Автор: Полухинских Светлана Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Киришская детская школа искусств"
Населённый пункт: г.Кириши, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основные аспекты и барьеры воспитания творческой личности ребенка в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Киришская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«
Основные аспекты и барьеры воспитания
творческой личности ребенка в классе фортепиано»
Автор: Полухинских Светлана Григорьевна,
преподаватель МАУДО «КДШИ»
г. Кириши
2022г.
Цель:
1
Исследовать принципы и этапы воспитания и формирования
творческой личности ребенка в процессе музыкально-
исполнительской деятельности.
Задачи:
1. Обобщить методы и приёмы педагогического воздействия,
раскрывающие творческий потенциал ребенка.
2. Поделиться с коллегами общими понятиями психолого-
педагогических основ и условий продуктивной учебно-
воспитательной работы.
3. Обозначить педагогические проблемы в сфере когнитивного
и эмоционального развития детей и способы их решения.
Музыкально-творческая
деятельность
в
условиях
дополнительного
образования детей позволяет целенаправленно развить умения и навыки в
области инструментального исполнительства и воспитать профессиональные
и
личностные
качества
ребенка,
необходимые
для
дальнейшего
профессионального
обучения.
Современные
дополнительные
образовательные
программы,
в
соответствии
с
федеральными
государственными
требованиями ставят перед преподавателем
учебно-
воспитательные задачи, такие как:
- духовно-нравственное развитие личности;
- социализация личности;
- формирование устойчивого отношения к базовым и культурным
ценностям,
- общая компетентность;
- воспитание творческой личности;
- самоопределение учащихся.
Каждая из этих задач требует определенного педагогического
воздействия
воспитательного
характера.
Очевидно,
что
воспитание
творческой
личности,
способной к продуктивной
деятельности и
самоопределению, выходит далеко за рамки учебного плана и освоения
репертуарной программы. Выполнение этой сложнейшей задачи возможно
только
при
условии
непрерывного
педагогического
наблюдения,
диагностики,
планирования
и
анализа
образовательного
процесса
учащегося.
Какие же факторы повлияют на формирование и воспитание творческой
личности в процессе обучения?
По сути, их три:
2
- личностные качества самого педагога, его готовность
к учебно-воспитательной деятельности;
- личностные качества ребенка, сформированные внутренней
мотивацией;
- условия для реализации данной учебно-воспитательной
деятельности.
Рассматривая учебную деятельность ребенка как процесс становления
творческой личности, преподавателю необходимо понимать, какие аспекты
будут иметь
решающее значение
в успешной
реализации
этой
деятельности.
По
мнению
психологов,
существует
три
врожденных
потребности личности, это потребность:
- в свободе (автономии), «я хочу сам»;
- опытности (компетентности) «хочу уметь»;
- принадлежности, «жду, что меня принимают,
понимают и любят».
Удовлетворение все трех потребностей
взаимосвязано. Оно происходит,
если преподаватель:
- дает ребенку свободу выбирать, искать, рисковать (автономия),
- внимателен к зоне его трудностей, в которой ребенок пробует свои
силы (накопление компетентности);
- создаёт особую атмосферу доброжелательного взаимопонимания
(ощущение принадлежности).
Благодаря этому, у ребенка усиливается внутренняя мотивация, которая и
будет главным условием творческой деятельности.
Для использования потенциальных возможностей ребенка,
преподавателю следует учитывать его возраст, так как потребности личности
проявляются как способ деятельности по возрастным категориям:
3-10 лет - игра, подражание;
10-15лет - самопознание и поиск смысла;
15 лет и старше - самовыражение, самоутверждение,
самосовершенствование, которые интегрируются в более сложную
социальную потребность - самоопределение.
Мотивационный аспект поведения лежит в основе любой деятельности
человека.
Именно
этот
аспект
рождает
стремление
к
познанию,
саморазвитию и росту; проявляется в общей активности, любознательности,
игре, творческом поиске и совершенствовании – и все это без каких-либо
специальных подкреплений. А вот в каком случае
мотивация будет
наиболее сильной, зависит от деятельности, выбранной в соответствии с
доминирующими потребностями, так называемым ядром личности - то
есть самой существенной личностной чертой человека. Отсюда следует, что
воспитание, а в более широком смысле — формирование личности ребенка,
3
должно быть связано, прежде всего, с выявлением и удовлетворением его
доминирующей потребности.
