая гимнастика
Раздел: дополнительное образование
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА - ОДНО ИЗ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ,
РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Д.А.Шабалина
тренер-преподаватель МБОУДО «Дворец спорта для детей и юношества «Олимп»
Аннотация. Эстетическая гимнастика - одно из направлений внеурочной
деятельности, является сильным эмоционально-положительным фактором,
который, повышает активность школьника и оказывает благотворное
влияние на всестороннее развитие организма .
Ключевые
слова: эстетическая
гимнастика,
физическая
культура,
хореография, младший школьный возраст, координационные способности,
гибкость.
Эстетическая гимнастика - новый вид спорта, впервые официально
появившийся в Финляндии 10 лет назад. Из этой северной страны он быстро
распространился по всему миру и стал популярным. В России всего лишь в
2005 году приказом № 459 Федерального агентства по физической культуре
и спорту Российской Федерации официально утверждается новый вид спорта
- эстетическая гимнастика.
Основным направлением данного вида спорта является - массовость, но
также существуют команды, собранные из профессиональных гимнасток.
Среди этих команд ежегодно проводятся Чемпионаты мира. Эстетическую
гимнастику
часто
называют
«синхронным
плаванием
на
суше».
Действительно, эти виды спорта очень похожи, только девушки выступают
не в бассейне, а в зале. Эстетическая гимнастка - это только командный вид
спорта.
Регулярные занятия этим видом спорта помогут укрепить здоровье,
развить правильную осанку и физические качества, освоить простейшие
упражнения хореографии, развить такие специфические качества как
музыкальность, выразительность, повысить творческую активность.
Истоки
возникновения
эстетической
гимнастики
достаточно
разнообразны: гимнастические,
пластические и
ритмические
системы,
народный
и
классический
танцы,
выполняемые
с
музыкальным
сопровождением.
Все
это
способствует
воспитанию
красоты
и
выразительности движений занимающихся. Содержание и методика занятий
эстетической гимнастикой во многом определяются морфологическими и
функциональными особенностями женского организма.
В основу методики преподавания физических упражнений положен
принцип биологической целесообразности, поэтому во время занятий
эстетической гимнастикой используются умеренные нагрузки, подбираются
целостные,
динамичные
и
танцевальные
упражнения,
наиболее
соответствующие
особенностям
моторики
женского
организма
и
благоприятно
воздействующие
на
эмоциональное
состояние.
На
сегодняшний день в эстетическую гимнастику вводятся давно забытые
предметы, бывшие в женской гимнастике. Это вымпела, шарфы, веера и др.
Эстетической гимнастикой решаются следующие задачи:
Ø
развитие потребности к движению и пластике;
Ø
выявление и развитие творческих способностей у занимающихся;
Ø
развитие физических качеств в соответствии с физиологическими
особенностями организма девочек;
Ø
формирование правильной осанки;
Ø
воспитание физической культуры личности;
Ø
воспитание чувства сплоченности и командного единства.
Мы решили включить элементы эстетической гимнастики как раздел
обучения
хореографии
и
проследить
влияние
на
динамическую
подготовленность девочек.
Данная тема исследования выбрана и разработана не случайно, поскольку
учителя физической культуры и педагоги дополнительного образования на
своих уроках, занятиях часто сталкиваются со следующими проблемами: у
детей с нарушением слуха младшего школьного возраста недостаточно
хорошо развит вестибулярный аппарат, низкая степень устойчивости тела
при различных способах перемещения в пространстве, отсутствует грация и
пластика движений, наблюдается малоподвижность в суставах, а также
нарушение осанки и косолапость.
В результате неслышащие обучающиеся испытывают затруднения в
усвоении вращательных движений, упражнений для сохранения равновесия в
пространстве и упражнений, требующих легкого, изящного и точного
выполнения.
