Автор: Ольга Сергеевна Власова
Должность: СОШ № 18
Учебное заведение: СОШ № 18
Населённый пункт: Нерюнгри, Саха /Якутия/
Наименование материала: статья
Тема: Русский язык как неродной
Раздел: начальное образование
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ
В мире происходит много событий. Не все из них нам нравятся, но такова действи-
тельность: необходимо все принимать и адаптироваться к сложившимся обстоятельствам.
Сегодня мы все чаще встречаемся с тем, что в одном классе обучаются русскоязычные дети
и дети, у которых родной язык не русский. Таких детей разделяют на две группы: дети-
билингвы и дети - инофоны. Они по разным причинам приехали вместе со своими родителя-
ми в новую страну.
Всех обучающихся, приехавших из других стран, можно разделить на две группы:
1) Обучающиеся – билингвы. К этой группе относят тех обучающихся, в семьях ко-
торых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Для обучающихся - би-
лингвов русский язык является почти родным. К тому же в школе они еще изучают и ино-
странный язык. Как правило, такие обучающихся коммуникабельны, они свободно говорят
по - русски, пишут грамотно, не испытывают затруднений в использовании официально - де-
лового, публицистического, научного стилей речи.
2) Обучающиеся - инофоны - это дети, чьи семьи недавно мигрировали. Обучающие-
ся - инофоны владеют другими фоновыми знаниями. Русским языком они владеют на бы-
товом уровне (или вообще им не владеют). При этом такие обучающиеся часто не понимают
значения многих употребляемых ими слов. Это происходит потому, что дома родители в
основном общаются со своими детьми на родном языке. В школе обучающиеся - инофоны
вынуждены общаться с учителями и одноклассниками только на русском языке. Преодоле-
ние языкового барьера создает для них определенные трудности. Этих детей необходимо
научить относиться критически к той информации, которую они получают, осмысливать её,
«переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только по-
том делать выводы.
Чтобы это делать, надо хорошо владеть словом. А это и есть то самое важное, чего
лишен ребенок-инофон. Детям-инофонам сложнее обучаться на русском языке, так как они
зачастую ошибаются там, где русскоговорящий ребенок не сделает ошибки. Русский язык
для них не является родным, и восприятие материала на нем практически всегда происходит
сквозь призму родного языка.
Когда речь идет о методике преподавания русского языка в школе, то мы имеем вви-
ду носителей русского языка. Речь не идет о наличии в классе обучающихся – иностранцев,
не владеющих русским языком. Ко всем обучающимся предъявляются одинаковые требова-
ния (все различны, все равны). Поэтому перед учителем возникают трудности и проблемы,
которые связаны с присутствием таких детей в классах. Это языковая адаптация детей – ино-
фонов в русскоязычном классе, обучение русскому языку, их готовность к выполнению ВПР.
Кроме русского языка преподавание всех остальных предметов также становится весьма за-
труднительным, потому что сам процесс обучения ведётся на русском языке.
В рамках классно-урочного обучения практически невозможно создать такие усло-
вия для детей-инофонов, чтобы уровень их знаний по русскому языку активно повышался.
Поэтому работу с этой категорией обучающихся каждый учитель строит по- своему.
Среди методов, используемых при обучении русскому языку детей - инофонов, мож-
но выделить объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктив-
ный, частично-поисковый и исследовательский. Для объяснительно-иллюстративного метода
обучения характерны такие приемы, как сообщение учителем фактов, чтение учащимися ма-
териала учебника, сопоставление фактов русского и родного языков, разбор готовой
инструкции, коллективное составление схем. В работе с инофонами ставится задача овладеть
основами русской грамматики на базе лексики, необходимой детям для повседневного обще-
ния и для обучения в школе на русском языке.
Поделюсь опытом работы со словарными словами. Все словарные слова разбиты на
группы. Ребята в начале года получают распечатанные листы с группами слов. Работа ве-
дется поэтапно, на карточках
.
ЭТАП №1
1.
десерт
2.
ремонт
3.
капитан
4.
корабль
5.
памятник
ЭТАП №2
1. пам…тник
2.к…п…тан
3.к…рабль
4.р…монт
5.д…серт
ЭТАП №3
1.пам…тник
Пуш-
кину
2.к…п…тан дальне-
го плавания
3.военный к…рабль
4. срочный р…монт
5.приготовили
д…
серт
ЭТАП №4
1. пам…тник
2.к…п…тан
3. к…рабль
4. р…монт
5. д…серт
Рекомендации к рабо-
те:
1.Знакомство со слова-
ми.
Чтение вслух, это дела-
ют хорошо читающие
дети. Повторяют хором
или по одному дети-
инофоны.
3. Постановка ударе-
ния в словах. Выделе-
ние опасных мест в
словах. Повторяют хо-
ром или по одному
дети-инофоны.
4. Деление на слоги
для переноса. Повторя-
ют хором или по одно-
му дети-инофоны.
5.Знакомство с лекси-
ческим значением
слов.(Презентация.)
Толкование слова по
словарю Ожегова (объ-
ясняет учитель или
обучающиеся). Повто-
ряют хором или по од-
ному дети-инофоны.
Домашнее задание.
Списать слова в тет-
радь, выделяя зеленой
пастой орфограммы.
Рекомендации к рабо-
те:
1.Узнайте слово по
его толкованию. Учи-
тель читает толкова-
ние слова, дети назы-
вают одно из словар-
ных слов. Повторяют
хором или по одному
дети-инофоны или го-
ворят сами.
2.Найдите слово сре-
ди записанных в
карточке, вставьте
пропущенную букву,
поставьте ударение,
разделите на слоги
для переноса.
Домашнее задание.
Записать слова в тет-
радь, выделяя зеле-
ной пастой орфограм-
мы. Устно составить
словосочетания со
словами.
Рекомендации к ра-
боте.
1.Узнайте слово по
его толкованию.
Обучающиеся дают
толкование слова,
называют одно из
словарных слов. По-
вторяют хором или
по одному дети-ино-
фоны или говорят
сами.
2.Составление сло-
восочетаний с новы-
ми словами. Даются
готовые шаблоны, в
которых ребенок
должен вставить но-
вое слово.
Домашнее задание.
Записать слова в
тетрадь, выделяя зе-
леной пастой орфо-
граммы. Составить
и записать предло-
жение с одним из
слов.
Рекомендации к ра-
боте.
1.Узнайте слово по
его толкованию.
Игра «Верно - не-
верно». Учитель де-
монстрирует иллю-
страцию одного из
слов, читает толко-
вание слова. Дети
выбирают правиль-
ное толкование. По-
вторяют хором или
по одному дети-ино-
фоны или говорят
сами.
2.Запись под дик-
товку новых слово-
сочетаний со сло-
варными словами с
выделением орфо-
грамм. 3.Составьте
словосочетания со
словами (дети- ино-
фоны)
Домашнее задание.
Записать слова в
тетрадь, выделяя зе-
леной пастой орфо-
граммы. Составить
и записать предло-
жение с одним из
слов.
Обычно работа над одной группой слов проводится в течение 2 недель. Работа со
второй половиной заданий на карточках проводится так: она может являться частью домаш-
него задания для учащихся или (чаще всего) – частью классной работы на этапе рефлексии
для всего класса.
Обучение русскому языку как неродному – сложный, многоаспектный процесс пере-
дачи и усвоения знаний, навыков, умений, способов познавательной деятельности, формиро-
вания коммуникативной компетенции. Обучающемуся – инофону в освоении русского язы-
ка на начальном этапе будет способствовать привыкание к языку, систематическая работа
над всеми видами речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) .