Если занятие музыкой находится в противоречии с доминирующей
потребностью ребенка,
то,
несмотря на первоначальный интерес к
предмету, внутренняя мотивация постепенно угасает, а результативность
такого обучения становится крайне низкой.
Рассмотрим проблему в области музыкальной творческой деятельности.
Вот лишь несколько критериев показателей мотивационных аспектов
поведения, как личностных качеств ребенка:
- повышенная чувствительность к звукам, цвету, формам;
- познавательная активность;
- увлеченность;
- эмоциональное сопереживание;
- интерес к неизвестному, загадочному;
- интерес к сложным играм;
- хорошая память;
- хорошая речь;
- яркое воображение и фантазия;
- настойчивость в учении;
- разносторонние интересы;
- способность к самоорганизации и т.п.
Безусловно, для занятий музыкальным творчеством, первостепенным
качеством является музыкальность ребенка, которая представляет комплекс
способностей:
• музыкальный слух с его компонентами: мелодический, тембровый,
динамический и гармонический;
• ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые
функции звуков мелодии;
• способность произвольно пользоваться слуховыми
представлениями, отражающими звуко-высотное движение;
• музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно
переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность
музыкального ритма и точно воспроизводить его;
• музыкальное мышление;
• музыкальное воображение;
• музыкальная память;
• исполнительские способности.
Процесс формирования музыкальности определяется, прежде всего,
потенциалом врожденных качеств ребенка, а в дальнейшем, системой
развивающего обучения и воспитания.
Таким образом, музыкальность -
обусловливает направленность личности, а творческая деятельность, в свою
4
очередь, раскрывает потенциал и развивает личность. Если какая-либо
способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого
развития
других, так как музыкальные способности
не существуют
независимо
друг
от
друга.
Раннее же проявление музыкальных
способностей наблюдается, как правило,
у детей, получающих богатые
музыкальные впечатления.
На ряду с музыкальностью, важнейшим условием творческого
развития
ребенка
является
его
восприятие
–
зрительное,
слуховое,
осязательное, тактильное, эмоциональное. Все представления о предметах и
явлениях формируются на основе восприятия. Особенности восприятия
ребенка определяются не только состоянием органов чувств, но и тем
сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. При стечении
неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных,
способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности
нереализованными. Поэтому для преподавателя, работающего с маленькими
детьми, принципиально важно вовремя устранить барьеры и выработать
систему занятий разностороннего развития детей, приоритетом в которой
будет развитие восприятия. Необходимо использовать такие формы урока,
как: игра, беседа, творческие задания, тактильные упражнения, упражнения
эмоциональных состояний – все, что будет формировать разносторонние
представления ребенка и помогут развить качества необходимые
для
дальнейшей музыкальной деятельности.
Чем больше потенциал личностных качеств, тем больше вероятность
успеха в формировании творческого мышления и творческого развития
ребенка.
Соответственно,
отсутствие
каких-либо
качеств,
превращает
учебный процесс в муштру и натаскивание, сводится лишь к механическому
выучиванию репертуара.
К сожалению, эта проблема знакома всем
преподавателям.
В практической работе с детьми преподаватель фортепиано часто
сталкивается не только с недостаточным потенциалом личностных качеств,
но и с проблемами физического и психологического характера таких, как:
зажатый игровой аппарат, плохо развитая координация движений, неумение
выражать свои мысли, страх перед чужим мнением, неуверенность и
беспокойство. Ответственность у таких детей бывает часто повышенной, а
желание все сделать правильно, приводит к еще большему волнению и
неуверенности в себе.
Выровнять, стабилизировать ситуацию посредством развивающего
обучения, значит подготовить ребенка для творческой деятельности. Эта
работа
требует
от
преподавателя
знания
психологии
и
большого
педагогического опыта - шаг за шагом повышать у ребенка уровень
самооценки. Прежде всего, ученик должен почувствовать, что он – личность.
