Автор: Чекоданова Ольга Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные формы рисования с детьми пятого года жизни"
Раздел: дополнительное образование
Особенности математического развития детей 4-5 лет
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка.
Оно не сводится только к тому, чтобы научить считать, измерять и решать
арифметические задачи. Оно подразумевает еще и развитие способность видеть,
открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, уметь их передавать с
помощью знаков, символов.
Ещё в раннем детстве малыши сталкиваются с предметами, различающимися по форме,
цвету и количеству. В этом возрасте начинают формироваться основные элементарные
представления и способности ребенка. Первые игрушки напоминают геометрические
фигуры: кубики, конструкторы, пирамидки. Счёт начинается с вопросов мамы: «Скажи,
сколько тебе годиков?». Родители детей учат называть формы игрушек их величину,
количество.
Через игровую деятельность формируются способности различать разные свойства и
особенности предметов. У малыша формируется первое понятие о математике, хотя он об
этом пока ещё не знает и не осознает. Сознание ребёнка в раннем детстве хаотичное.
Родители учат детей сопоставлять, группировать предметы, называть их своими именами.
Через наглядно-предметные действия - они помогают ребёнку запоминать услышанное на
основании предметных образов. До трёхлетнего возраста ребёнок уже умеет группировать
предметы по их внешним признакам, цвету, форме. Так, например ребёнок может
отложить зелёные игрушки от красных, выбрать карандаши из кучи других предметов и
сложить их вместе, может сложить по размеру, по порядку колечки пирамидки.
Занимаясь с предметами через игровую деятельность ребёнок сравнивает их. С этого и
начинается первое знакомство с математикой.
К четырём годам дети с лёгкостью считают до пяти, а чуть постарше до десяти, но они
могут и ошибаться в счёте.
В нынешнем современном обществе одним из требований к дошкольному воспитанию
является получение детьми математических знаний и элементарных представлений в
детском саду.
Математика является самостоятельным образовательным предметом и рассчитана на
развитие интеллектуальных способностей в зависимости от природного потенциала
дошкольников. Ее роль в развитии элементарных представлений у дошкольников очень
велика. В ходе такого рода занятий у ребёнка развиваются и
формируются познавательные и личностные способности.
В процессе обучения, через средства математических занятий ребёнок получает первые
представления о математических понятиях.
Математика одна из немногих дисциплин, которая охватывает разные стороны личности
детей. В процессе формирования элементарных математических представлений и
обучения у дошкольников активно развиваются все познавательные процессы: речь,
мышление, память, восприятие, представление. Это становится действенным, если при
постановке занятий, учитывается периодичность и последовательность развития
познавательных процессов у ребёнка, в зависимости от психофизического развития
каждого ребёнка.