Автор: Гломозда Надежда Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ДМШ №9
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Счастливое детство в ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
Н.Н. Гломозда
«Счастливое детство в ДМШ»
«Даже если ребенок не станет профессиональным музыкантом
важно, чтобы он не бросил заниматься творчеством. Пусть не станет
музыкантом – будет играть в качестве хобби. Его жизнь будет полнее и
лучше». (с) Денис Мацуев
Мой преподавательский опыт начался с середины 80х годов. За это
время коренным образом изменились условия жизни, социальный строй и
как следствие, изменились подходы к музыкальному образованию. К
анализу проблем гуманизации, размышлениям об оптимизации учебного
процесса, меня привели следующие трудности: обучение детей со слабыми
музыкальными данными, в результате отсутствия конкурса при поступлении,
все возрастающая нагрузка на детей в общеобразовательных школах,
объемный учебный план ДМШ, отставание некоторых детей в общем
развитии, отсутствие инструмента дома. Одной из функций ДМШ является
воспитание учащихся как музыкантов-любителей, грамотных ценителей
прекрасного, заинтересованных родителей наших будущих учеников,
формирование устойчивого интереса к серьезной глубокой музыке. За годы
работы сложилась определенная система учебных мероприятий: открытые
академические концерты, конкурсы, фестивали-концерты («Танцы-Танцы»,
«Музыка театра и кино», «Весенний дивертисмент»), тематические концерты
и классные часы к юбилеям композиторов. Эта система проверена временем
и доказала свою эффективность.
Для того чтобы с увлечением посещать оперный театр или концертный
зал, нужно обладать определенными знаниями о музыкальных формах,
стилях, нужно понимать как устроен спектакль, по каким законам пишется
симфония, соната, инструментальный концерт. Для этого, начиная с младших
классов, я провожу классные часы по возрастным группам (один раз в
полугодие), где мы подробно в доступной форме разбираем структуру
спектакля, слушаем музыкальные отрывки, изучаем историю создания
произведения. Для примера возьмем балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Сначала мы знакомимся с музыкой спектакля, говорим о его создателях
(композитор, писатель (литературная основа – либретто), хореограф,
дирижер, художник, режиссер), затем разбираем ключевые структурные
моменты, оркестровку, поясняем новую музыкальную терминологию
(увертюра, па де де, па де труа, танцевальная сюита). В конце встречи пишем
викторину на знание музыки с участием детей и гостей (родителей)
классного часа. В качестве задания на каникулы я прошу сходить в театр на
настоящий спектакль. Родители отмечают совершенно иное восприятие
музыки и спектакля в целом. В антракте дети идут к оркестровой яме
посмотреть на челесту, арфу, другие инструменты симфонического оркестра.
Срабатывает эффект «узнавания музыки», характеристик разных
персонажей: мыши, заводные куклы, марш, дуэт (па де де). Знаний учащихся
1-4 класса по музыкальной литературе вполне достаточно, чтобы рассуждать
о средствах музыкальной выразительности, которые использовал
композитор (краски, регистры, инструментовка и.т.д.) По такому же
принципу разбираем оперу «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, концерт для
двух скрипок И.С. Баха с учащимися 5-8 классов. Хорошо себя
зарекомендовал классный час к юбилею композитора Р. Шумана.
Важным моментом в образовательном процессе ДМШ является работа
над исполнительской техникой. С целью привлечения внимания учащихся и
родителей к проблемам технического развития юного музыканта, к
проблемам публичного выступления, а также расширения репертуара и более
качественного его прохождения предлагаю проводить технический зачёт (для
желающих и более успевающих учащихся) в форме конкурса этюдов «Юный
виртуоз» в концертном зале. Поскольку конкурс посвящен К. Черни, уместно
коротко рассказать о композиторе как об уникальном педагоге, создателе
Венской пианистической школы, его знаменитых учениках, вкладе в
методику развития фортепианной техники. Конкурс позволяет добиться
более качественного прохождения этюдов, повысить технический уровень
учащихся. Существуют различные мнения о конкурсах, высказываются
мнения об их ненужности, о том, что нельзя оценивать и сравнивать детей,
но я считаю, что конкурсы стимулируют к работе, ускоряют процесс
разучивания, активизируют репетиционный этап, вызывают у детей здоровые
амбиции и желание выступать. Побывав на конкурсе один раз, дети хотят
выступать вновь.
