Напоминание

«Методическое обеспечение – важная составляющая процесса обучения игре на домре»


Автор: Легких Марина Валентиновна
Должность: преподаватель по классу домры, балалайки и гитары
Учебное заведение: МКОУ ДО "Курчатовская ДШИ"
Населённый пункт: г. Курчатов
Наименование материала: Методический доклад
Тема: «Методическое обеспечение – важная составляющая процесса обучения игре на домре»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Курчатовская детская школа искусств»

Методический доклад на тему

:

«Методическое обеспечение –

важная составляющая

процесса обучения игре на домре»

Выполнила

:

преподаватель

Легких Марина Валентиновна

Курчатов 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

I.ОБЗОР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ

ДОМРЫ………………………………………………………………………….4

I.1.

Первые опыты создания учебных пособий………………………….4

I.2.

Особенности новаторских пособий нового типа……………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………12

2

ВВЕДЕНИЕ

Основой

ресурсного

обеспечения

системы

образования

в

сфере

культуры и искусства является сеть государственных и муниципальных

образовательных учреждений, основополагающим звеном которой являются

учреждения дополнительного образования детей – детские школы искусств.

Начальное музыкальное образование, осуществляемое в ДШИ, является

особым видом дополнительного образования детей, двуединая цель которого

состоит в подготовке образованных музыкантов-любителей (слушателей и

исполнителей) и предпрофессиональное обучение наиболее одаренных

учащихся.

В

современных

условиях

возрастает

роль

традиций

исполнительства на русских народных инструментах в формировании

национальной

идентичности

и

развитии

музыкальной

культуры

подрастающего поколения. Неотъемлемой частью образовательного процесса

в ДШИ стало обучение игре на домре.

В

настоящее

время

важной

проблемой

является

недостаток

профессиональных методических работ, созданных именно для домры,

отсутствие единой, отработанной целостной, комплексной методической

системы, которая смогла бы объединить все наиболее важные аспекты,

составляющие определённую базу для обучения домриста, на которую можно

было бы ориентироваться в процессе работы с детьми в детских школах

искусств.

Поэтому представляют огромную ценность труды выдающихся

исполнителей и педагогов XX, заложивших основы методики преподавания

на домре в изданных учебно-методических пособиях, называемых «Школами

игры на домре».

Для достижения цели и решения поставленных задач были изучены

специальные источники и литература по данной теме.

3

I.ОБЗОР УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДОМРЫ

1.1.

Первые опыты создания учебных пособий

С уходом старшего поколения педагогов возникает известная опасность

утраты годами, десятками лет складывавшаяся, прошедшая испытание

временем, методика преподавания в классе домры. И хотя в наше время она

видоизменяется,

совершенствуется,

методические

основы,

заложенные

практикой многих поколений, являются фундаментом для подготовки

исполнителей на домре.

На

раннем

этапе

формирования

советской

домровой

школы

значительное место занимали поиски форм связи обучения с жизнью, то есть

связь с практикой строительства нового общества, участие в жизни народа,

изучение эстетических вопросов и воспитание художественных вкусов. В

этой атмосфере, когда внимание было сосредоточено главным образом на

том, что способно воздействовать на общее музыкальное развитие, не

возникало интереса к созданию новых специализированных учебных пособий

для обучения игре на домре.

С интенсивным развитием сети детских музыкальных школ в 50–70–е

годы встал вопрос о создании пособия нового типа, которое бы послужило

руководством для педагогов, не имеющих достаточного опыта преподавания,

нуждающихся в теоретическом обосновании своих занятий с учениками.

Интерес вызвало методическое пособие Свиридова Николая Макаровича

«Основы методики обучения на домре», изданной в 1968 году [7]. Автор

данного пособия руководствовался личными наблюдениями, опирался на

опыт лучших педагогов ленинградских музыкальных учебных заведений.