Закрепление маленьких успехов, постепенно будет укреплять его веру в себя,
5
его убежденность в состоятельности.
Так, по крупицам, закладывается
отношение
ученика
к
работе
музыканта,
требующее
большой
сосредоточенности, решительности, самоконтроля и уверенности в себе.
Так воспитываются эмоционально-волевые качества.
Неуверенность, страх, боязнь выразить свое мнение – это результат
авторитарного метода воспитания и обучения. Его формула:
«Поменьше собственной мысли и побольше поучения», «делай как я».
Музыкант, получивший такое образование нередко чувствует трудности
в общении и беспомощность в выражении своих мыслей. Задача педагога –
не
оставлять
ученика
наедине
со
своими
сомнениями,
страхами
и
неуверенностью. Дать возможность высказывать свое мнение, свободно
выражать свои чувства, дискутировать и делать свои умозаключения,
поднимать в ребенке собственную значимость и уверенность в себе,
воспитывать в нем исполнительскую волю.
В своей книге «Искусство фортепианной игры» Г. Нейгауз пишет:
«Уверенность - является предпосылкой свободы и надо, прежде всего,
добиваться именно её.
Многим начинающим музыкантам свойственна
робость. Они часто берут не те ноты, делают много лишних движений,
бывают скованны. Как бы ни казалось, что это неуверенность чисто
физическая, двигательная, верьте моему опыту, она всегда прежде всего –
психическая.
Человека,
в
котором
гнездятся
такие
недостатки,
как
конфузность, неопределенность, нерешительность – невозможно научить
хорошо играть одними только, пусть даже самыми лучшими, техническими
приёмами. Но в то же время нельзя пренебрегать ими, так как работа над
техническим
аппаратом
является
составной
частью
формирования
мастерства исполнителя».
«Какой прок от самых талантливых действий педагога, если у ученика
не хватает исполнительской воли?» - говорил Г. Гинзбург.
Именно
исполнительская воля музыканта контролирует игровые движения.
Таким образом, решая вопрос психологической свободы, необходимо
выстроить
не
только
личную
коммуникацию
с
учеником,
но
и
коммуникацию ученика внутри класса, между детьми разного возраста
(ансамбли, классные
часы, досуговые программы
и т.д.)
Совместная
деятельность, как процесс творчества старших и младших,
является
основным стимулом личностного развития и самоутверждения растущего
человека.
Коммуникация преподавателя с ребенком
рождает доверие,
уверенность,
взаимный
интерес,
чувство
принадлежности.
В
этих
состояниях ребенок значительно лучше усваивает информацию и осваивает
практические навыки. Позитивно развивается его эмоциональная сфера, без
которой невозможен творческий процесс.
Используя разнообразные формы подачи информации (как личный
показ, так и дидактический материал, фото, аудио и видео материал) важно
6
воспитывать эмоциональный отклик в ребенке, который будет запускать все
другие мотивационные аспекты его поведения и развивать эмоциональную
сферу и эмоционально-волевые качества, такие как :
- фантазия, воображение, изобретательность;
- терпение в занятиях и увлеченность;
- поиск информации в разных источниках;
- готовность участвовать в дополнительных занятиях
и мероприятиях;
- умение преодолевать трудности;
- умение доводить начатое до конца;
- настойчивость в достижении цели.
Как показывает практика, наличие хорошего слуха, памяти, ритма
и интонации у ребенка еще не гарантируют исполнительского успеха.
На первое место, особенно на начальном этапе, выходят все же волевые
качества ребенка, его любознательность, умение логически мыслить. Они и
будут локомотивом учебного процесса. Важно на этом этапе закрепить
рациональную
моторику
движений
игрового
аппарата
ребенка
и
выработать систему восприятия информации,
так как
музыкальное
представление о звуке лежит через технику его извлечения.
Система освоения технических приемов исполнения успешно работает в
сочетании
двух аспектов -
рациональном
и
эмоциональном,
где
присутствуют и логика, и фантазия, и воображение ребенка. Так, скучные
фортепианные упражнения можно вообразить «слоником и белкой», гаммы
– «железной дорогой», квинты и аккорды – «мостами и замками».