Недооценённым моментом в нашей работе я считаю использование
потенциала педагога как исполнителя и просветителя. Мне видится полезным
участие преподавателей в детских концертах. Таким образом, программа
концерта обогащается более сложными произведениями, что, несомненно,
влияет на музыкальный кругозор аудитории. Как пример приведу одно из
состоявшихся мероприятий - тематический концерт в юбилейный год
композитора «И.С. Бах для детей», где прозвучали произведения И.С. Баха,
его современников в исполнении больших и маленьких музыкантов. Концерт
сопровождался краткими комментариями: Бах – детский педагог,
историческая справка, пьесы из полифонической тетради Анны Магдалены
Бах, пьесы из сюит (сюита как жанр), произведения современников Баха
(историческая справка). В этом концерте мы уделили внимание и
современным переложениям музыки Баха для арфы, саксофона, хора, рояля,
а также использовали звучания сообразных тембров синтезатора «Korg»
(клавесин, орган) и ресурсы студии звукозаписи для оформления концерта.
Такой комплексный подход позволяет максимально заинтересовать
слушателей и поднять тематический концерт на более сложный
исполнительский уровень. К сожалению, произведения И.С. Баха уходят из
репертуара музыкальной школы, так как они требуют времени, трудолюбия,
ставят перед маленьким музыкантом сложные слуховые, технические,
координационные и художественные задачи. При этом детский репертуар
Баха – это бесценный методический материал.
Все мы когда-то учились в консерваториях и получили лучшее в мире
музыкальное образование. Педагоги среднего и старшего возраста еще
застали Великих Мэтров, были их учениками, посещали мастер-классы и
конференции. Не все стали исполнителями-солистами, но все научены
хорошо играть на инструменте (стоит вспомнить наши выпускные
программы). На практике большинство преподавателей не играют вовсе. Это
предрассудки, штампы и комплексы, которые необходимо преодолевать.
Можно начать с малого: сесть с коллегами в ансамбль, в четыре руки, в
восемь рук, в два рояля. Можно иллюстрировать классные часы, принимать
участие в концертах класса, отдела, школы.
Еще раз хочу вернуться к вопросу контингента, его уровня,
способностей. Предложенная система позволяет тем детям и родителям,
которые увлечены учебой, проявляют должное внимание и заботу об
учебном процессе провести годы учебы с большей пользой, получить более
полные представления о мире музыки, взять во взрослую жизнь навыки и
впечатления, полученные в школьные годы. Дети учатся общаться, быть
артистами, духовно обогащаются.
В заключение хочется акцентировать внимание читателя на следующих
выводах: принимаем, учим, развиваем и образовываем разных детей. Задача
– воспитать музыкально просвещенного человека. Используем потенциал
педагога как исполнителя и просветителя. Работаем с окружением ребенка:
семья, друзья, одноклассники из средней школы. Обращаемся к культурному
пространству города, его возможностям. Объединяем усилия педагогов-
единомышленников.
Завершить статью мне бы хотелось цитатой Сергея Прокофьева из
рассказа «Детство», который я посоветовала бы рассматривать как готовое
руководство по воспитанию юного музыканта. «К моему музыкальному
развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью.
Главное, поддержать в ребенке интерес к музыке и не оттолкнуть его
скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и
как можно больше на знакомство с музыкальной литературой. Точка зрения
замечательная, и надо бы, чтобы мамы это помнили». (с) Сергей Прокофьев
«Детство».