Преимущество его было в том, что оно издано в форме брошюры, небольшой

по объёму, но очень насыщенной информацией об устройстве инструмента,

4

его хранении, посадке и постановке рук, работе над звукоизвлечением,

штрихами и художественной выразительностью исполняемого произведения,

а также сведениями из общей педагогики. Но это была краткая памятка для

педагогов, в основном с теоретическим материалом и была сложна для

самостоятельного обучения для любителей игры на домре и учащихся

музыкальных школ.

Особый интерес вызывает и труд одного из первых выпускников

факультета народных инструментов по классу домры Виталия Ивановича

Мироманова «К вершинам мастерства» [6]. Работа была создана на основе

огромного

исполнительского

и

педагогического

опыта

талантливого

музыканта. Она необычна тем, что не являлась ни школой, ни самоучителем.

Это практическое руководство для совершенствования исполнительских

навыков, развития техники обеих рук, овладения всем многообразием

штрихов и приёмов игры на домре, в котором собраны множество примеров,

демонстрирующих исполнительские возможности инструмента. Поиск путей

развития техники игры на домре, работе с учениками над преодолением

технических

трудностей

способствовал

созданию

автором

большого

количества разнообразных, интересных упражнений, которые и сегодня

используют в своей работе педагоги-домристы.

В начале 70-х годов ХХ века была издана «Школа игры на

трёхструнной домре» Анатолия Яковлевича Александрова, в которой удалось

систематизировать процесс обучения в классе домры [1].

Эта «Школа»

рассматривалась и как первый опыт создания учебного пособия нового типа,

и как первое русское новаторское домровое пособие того времени, и как

родоначальник последующих домровых школ. В ней нашли отражение

некоторые тенденции конца 70–80-х годов и отдельные методические

приёмы, к которым обращалась тогдашняя советская детская домровая

педагогика. Она была предназначена для учащихся и педагогов музыкальных

5

школ и училищ, участников и руководителей самодеятельных музыкальных

коллективов. Целью её было не только способствовать дальнейшему

развитию профессионального мастерства будущего домриста, но и помочь

широкому кругу любителей музыки овладеть навыками игры на трёхструнной

домре и тем самым приобщиться к массовому музыкальному творчеству.

Особенностью «Школы» являлось то, что теоретические сведения и

практический материал излагались в тесной связи и расположены были в

порядке постепенно

возрастающей сложности; для начального обучения

автор подбирал более доступный для учащихся музыкальный материал,

основанный на знакомых народных мелодиях и песнях; обращение к

ансамблевой

игре

помогало

закладывать

основы

у

начинающих

для

воспитания слухового внимания и ритмической дисциплины; интересна

система предварительных упражнений к пьесам и этюдам, многие из которых

являлись авторскими.

Но есть и негативные моменты, которые мешали успешному обучению

домристов: словесный текст, к тому же, густо и мелко набранный, занимал

большой объём страниц; пояснения для обучающихся излагались сухо,

тяжело; сложно изложен теоретический материал. Педагогу приходилось

более доступно и понятно объяснять ученикам, о чём идёт речь. Это вызывало

некоторые неудобства при работе с младшими школьниками. По большому

счёту эта «Школа» больше подходила для обучения детей старшего

школьного возраста и юношества. Тем не менее, автор не ставил перед собой

широких музыкально-воспитательных задач, а опирался на сложившиеся

традиции, закреплял имеющийся опыт. В этой «Школе», рассчитанной для

разных ступеней обучения в течение нескольких лет, проявилось в

приоритете техническое начало над другими задачами. Но несмотря ни на

что, это методическое пособие, издававшееся массовыми тиражами много раз

6

в советский период, и в наши дни пользуется спросом среди педагогов по

классу домры.

Заслуживает внимание Зиновия Ивановича Ставицкого (1915–1980)

«Начальное обучение игре на домре» [8].

В этом учебно-методическом

пособии, основанном на большом личном педагогическом опыте его автора,

подробно освещены главные вопросы, связанные с посадкой, постановкой

исполнительского

аппарата,

звукоизвлечением,

но

основное

внимание

посвящено методике воспитания рациональных игровых движений домриста.

