Автор: Дмитриева Юлия Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ "Уразовская СОШ№1"
Населённый пункт: Валуйского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках ИЗО через проектную деятельность
Раздел: среднее образование
Дмитриева Ю.Н., учитель изобразительного искусства
МОУ «Уразовская СОШ №1»
Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках ИЗО
через проектную деятельность
Ребенок – это творец. Всегда творит и каждый раз – новое, никогда не
повторяясь. Отсюда - его бесконечное развитие, пока взрослый его не
остановит, не вложит в него свои догмы и личностные стереотипы. Раскрыть
внутренний
потенциал,
самобытность
личности,
ее
способность
к
самовыражению через творчество – вот главная задача моего предмета –
изобразительное искусство. Это помогают сделать правильно поставленные
цели учебной деятельности. Замыслить и осуществить идею, тем самым,
просто стать нужным – все это возможно, когда есть целостное дело,
понятное и интересное.
Поэтому на уроках изобразительного искусства так нужны проекты.
Именно
художественные
проекты
являются
лейтмотивом
моей
педагогической
деятельности.
Идея
проекта
направлена
на
развитие
самостоятельности ученика, способности строить путь задуманного дела и
его осуществлять.
Главное в проекте - это умение видеть целесообразность своей работы
и устремленность на ее результат. Художественная деятельность есть
проектная деятельность по своей сути. Художественное проектирование на
уроке может проявлять себя на разных уровнях и в различных формах.
Создание художественных проектов происходит на любой ступени
обучения. Так, например, в пятом классе вся первая четверть – это система
предлагаемых проектов, направленных на то, чтобы поднять на новую
ступень полученные умения и представления, но, одновременно, и на
социализацию ребенка средствами его художественного творчества.
Прежде всего, это коллективные работы, в которых ученик обучается
искусству работать в команде. Проявляя непосредственно свои возможности
и желания, он учится их соотносить с творчеством товарищей, учится
работать в определенных заданных рамках.
ЦЕЛЬ применения проектных технологий: Развитие исследовательских
умений,
творческих
художественных
способностей,
способствующих
воспитанию личности подготовленной к жизни в современном обществе.
Проект
-
это
комплекс
действий,
завершающихся
созданием
творческого продукта (реферат, творческая работа – рисунок, сочинение,
создание книги, альбома, макета, презентации, фильма).
Проект
должен
быть
кому-то
адресован,
или
в
нем
должно
присутствовать пояснение, для чего он нужен людям.
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы
отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает
мотив деятельности, направленной на её решение.
Целью проектной деятельности
становится поиск способов решения проблемы, а задача
Проблема проекта
«ПОЧЕМУ»
Актуальность проблемы -
1
(это важно для меня лично)
мотивация
Цель проекта
«ЗАЧЕМ»
(мы делаем проект)
Целеполагание
Задачи проекта
«ЧТО»
(для этого мы делаем)
Постановка задач
Методы и способы
«КАК»
(мы сможем это делать)
Выбор способов и методов,
планирование
Результат
«ЧТО ПОЛУЧИТСЯ»
(как решение проблемы)
Ожидаемый результат
проекта формулируется как задача достижения цели в определенных
условиях.
Проект для учащегося – это возможность делать что-то интересное,
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый
результат.
Общую схему проекта можно представить следующим образом:
Задумал – спроектировал – осуществил.
Стадии работы над проектом - это «пять П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио - шестое «П» проекта — папка, в которой собраны все рабочие
материалы проекта: черновики, планы, отчеты, результаты исследований
и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного
проекта для презентации.
На уроках ИЗО целесообразно использовать разные виды проектно-
исследовательской работы: индивидуальные (персональные) и групповые
(коллективные).
Каждый из них имеет свои преимущества.
Преимущества персональных проектов в следующем:
1) план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с
максимальной четкостью;
2) у учащегося полноценно формируется чувство ответственности, т.к.
выполнение проекта зависит только от него самого;
3) учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах проекта – от
рождения замысла до итоговой рефлексии;
4) формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков
(исследовательских,
презентационных,
оценочных)
оказывается
вполне
управляемым процессом.
2
Преимущества групповых проектов
1) у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;
2) проект может быть выполнен широко и разносторонне;
3) каждый этап работы над проектом имеет своего лидера (лидер-генератор
идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер
презентации), и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих
сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
Вначале я даю учащимся определённую тему. Затем ставлю проблему,
провожу анализ предстоящей деятельности вместе с детьми: обсуждаем, как
можно её решить, какие должны быть подтемы, как можно оформить свою
работу и т.д. Далее учащиеся находят материалы, репродукции, делают
эскизы, оформляют работы, консультируются, просят помощь.
Проектная технология, несмотря на свою растущую популярность в
школьной практике, понимается многими учителями по-разному. Наиболее
педагогически ценным в этой технологии является то, что все теоретические
знания, получаемые при обучении, ребёнок должен уметь реализовать на
практике.
В основу проектной технологии положена идея, составляющая
сущность проекта, его направленность на результат, который может быть
получен путём решения практической или теоретической значимости
проблемы
Основная ценность проектов состоит в том, что он ориентирует
учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного
образовательного продукта.
Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства -
одна из актуальных проблем школьного художественного образования.
Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного
искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию
детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является
возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и
учащихся.
Метод проектов повышает интерес к уроку, позволят сделать урок
современным, более увлекательным и интересным для учащихся, позволяет
перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на
творческую
самореализацию
развивающейся
личности,
развитие
её
интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Влияет на
качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает
учащимся
ориентироваться
в информационном
пространстве, дает
возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет
возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает
интерес
к
искусству,
развивает
творческое
мышление,
фантазию,
практические умения и навыки.
3