Автор: Сафин Ильнар Илгизович
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" Приволжского района г. Казани
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в условиях Детской школы искусств"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
«Детская школа искусств» Приволжского района г. Казани
«Здоровьесберегающие технологии в условиях
детской школы искусств»
(Методические рекомендации)
Вы
полнил: И.И.Сафин,
концертмейстер высшей квалификационной категории
МБУДО «ДШИ» Приволжского района г. Казани
Казань-2022г.
1
Здоровьесберегающие технологии в условиях
детской школы искусств.
В нашей стране высокий уровень заболеваемости среди детей и молодежи. В
связи с этим на первый план выходит не только умение лечить полученные
ребенком по тем или иным причинам заболевания, но и предупредить их.
Поэтому перед современным педагогом поставлены новые задачи: не только
обучить, дать знания каждому ребенку, но и создать все условия для того, чтоб
за время прохождения учебы в школе ребенок не приобрел новых заболеваний.
В связи с этим требует переоценки взгляд на традиции в эстетическом
образовании и обучения ребенка. В мире, как отмечает в своей работе Бисерова
О.П., существует более 300 определений понятия здоровья. Мы присоединимся
к автору и остановимся на определении, данном этому термину Всемирной
организации
здравоохранения:
«Здоровье
—
это
состояние
полного
физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие
болезней или физических дефектов».
Рассматривая данный вопрос, нельзя обойти и такие значимые
составляющие здоровой личности как нравственное и духовное здоровье.
Нравственное здоровье — это комплекс характеристик мотивационной и
потребностно — информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого
определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в
обществе.
Духовное здоровье — система ценностей и убеждений.
Данные мониторинга заболеваемости свидетельствуют о высоком уровне
заболеваемости учащихся нашей школы. Поэтому перед педагогическим
коллективом стоит проблема: как в процессе обучения сохранить и укрепить
здоровье учащихся. Один из путей решения - внедрение здоровьесберегающей
технологии в учебно-воспитательный процесс музыкальной школы, которая
способствует становлению и развитию психически, соматически, физически,
нравственно здоровой личности
.
Функции здоровьесберегающей технологии.
Формирующая - осуществляется на основе биологических и социальных
закономерностей становления личности. В основе формирования личности
лежат
наследственные
качества,
предопределяющие
индивидуальные
физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на
личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе,
установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования
личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
2
Информативно-коммуникативная - обеспечивает трансляцию опыта
ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных
ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному
здоровью,
ценности каждой человеческой
жизни;
Диагностическая - заключается в мониторинге развития учащихся на
основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и
направленность
действий
педагога
в
соответствии
с
природными
возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ
предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса,
индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
Адаптивная - воспитание у учащихся направленности на здравотворчество,
здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и
повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной
и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-
значимой деятельности.
Рефлексивная
- заключается в переосмыслении предшествующего
личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет
соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
Интегративная
- объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией О. В. Петров
понимает
систему,
создающую
максимально
возможные
условия
для
сохранения,
укрепления
и
развития
духовного,
эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов
образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся и
педагогов;
учет особенностей возрастного развития учащихся:
создание благоприятного эмоционально-психологического климата;
использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности
учащихся.
Важным моментом музыкального образования, как и любого другого вида
эстетического
образования
является
объединение
детей
по
интересам.
Исследования показали, что среди групп детей, занимающихся в системе
дополнительного образования, нет преступности, наркомании и алкоголизма.
Как правила в среде этих групп здоровый образ жизни является нормой без
консервативного вмешательства взрослых и поддерживается более широким
спектром интересов и общих целей по сравнению в группах школьников, не
занимающихся искусством.
3
В медицинской практике уже давно обратили внимание на
оздоравливающее воздействие музыки на организм человека. Исследования в
этой
области
ведутся
уже
с
начала
XIX
века.
Но
серьезно
методы
музыкотерапии стали разрабатываться лишь с середины XX века. Так. 1950 году
в США возникла Ассоциация музыкальной терапии, в
1985 году основан
Институт музыкотерапии. С 2003 года музыкотерапия стала официальным
методом здравоохранения России.
Как показали исследования, занятия музыкой активируют работу височной
зоны
правого
полушария,
которая
в
повседневной
обычной
жизни
задействована крайне редко. Мелкая моторика влияет на развитие речевого
аппарата. Кроме того, кончики пальцев снабжены множеством нервных
окончаний, воздействие на которые благотворно влияет на работу внутренних
органов
человека.