Рассматривая начальный этап обучения в качестве важнейшего при освоении

инструмента,

З.И.

Ставицкий

разработал

специальный

комплекс

подготовительных упражнений для освоения инструмента на всех этапах

начального

обучения.

Именно

это

делает

пособие

наиболее

ценным

практическим руководством при обучении в классе домры.

1.2.

Особенности новаторских пособий нового типа

Работы Виктора Семёновича Чунина, заслуженного деятеля искусств,

профессора, педагога, методиста, признаны во всех звеньях системы

музыкального образования. Он известен как автор учебных программ,

методических пособий и репертуарных сборников, которые много лет

используются в качестве хрестоматийного материала в детских музыкальных

школах, музыкальных училищах и вузах. Популярностью пользуется его

«Школа игры на трёхструнной домре», изданная в 80-е годы, в которой

доступно изложены сведения об инструменте, посадке, исполнительской

технике, начальных навыках звукоизвлечения и их способах, о компонентах

музыкального языка и работе над произведениями.

7

«Школа» помимо основных азов обучения домриста включает в себя

пьесы – ключи, которые служат основным учебным материалом для усвоения

и закрепления игровых навыков домриста в тесной связи с художественными

задачами. Ценным для практического применения в работе с учащимися

является авторский комплекс специальных гимнастических упражнений для

рук, помогающих расслабить и развить мышцы кистей и пальцев, что очень

важно для достижения свободы рук при игре. Интерес вызывает предложение

автора о плане работы над каждым из номеров раздела в определённой

последовательности: разбор текста и выучивание на память, освоение

указанных штрихов, транспонирование в разные тональности, исполнение в

разных темпах, нахождение возможных вариантов тембрового сопоставления

мотивов, исполнение в различных характерах, подбор аккомпанемента к

данной мелодии, игра всех пройденных номеров, импровизируя подбор

фразировки

в

комплексе.

Методические

находки

В.С.

Чунина

с

удовольствием используют в своей работе педагоги-домристы и в наше

время.

Изданная в 2003 году «Школа игры на домре» одного из ведущих

исполнителей и педагогов в области народного инструментального искусства

Вячеслава Павловича Круглова явилась результатом многолетней концертно-

исполнительской и педагогической деятельности автора [2]. В своей работе

он прокладывает новые, более эффективные пути воспитания и обучения

домристов. Интерес вызывает не только методика обучения. Важно то, что

предоставляется возможность педагогу и ученику самим выбрать из

различных вариантов и способов то, что им кажется убедительным и

целесообразным на данном этапе обучения. Данное пособие является ценным

практическим руководством как для начинающего педагога, так и для

имеющего опыт, как для исполнителя, так и для любителя-музыканта,

поскольку в ней присутствуют все необходимые аспекты обучения – начиная

с освещения исторических сведений и заканчивая пьесами высокого

8

профессионального уровня. Интересно, познавательно, грамотно изложен

материал;

уделяется

внимание

каждой

стороне

обучения

на

домре.

Примечательно ещё и то, что эта «Школа» включает методику обучения не

только на трёхструнной домре, но и на четырёхструнной с соответствующим

ниже нотным приложением для обоих инструментов.

Но настоящей сенсацией в методике начального обучения на домре

явилась работа ученика В.П. Круглова Сергея Фёдоровича Лукина, народного

артиста России, профессора, солиста Национального академического оркестра

народных инструментов России им. Н. Осипова. Его «Школа игры на

трёхструнной домре. Начальные классы» [3], специально разработана для

дошкольников 5–7 лет и учащихся 1–2 классов детских школ искусств и

призвана помочь детям и их педагогам пройти начальный этап обучения, не

утратив первоначального интереса к музыке, так как именно это тот период,

когда закладывается основное зерно, интеллектуальная и техническая база

для всего последующего развития музыканта. В ней рассмотрены наиболее

важные составляющие процесса начального обучения на домре, требующие

особого, пристального внимания и совместной вдумчивой работы как

преподавателя, так и учащихся. Весь материал поделён на разделы, которые

предполагают постепенное, последовательное освоение на протяжении

нескольких уроков. Каждый раздел посвящён определённой теме, что

отражено в названиях и включает в себя методические указания, а также,

соответствующие теме раздела, упражнения, пьесы, этюды.

