Напоминание

"Счастливое детство в ДМШ"


Автор: Гломозда Надежда Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ДМШ №9
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Счастливое детство в ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Н.Н. Гломозда

«Счастливое детство в ДМШ»

«Даже если ребенок не станет профессиональным музыкантом

важно, чтобы он не бросил заниматься творчеством. Пусть не станет

музыкантом – будет играть в качестве хобби. Его жизнь будет полнее и

лучше». (с) Денис Мацуев

Мой преподавательский опыт начался с середины 80х годов. За это

время коренным образом изменились условия жизни, социальный строй и

как следствие, изменились подходы к музыкальному образованию. К

анализу проблем гуманизации, размышлениям об оптимизации учебного

процесса, меня привели следующие трудности: обучение детей со слабыми

музыкальными данными, в результате отсутствия конкурса при поступлении,

все возрастающая нагрузка на детей в общеобразовательных школах,

объемный учебный план ДМШ, отставание некоторых детей в общем

развитии, отсутствие инструмента дома. Одной из функций ДМШ является

воспитание учащихся как музыкантов-любителей, грамотных ценителей

прекрасного, заинтересованных родителей наших будущих учеников,

формирование устойчивого интереса к серьезной глубокой музыке. За годы

работы сложилась определенная система учебных мероприятий: открытые

академические концерты, конкурсы, фестивали-концерты («Танцы-Танцы»,

«Музыка театра и кино», «Весенний дивертисмент»), тематические концерты

и классные часы к юбилеям композиторов. Эта система проверена временем

и доказала свою эффективность.

Для того чтобы с увлечением посещать оперный театр или концертный

зал, нужно обладать определенными знаниями о музыкальных формах,

стилях, нужно понимать как устроен спектакль, по каким законам пишется

симфония, соната, инструментальный концерт. Для этого, начиная с младших

классов, я провожу классные часы по возрастным группам (один раз в

полугодие), где мы подробно в доступной форме разбираем структуру

спектакля, слушаем музыкальные отрывки, изучаем историю создания

произведения. Для примера возьмем балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Сначала мы знакомимся с музыкой спектакля, говорим о его создателях

(композитор, писатель (литературная основа – либретто), хореограф,

дирижер, художник, режиссер), затем разбираем ключевые структурные

моменты, оркестровку, поясняем новую музыкальную терминологию

(увертюра, па де де, па де труа, танцевальная сюита). В конце встречи пишем

викторину на знание музыки с участием детей и гостей (родителей)

классного часа. В качестве задания на каникулы я прошу сходить в театр на

настоящий спектакль. Родители отмечают совершенно иное восприятие

музыки и спектакля в целом. В антракте дети идут к оркестровой яме

посмотреть на челесту, арфу, другие инструменты симфонического оркестра.

Срабатывает эффект «узнавания музыки», характеристик разных

персонажей: мыши, заводные куклы, марш, дуэт (па де де). Знаний учащихся

1-4 класса по музыкальной литературе вполне достаточно, чтобы рассуждать

о средствах музыкальной выразительности, которые использовал

композитор (краски, регистры, инструментовка и.т.д.) По такому же

принципу разбираем оперу «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, концерт для

двух скрипок И.С. Баха с учащимися 5-8 классов. Хорошо себя

зарекомендовал классный час к юбилею композитора Р. Шумана.

Важным моментом в образовательном процессе ДМШ является работа

над исполнительской техникой. С целью привлечения внимания учащихся и

родителей к проблемам технического развития юного музыканта, к

проблемам публичного выступления, а также расширения репертуара и более

качественного его прохождения предлагаю проводить технический зачёт (для

желающих и более успевающих учащихся) в форме конкурса этюдов «Юный

виртуоз» в концертном зале. Поскольку конкурс посвящен К. Черни, уместно

коротко рассказать о композиторе как об уникальном педагоге, создателе

Венской пианистической школы, его знаменитых учениках, вкладе в

методику развития фортепианной техники. Конкурс позволяет добиться

более качественного прохождения этюдов, повысить технический уровень

учащихся. Существуют различные мнения о конкурсах, высказываются

мнения об их ненужности, о том, что нельзя оценивать и сравнивать детей,

но я считаю, что конкурсы стимулируют к работе, ускоряют процесс

разучивания, активизируют репетиционный этап, вызывают у детей здоровые

амбиции и желание выступать. Побывав на конкурсе один раз, дети хотят

выступать вновь.