Поэтому
многие
логопеды
рекомендуют
занятия
на
фортепиано в качестве дополнения к терапии по исправлению речевых
дефектов. Вместе с тем, занятия музыкой предполагают определенные
физические
затраты
со
стороны
учащихся.
За
время,
проведенное
за
инструментом, испытывают нагрузки большое количество мышц, начиная от
пальцевых фаланг до мышц в области плечей и даже спины. Поэтому важно с
самого начала формировать правильную посадку, постановку рук. мягкость и
свободу движения рук при исполнении.
Начиная заниматься с учеником первого года обучения, педагог должен
видеть итог, конечную цель и последовательно вести к ней учащегося,
осознавать и уметь предупреждать трудности, с которыми может столкнуться
ребенок в процессе овладения техническим мастерством. Исполнение сложных
пьес в старших классах должно быть подготовлено проработкой основных
технических приемов на примере более легких упражнений и этюдов.
Систематически наблюдая за развитием учащихся, легко определить общие
закономерности в формировании исполнительского аппарата и недочеты, над
преодолением которых нужно работать уже с первых лет обучения. Это вялые
прогибающиеся
пальцы,
зажатые
неподвижные
локти,
тяжелый
неповоротливый 1 палец, поднятые плечи, зажатые запястья. Подобные
недостатки в дальнейшем не только помешают ученику играть свободно и
выразительно, но и могут повлечь за собой серьезные проблемы, связанные с
физическим здоровьем.
Большую сложность в обучении представляет отсутствие у детей
последовательной домашней работы. В этой связи тем более важно, чтобы в
классе работа по развитию техники носила упорядоченный систематический
характер. Она должна представлять собой четкую систему приемов и навыков,
общих для применения в различных пьесах и этюдах. Учителю следует так
формировать репертуарный план, чтобы определенные приемы повторялись в
разных произведениях. Организуя работу таким образом, можно снизить
4
затраты ребенка во время домашних занятий и, вместе с тем, не снижать
уровень его технической подготовки.
Как нельзя построить красивый надежный дом, не заложив крепкого
фундамента, так и невозможно подготовить ученика к грамотному исполнению
виртуозных пьес и этюдов, не пройдя с ним целый ряд подготовительных
мероприятий. Качество исполнения данных произведений во многом зависит от
умения
владеть
своей
рукой,
умения
подчинять
движения
руки
исполнительской
воле,
чувствовать
пальцы.
Формировать
эти
навыки
необходимо с первых занятий. Поэтому уже с первого года обучения нужно
приучать ребенка ощущать руку и каждую ее составляющую. Работа над этим,
как правило, доставляет массу неприятных моментов для ученика, и поэтому
требует особых методов. Примирить ребенка с поставленной задачей помогают
постановочные упражнения, организованные в виде игр.
При работе над определенной пьесой или этюдом важно уже с первых годов
обучения привлечь ученика к работе над отдельными частями произведения,
добиваясь в них рационального движения рук и ровности исполнения. Можно
обвести трудные, неудобные для исполнения места, определить, в чем
заключается техническая задача, над которой нужно работать, составить
упражнения, позволяющие справиться с исполнением данного эпизода. В одних
случаях, как мы уже видели, эти упражнения можно будет взять из изученного
ранее материала. В дальнейшем, по мере освоения новых технических приемов,
в «копилку» будут добавляться следующие, обогащая технический арсенал
ученика.
Музыка – незаменимый инструмент для исследования и гармонизации всех
сторон внутреннего мира ребенка. Именно она может предохранить от
нигилизма и цинизма, потребительского отношения к человеческой жизни,
содействовать возрождению духовной культуры, анимировать душевные силы и
душевное здоровье.
Игра на инструменте не только стимулирует самоопределение человека в
жизни,
но
и
процесс
творческого
самовыражения
и
саморазвития
в
профессиональной деятельности, в сфере увлечений. Музыка тесно связана с
психофизиологическими явлениями в организме человека. Она формирует
культуру чувств, которая, в свою очередь, влияет на здоровье или нездоровье
человека. Культура чувств включает в себя богатство и разнообразие
переживаний, умение владеть собой в любой ситуации и не быть игрушкой
слепых страстей. Культура чувств предполагает умение понимать других
людей, сопереживать им, то есть предполагает так называемый эмоциональный
резонанс. Отсюда, предмет «Инструментальное музицирование»
в условиях
детской школы искусств – хорошая основа для музыкально-эстетического
5
воспитания
и
развития
ребенка,
что
является
необходимым
условием
формирования высококультурной и творческой личности.
