Автор: Татьяна Григорьевна Ивакина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Белоярская СШ"
Населённый пункт: село Белый Яр, республика Хакасия
Наименование материала: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка
Раздел: начальное образование
«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках
русского языка в условиях реализации ФГОС»
Ивакина Татьяна Григорьевна, МБОУ «Белоярская СШ»
Активизация творческой деятельности учащихся в процессе преподавания русского
языка, представляет собой сложную проблему. Чтобы пробудить у учащихся интерес к
предмету, мы проводим уроки русского языка в необычной форме: урок-сказка, урок-
путешествие, урок-конкурс, урок-викторина, т.е. использование огромного арсенала такой
деятельности как игровая. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте на первое место
выходит учебная деятельность, игровая еще не утратила свою актуальность и может стать для
педагога помощником в развитии творческих способностей на уроках русского языка.
Включение в учебный процесс игры, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому,
что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают
определенные знания,
умения и навыки. Творческие работы и задания возбуждают
«умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности, (в
конкретном случае – к русскому языку)
Для формирования творческих способностей необходимы, на наш взгляд, следующие
условия:
Свободная атмосфера на уроке, возможность выбора вида деятельности;
Высокий уровень познавательных интересов учащихся, внимание учителя к мотивации
учения, игровые методики, юмор.
Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя; постоянное предоставление
ученикам самостоятельности в познавательной деятельности; помощь детям наводящая, а не
подсказывающая.
Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, разностороннему развитию,
к его способностям.
В развитии творческих способностей младших школьников необходима именно
система,
поскольку
эпизодический
характер
творческих
упражнений
и
заданий,
предусмотренный программой начального обучения, не способствует активизации творческой
деятельности
учащихся,
следовательно,
недостаточно
эффективно
отражается
на формировании креативной компетентности детей.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по
русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию,
науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное
место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к
учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более
доступным, работоспособность значительно повышается. Остановимся на одном из видов
работ по активизации творческих способностей на уроках русского языка. «Без игры нет и не
может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра
– это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» (В.А. Сухомлинский)
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет.
Игра помогает формированию фонематического восприятия слова ,
обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность,
внимание, а главное- стимулирует речь.
В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку.
Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют
формированию орфографической зоркости младшего школьника.
Использованиеигровых технологий на уроках русского языка
•
помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала;
•
развивает познавательный интерес к русскому языку как к учебному предмету;
•
расширяет кругозор;
•
способствует обогащению словарного запаса;
•
воспитывает
качества
творческой
личности:
инициативу,
настойчивость,
целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Игровые формы на уроке русского языка:
•
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных
норм;
•
Фонетические игры;
•
Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм;
•
Лексико-фразеологические игры;
•
Кроссворды, чайнворды, ребусы.
На протяжении всего периода работы в начальных классах я наблюдала, что занятия
русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его
скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я
задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.
Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что
пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать
увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика
На каждом уроке, на самых разных этапах, обязательно нужно провести игру. Вот
примеры некоторых игр.
«Слова в словах»
Найдите слова в словах(имена существительные), определите их род и число.
•
Хоровод (хор, ров, овод)
•
Шпагат
•
Яблоко
•
Буйвол
•
Волосы
•
Ярмарка
•
Голоса
•
Полоса
•
Третий лишний
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи,
смыслу и т. д.
Например:
• горяч, могуч, плач
• революция, циркуль, нация.
«Четвертый лишний»
Определите, какое слово лишнее. Почему? Запишите в тетрадь это слово и подберите
к нему ещё три, чтобы получилась смысловая группа.
Осень, зима, январь, лето.
( Лишнее слово «январь», его записывают в тетради дети и подбирают к нему слова
«февраль, март, август»)
Девочка, кукла, мальчик, мама.
•
(Лишнее слово «кукла», к нему подбираем слова, называющие игрушки)
•
Тарелка, кастрюля, стул, чайник.
•
Тетрадь, пенал.учебник, топор.
•
Роза, лиса, колокольчик, ландыш.
•
Курица, овца, корова, лошадь.
«Кто быстрее»(использую на блиц – опросе)
Отвечать, не задумываясь, молниеносно. Кто это? Что это?
•
Зелёный, продолговатый, сочный -…
•
Маленькая.серенькая, пугливая -…
•
Белое.пушистое. лёгкое -…
•
Ветвистая, зелёная. колючая -...
•
Белый, душистый, лесной -…
•
Чистое, голубое, горное -…
«Цепочка слов» (упражнение развивает память, внимание)
Первое слово предлагает учитель. Каждый следующий ученик повторяет предыдущее
слово и добавляет свое, как-то связанное с предыдущим, например:
Листок
Листок, ветка
Листок, ветка, дерево
Листок, ветка, дерево, лес
Листок, ветка, дерево, лес, гриб
Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к
ней не снизился, проводят игры в форме соревнования, вводя правила. Привлекая к этому
процессу и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут
новую, будут играть не только на уроке,
но и во внеурочное время.
Главное надо дать
возможность каждому ученику придумать своё, поощряя каждый новый вариант.
Подобные уроки всегда вызывают интерес у детей, все зависит от творчества
педагога, его желания экспериментировать и творить.
Никого не могут оставить равнодушным разгадывание кроссвордов, шарад, ребусов.
Этот
занимательный
материал
помогает
нашим
ученикам
в
усвоении
орфографии.
Кроссворды, ребусы со словарными словами одно из любимых творческих заданий на уроке.
Они позволяют уч-ся тренировать свое внимание, память, развивать творческую
активность.
Все эти игры и творческие задания помогают детям лучше запоминать учебный
материал, развивают орфографическую зоркость.
Показатели развития творческих способностей:
Высокий уровень интереса к урокам
Умение преодолевать возникшие трудности.
Проявление догадливости, сообразительности
Способность переживать ситуацию успеха
Проявление самостоятель-ности в работе
Способность к фантазированию, воображению и моделированию
Проявление радостных эмоций во время работы
Способность наслаждаться процессом творчества
Все дети способны, но требуется уделять особое внимание созданию условий для
развития познавательного и творческого потенциала каждого ученика,
- необходимо учитывать физиологические особенности ребенка,
- различный уровень обучаемости,
- готовности к участию в творческой деятельности.