Напоминание

Русский язык как неродной


Автор: Ольга Сергеевна Власова
Должность: СОШ № 18
Учебное заведение: СОШ № 18
Населённый пункт: Нерюнгри, Саха /Якутия/
Наименование материала: статья
Тема: Русский язык как неродной
Раздел: начальное образование





Назад




РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ

В мире происходит много событий. Не все из них нам нравятся, но такова действи-

тельность: необходимо все принимать и адаптироваться к сложившимся обстоятельствам.

Сегодня мы все чаще встречаемся с тем, что в одном классе обучаются русскоязычные дети

и дети, у которых родной язык не русский. Таких детей разделяют на две группы: дети-

билингвы и дети - инофоны. Они по разным причинам приехали вместе со своими родителя-

ми в новую страну.

Всех обучающихся, приехавших из других стран, можно разделить на две группы:

1) Обучающиеся – билингвы. К этой группе относят тех обучающихся, в семьях ко-

торых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Для обучающихся - би-

лингвов русский язык является почти родным. К тому же в школе они еще изучают и ино-

странный язык. Как правило, такие обучающихся коммуникабельны, они свободно говорят

по - русски, пишут грамотно, не испытывают затруднений в использовании официально - де-

лового, публицистического, научного стилей речи.

2) Обучающиеся - инофоны - это дети, чьи семьи недавно мигрировали. Обучающие-

ся - инофоны владеют другими фоновыми знаниями. Русским языком они владеют на бы-

товом уровне (или вообще им не владеют). При этом такие обучающиеся часто не понимают

значения многих употребляемых ими слов. Это происходит потому, что дома родители в

основном общаются со своими детьми на родном языке. В школе обучающиеся - инофоны

вынуждены общаться с учителями и одноклассниками только на русском языке. Преодоле-

ние языкового барьера создает для них определенные трудности. Этих детей необходимо

научить относиться критически к той информации, которую они получают, осмысливать её,

«переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только по-

том делать выводы.

Чтобы это делать, надо хорошо владеть словом. А это и есть то самое важное, чего

лишен ребенок-инофон. Детям-инофонам сложнее обучаться на русском языке, так как они

зачастую ошибаются там, где русскоговорящий ребенок не сделает ошибки. Русский язык

для них не является родным, и восприятие материала на нем практически всегда происходит

сквозь призму родного языка.

Когда речь идет о методике преподавания русского языка в школе, то мы имеем вви-

ду носителей русского языка. Речь не идет о наличии в классе обучающихся – иностранцев,

не владеющих русским языком. Ко всем обучающимся предъявляются одинаковые требова-

ния (все различны, все равны). Поэтому перед учителем возникают трудности и проблемы,

которые связаны с присутствием таких детей в классах. Это языковая адаптация детей – ино-

фонов в русскоязычном классе, обучение русскому языку, их готовность к выполнению ВПР.

Кроме русского языка преподавание всех остальных предметов также становится весьма за-

труднительным, потому что сам процесс обучения ведётся на русском языке.

В рамках классно-урочного обучения практически невозможно создать такие усло-

вия для детей-инофонов, чтобы уровень их знаний по русскому языку активно повышался.

Поэтому работу с этой категорией обучающихся каждый учитель строит по- своему.

Среди методов, используемых при обучении русскому языку детей - инофонов, мож-

но выделить объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктив-

ный, частично-поисковый и исследовательский. Для объяснительно-иллюстративного метода

обучения характерны такие приемы, как сообщение учителем фактов, чтение учащимися ма-

териала учебника, сопоставление фактов русского и родного языков, разбор готовой

инструкции, коллективное составление схем. В работе с инофонами ставится задача овладеть

основами русской грамматики на базе лексики, необходимой детям для повседневного обще-

ния и для обучения в школе на русском языке.