Диагностика
уровня
гибкости
и
координационных
способностей
у
неслышащих младших школьников проведенная перед экспериментом
выявила: при замере физического качества - гибкость - на высоком уровне
6,8% результатов, на среднем уровне 6,8%, на низком уровне 86,4%;
координационные способности показали - высокий уровень 16,8 %, средний
уровень 13,3 %, низкий уровень 69,9 % результатов.
Мы предположили, что использование средств эстетической гимнастики
будут
способствовать
формированию
гибкости
и
координационных
способностей неслышащих младших школьников.
В
ходе
исследования
изучалась
методика
обучения
эстетической
гимнастики в сочетании с хореографией для детей с нарушением слуха
младшего возраста, анализировались и обобщались научные факты и
материалы. Для мониторинговых исследований была подобрана гетерогенная
батарея, состоящая из четырех тестов (ориентирование в пространстве,
сохранение устойчивости позы (равновесие), чувство ритма, способность к
гибкости в поясничном отдел), разработанная профессором И.А. Винер с
соавторами, которая позволила изучить комплексное проявление гибкости и
координационных способностей.
На основании полученных первоначальных результатов мониторинга нами
была сформирована экспериментальная группа, на которой апробировалась
разработанная
программа,
рассчитанная
на
4-летний
курс
обучения,
предполагающая обучение детей, начиная с 7-летнего возраста и до 11 лет.
Главной
особенностью,
разработанной
нами
программы,
являлась
интеграция в единые целые основы эстетической гимнастики и хореографии.
Четвертый
раздел
программы -«Элементы
эстетической
гимнастики» включает
в
себя
элементы
танца,
пластики,
мимики,
пантомимы, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета, а
также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики и
художественной гимнастики.
Важное место в построении занятий занимает методика составления
учебных
комбинаций
(комбинированных
заданий),
т.
е.
различных
соединений из движений классического и народных танцев, прыжков,
равновесий, поворотов, элементов эстетической гимнастики и т. п.
Для проведения педагогического эксперимента была определена группа в
составе 10 человек, которая обучалась по разработанной нами программе.
По итогам второго года обучения применение хореографии с элементами
эстетической гимнастики на занятиях оказало положительное влияние не
только на освоение практического материала (неслышащие дети научились
точно воспроизводить и правильно выполнять предлагаемые задания,
быстрее осваивать движения и исполнять заданные комбинации), но и на
динамическую
подготовленность
обучающихся
с
нарушением
слуха
(улучшилась
гибкость,
прыгучесть,
повысились
координационные
способности,
выносливость:
гибкость
-
на
высоком
уровне
29,5%
результатов,
на
среднем
уровне
19,1%,
на
низком
уровне
11,4%;
координационные способности показали - высокий уровень 32,5 %, средний
уровень 13,3 %, низкий уровень 4,2 % результатов).
Полученные
результаты
мониторинга
позволили
подтвердить
целесообразность
использованных
средств
и
методов
хореографии
с
элементами эстетической гимнастики и их положительное воздействие на
развитие таких двигательных качеств как гибкость и координация движений.
Список литературы
1. Барышникова, Т. А. Азбука хореографии / Т. А. Барышникова. - М.:
Айрис- Пресс, 2001. - 272 с.
2. Карпенко, Л. А. Методика оценки и развития физических способностей у
детей занимающихся художественной гимнастикой: учебное пособие / Л.А.
Карпенко, И.А. Винер, В.А. Савицкий. - М.: ВФХГ СПбГУФК им. П.Ф.
Лесгафта, 2007. - 76с.
3. Фомин, А.С. Детский танец в системе воспитания и образования: метод,
рекомендации для студ. ФДВ и ФНК / А. С. Фомин. - Новосибирск: Изд-во
НГПУ, 1989. - 55 с.
4. Эстетическая гимнастика - новое направление в гимнастическом спорте //
Современное профессиональное образование: актуальные проблемы и пути
совершенствования:
материалы
Всероссийской
научно-методической
конференции (г. Волгоград, 15-16 февраля 2005 г.) / под ред. А.И.
Шамардина. - Саратов: Научная книга, 2005. - С. 298-300.