Основы начального обучения базируются на развитии логического
мышления и невозможны без рационального познания. Как известно, к
основным формам рационального познания традиционно относят три
логические формы мышления:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Таким образом, накапливая исполнительский опыт ученика - собирая
факты, наблюдения, необходимо расположить их в памяти ребенка в
логическом порядке, который диктуется рациональным мышлением. Ребенка
надо учить мыслить. Хорошо, если на каждом уроке, ребенок будет
рассуждать, сравнивать, сопоставлять, выделять и держать в памяти главное,
так как мышление – это процесс познавательной деятельности и оно
неразрывно связанно с речью. Эмоциональное переживание этого процесса,
его
проговаривание,
позволяющее
свободно
фантазировать,
включать
бесчисленные ассоциации воображения
постепенно будут формировать
творческое, музыкальное мышление.
7
Безусловно, формирование творческого мышления это – накопление
опыта как эмоционально - чувственного, так и практического. На каждом
новом этапе освоения технических и музыкальных задач каждый ученик как
осознанно, так и неосознанно использует накопленный опыт, включая и
логическое и творческое мышление. В какой степени они разовьются у
конкретного ученика, зависит не только от преподавателя, но и от
индивидуальных особенностей
психики ребенка. Сила человеческой
психики как раз заключена в том, что все формы отражения человеком
действительности — воображение, память, разные уровни мышления
сосуществуют в тесном единстве и взаимно дополняют друг друга.
Каковы же критерии оценки творческой личности?
Вот лишь некоторые из них, которые выделил исследователь проблемы
творчества А. Лук:
- видеть проблему там, где её не видят другие;
- сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий
одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении
символы;
- умение применить навыки, приобретённые при решении одной
задачи к решению другой;
- воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;
- легко ассоциировать отдалённые понятия;
- выдавать нужную информацию в нужную минуту;
- гибкость мышления;
- включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы
знаний;
- лёгкость генерирования идей;
- творческое воображение;
- способность доработки деталей к совершенствованию
первоначального замысла;
- принятие нестандартных решений.
Очевидно, чем всесторонне развит ученик, тем большими способностями он
обладает. Поэтому, создание развивающей образовательной среды, для
укрепления внутренней мотивации ребенка, будет важнейшим условием
воспитания творческой личности.
В процессе роста ученика, решая технические и музыкально-образные
задачи, преподавателю необходимо выводить ученика на новый уровень
мышления
активизируя его творческие способности,
в той или иной
степени, сформированные за годы обучения. Можно с уверенностью сказать:
чем
больше
накоплено
апробированного
опыта
с
глубокими
эмоциональными переживаниями учащегося, тем интересней будет процесс,
сопряженный с рождением одного из главных аспектов творчества
-
творческой интуиции.
8
Действие творческой интуиции не ограничивается только музыкальной
деятельностью, и
может оказать
влияние
на всю жизнедеятельность
человека. Именно творческая
интуиция, в определенный момент, даёт
прорыв к воплощению идеи. К примеру, можно часами изучать формулы, но
так и не приблизиться к решению задачи. Сотни раз смешивать краски на
холсте, а картина так и не появится. И, наконец, долгое перебирание звуков
и аккордов не гарантирует создания музыкального произведения. Поэтому,
воспитать ребенка с творческим мышлением и пытливым умом – значит
заложить потенциал дальнейшего его личностного роста и
качеств,
помогающих искать решение в любых творческих и жизненных ситуациях.
Это - уже достижение и это - наша главная цель.
Интуиция и творчество не поддаются формально-логическому описанию,
но существуют методы, их называют эвристическими,
следуя которым
ведется поиск нового, требующий мобилизации таланта, памяти, внимания,
воображения. Воображение - бессознательная способность комбинировать
факты новыми способами, а интуиция - способность переносить нужные
воображаемые образы в сознание.
