Авторы: Желанова Марина Николаевна, Петрова Екатерина Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ Свердловская школа №2, МБОУ СОШ №2 им. В.В. Дагаева
Населённый пункт: Лосино-Петровский Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Проблематика использования методов развивающего обучения на уроках обществознания
Раздел: среднее образование
М.Н. Желанова, Е.С. Петрова
Проблематика использования методов развивающего обучения на
уроках обществознания
В нашей статье рассматривается проблематика педагогики в контексте
использования методов развивающего обучения на уроках обществознания. Целью
процесса преподавания должно являться достижение учащимися запланированных
учителем результатов обучения.
Достичь этого результата может помочь применение различных педагогических
технологий, например, метапредметных, иллюстративных, ассоциативных и т.д. по сути,
педагогическая технология, есть техника реализации учебного процесса, идей,
заложенных учителем при планировании и организации учебной деятельности.
Общепринятое определение термина говорит нам о том, что педагогические технологии -
это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных
процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные
образовательные цели.
Педагогические технологии могут отличаться и контентом и особенностями их
применения на практике. Но, в любом случае, они должны быть направлены на развитие
образовательного процесса. Профессор Олешков М.Ю. указывает, что любая
педагогическая технология должна быть универсальной, легко тиражируемой и
воспроизводимой. С этим сложно не согласиться, в наше время доступности информации
возможности простой и быстрой коммуникации внутри педагогического сообщества.
Быть сегодня грамотным специалистом, быть на «гребне волны» процесса
обучения не представляется возможным без изучения и дальнейшего использования
арсенала педагогических технологий.
При этом стоит отметить, что важно не только знакомство, изучение теоретических
основ образовательных технологий, но и их апробация, активное применение на практике,
а также смена использования различных технологий в процессе обучения. Отметим, что
существует достаточное количество педагогических технологий, а потому учителю
необходимо не останавливаться на паре технологий, применение которых доведены им до
совершенства, а пробовать что-то новое. Очевидно, что с течением времени одни
технологии выходят на первый план, становятся популярными, иные же забываются и
используются реже.
Рассмотрим несколько педагогических технологий, которые были и остаются в
практике современных педагогов.
Игра – один из основных видов деятельности человека. Одним из популярных
видов педагогических технологий являются игровые технологии, включающие в себя
способы и приемы активизации творчески- поисковой деятельности. Игра, как метод
обучения отличается высоким эмоциональным откликом у учеников, способствует более
высокому уровню мотивации и вовлеченности в изучаемый материал. Применение
игровых технологий необходимо, так как очевидна ценность в психолого-педагогическом
аспекте. Само понятие игровых педагогических технологий включает довольно широкую
группу приемов в виде различных педагогических игр. Отличием такой игры от
понимания игры в привычном нам смысле выступает наличие четко поставленной цели, а
также наличие педагогических результатов. Отметим и широкий спектр применения
игровых технологий: самостоятельная технология, как элемент педагогической
технологии, форма урока или его части, а также возможность использования при
внеклассной деятельности.
Таким образом, игровые технологии выступают как уникальная форма обучения,
позволяющая сделать более увлекательным не только изучение нового материала, но его
отработку. Главные условия при использовании игр на уроке – вложить в нее
образовательное содержание, цель и назначение, для того, чтобы наша игра не потеряла
смысл.
Применение технологии коллективных заданий дает очень хороший эффект для
образования навыков межличностного общения. Разберем прием «Работа в группах на
уроке». В ходе внутренней дискуссии ученики улучшают коммуникативные навыки,
учатся выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, вырабатывать
комплексный, коллективный ответ на поставленную задачу.
Еще хорошим приемом является опережающее домашнее задание, рассчитанное на
подготовку в группе. Например, урок, посвященный различным политическим режимам
можно провести в форме презентаций мини проектов, подготовка которых была задана в
качестве опережающего домашнего задания. Коллективный смотр и обсуждение являются
отличной формой групповой познавательной деятельности. Использование
информационных технологий, например, подготовка ответа в виде электронной
презентации, позволяет сделать данный вид работы еще более интересным для ребят, они
могут проявить свои персональные графические предпочтения и креативные способности
при подготовке материала.
Все чаще на практике используются информационно-коммуникационные
технологии. В настоящее время ученикам недостаточно просто усваивать информацию,
полученную от учителя, из учебника, библиотечного фонда. Чтобы соответствовать
требованиям времени, ученики должны осваивать и использовать в работе
информационные возможности, которые предоставляют им современные технологии.
«Транспортом» в получении знаний здесь, как правило, является Интернет. Объем
информации, доступный ученикам, необъятен и здесь очень важная роль учителя
выступать в качестве гида для ребят, научить их пользоваться этим потоком информации
рационально.
Существует огромное множество информационных ресурсов, которые можно
использовать как в рамках проектной деятельности или подготовки к сдаче ГИА, так и в
ходе самостоятельного изучения материала, например, в случае дистанционного
обучения.
Подготовка презентаций по проектам позволяет ученикам получить навыки, без
которых будет очень сложно хорошо проявить себя на последующих ступенях
образования.
Таким образом, школьник уже является не просто потребителем информации, но
выступает в качестве исследователя, является центральной фигурой образовательного
процесса. Роль преподавателя изменяется. Теперь главная задача учителя установить
корректные цели и задачи обучения и организовать условия, которые необходимы
ученикам для успешного решения образовательных задач. Здесь речь не о технических
средствах, но о методах обработки и восприятия информации.
Все большую популярность приобретает технология критического мышления, в
основе которой лежит идея не принимать всякую информацию за истину, не имея
доказательств, но при этом быть открытым для новых идей.
Основа технологии — построение урока по определенному алгоритму:
последовательности трех стадий (фаз) — вызов, осмысление и рефлексия. Данная
технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов,
которые позволяют успешно развивать информационную компетентность учащихся.
На первом этапе происходит актуализация имеющихся знаний, а также
формирование интереса к получению новой информации. На второй стадии происходит
осмысленная работа с новым материалом посредством, например, составления таблиц,
кластеров, графиков и др. основной задачей данной ступени является получение
информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание
собственного понимания. На этапе рефлексии учащиеся систематизируют полученную
информацию, вырабатывают собственное отношение к материалу, переосмысливают свое
представление с учетом новой информации, а также формулируют вопросы для
дальнейшего изучения темы.
Технология критического мышления содержит оригинальные методы и средства
выбора и обработки информации, умения оценить ее необходимость, осмыслить, и
применить для решения познавательных и коммуникативных задач.
Только активная самостоятельная работа учения может привести к долгосрочному
положительному эффекту от процесса образования.
Сегодня в наших школах прежде всего используются образовательные методики и
технологии, обеспечивающие реализацию требований ФГОС.
Использование современных педагогических технологий позволяет решить
проблему личностно-ориентированного образования. Задача организации активной
познавательной деятельности становится основной для учителя и накладывает
дополнительные требования. Его профессиональные навыки теперь направлены не
столько на контроль знаний обучающихся, сколько на диагностику их учебной
деятельности.
В такой ситуации преподаватель должен обладать всем инструментарием методов
обучения и современные технологии выступают в этом отличным помощником.
При рассмотрении педагогических технологий нельзя обойти стороной технологию
развивающего обучения, при которой у обучающихся происходит формирование
осознания учебного процесса, ключевых компетенций, развитие универсальных учебных
действий, а также ключевых компетенций.