Достоинством учебно-методического пособия С.Ф. Лукина является

наличие ярких, интересных, современных пьес для детей, многие из которых

являются авторскими. Все они доступны, красочно оформлены, напечатаны

крупным шрифтом, что немаловажно в обучении детей. В «Школе»

применено много полезных и заслуживающих внимания дидактических

приёмов. Например, ансамблевая игра ученика с педагогом с первых уроков,

9

которая

закладывает

основы

для

воспитания

слухового

внимания

и

ритмической дисциплины. Интересно, что каждая пьеса имеет рисунок, ей

соответствующий. Творческой находкой автора является изучение позиций на

примере образных пьес («Шарики», «Радуга», «Бычок» и др.), что заставляет

будить фантазию учеников и доставляет радость ребёнку от общения с этим

учебным пособием, где методически продумана система расположения и

подачи музыкального материала. Главное в содержании этой «Школы» –

просто и доходчиво, серьёзно и уважительно, интересно и поучительно.

Заслуживает внимания и «Школа мастерства домриста» С.Ф. Лукина

[5], где автор обращает пристальное внимание на воспитание не только чисто

профессионально-инструментальных

качеств,

но

и

на

формирование

творческой индивидуальности ребёнка. Обе «Школы» широко используют

педагоги в своей работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10

Таким образом, анализ рассмотренных выше школ позволяет сделать

вывод, что каждая из них представляет собой ценнейший методический

материал

для

обучения

домриста.

Каждый

автор

в

силу

своего

педагогического опыта и мастерства привносил что-то важное для обучения

и воспитания будущего исполнителя. Педагоги советского периода больше

опирались на сложившиеся традиции, на известное, проверенное временем и

в большей степени закрепляли имеющийся опыт, чем прокладывали более

эффективные пути воспитания и обучения. Последующие поколения в центр

внимания

ставили

наравне

с

формированием

технических

навыков,

воспитание творческой

личности будущего музыканта, воспитание его

исполнительской культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

11

1. Александров А.Я. Школа игры на домре. – 3-е изд. – М.: Музыка, 1979. –

173 с.

2. Круглов В.П. Искусство игры на домре: Учебное пособие. - М: Композитор,

2001. – 187.

3. Лукин С.Ф. Школа игры на 3-х струнной домре. Начальные классы. Ч. 1. –

Иваново: ООО «Выбор». 2008. – 84 с.

4. Лукин С.Ф. Школа игры на трехструнной домре. Начальные классы. Ч. 11.

– Иваново: ООО «Выбор», 2008. – 84 с.

5. Лукин С.Ф. Уроки мастерства домриста. В 7 ч. Часть 1. Некоторые вопросы

постановки рук. Ритм. Звук. Основные способы звукоизвлечения на домре.

Нотное приложение №1. - Иваново: ООО «Выбор», 2006. – 80 с.

6. Мироманов В.И. К вершине мастерства. Развитие техники на домре. – М.:

Музыка, 1972. – 56 с.

7. Свиридов Н.М. Основы методики обучения игре на домре. - Л.: Музыка,

1968. – 75 с.

8. Ставицкий З.И. Начальное обучение игре на домре / Ред. И. Шитенков. –

Л.: Музыка, 1984. – 64 с.

9. Чунин В.С. Школа игры на трехструнной домре / Рец. В.А. Кузнецов. – М.:

Советский композитор, 1990. – 151 с.

12



В раздел образования