Многие ученые сходятся во мнении, что феномен интуиции базируется на
когда-то пережитом опыте человека: новых комбинаций или необычного
использования воспоминаний, впечатлений, идей, вычитанных фактов, по
каким-либо причинам недоступных сознанию, но хранящихся в тайниках
психики, образующих область подсознательного. Не случайно интуитивное
озарение возникает только после длительного периода вполне сознательных,
рациональных рассуждений.
Понимая особенности и тип мышления своих учеников, их способ
восприятия,
преподаватель
так
же,
интуитивно,
может
создавать
информационно-чувственное пространство взаимодействия с каждым из
них. Один ученик способен
быстро отождествлять
и действовать по
аналогии, включать воображение - может работать в поле чувственной
интуиции. Другой же, склонный к анализу и синтезу, делающий быстрое
умозаключение
–
может
проявить
себя
в
области
интуиции
интеллектуальной.
Главным же принципом любого творческого процесса, является
поэтапное, глубокое погружение в материал. Все должно быть разложено по
«полочкам» - созвучно поэтапной работе нашего сознания:
1. логическое рассуждение;
2. подсознательный анализ и созревание идеи;
3. осознание результата;
4. умозаключение;
5. самореализация.
В процессе работы над произведением на начальном этапе сложно
найти
чувственную, волнующую интонацию звучания, если где-то в
9
подсознании не совершился процесс анализа и созревания идеи, образа, а
сама идея не стала предметом логического обсуждения. Хотя в творчестве и
присутствует
бессознательный
элемент,
оно
не
противоположно
рациональности, а
является
ее
естественным и
необходимым
дополнением.
Рациональное - это фундамент, условие для проявления
творчества. Нельзя перескочить через этап логического и рационального
осмысления, к примеру, аккордовых
и
мелодических
построений,
структуры
изложения и формы произведения, технических приемов и
аппликатурных решений. Даже если на это уйдет большая часть времени.
И так – этап за этапом: от элементарного - к глубокому идейному
осмыслению образа, самовыражению и оригинальности.
Творческий процесс для каждого ученика имеет свою протяженность. Его
результат можно неоднократно опробовать на различных концертных
площадках, экспериментируя и совершенствуя звучание. Можно вернуться к
отложенному ранее материалу с новым решением и новыми возможностями
ученика, на новом уровне, более тонко, интуитивно это почувствовать. Все
индивидуально.
Занимаясь с детьми музыкальным исполнительским творчеством, мы
проходим множество стадий и уровней познаний и умений, накапливая в
сознании ребенка практическую и теоретическую базу знаний. А, как
известно, «количество переходит в качество» и непостижимым образом, в
какой-то момент, ребенок принимает интуитивное решение по-своему
исполнить пассаж или добавить динамического оттенка
в какую-то
музыкальную
фразу.
Именно
на
этом
уровне
осознания
может
«включиться» творческая интуиция.
А это уже – творческое мышление.
Как же этому научить?
И как творческий процесс может развить интуицию?
Во все времена интуиция являлась объектом исследования многих наук. К
примеру, в философии к ней обращались Б. Спиноза, Б. Паскаль, И. Кант, Л.
Фейербах, в психологии - З. Фрейд, М. Вертгеймер, Ж. Пиаже, Б. Теплов, в
педагогике - В. Загвязинский, С. Гильманов и др. Интуиция понималась и
как инстинкт и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З.
Фрейд).
В психологической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как
одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение
человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно
важных решений.
По Б.Теплову интуиция - это прямое усмотрение связей и отношений
между объектами, которое происходит подсознательно,
без логических
рассуждений и доказательств.
10
Какие же знания о творческой интуиции помогут преподавателю
воспитать ученика с определенным видом мышления?
Итак, для успешного творческого процесса важно развивать такие виды
интуиции, как:
- перцептивная (чувственная), связанная с бессознательным
восприятием и обработкой информации - музыка должна вызывать
эмоциональный отклик;
- ассоциативная интуиция, связанная с образным мышлением,
в процессе которого выстраиваются длинные ассоциативные
цепочки образов;
- логическая интуиция - где переходы от одних утверждений
к другим происходят стремительно, а окончательный результат
является человеку «сам собой», как внезапная догадка;
- эвристическая интуиция - момент выхода за границы сложившихся
стереотипов поведения.
