Напоминание

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках ИЗО через проектную деятельность


Автор: Дмитриева Юлия Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ "Уразовская СОШ№1"
Населённый пункт: Валуйского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках ИЗО через проектную деятельность
Раздел: среднее образование





Назад




Дмитриева Ю.Н., учитель изобразительного искусства

МОУ «Уразовская СОШ №1»

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках ИЗО

через проектную деятельность

Ребенок – это творец. Всегда творит и каждый раз – новое, никогда не

повторяясь. Отсюда - его бесконечное развитие, пока взрослый его не

остановит, не вложит в него свои догмы и личностные стереотипы. Раскрыть

внутренний

потенциал,

самобытность

личности,

ее

способность

к

самовыражению через творчество – вот главная задача моего предмета –

изобразительное искусство. Это помогают сделать правильно поставленные

цели учебной деятельности. Замыслить и осуществить идею, тем самым,

просто стать нужным – все это возможно, когда есть целостное дело,

понятное и интересное.

Поэтому на уроках изобразительного искусства так нужны проекты.

Именно

художественные

проекты

являются

лейтмотивом

моей

педагогической

деятельности.

Идея

проекта

направлена

на

развитие

самостоятельности ученика, способности строить путь задуманного дела и

его осуществлять.

Главное в проекте - это умение видеть целесообразность своей работы

и устремленность на ее результат. Художественная деятельность есть

проектная деятельность по своей сути. Художественное проектирование на

уроке может проявлять себя на разных уровнях и в различных формах.

Создание художественных проектов происходит на любой ступени

обучения. Так, например, в пятом классе вся первая четверть – это система

предлагаемых проектов, направленных на то, чтобы поднять на новую

ступень полученные умения и представления, но, одновременно, и на

социализацию ребенка средствами его художественного творчества.

Прежде всего, это коллективные работы, в которых ученик обучается

искусству работать в команде. Проявляя непосредственно свои возможности

и желания, он учится их соотносить с творчеством товарищей, учится

работать в определенных заданных рамках.

ЦЕЛЬ применения проектных технологий: Развитие исследовательских

умений,

творческих

художественных

способностей,

способствующих

воспитанию личности подготовленной к жизни в современном обществе.

Проект

-

это

комплекс

действий,

завершающихся

созданием

творческого продукта (реферат, творческая работа – рисунок, сочинение,

создание книги, альбома, макета, презентации, фильма).

Проект

должен

быть

кому-то

адресован,

или

в

нем

должно

присутствовать пояснение, для чего он нужен людям.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы

отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает

мотив деятельности, направленной на её решение.

Целью проектной деятельности

становится поиск способов решения проблемы, а задача

Проблема проекта

«ПОЧЕМУ»

Актуальность проблемы -

1

(это важно для меня лично)

мотивация

Цель проекта

«ЗАЧЕМ»

(мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«ЧТО»

(для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«КАК»

(мы сможем это делать)

Выбор способов и методов,

планирование

Результат

«ЧТО ПОЛУЧИТСЯ»

(как решение проблемы)

Ожидаемый результат

проекта формулируется как задача достижения цели в определенных

условиях.

Проект для учащегося – это возможность делать что-то интересное,

это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы,

приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый

результат.

Общую схему проекта можно представить следующим образом:

Задумал – спроектировал – осуществил.

Стадии работы над проектом - это «пять П»:

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио - шестое «П» проекта — папка, в которой собраны все рабочие

материалы проекта: черновики, планы, отчеты, результаты исследований

и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного

проекта для презентации.

На уроках ИЗО целесообразно использовать разные виды проектно-

исследовательской работы: индивидуальные (персональные) и групповые

(коллективные).

Каждый из них имеет свои преимущества.

Преимущества персональных проектов в следующем:

1) план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с

максимальной четкостью;

2) у учащегося полноценно формируется чувство ответственности, т.к.

выполнение проекта зависит только от него самого;

3) учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах проекта – от

рождения замысла до итоговой рефлексии;

4) формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков

(исследовательских,

презентационных,

оценочных)

оказывается

вполне

управляемым процессом.

2

Преимущества групповых проектов

1) у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

2) проект может быть выполнен широко и разносторонне;

3) каждый этап работы над проектом имеет своего лидера (лидер-генератор

идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер

презентации), и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих

сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

Вначале я даю учащимся определённую тему. Затем ставлю проблему,

провожу анализ предстоящей деятельности вместе с детьми: обсуждаем, как

можно её решить, какие должны быть подтемы, как можно оформить свою

работу и т.д. Далее учащиеся находят материалы, репродукции, делают

эскизы, оформляют работы, консультируются, просят помощь.

Проектная технология, несмотря на свою растущую популярность в

школьной практике, понимается многими учителями по-разному. Наиболее

педагогически ценным в этой технологии является то, что все теоретические

знания, получаемые при обучении, ребёнок должен уметь реализовать на

практике.

В основу проектной технологии положена идея, составляющая

сущность проекта, его направленность на результат, который может быть

получен путём решения практической или теоретической значимости

проблемы

Основная ценность проектов состоит в том, что он ориентирует

учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного

образовательного продукта.

Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства -

одна из актуальных проблем школьного художественного образования.

Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного

искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию

детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является

возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и

учащихся.

Метод проектов повышает интерес к уроку, позволят сделать урок

современным, более увлекательным и интересным для учащихся, позволяет

перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на

творческую

самореализацию

развивающейся

личности,

развитие

её

интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Влияет на

качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает

учащимся

ориентироваться

в информационном

пространстве, дает

возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет

возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает

интерес

к

искусству,

развивает

творческое

мышление,

фантазию,

практические умения и навыки.

3



В раздел образования