Автор: Алексеева Юлия Андреевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №180
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Мотивационный компонент в изучении иностранного языка"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №180
Г.НОВОСИБИРСКА
Алексеева Ю.А., учитель английского языка
МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ В ИЗУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Мотивация
-
совокупность
мотивов,
обусловливающих
тот
или
иной
поступок (псих.) [3].
Мотивация – совокупность стойких мотивов, определяемых характером
личности, ее ценностной ориентацией и направляющей ее деятельностью [2].
Существует следующая классификация мотивов по А.Н. Леонтьеву:
1. Вид мотивов связан с отношением к учению:
восприятие учения по сути, по содержанию этого вида деятельности
(новые факты, знания, явления);
отношение к учению как процессу.
2. Это мотивы, не связанные непосредственно с учебной деятельностью,
но влияющие на ее протекание:
социальные мотивы (мотивы долга и ответственности перед обществом,
значимыми людьми);
узколичные мотивы (стремление получать одобрение, хорошие отметки,
желание быть первым, желание быть признанным);
отрицательные мотивы (стремление избежать неприятности).
3. По области возникновения мотива:
внутренняя мотивация;
внешняя мотивация
Мотивация
имеет
большое
влияние
на
учебный
процесс.
Именно
формирование
учителем
у
обучающихся
положительного
отношения
и
мотивации
к
изучению
иностранного
языка
могут
сделать
сам
процесс
получения знаний наиболее эффективным.
Во время обучения мотивацией учащегося может выступать не только
желание
получить
новые
знания,
опыт,
но
и
уважения
у
одноклассников,
учителя, получение хорошей оценки за свою работу и похвалы.
Важной задачей педагога является удержание мотивации на достаточно
высоком уровне и постоянное ее подкрепление во время занятий иностранным
языком. Для этого на каждом этапе обучения необходимо наглядно показывать
ученикам каких результатов они достигли, какие новые слова, фразы выучили,
что они способны воспринимать их на слух и использовать в речи.
Изучение
иностранного
языка
должно
сопровождаться
актуальными
темами – топиками для учеников, которые интересовали бы их в реальной
жизни, а полученные знания было бы легко применить на практике.
Как было упомянуто выше, ученики по разным причинам могут быть
заинтересованы в изучении иностранного языка. Одна из них – коммуникация.
Многие имеют желание с легкостью контактировать с людьми, говорящими на
иностранном языке, свободно чувствовать себя в другой стране и заводить
новых друзей, говорящих на другом языке. Для реализации педагогу можно
использовать в процессе обучения различные коммуникативные игры. Также,
положительно
повлияют
на
мотивационный
компонент
использование
дидактических игр и задач, создание социально-коммуникативных ситуаций.
Нельзя не отметить, что одной из наиболее важных задач для педагога в
процессе формирования и укрепления мотивационного компонента является
закрепление ситуации успеха. Каждому ученику необходимо видеть, что он
достиг определенного результата, что все усилия были не напрасны. Именно в
этому случае мотивация закрепится в сознании ученика.
Список литературы:
1.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //
Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович,
Л.В. Благонадежина. - М.: Педагогика, 1972.
2.
Ефремова
Т.
Ф.
Новый
словарь
русского
языка.
Толково-
словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
3.
Маркова
А.К.
Формирование
мотивации
учения
[текст]
/
А.К.
Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов - М.,1990. – с.212.
4.
Ушаков,
Дмитрий
Николаевич.
Большой
толковый
словарь
современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. -
М. : Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.