Поделюсь опытом работы со словарными словами. Все словарные слова разбиты на

группы. Ребята в начале года получают распечатанные листы с группами слов. Работа ве-

дется поэтапно, на карточках

.

ЭТАП №1

1.

десерт

2.

ремонт

3.

капитан

4.

корабль

5.

памятник

ЭТАП №2

1. пам…тник

2.к…п…тан

3.к…рабль

4.р…монт

5.д…серт

ЭТАП №3

1.пам…тник

Пуш-

кину

2.к…п…тан дальне-

го плавания

3.военный к…рабль

4. срочный р…монт

5.приготовили

д…

серт

ЭТАП №4

1. пам…тник

2.к…п…тан

3. к…рабль

4. р…монт

5. д…серт

Рекомендации к рабо-

те:

1.Знакомство со слова-

ми.

Чтение вслух, это дела-

ют хорошо читающие

дети. Повторяют хором

или по одному дети-

инофоны.

3. Постановка ударе-

ния в словах. Выделе-

ние опасных мест в

словах. Повторяют хо-

ром или по одному

дети-инофоны.

4. Деление на слоги

для переноса. Повторя-

ют хором или по одно-

му дети-инофоны.

5.Знакомство с лекси-

ческим значением

слов.(Презентация.)

Толкование слова по

словарю Ожегова (объ-

ясняет учитель или

обучающиеся). Повто-

ряют хором или по од-

ному дети-инофоны.

Домашнее задание.

Списать слова в тет-

радь, выделяя зеленой

пастой орфограммы.

Рекомендации к рабо-

те:

1.Узнайте слово по

его толкованию. Учи-

тель читает толкова-

ние слова, дети назы-

вают одно из словар-

ных слов. Повторяют

хором или по одному

дети-инофоны или го-

ворят сами.

2.Найдите слово сре-

ди записанных в

карточке, вставьте

пропущенную букву,

поставьте ударение,

разделите на слоги

для переноса.

Домашнее задание.

Записать слова в тет-

радь, выделяя зеле-

ной пастой орфограм-

мы. Устно составить

словосочетания со

словами.

Рекомендации к ра-

боте.

1.Узнайте слово по

его толкованию.

Обучающиеся дают

толкование слова,

называют одно из

словарных слов. По-

вторяют хором или

по одному дети-ино-

фоны или говорят

сами.

2.Составление сло-

восочетаний с новы-

ми словами. Даются

готовые шаблоны, в

которых ребенок

должен вставить но-

вое слово.

Домашнее задание.

Записать слова в

тетрадь, выделяя зе-

леной пастой орфо-

граммы. Составить

и записать предло-

жение с одним из

слов.

Рекомендации к ра-

боте.

1.Узнайте слово по

его толкованию.

Игра «Верно - не-

верно». Учитель де-

монстрирует иллю-

страцию одного из

слов, читает толко-

вание слова. Дети

выбирают правиль-

ное толкование. По-

вторяют хором или

по одному дети-ино-

фоны или говорят

сами.

2.Запись под дик-

товку новых слово-

сочетаний со сло-

варными словами с

выделением орфо-

грамм. 3.Составьте

словосочетания со

словами (дети- ино-

фоны)

Домашнее задание.

Записать слова в

тетрадь, выделяя зе-

леной пастой орфо-

граммы. Составить

и записать предло-

жение с одним из

слов.

Обычно работа над одной группой слов проводится в течение 2 недель. Работа со

второй половиной заданий на карточках проводится так: она может являться частью домаш-

него задания для учащихся или (чаще всего) – частью классной работы на этапе рефлексии

для всего класса.

Обучение русскому языку как неродному – сложный, многоаспектный процесс пере-

дачи и усвоения знаний, навыков, умений, способов познавательной деятельности, формиро-

вания коммуникативной компетенции. Обучающемуся – инофону в освоении русского язы-

ка на начальном этапе будет способствовать привыкание к языку, систематическая работа

над всеми видами речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) .



В раздел образования