Очевидно, что процессы развития, формирующие творческое мышление
ребенка возможны при условии, если сам преподаватель является творчески
мыслящим человеком, обладающим творческой интуицией.
В связи с этим, нельзя не сказать о способах и методах педагогического
воздействия, которые должны быть в арсенале педагога:
- умение быстро принимать педагогическое решение, основанное
не на развернутом анализе, а на предвидении дальнейшего
развития ситуации,
- способность к педагогической импровизации с опорой на
необходимые знания и опыт.
Творческая интуиция в деятельности педагога выполняет ряд важных
функций:
- компенсирует недостаток знаний и опыта, полноты информации;
- помогает предвидеть тенденции, опережать события, прогнозировать
последствия тех или иных действий и регулировать их;
- экономит время и усилия при подготовке и проведении урока;
- интегрирует опыт, знания;
- включает внутренние ощущения, ассоциации, воображение, логику, память.
С. Гильманов считает, что интуиция как профессиональное качество
базируется на особой, образно-эмоциональной модели профессиональной
действительности и рассматривается им как качество личности, связанное с
педагогическим опытом и творчеством педагога.
Динамическая образно-эмоциональная модель
педагогического
воздействия способствует проявлению самых причудливых ассоциаций через
личное
переживание,
эмпатическое
проникновение
в
образно-
эмоциональную сферу личности учащихся, его внутренний мир.
11
Таким образом, эмпатия имеет непосредственное отношение к
педагогической интуиции, позволяя решать дидактические проблемы,
например:
- преобразовывать сложную информацию в доступную,
- оказывать помощь слабоуспевающим ученикам,
- находить нужные приемы и методы.
Особенно творческая интуиция преподавателя помогает
при
решении
коммуникативных задач, в выборе способа воздействия на личность ученика.
Любые педагогические воздействия должны подкрепляться у ребенка
положительными эмоциями, ощущением чувства полноты и насыщенности
жизни,
увлеченностью
делом,
творческой
удовлетворенностью.
Это
принципиально важный момент, поскольку из положительных эмоций
впоследствии
вырастают
так
называемые
«высшие»
чувства
–
ответственность, долг, справедливость, патриотизм, уважение к людям и т.д.
Итак, решение сложнейшей задачи - создание условий для развития и
воспитания
творческой
личности
обеспечивается
многовекторным
комплексом
педагогического воздействия, в основе которого лежат
партнерские отношения педагога с учеником, построенные на доверии и
общечеловеческих ценностях.
«Учитель-партнер»
готов сопереживать ученику - огорчаться и
радоваться вместе, «ощущать себя лидером-вдохновителем».
Целью педагога с партнерским стилем поведения
является
не только
обучение
навыкам и умениям, но и
развитие
способностей ученика,
совершенствование его личностных творческих качеств,
применимых в
любой продуктивной деятельности.
Именно партнерские отношения сотворчества помогут педагогу
выстроить образовательное пространство для
ученика
по принципу
творческой лаборатории.
Важно, чтобы ученик в процессе обучения овладел такими творческими
навыками и умениями, как:
- накопление и использование опыта;
- умение анализировать и сопоставлять;
- умение находить нестандартный способ решения;
- умение использовать метапредметные связи.
Развивая творческое мышление и воспитывая эстетическое отношение к
культурным ценностям, педагог формирует модель поведения творческой
личности, которая в дальнейшем, возможно, станет для ученика моделью
познания не только мира искусства, но и всего многообразия самой жизни.
12
Используемая литература:
Калашникова Т.И. «Музыкальные способности детей и подход педагога
к одаренным детям» Изд. «Научтехлитиздат» Музыка и время 2010г.
Кирнарская Д. «Музыкальные способности». М., 2004г.
Кременштейн Б. «Педагогика Г.Г. Нейгауза» Изд. М.: Музыка, 1984г.
Хохрякова Г. Фортепиано: «Возможно ли обучение без мучения» .Изд. М.:
1998г.
Щапов А. Фортепианная педагогика. Изд. М.: Советская Россия,1960г.
13