Недооценённым моментом в нашей работе я считаю использование

потенциала педагога как исполнителя и просветителя. Мне видится полезным

участие преподавателей в детских концертах. Таким образом, программа

концерта обогащается более сложными произведениями, что, несомненно,

влияет на музыкальный кругозор аудитории. Как пример приведу одно из

состоявшихся мероприятий - тематический концерт в юбилейный год

композитора «И.С. Бах для детей», где прозвучали произведения И.С. Баха,

его современников в исполнении больших и маленьких музыкантов. Концерт

сопровождался краткими комментариями: Бах – детский педагог,

историческая справка, пьесы из полифонической тетради Анны Магдалены

Бах, пьесы из сюит (сюита как жанр), произведения современников Баха

(историческая справка). В этом концерте мы уделили внимание и

современным переложениям музыки Баха для арфы, саксофона, хора, рояля,

а также использовали звучания сообразных тембров синтезатора «Korg»

(клавесин, орган) и ресурсы студии звукозаписи для оформления концерта.

Такой комплексный подход позволяет максимально заинтересовать

слушателей и поднять тематический концерт на более сложный

исполнительский уровень. К сожалению, произведения И.С. Баха уходят из

репертуара музыкальной школы, так как они требуют времени, трудолюбия,

ставят перед маленьким музыкантом сложные слуховые, технические,

координационные и художественные задачи. При этом детский репертуар

Баха – это бесценный методический материал.

Все мы когда-то учились в консерваториях и получили лучшее в мире

музыкальное образование. Педагоги среднего и старшего возраста еще

застали Великих Мэтров, были их учениками, посещали мастер-классы и

конференции. Не все стали исполнителями-солистами, но все научены

хорошо играть на инструменте (стоит вспомнить наши выпускные

программы). На практике большинство преподавателей не играют вовсе. Это

предрассудки, штампы и комплексы, которые необходимо преодолевать.

Можно начать с малого: сесть с коллегами в ансамбль, в четыре руки, в

восемь рук, в два рояля. Можно иллюстрировать классные часы, принимать

участие в концертах класса, отдела, школы.

Еще раз хочу вернуться к вопросу контингента, его уровня,

способностей. Предложенная система позволяет тем детям и родителям,

которые увлечены учебой, проявляют должное внимание и заботу об

учебном процессе провести годы учебы с большей пользой, получить более

полные представления о мире музыки, взять во взрослую жизнь навыки и

впечатления, полученные в школьные годы. Дети учатся общаться, быть

артистами, духовно обогащаются.

В заключение хочется акцентировать внимание читателя на следующих

выводах: принимаем, учим, развиваем и образовываем разных детей. Задача

– воспитать музыкально просвещенного человека. Используем потенциал

педагога как исполнителя и просветителя. Работаем с окружением ребенка:

семья, друзья, одноклассники из средней школы. Обращаемся к культурному

пространству города, его возможностям. Объединяем усилия педагогов-

единомышленников.

Завершить статью мне бы хотелось цитатой Сергея Прокофьева из

рассказа «Детство», который я посоветовала бы рассматривать как готовое

руководство по воспитанию юного музыканта. «К моему музыкальному

развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью.

Главное, поддержать в ребенке интерес к музыке и не оттолкнуть его

скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и

как можно больше на знакомство с музыкальной литературой. Точка зрения

замечательная, и надо бы, чтобы мамы это помнили». (с) Сергей Прокофьев

«Детство».



В раздел образования