В детской школе искусств в области музыкального образования и
воспитания в течение нескольких лет апробируется процесс внедрения
оздоровительных
аспектов
на
уроках
и
во
внеклассной
деятельности:
систематизирован и проводится на уроках экспериментальный комплекс
физических и дыхательных упражнений, направленных на оздоровление
учащихся; выработан алгоритм музыкальных упражнений и пальчиковых игр
для развития технических навыков; выполняется эмоциональный тренинг на
материале различных музыкальных произведений; используются специально
подобранные по возрастным и психофизиологическим критериям музыкальные
игры – в виде ролевой игры, мелодической и ритмической импровизации, а
также минутки здоровья.
Таким образом, делаются попытки формирования новой модели развития
творческой личности путем ориентации на уровень развития, социальный опыт
конкретного ребенка, деятельность которого рассматривается на основе
потребностно-информационной теории, индивидуального стимулирования с
дальнейшей самореализацией через погружение в творчество. Сам процесс
ведения занятий в детской школе искусств является частью решения проблемы
нравственного здоровья учащихся; он активно с раннего возраста формирует
модель
развития
творческой
личности,
развивая
главное
качество
–
воображение, мышление, память, эмоциональность, артистизм, музыкальные
способности личности.
В середине XI века арабским ученым Абу Ибн Бутляном были составлены
«таблицы здоровья»,
которые предписывали условия сохранения здорового
духа. К ним отнесены: свет, цвет, звук, покой, движение, бодрствование,
питание, питье, обмен веществ, умение управлять своими эмоциями. Подобные
же советы даны и в «Каноне врачебной науки» Авиценны. Существует понятие
– креативная медицина. Ее сущность состоит в лечении творчеством, что также
подтверждает, что сам предмет «Инструментальное музицирование» для многих
детей является уникальным как в нравственном, так и в оздоровительном
смысле. Так:
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века
музыкально-медицинские
центры
лечили
людей
от
тоски,
нервных
расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток,
отвечающих
за
интеллект.
Не
случайно,
занятия
математикой
в
пифагорейской
школе
проходили
под
музыку,
повышающую
работоспособность и умственную активность мозга.
Наукой доказано, что музыкой можно изменить развитие: ускорить рост
одних клеток, замедлять рост других.
6
Музыкой
можно
влиять
на
эмоциональное
самочувствие
человека.
Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского
способны активизировать энергетические процессы организма и направить
их на физическое оздоровление.
Целью музыкального образования и воспитания с оздоровительной
направленностью
в
детской
школе
искусств
является
ориентация
на
общечеловеческие ценности, воздействие на духовно-нравственную сферу
детей, где детство является фундаментом, отправной точкой жизни человека, на
котором строится дальнейшая жизнь Личности. Через семью, народные
традиции,
музыкальные
игры,
основанные
на
национально-этническом
фольклоре, в младшем возрасте, преподаватель фортепиано в средних и
старших классах вводит учащихся в большой Мир Музыки, затрагивая на
уроках проблемы взаимоотношений человека с природой, другими людьми,
семьи, духовного мира человека.
Программа с оздоровительной направленностью должна учитывать четыре
направления
деятельности
преподавателя:
музыкально-тематическое
содержание
урока;
этическое
содержание;
развивающие
возможности
учащихся; оздоровительный комплекс.
Такой подход к урокам помогает выявить особо одаренных детей в области
инструментального музицирования, обратить внимание ребенка на углубление
интереса к своей личности и сторонам его одаренности. Согласно мнению
психологов, медиков - общение с музыкой дает большой заряд бодрости,
эмоций, а эмоции - это своеобразные гормоны радости, любви и счастья.
Игра на фортепиано ведет к развитию пальцевой гибкости у учащихся, а через
активизацию
важных
биологических
точек
на
кончиках
пальцев
–
к
оздоровлению детей, к усилению функций важных органов (мизинец - сердце,
большой палец – головной мозг, безымянный – печень, средний - артериальное
давление, указательный - желудок, кишечник).
Искусство приходит в мир человека разными путями – через воспитание,
обучение
со стороны родителей, преподавателей, через самоопределение.
Детская школа искусств, при правильно продуманной методике музыкально-
эстетического образования и воспитания на уроках
и во внеклассной
деятельности, продолжает свою деятельность в данном направлении, расширяя
совокупность
приемов
и
методов
по
формированию
у
детей
такого
мировоззрения, которое поможет им быть здоровыми и счастливыми.
7